СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Раскрывается становление и развитие системы мусульманских учебных заведений в Оренбургской губернии во второй половине ХIХ – начале ХХ вв. Ключевым предметом исследования стало рассмотрение специфики образовательной деятельности одного из лучших мусульманских учебных заведений Российской империи – новометодного медресе «Хусаиния» в г. Оренбурге. Рассмотрены достижения в возрождении мусульманского образования в Оренбуржье на современном этапе, роль в этом возрождении медресе «Хусаиния», ставшего главным центром обучения мусульманских духовных лиц и педагогов.
В первой главе монографии «Становление и развитие мусульманского образования в Оренбургском крае» раскрывается предпосылки и первые шаги к формированию системы мусульманского образования (мектебе, медресе), процессы реформирования мусульманского образования во второй половине ХIХ в. – начале ХХ в., роль вакуфного и купеческого капитала в обеспечении мусульманских учебных заведений. В главе выявляется характер государственной политики в области национального школьного строительства на рубеже ХIХ – ХХ вв. и ее своеобразие относительно мусульманских народов края.
Приводится подробная сравнительная характеристика двух категорий мектебе: старометодных и новометодных, их традиций и образовательных стандартов. Детально проанализирована деятельность библиотек в сфере просвещения инородцев. В главе анализируютя и систематизируются данные о количестве инородцев по уездам, численности населения в селах, где есть мектебе; приводятся статистические сведения о мусульманских школах Оренбургской губернии по годам, национальном и половом составе учащихся мектебе. Представлены подробные сведения о мусульманских приходах, духовных лицах и прихожанах-мусульманах в Оренбургской губернии; средствах, выделенных на содержание мектебе и их источниках, а также данные о помещениях начальных мусульманских школ. Проведён сравнительный анализ мектебе по методу преподавания 1912 г.: авторы выяснили, что если в 1912 г. большинство мектебе было старометодными – 420 из 467, то к 1916 г. количество новометодных мектебе стало почти в два раза больше (204 против 138). Приводятся данные относительно реформирования мектебе по уездам. Особенно явным реформирование произошло в Оренбургском уезде: если в 1912 г. было 98 мектебе старометодных против 20 новометодных (четыре пятых мектебе), то в 1916 г. стало 32 старометодных против 107 новометодных (одна треть). Показываются светский и религиозный подходы к реализации начальной мусульманской школы со стороны Министерства народного просвещения и мусульманских общин. Специфика мектебе заключалась: в сложности овладения арабским алфавитом и тюркским литературным языком; обучение на родном языке учащихся; в различиях типов школ по методу преподавания (старометодные новометодные); несистемности обучения, отсутствии единой программы и местных учебных пособий. Большинство мектебе были четырехклассными и имели общежития для учащихся. Учителя (мудариссы) в большинстве были выпускниками старометодных школ, но вели занятия в новометодных школах, которых к 1916 г. стало большинство. Реформирование мусульманских школ привело к тому, что из старометодных вненациональных религиозно-схоластических школ, они превратились в полусветские национальные и русскоговорящие школы.
Постановка просвещения мусульманского населения, основанного на использовании родного языка была связана с сетью, так называемых русско-«инородческих» школ, организованных в 70-е годы ХIХ в. по миссионерской системе педагога Н.И. Ильминского и священника Василия Тимофеева. Деятельность русско-«инородческих» школ регулировалась правилами от 26 марта 1870 г. «Меры к образованию инородцев», которые своей конечной целью определяли «обрусение и слияние инородцев с русским народом».
Таким образом, к 1916 г. в Оренбургской губернии сформировалась система начального (мектебе) и среднего (медресе) мусульманского образования. В 1916 г. была принята программа земской мусульманской школы, которая поднимала уровень религиозного образования и светских предметов в школе до современных требований. В целом, система мусульманского образования стало основой национального образования на Южном Урале и выполнила свою задачу по воспитанию национальной элиты и общества. Появляющиеся русско-башкирские и русско-татарские школы завоевывали все большее доверие местного населения и объективно способствовали выходу башкир и татар из культурной изоляции, были закономерными в условиях традиции веротерпимости в Российской империи. Мусульманские школы, в целом справлялись с задачами национального образования. Процент грамотности у татар в 1897 г. был 32,7%, у башкир 22,7%, у русских – 31,4% . Учитывая, сложность арабского алфавита и национальных алфавитов, на которых основывается мусульманское образование и которые надо было освоить учащимся, данные показатели грамотности мусульманских народов вполне успешны. Статус мусульманских школ был полуавтономным и полуофициальным. Открытие этих школ официально регулировалось земскими отделами образования, но фактически большинство школ были открыты неофициально и существовали автономно, подчиняясь только по духовному ведомству Оренбургскому Магометанскому Духовному Собранию в плане сбора сведений о них. Программа земских мусульманских школ для своего времени была прогрессивной и смогла бы сыграть важную роль в духовном просвещении мусульман, но трагические события Октябрьской революции и советского атеизма привели к слому мусульманского образования в целом.
Одной из важных решенных задач в исследовании стало раскрытие роли Оренбургской татарской учительской школы. Цель создания учительской школы – подготовка педагогических кадров из числа татарского и башкирского населения для правительственных начальных «инородческих» школ: русско-татарских и русско-башкирских училищ, а также русских классов при медресе. Проводится обзор информации о количестве учеников и их сословном составе, изучаемых дисциплинах, учебных пособиях и требованиях, библиотеке, уровне успеваемости, педагогическом коллективе, успешных выпускниках школы, сыгравших важную роль в дальнейшем развитии национального образования. Оренбургская татарская учительская школа подготовила хороших педагогов из татар и башкир, сыгравших впоследствии значительную роль в деле просвещения татарского и башкирского населения.
Основы реформирования мусульманского образования в 80–90-е гг. XIX в. в Оренбургской губернии заложили богатейшие татарские купцы 1-й гильдии братья Хусаиновы, которые создали в крае десятки новометодных начальных школ, финансировали их содержание, снабжали современной учебно-методической литературой, организовали краткосрочные курсы переподготовки учителей. Однако для обеспечения созданной ими сети школ высококвалифицированными педагогическими кадрами и дальнейшего развития в регионе системы начального образования требовалось наладить углубленную и массовую подготовку учителей, что и привело в 1891 г. к созданию реформированного медресе «Хусаиния» в Оренбурге как центре обширной губернии. Среди мусульманских учебных заведений в начале ХХ в. широкую известность получили светские медресе: оренбургское медресе «Хусаиния», основанное и содержимое купцами Хусаиновыми и новотроицкое медресе «Расулия», открытое на средства казахского бая Алтынсарина знаменитым башкирским мударрисом Зайнуллой Расулевым., медресе Сеитовского посада и медресе Орского уезда.
В второй главе монографии «История медресе «Хусаинии» в г. Оренбурге и национального образования при советской власти» анализируется вторая ступень мусульманской системы образования - медресе. Медресе «Хусаиния» рассматривается как ядро мусульманского образования в Оренбургском крае. Важным является прослеживание развития системы образования в контексте национальной и религиозной политики Советского государства, подготовка национальных педагогических кадров на базе бывшего здания медресе «Хусаиния».
Многие представители татарской буржуазии – братья Рамиевы, Акчурины, Сайдашевы и другие, оказывали финансовую поддержку мероприятиям, направленным на просвещение народа. Особое место среди татарской буржуазии занимают оренбургские купцы братья Хусаиновы – основатели нескольких десятков новометодных школ, меценаты и активные общественные деятели. Самым продуктивным результатом благотворительной и просветительской деятельности Хусаиновых по праву является медресе «Хусаиния». Открывая в 1891 году медресе «Хусаиния», его основатели, купцы братья Хусаиновы, надеялись, что это учебное заведение станет кузницей кадров для реформированных новометодных мектебов и медресе страны. Наряду с религиозным направлением медресе имело еще и общеобразовательную направленность. В дополнение ко всему, в 1894 году при медресе «Хусаиния» был открыт русский класс, предполагающий трехлетний курс обучения в объеме начальных народных училищ Министерства народного просвещения. Являясь крупным методическим центром, где велась разработка учебников и пособий, и таким образом заложив научную основу для реформирования мусульманских начальных школ в масштабах всей страны, медресе «Хусаиния» играло важную роль в формировании и развитии мусульманского образования не только Оренбургской губернии, но и всей Российской империи.
Рассматривается история создания медресе «Хусаиния», его внутреннее обустройство и материально-техническая база, правила внутреннего распорядка, дана характеристика организации учебно-воспитательной деятельности, формирования учебной программы и её совершенствования, педагогического состава и руководства медресе.
Открыть новометодное медресе оренбургские купцы братья Хусаиновы решили в 1889 г. Учебное заведение должно было располагаться в Сеитовском посаде при 9-й соборной мечети. Но из-за сопротивления духовенства села, выступавшего против новометодных школ и добившегося запрещения постройки медресе, братья Хусаиновы решили перевести его в город Оренбург. Летом 1890 г. А. Хусаинов купил два дворовых места, на которых располагались различные постройки и двухэтажный каменный дом, в котором первое время и располагалось медресе. Стоит отметить, что в конце XIX века медресе и мектебы разрешалось открывать только при мечетях. В связи с этим, А. Хусаинов решил построить 6-ую соборную мечеть Оренбурга, чтобы в комплексе с ней возвести здание для медресе. В октябре 1890 г. Ахмад-бай Хусаинов обратился в Городскую Управу с просьбой разрешить ему постройку мечети на своем дворовом месте. Разрешение на строительство было получено им 31 декабря 1890 г. Поэтому официальной датой открытия медресе «Хусаиния» считается 1 января 1891 г., то есть следующий день после получения разрешения на строительство в Оренбурге 6-й соборной мечети. Впоследствии А. Хусаинов «желая увеличить училище», построил для «Хусаинии» новое трехэтажное каменное здание с центральным водяным отоплением и электрическим освещением. В нем великолепно были оборудованы учебные классы, кабинеты, библиотеки, общежитие для приезжих учеников и столовая.
Отмечается, что в учебную программу медресе помимо религиозных дисциплин были включены светские и естественные предметы. Причем, естественные науки заметно преобладали и по перечню дисциплин и по количеству отводимых на их изучение часов. Акцент на светские дисциплины был сделан по той причине, что само учебное заведение было предназначено для подготовки не служителей религиозного культа, а всесторонне образованных людей и специалистов широкого профиля: учителей начальных, средних и высших школ и работников культурных, хозяйственных учреждений, которые не были бы национально обособленны и которым не были бы чужды общественные интересы. С целью улучшения качества обучения образовательная программа медресе постоянно дорабатывалась и совершенствовалась.
Росту популярности «Хусаинии» и усилению ее роли в образовании и просвещении мусульманской части населения способствовал также отлично подобранный педагогический коллектив, состоявший из передовых преподавателей – сторонников новых методов обучения. Отмечается, что многие педагоги этого медресе в свое время являлись его учениками. Большая часть преподавателей стали авторами первых советских учебников, словарей, географических и исторических карт и атласов. Составленные преподавателями учебники и пособия широко применялись в мусульманских образовательных
В 1917-1918 учебном году в «Хусаинии» были полностью пересмотрены образовательные программы и учебные планы. Затем оно было преобразовано в Учительский институт (Дарульмугаллим) им. А. Г. Хусаинова. Позднее в 1919 году – в Татарский институт, из образовательной программы которого полностью был исключен религиозный компонент, что фактически означало прекращение деятельности медресе. В дальнейшем Татарский институт был не раз преобразован в различные учебные заведения: Восточный институт народного образования (ВИНО), Татарский институт народного образования (ТИНО), Башкирский институт народного образования (БИНО), Киргизский институт народного образования (КИНО). Все они носили уже чисто светский характер. Эти институты занимали здание бывшего медресе «Хусаиния», преподавали в них также его бывшие педагоги. Впоследствии в 1925 году на месте Татарского института народного образования был организован Татарский педагогический техникум, который был призван готовить кадры для новых национальных школ. Отсутствие собственной системы профессионального обучения на национальных языках, острый дефицит образованных кадров вынудили советское государство обратиться к уже существующим материально-технической базе, педагогическому персоналу, учебно-методическим наработкам оренбургского медресе «Хусаиния», имевшего богатый дореволюционный опыт подготовки национальной интеллигенции.
В третьей главе «Возрождение системы мусульманского образования на современном этапе в Оренбургском крае» рассматривается становление медресе «Хусаиния» с 1991 по 2017 гг. и ее роль в подготовке духовных и педагогических мусульманских кадров в области, а также роль воскресных школ и летних лагерей при мечетях в духовном воспитании молодого поколения в Оренбуржье. Отмечается, что в настоящее время, когда существует сложившаяся система общеобразовательных учебных заведений, медресе «Хусаиния» заняло свою нишу в системе среднего профессионального образования. Учебная программа «Хусаинии» включает в себя, в основном, религиозные предметы. Из светских дисциплин проводятся занятия по психологии, педагогике и информатике. Образовательный процесс в медресе «Хусаиния» построен с учетом современных методических требований. Основным принципом обучения является совмещение его с воспитанием духовно просвещенной личности, воспитанной в традициях толерантности, межрелигиозного диалога.
Констатируется, что в отличие от дореволюционного медресе «Хусаиния», которое содержалось за счет купцов Хусаиновых, и в большей степени – на средства Ахмед-бая Хусаинова, и не испытывало финансовых затруднений, современное духовное учебное заведение не имеет постоянных частных инвесторов. Деятельность этого медресе финансируется за счет средств Духовного управления мусульман Оренбургской области, являющегося его учредителем. Являясь единственным лицензированным мусульманским учебным заведением в Оренбургской области, современное медресе «Хусаиния» играет важную роль в возрождении и развитии мусульманского образования не только этого региона. Поскольку его выпускники успешно служат, ведут проповедническую, образовательную и просветительскую деятельность и далеко за пределами края: в Самарской, Челябинской и других областях, а также в Татарстане, Башкортостане, Казахстане, Норвегии. Возрождение же в постсоветский период медресе «Хусаиния» также стало необходимостью, поскольку Оренбургская область нуждалась в квалифицированных кадрах мусульманского духовенства. Это подтверждает тот факт, что из всех имамов, работающих в мусульманских приходах Оренбургской области, более 70% являются выпускниками медресе «Хусаиния». Именно они ведут религиозно-просветительскую деятельность среди мусульманского населения Оренбуржья, занимаясь духовно-нравственным и патриотическим воспитанием населения.
В главе раскрывается важная роль примечетских воскресных школ в духовно-нравственном воспитании молодого поколения мусульман. Создание таких воскресных школ при мечетях актуально для многонациональной мусульманской общины Оренбургского края как фактор укрепления традиций ислама, противостояния безверию и религиозному радикализму. На начало 2017 г. в области насчитываются 15 мухтасибатов, 152 мечети, 13 молельных домов, 100 местных мусульманских религиозных организаций (ММРО) и 61 религиозная группа. В 60 мечетях ведутся примечетские курсы по изучению Корана и арабского языка, в которых преподают 79 преподавателей. Руководством Регионального Духовного Управления мусульман Оренбургской области проводится большая работа по развитию мусульманского начального образования, переводу всех религиозных школ на единые стандарты обучения, серьёзную научно-методическую основу, повышению квалификации преподавательского состава. Начиная с 2015 г. ежегодно проводятся курсы повышения квалификации для педагогов примечетских воскресных школ. Таким образом, развивая отечественные традиции мусульманской педагогики начальное образование при мечетях может решить одну из основных своих образовательных задач: привести детей к адекватному освоению мусульманской культуры (основ Корана и арабского языка) на нравственном примере выдающихся мусульманских деятелей Оренбургского края; сформировать культуру межнационального общения, единства мусульманской общины на высоких нормах мусульманской цивилизации в XXI веке.
Сведения о мектебе и медресе Орского уезда Оренбургской губернии.
Наименование школы | Когда и с чьего разрешения открыто | Число учащихся | Какие предметы и на каком языке преподаются | Какие приняты учебники, время и место их издания и имена авторов | Преподавательский персонал | Примечание |
В г. Орске «Медресе» при 3-й соборной мечети | В 1903 году с разрешения Оренбургского губернатора | 93 приходящих | «Закон Божий» (изречения Корана); Четыре действия арифметики – на татарском языке. Грамматика на арабском языке. | История Пророка Мухамеда. Фахретдинова 1909 г., г. Оренбург; Арифметика, Сабира Бадигова 1897 г., г. С-Пб.; Элементарные правила граматики, Губайдуллы Радуди. 1911 г., г. Оренбург. Учебники те же что при мектебе дер. Мамбетевой. | Под наблюдением местного муллы Марсиала Алчимбаева, преподает башкир дер. 3-й Юмагузиной Сибагатулла Мурзабулатов, кот. учился в г. Троицке в школе муллы Расулева. По русски не грамотен. | Программы нет. |
В Орском уезде «Мектебе» в поселке Никольском, Ильинской станицы. | В 1909 году. Разрешение не имеется. | 5 приходящих. | «Закон Божий» (знание Корана). Четыре действия арифметики и грамматика. | Бадияли-Алифба (Азбука) Шагимардана Салихова, 1910. г. Казань; Ауради-Исламия.Салихова, 1910 г. Казань; Тарабияли – Бала. Разатдина Фахрутдинова 1909 года. Казань; Ахляк-Расаляси. Абдулкаюма Насирова, 1911 г. г. Казань; Бадиль Магариф. Галимзянова, 1907 г., г. Казань; Тариф-Албия. Мухамет-Рахим Ханафей, 1911 г. Казань. | Местный указный мулла Нигматулла Мухамедов. | Программы нет. |
«Мектебе» в деревне Мамбетевой, 5 Усерганской волости. | Мектебе существует с давних лет; занятия по новой методике введены лишь первый год. | 25 | Правила письма, чтения; закон Божий; правила шариата, нравственность: арифметика 4 простых правила и простые дроби на татарском языке. | Мугалим-Сан. Ахмед-Гади Максюдова, 1911 г. Казань; Адопли – Бала. Мухамед Арсланова, 1906 г. Казань. | Преподает учитель из башкир дер. Качаган, Зильдаровской волости. | Программы нет. |
Мектебе в дер. Алчинбаевой, 5 Усерганской волости. | С 1911 года. Разрешения не имеется. | 70 | Чтение, письмо, арифметика, 4 простых действия, Закон Божий, священная история; Все на татарском языке. | Закон Божий – Максютова, 1909 года и Галеева, 1910 года г. Казань; Арифметика, четыре действия, переводом Богданова, 1909 года, г. Казань; Грамматика арабского языка, Галеева. 1911 и 1913 гг. г. Казань. | Мулла 3-й соборной мечети Мулла- имам-мударис Абдулла Магазов. | Программы и пенсионеров нет |
Мектебе в дер. Алибашевой, 5 Усерганской волости. | С 1911 года. Разрешения не имеется. | 50 | Чтение, письмо, арифметика 4 простых действия, нравственность, Закон Божий, священная история. На татарском языке. | Гадияли-Алифба (Азбука). Сочинения местного казака Салихова 1912 г.; Кират-Туктия (татарское чтение Зуфира Касимова, издан. в Уфе; Насыхат и шакиртдляр Адаби (нравственность) Розитдина Фахретдинова 1912 г., г. Уфа.; Габадат-Исламия (релегиозное чтение) Гадача Максюдова. Казань. типогр. Харитонова, 1910 г.; Аврад-Исламия (чтения имам) салихова, типогр. Баянуль-Хак, 1910 г., г. Казань. | Заведует указный мулла имам Шарафутдин Абдулнафиков. В качестве учителя состоит местный казак Шагимардан Салихов (он же сочинитель нескольких учебников). Последний воспитания домашнего. | Программы нет. |
Мектебе в дер. Байназаровой, 5 Усерганской волости. | С 1912 года. Разрешения не имеется. | 25 | Чтение, письмо, арифметика 4 простых действия, Закон божий – на татарском и арабском языка. | Букварь, Салихова, 1909 г. Казань, типогр. Баянуль-Хак; Правописание Хариса Хафизова, 1898 г. Казань, типогр.Каримова; Чтение, Алкурина 1906 г., Казань; Закон-Божий, Садык Усманова 1907 г., г. Казань; Хисап. Автор не известен. Изд. 1908 г. Типогр. Казанского университета.; Гакаит–Туркий. Хабибрахмана Забири 1906 г. г. Казань.; Рагабар-Имля. Хафиз Файзуллин, 1906 г. Казань; Минта-хаба. Хариса Фаизова, 1906.Казань; Тажвид. Шагидулла Гайнитдинов, 1912 г. Казань. | Местный указный мулла Абдул-Сабир Абдул-Хабиров Ураев. Белебеевского уезда Уфимской губернии Таухидов., кот получил образование в Хусаиновской медресе в г. Оренбурге. | Программы нет |
Мектебе в дер. 2 Юмагузиной, 5 Усерганской волости. | С 1911 года. Разрешения не имеется. | 50 | То же что и в мектебе в дер. Байназаровой. | Те же что при мектебе в дер.Байназаровой. | Преподает учитель из башкир дер. Качаган, Зильдаровской волости Белебеевского уезда Уфимской губернии Таухидов. Образование получил при медресе в Сеитовской посаде. | Программы нет. |
Мектебе в дер. Яльчинбаевой 3 Усерганской волости. | Мектебе имеется с давних лет; занятия по новой методике ведено с 6 октября 1912 года. Разрешения на открытие нет. | 36 | Чтение, письмо, арифметика 4 простых действия, нравственность, Закон Божий (знание Корана). Арабский язык. | Мугалим-Ауваль. Максюдова, 1912 г. Казань; Арабская азбука. Мугалим Сани. Максюдова, 1913 г. Казань; Бызным Мактяб. (наша школа). Назип Думавыев, 1912 г. Оренбург. Туркий Уку. Ахмятзян Мустафин, 1907 г. Казань. Фань-Тажвид. Шагид Гаушев, 1911 г. казань. Тариф Амбия. Фатих Каримоа, 1912 г. Оренбург. Гибадат- Исламия. Максюдова, 1910, Казань. Мабдауль-Караат. Сунгатулла Бикбулатов, 1911 г. Казань.
| Преподает учитель из мещан г.Илецкой-Защиты Шакирьян Ахметзянович Багаутдинов. Образование получил в гор. Орске в медресе 3 соборной мечети. | Программы нет |
Мектебе в дер. Ишановой, 3 Усерганской волости. | С 15 сентября 1911 года. Разрешение не имеется. | 28 | Чтение, письмо, арифметика 4 простых действия, нравственность, Закон Божий (знание Корана). Арабский язык. | Мугалим саны.. Максюдова, 1911. Казань. Табияли бала. Фахритдинова, 1909, Казань. Хуснульгибадат. Барутдинова, 1910. Казань. Гакаит-Туркий. Х. Забири. Казань, 1910. Фань Тажвид. Шагит Гуни, 1911, г. Оренбург. Насихат. Фахритдинова, 1912, г. Оренбург. Тарих амбия. Ханафьева, 1910. г. Казань. Рагабар Имбия. Фаизова, 1911.Казань. Тажвид Карабаж. Кутупхажиева, 1908. г. Казань. Тагалим Сала. Каримов, 1908 г.г. Казань Бухар Зада. Каримов, 1905 г. Казань. | Преподает учитель из крестьян Самарской губернии, Бугурусланского уезда, Ефрем-Зыковской вол. Галеутдин Серьжитдинов. Образование получил в медресе Сеитовского посада. | Программы нет. |
Мектебе в дер. Абубакировой, 3 Усерганской волости. | С 1910 года. Занятия по новой методике начаты первый год. | 20 | Чтение, письмо, арифметика 4 простых действия, закон Божий, нравственность. | Одна лишь азбука «Мугалим Аувань», соч. Максюдова, 1912 года. Казань. | Учитель Хамат Бончурин, башк. дер. Акназаровой, 4 Усерганской вол. Образование получил в медресе при Орской 3 соборной мечети. В знании русского языка выдержал испытания при Орском городском училище. | Программы нет. |
Мектебе в дер. Малой Халиловой, 3 Усерганской волости. | С 1912 года. Разрешение не имеется. | 20 | Тоже самое что в мектебе деревни Яльчибаевой. | То же, что при мектебе дер. Яльчибаевой | Учитель Сулейман Фаткуллин. Образование получил при медресе 3 соборной мечети в г. Орске.
| Программы нет. |
Медресе в дер. Халиловой, Карагай-Кипчакской волости. | Медресе существует с 1863 года, частные сведения имеются что с разрешения Начальника 2 кантона, Верхнеуральского уезда, документов на это никаких нет. Преподавание по новой методике начато с 1911 г. | 200 | География, священная история, история ислама, Всеобщая история, арифметика, чтение и письмо. На татарском языке. Вероучение преподается на арабском языке. | Коран. Бакчисова, 1899 г. Крым. География. Хариса Фаизова, 1908 г. Казань. Священная история. Галеева. Краткая история. Зубаирова, 1909 г. Казань. Всеобщая история. Фатиха каримова, 1911 г. Оренбург. Арифметика. 1 часть, перевод с русского Богданова, 1909 г. Казань; 2 часть. Якуба Халилова и Зубаирова, 1911 г. Казань. Джамагат. Мансурова, 1909. Казань. Этимология. Умерова, 1910 г.Астрахань. Мугалим Аувак. Максютова, 1912 г.Казань. Мугалим сани. Максютова, 1911 Казань. | Преподают: Указный мулла имам-хатып Мугалим Халсин Батыршин и имам-хатып Киямиль Мусин. | Программы нет. Из числа учащихся 100 человек пенсионеров и 100 приходящих. |
Мердресе в дер. Юдук, 1 Бурзянской волости. При медресе русский класс. | Медресе открыто в 1782 году, разрешения не имеется. Русский класс открыт в 1888 г. с разрешения Министерства народного Просвящения. Инспектор народных училищ Орского района надворный советник Павел Дмитриевич и Директор Статский Советник Сироткин. | 70 | В медресе преподаются на татарском языке предметы: азбука, родной язык, магометанской законоучение, диктовка и чистописание, география, магометанская история, арабский язык, и Алкоран на арабском языке с переводом на татарском. В русском классе преподаются: русский язык, грамматика, диктовка, чистописание, арифметика, история, география, все эти предметы преподаются на русском языке. | Азбука – Автор Хайбрахман Зубаиров, название «Рахибар Сыбияков», издание 4-е г. Казань, 1911. Родной язык. «Шакырт Адабий» издание 8-е, 1912 г. Оренбург, автор Гизаитдин Фахретдинов. Магометанское Законоучение. – Алкоран изд. 3. бр. Каримовых, 1912. Казань, 8-е изд. Харитонова, 1908. Казань и Казанского Императорского университета, 1904, г. Казань. Книга для диктовки. Автор Салахетдин Камалетдинов, изд. 1-е, 1913 г. Казань. География. Автор Мухаметрахима Каримова, изд. 5-е, 1911. Оренбург. Магометанская история. Автора Каримова, изд. 3-е Оренбург. Арабский язык. Учебник «Мабдаль Карат» автора Сунигатуллы Бикбулатова, изд. 2-е, 1911. Казань. Коран на арабском языке, изд. 1-е 1912 года, Бр.Каримовых. Казань. В русском классе учебники: Русская речь. Вольпера. 1,2,3 года изд. 54-е 1910 г. С-Пб. Грамматика и этимология русского языка. Васильева, изд. 6-е, 1910 г. Москва. Арифметика. Вишневского, изд. 23-е, 1906 г. С-Пб. Русская история. Рождественскаго, 1911, изд. 8-е г. С-Пб. География. Вольпера. Изд. 8-е., 1912 г. С-Пб. | Заведующий медресе Ахун I Соборной мечети, из мещан г. Орска Шакирьян Мухамедьянов Адигаомв, 45 лет обучался в Троицком медресе при 2 Соборной мечети. Преподает магометанское законоучение, арабский язык, Алкоран и магометанскую историю. Его помощник – кр. Уфимской губернии, Стерлитамакского уезда Абдулкасимовской волости, дер. Багани Манглияр Тульданов Габбясов, обучался в Уфимском медресе имени Гали. Преподает: азбуку, родной язык, диктант и геграфию. Учитель Русского класса, дворянин Уфимской губернии, Белебеевского уезда Кагарман Кутлубулатов Чанышев, 63 года, окончил курс в Уфимской Учительской Татарской школе, учительствует с 1877 г. | Программы нет. Из числа учащихся 3-е русских. |
Мектебе в дер. Юлук, при 2 соборной мечети. | С осени 1913 г. Разрешение не имеется. | 85 | Азбука, родной язык, магометанское законоучение, диктовка, чистописание, география, магометанская история, преподается на татарском языке, арабский язык и алкоран, преподается на арабском языке. | Азбука. Азметхадия. Максютова, изд. 18, 1912. казань. Родной язык. «Шакырт Адабий» изд. 8 1912 г. Оренбург, автор Газаитдин Фахретдинов. Магометанское законоучение. (габдуль исламия) Ахметзяна Максютова, изд. 5-е 1910 г. казань. Диктовка и чистописание. Автор Салахетдин Камалетдинов, изд. 1-е, 1913 г. Казань. География. Автор Мухаметрахима Каримова, изд. 5-е, 1911. Оренбург. Магометанская история, Бр. Каримовых, изд. 3-е. Оренбург. Арабский язык. Ахметхадия Максютова, изд. 1910. Казань. Алкоран на арабском языке, изд. 1. 1912 г. Бр. Каримовых.г. Казань. | Заведующий мектебе – мулла 2-й соборной мечети – башкир д. Ишановой, 3 Усерганской волости, Орского уезда, Габдулбарий Салихов Зайнагабдинов, 28 лет обучался в Троицком медресе при 4 соборной мечети, преподает: магометанское законоучение, географию, магометанскую историю, арабский язык, и алкоран. Муазин- Верхнеуральский мещанин Загретдин Галяутдинов Усманов, 26 лет обучался в Орском медресе при 3 соборной мечети, преподает: родной язык, диктант и чистописание. | Программы нет. |
Источник: Краткий исторический взгляд на развитие духовного образования в Оренбургском крае // Оренбургские губернские ведомости. — 1851. — № 22-26.
Приложение 2 Медресе Сеитовского посада.
Приложение 3
Учебный план трехгодичного начального отделения (ибтидаия) медресе «Хусаиния» на 1906-1907 учебный год
Наименование предметов | Количество часов на неделю | |
Татар теле Игътикад Эхлякъ Корьан Гыйбадэт Хикаят тарихия, мэгьлумат джаграфия Ашия hэм сызу Хисап Тарих Джаграфия Хосне хат Иляхи (монаджат) | Татарский язык Вероучение Учение о нравственности Коран Богослужение Исторические рассказы и географические сведения Физика и черчение Арифметика История География Чистописание Пение религиозных песен | 17 3 3 11 4 3 5 9 2 1 2 3 |
Приложение 3
Учебный план четырехгодичного среднего отделения (рушдия) медресе «Хусаиния» на 1906-1907 учебный год
Наименование предметов | Количество часов на неделю | |
Корьан тэджвит Дин Эхлякъ Тарих Джаграфия Хисап Һэндэсе Гыйльме ашия Татар теле Гарэб теле Рус теле | Правила орфоэпического чтения Корана Вероучение Учение о нравственности История География Арифметика Геометрия Физика Татарский язык Арабский язык Русский язык | 8 8 4 8 4 4 4 4 12 8 48 |
Приложение 4
Учебный план для разряда «игдадия» на 1906-1907 учебный год
Наименование предметов | Количество часов на неделю | ||||
| 3-летнее науч. отделение | 4-летнее религиозное отд. | |||
Эхлякъ Фикх Гакаид Тарих Джаграфия Тарихе адиан Хикмэте табигия Химия Муаллидлсаласа Хисап вэ джабер Һэндэсэ вэ мосэллэсэт Гыйлмэ hэйэт Гыйлме эхвел рух Мантыйк Тарихе фэлсэфэ Мокаддимэте фэлсэфэ Хокукъмостэгъмилэ Хифзыссыйхэт Гыйльме икътисат вэ мэгълумат тэжэрия Ысул дэфтэре Тэрбияи этфаль Гарэб теле hэм эдэбияты Татар теле hэм эдэбияты Рус теле Немец теле Фарси теле Тафсире корьан Гыйлме-л хэдис Ысуле хэдис Ысуле фикъхе Фэлсэфэи диния | Учение о нравственности Юриспруденция Теология История География История религий Физика Химия Естественная история Арифметика и алгебра Геометрия и тригонометрия Астрономия Психология Логика История философии Введение в философию Элементарное право Гигиена и медицинские знания Политэкономия и торговое дело Бухгалтерия Воспитание детей Арабский язык и литература Татарский язык и литература Русский язык Немецкий язык Иранский язык Комментарии Корана Изучение изречений Методика изучения изречений Мухаммеда Методика юриспруденции Философия религий | 4 6 3 3 3 3 3 3 1 5 2 1 6 1 6 7 10 11 | 4 12 6 4 3 3 2 2 3 2 2 1 2 2 2 1 1 1 2 15 5 6 3 6 2 1 2 1 1 |
Приложение 5
Программа медресе «Хусаиния»
(из отчета чиновника департамента духовных дел иностранных вероисповеданий МВД, действительного статского советника
И. Платонникова, проводившего в медресе ревизию в 1910 г.)
«Курс обучения составляет в мектебе – 7 лет и в медресе – 7 лет, а всего – 14 лет.
В мектебе изучаются:
1-й год:
- татарский язык: ознакомление со звуками, буквами и упражнение в чтении;
- вероучение: о вере в Бога, его Ангелов, Пророков, о Священных книгах и Страшном Суде;
- письмо: написание букв, слов и предложения, а также списыванье с книг.
2-й год:
- чтение Корана;
- арифметика: 4 действия в пределах первой сотни;
- чтение (татарское) с пересказом и объяснением прочитанного;
- вероучение: символ веры, вера в Бога, Ангелов, Пророков и т. д. в более подробном изложении;
- диктовка на татарском языке;
- заучивание стихов Корана;
- чистописание;
- природоведение: школа, дом, фигуры, человек, тело, цвета, линии.
3-й год:
- чтение Корана;
- арифметика: 4 действия на все числа и решение задач;
- чистописание;
- чтение на татарском языке с объяснениями;
- природоведение: ознакомление с окружающими предметами и явлениями природы;
- Священная история от Адама до Мухаммада;
- вероучение: омовение и молитвы;
- правила чтения Корана: весь учебник;
- диктовка;
- география: 1-я часть учебника.
4-й год:
- чтение Корана;
- география: сведения из 2-й части учебника;
- разговорный урок: краткие сведения по вопросам о воспитании;
- природоведение: о явлениях природы, о животных, растениях и минералах;
- диктовка татарская;
- история ислама: об Аравийском полуострове, о предках Пророка, рождении его и жизни;
- арабский язык: ознакомление со словами и составление из них предложений;
- арифметика: все действия;
- вероучение: милостыня, очищение, пост, молитва, паломничество;
- чтение различных стихотворений с пересказом;
- чистописание;
- рисование;
- правила чтения Корана.
5-й год:
- чтение Корана;
- арифметика (на татарском языке): ознакомление с именованными числами;
- арабское чтение с пояснением;
- история ислама: распространение ислама, Пророк Мухаммад, халифы: Абубакр, Омар, Осман, Али и Омейяды;
- рисование;
- вероучение: торговля и ее правила, приношение жертв Богу;
- география на татарском языке: Российская империя;
- арабская грамматика: этимология;
- русский язык: обучение грамоте, звуки, буквы, чтение, разговор, беседы по картинам;
- арифметика на русском языке;
- чистописание.
6-й год:
- чтение Корана;
- арифметика на татарском языке: простые дроби;
- история ислама: Аббасиды, Андалусия, возникновения мелких государств, крестовые походы;
- вероучение: омовение, молитва, милостыня, пост, хадж;
- география на татарском языке: Азия и Европа;
- арабское чтение с объяснением;
- арабская грамматика: этимология;
- грамматика татарского языка: этимология и синтаксис, рассказ прочитанного, заучивание стихотворений и басен и т. д. по программе Министерства народного просвещения для 1-классных училищ;
- арифметика на русском языке: решение задач на все 4 действия устно и письменно, именованные числа, признаки делимости и т. д. по программе Министерства народного просвещения;
- чистописание.
7-й год:
- чтение Корана;
- арифметика на татарском языке: десятичные дроби, отношения, пропорции, проценты, учет векселей;
- арабское чтение с объяснением статей;
- вероучение: промышленность, торговля, земледелие, ремесла, брак, развод, обеты, завещания;
- география на татарском языке: Африка, Америка, Австралия;
- татарская история: Темучин, Джучи, Батый, Барак, Темир, Узбек, Куликовская битва, Тохтамыш, Эдигей, Ахмед, основание Казани, Мухаммед Великий, Махмуд, Ильгам, Гали, Мухаммед-Амин, Саид-Гирей, Сафа-Гирей, Джанигалий;
- арабская грамматика: этимология;
- грамматика тюркского языка: этимология, синтаксис;
- русский язык: объяснительное чтение, краткое ознакомление с русской историей, географией всех частей Света и государствами на них, этимология и синтаксис русского языка;
- арифметика на русском языке: действия над именованными числами, дроби простые и десятичные, система мер и весов;
- чистописание.
В медресе изучаются:
1-й год:
- арабская грамматика: этимология и синтаксис;
- арабское чтение с объяснением;
- география на татарском языке: 5 частей Света и Российская империя;
- история ислама: Мухаммад, халифы, Омейяды. Аббасиды, Андалусия, возникновение мелких мусульманских государств;
- арифметика на татарском языке: простые и десятичные дроби, пропорции, проценты, учет векселей, правила деления и смешения;
- чистописание;
- диктовка;
- грамматика тюркского языка;
- природоведение: тела, жилища, отопление, освещение, пища, одежда;
- русский зык как предмет преподавания: объяснительное чтение и ознакомление с грамматическими правилами.
2-й год:
- мусульманское вероучение: омовение, молитвы, пост, милостыня, паломничество;
- персидский язык: заучивание слов и составление из них предложений;
- арабская грамматика: этимология и синтаксис;
- грамматика тюркского языка: этимология и синтаксис по запискам;
- догматическое богословие (гильми калям): сущность магометанской веры, свойства Бога, предопределение и Страшный Суд;
- изречения Пророка;
- арабское чтение с объяснением;
- всеобщая история: Древний век, египтяне, финикийцы, ассирийцы, халдеи, греки, римляне, персы, тюрки, индусы, китайцы;
- геометрия: геометрия тела, теоремы, треугольники, многоугольники, окружность;
- арифметика на татарском языке: 4 действия, простые и десятичные дроби, проценты, учет векселей, правила смешения;
- учение о нравственности и воспитании: умственные способности человека, обязанности и т. п.;
- диктовка на арабском языке;
- естественная история (зоология): общие понятия из анатомии животных и человека;
- экономическая география: окраины и колонии Российской империи, промышленность добывающая, обрабатывающая, фабрично-заводская и кустарная, торговля, пути сообщения;
- русский язык как предмет преподавания: объяснительное чтение, грамматика, русская история.
3-й год:
- догматическое богословие: сущность магометанской веры, вера в Бога, Пророков и Ангелов, о загробной жизни, Священных книгах, чудесах;
- изречения Мухаммада;
- законоведение (фикх): продажа, покупка, брак, развод;
- арабское чтение с объяснением;
- геометрия: отдел стереометрии;
- естественная история: ботаника;
- алгебра на татарском языке: термины, 4 алгебраических действия и дроби, степени и корни, уравнения первой степени;
- учение о нравственности и воспитании: умственные способности человека и обязанности;
- арабская риторика как наука о красноречии;
- экономическая география: окраины и колонии, экономическое положение государств (кроме России);
- арабская литература: стихотворения и статьи арабских писателей;
- персидский язык: ознакомление со словами и составление предложений;
- изложение мыслей на арабском языке;
- тюркская литература: разбор, стихосложение, метафоры, тропы;
- всеобщая история: Средние века, переселение народов, франки, англосаксы, возникновение ислама, государства Западной Европы;
- русский язык: грамматика, объяснительное чтение, русская история
4-го и 5-го классов в медресе не имеется.
6-й год:
- толкование Корана;
- хадисы;
- законоведение;
- догматическое богословие: чудеса Пророка, вера в Ангелов, Священные книги, предопределение, Страшный Суд и проч.;
- арабская риторика;
- арабское чтение с объяснением;
- арабская литература: прозаические статьи стихи известных арабских писателей и поэтов;
- персидская литература: теория словесности;
- биография Мухаммада: начало откровения, проповедь, притеснения Пророка и его последователей, переселение последователей Мухаммада в Абиссинию, а самого в Медину;
- алгебра: квадратные уравнения, мнимые выражения, равенство, логарифмы, сложные проценты, теория соединения;
- тригонометрия;
- физика: введение, общие свойства тел, сила тяжести, движение, жидкость, газ, звук;
- химия: металлоид, элемент, сложные тела, химические процессы, атомы, кристаллизация, химические знаки, молекулы и проч.:
- педагогика: воспитание физическое, семья, школа, сбережение здоровья, гимнастика, духовное воспитание;
- гигиена: микробы, вода, воздух, отопление, освещение, питье, зрение, жилище, чистота, болезни;
- естественная история: геология и минералогия;
- изложение мыслей на арабском языке;
- основы мусульманского законоведения (усул фикх);
- всеобщая история: Новые века, перевороты в государствах, возрождение наук и искусств, открытие новых частей Света, великие государства;
- русский язык: этимология и синтаксис, изложение мыслей, русская история и география»
РГИА. Ф. 821, оп. 133, д. 626, л. 66 об., 67-67 об., 68-68 об., 69-69 об., 70-70 об., 71-71 об., 72, 73.
Приложение 6
Сведения о преподавателях медресе «Хусаиния»
в 1909-1910 учебном году
В сообщении имама 6-й соборной мечети Директору народных училищ Оренбургской губернии от 21 ноября 1909 г. № 182 преподавателями медресе «Хусаиния» названы:
1) Муса Яруллович Бигиев (мусульманское право, арабский язык, учения Пророка и толкование Корана);
2) Гирфан Шайхульмарданович Рахманкулов (арабский язык и нравственность);
3) Абдуррахим Мухамедгасанович Даминов (законоведение, учение Пророка);
4) Алимджан Мухамедшич Файрушин (естествоведение);
5) Шагидулла Валиуллович Вахидов (арабский язык и законоведение);
6) Халиулла Айнуллович Айнуллин (арабский язык, нравственность);
7) Губейдулла Габдуррахманович Рафиков (начальные классы);
8) Ибрагим Мухаррямович Бекчентеев (начальные классы);
9) Мухаметшариф Ахметвалиевич Якубов (начальные классы);
10) Рабиг Хафизович Тарзиев (начальные классы);
11) Хаджиахмед Валимухамедович Рамеев (русский язык);
12) Шакирзян Абдулнафикович Клызбаев (русский язык);
13) Хаджиахмет Шагиахметович Байтеряков (русский язык).
Кроме того, при медресе состояли фельдшер, коллежский регистратор Исаак Алиевич Медведев и надзиратель Мухамедзагир Аляуддинович Вахидов.
ГАОО. Ф. 73, оп. 1, д. 228, л. 10-10 об.
Приложение 7
Сведения о преподавателях медресе «Хусаиния»
(из отчета чиновника департамента духовных дел иностранных вероисповеданий МВД, действительного статского советника
И. Платонникова, проводившего в медресе ревизию в 1910 г.)
На момент ревизии преподавателями медресе являлись:
1) Шакирзян Мухаметшин Файрушин, мещанин г. Илецкая Защита, 30 лет. Образование получил в Хусаиновском медресе. По окончании курса мектебе для пополнения своих знаний ездил в Константинополь. Кроме того, обучался в Оренбургском русском классе при медресе, курс которого окончил и получил свидетельство. Состоит преподавателем с 1 сентября 1910 г. Преподает педагогику, этику, гигиену, алгебру, физику, геологию и химию. Получает 1200 руб. в год, живет на частной квартире.
2) Сунгатулла Нигматуллин Бикбулатов, уфимский мещанин. Родился в дер. Балыклыкулевой Стерлитамакского уезда, 27 лет. Образование получил в Хусаиновском медресе и имеет свидетельство. По окончании курса посетил Святые места. Имеет свидетельство об окончании Оренбургского русского класса. Преподавателем состоит с 1 сентября 1910 г. Преподает арабский язык и литературу, вероучение, толкование Корана, биографию Пророка и богословие. Получает 720 руб. в год за преподавание и 150 руб. за дежурство, а всего – 870 руб. в год. Состоит дежурным при медресе, надзирателем за поведением учащихся.
3) Сабир Галимов Галимов, крестьянин дер. Таулы Кривозерской волости Саранского уезда Пензенской губернии, 35 лет. Образование получил в медресе дер. Алтарской Пензенской губернии, потом в г. Ташкенте, в Пьянобазарском медресе, по окончании которого посетил Святые места: Мекку, Медину, Иерусалим, Египет. Состоит преподавателем с 1 сентября 1910 г. Преподает вероучение, арабский язык, мусульманское законоведение, основы мусульманского законодательства. Получает 600 руб. за преподавание и за обязанности дежурного 150 руб., а всего – 750 руб. в год.
4) Салихджан Салахитдинов Насыров, крестьянин дер. Елхово Озеро Симбирского уезда и губернии, 22 лет. Образование получил в медресе «Нурия» в г. Буинске Симбирской губернии и имеет свидетельство. Преподает арифметику, историю ислама, естественную историю, географию, тюркский и персидский языки. Получает 600 руб. за преподавание и за обязанности дежурного 150 руб., а всего – 750 руб. в год.
5) Абдулла Арифов Бектимиров, мещанин г. Касимова Рязанской губернии, 26 лет. Образование получил в медресе дер. Кшкар. Имеет свидетельство о знании русского языка. Состоит преподавателем с 1910 г. Преподает арифметику, политическую и экономическую географию, геометрию, всеобщую историю, естественную историю, тюркскую грамматику и ведет разговорный урок. Получает 600 руб. за преподавание и за обязанности дежурного 150 руб., а всего – 750 руб. в год.
6) Ибрагим Мухарямов Бикчентеев, крестьянин дер. Абсалямовой Стерлитамакского уезда уфимской губернии, 21 год. Образование получил в Хусаиновском медресе, здесь же окончил русский класс, о чем имеет свидетельство. Преподавателем состоит с 1 сентября 1907 г. Преподает арифметику, татарскую историю, историю ислама и чтение на тюркском языке. Получает 500 руб. в год.
7) Абрахман Габдрахманов Рафиков, башкир Сеитовского посада Оренбургской губернии, 29 лет. Образование получил в Хусаиновском медресе. Состоит преподавателем с 1 сентября 1910 г. Преподает вероучение, татарское чтение, географию, историю Пророков. Получает 360 руб. в год.
8) Хайрулла Гизатуллин Усманов. Родился в дер. Чеклы Симбирской губернии, 49 лет. Образование получил в медресе Буинска. Имеет свидетельство ОМДС на звание мугаллима. Состоит преподавателем с 1 сентября 1908 г. Преподает Коран и правила его чтения. Получает 360 руб. в год.
9) Салахутдин Камалетдинов Камалетдинов, крестьянин дер. Чирки-Дюртюли Тетюшского уезда Казанской губернии, 25 лет. Образование получил в Айтугановском медресе г. Казани. Имеет свидетельство о знании русского языка и от ОМДС на звание мугаллима. Состоит преподавателем с 1 сентября 1908 г. Преподает Коран и правила его чтения, диктовку, чистописание, черчение и географию. Получает 360 руб. в год.
10) Рабиг Хавзов Тарзеев, крестьянин дер. Нижненовокутлумбетевой Бугурусланского уезда Самарской губернии, 24 лет.
11) Мухаметшариф Ахмед-Валиев Якупов, мещанин Сеитовского посада, 26 лет. Образование получил в медресе ахуна Якупова при 2-й соборной мечети Сеитовского посада. Преподавателем Хусаиновского медресе состоит с 1 сентября 1905 г., а раньше был деревенским мугаллимом. Преподает тюркский язык и письмо, обучая детей по букварю. Получает 360 руб. в год.
12) Нигаметджан Исхакович Еникеев, дворянин. Родился в дер. Новой Каргале Белебеевского уезда Уфимской губернии, 35 лет. Образование получил в Казанской татарской учительской школе и имеет свидетельство на звание учителя. Заведующий русским классом при Хусаиновском медресе с 1 января 1910 г., за что из казны получает 480 руб. в год и, кроме того, несет обязанности делопроизводителя канцелярии училища. За это получает от медресе еще 480 руб., а всего – 960 руб. в год. Преподает русский язык. В должности утвержден Директором народных училищ Оренбургской губернии.
13) Хаджиахмет Валиахмедов Рамеев, мещанин г. Стерлитамака Уфимской губернии, 29 лет. Окончил курс Казанской татарской учительской школы. Состоит преподавателем с 1 марта 1908 г. Преподает русский язык, получая из казны 120 руб. и из Оренбургской городской управы 360 руб., а всего – 480 руб. в год.
14) Аглиулла Фаткуллин Насыбуллин, крестьянин дер. Ново-Гаскаровой Астраханской губернии, 20 лет. Окончил курс Казанской татарской учительской школы. Состоит преподавателем в русском классе при медресе. Получает из казны 360 руб. в год.
15) Исхак Галиевич Медведев, коллежский регистратор, 40 лет. Родился в г. Казани. Образование получил в Казанской фельдшерской школе и имеет свидетельства на звания лекарского помощника и учителя. Состоит заведующим больницей училища с 1 сентября 1908 г. Получает жалованья 900 руб. в год. Не преподает».
РГИА. Ф. 821, оп. 133, д. 626, л. 63 об.-78
Приложение 8
Сведения о преподавателях медресе «Хусаиния»
в 1913-1914 учебном году:
1) Давлетшин Габдулгалим Габдулгаллямович, указной мулла 6-й соб. мечети, образование получил в медресе дер. Кшкар Казанской губ., проживал Торговый пер., дом. Хусаинова (заведующий);
2) Бикбулатов Сунгатулла Нигматуллович, уфимский мещанин, образование получил в медресе Хусаиновых, имел свидетельство ОМДС на звание имама-хатыба и мударриса, проживал в номерах Калашникова, № 4 (преподает арабский язык и толкование Корана);
3) Айдаров Караматулла Ахметшич, сеитовский мещанин, образование получил в медресе Хусаиновых и дер. Кшкар, имел свидетельство на звание начального учителя русского языка, проживал Торговый пер., дом Захо (изречения Мухаммеда, религиозное законоведение);
4) Вахидов Шагидулла Валиуллович, крестьянин д. Ерыклы, Чистопольского уе., Каз. губ., образование получил в медресе Хусаиновых, имел свидетельство ОМДС на звание хатыба и мударриса, проживал Торговый пер., дом Захо (арабский язык и вероучение);
5) Мухаммедиев Валиахмед Хаджиахмедович, мещанин г. Капалы Семиреченской обл., образование получил в медресе г. Яркент, имел свидетельство на звание хатыба и мударриса, проживал Гришковская ул., дом. Николаевой (арифметика, геометрия и алгебра);
6) Бакиров Мухамедханафий Мухамедкаримович, башкир д. Акани, Бирского уе., Уфимской губ., образование получил в медресе г. Троицка, проживал Извощичья ул., дом Цанскина, № 38 (ест. история, физика);
7) Мавлямбердиев Мухамедмазид Аллабердич, кази Астраханского уе. и губ., образование получил в медресе г. Казани, проживал Гришковская ул., квартира Рузовой (история и татарская литература);
8) Бикчентаев Ибрагим Мухарямович, крестьянин дер. Абсалямовой, Стерлитамакского уе., Уфимской губ., образование получил в медресе Хусаиновых, имел свидетельство, проживал Безаковская ул., дом Карандаковой (родной язык, история ислама и арифметика);
9) Валишев Нуриахмед Мухамедзянович, крестьянин дер. Ахметовой, Спасского уе. Казанской губ., образование получил в медресе Хусаиновых, имел свидетельство, проживал Гришковская ул., дом Николаевой (география и арифметика);
10) Валитов Зямалетдин Залялетдинович, крестьянин дер. Апасовой, Тетюшского уе., Казанской губ., образование получил в медресе г. Казани, имел свидетельство на звания хатыба и мударриса, проживал Гришковская ул., дом Логинова (татарский язык);
11) Камалетдинов Салахутдин Камалетдинович, крестьянин дер. Черки-Дюртели, Тетюшского уе., Казанской губ., образование получил в медресе г. Казани, имел свидетельство на звание имама-хатыба, проживал Водяная ул., дом Еникеева, № 48 (чистописание и рисование);
12) Якубов Мухамедшариф Ахметвалиевич, сеитовский мещанин, образование получил в медресе Сеитовского посада, проживал Алексеевская ул., собственный дом (начальные классы или, по другим сведениям, арифметика и родной язык);
13) Алиев Мирза-Мунавир, образование получил в медресе «Буби» Вятской губ. (родной язык и арифметика).
14) Туктамышев Мирсаяф Мухамедзянович, крестьянин Воткинского завода, Сарпульского уе., Вятской губ., образование получил в Казанской татарской учительской школе, имел свидетельство учителя (русский язык в старших классах медресе).
Учителями русского класса в 1913-1914 учебном году являлись:
1) Еникеев Нигматзян Исхакович, потом. дворянин Белебеевского уе., Уфимской губ., образование получил в Казанской татарской учительской школе, имел свидетельство учителя, проживал Кирилловский пер., дом Еникеевой, № 19 (заведующий русским классом, русский язык, арифметика, русская история и география);
2) Рамеев Хаджиахмед Валимухамедович, стерлитамакский мещанин Уфимской губ., образование получил в Казанской татарской учительской школе, имел свидетельство, проживал Введенская ул., дом. З. Рамеева (русский язык, арифметика, история, география);
3) Хакбердин Хусаин Габбасович, башкир Сеитовского посада Оренбургской губ., образование получил в Казанской татарской учительской школе, имел свидетельство, проживал Введенская ул., дом Поповой, № 16 (русский язык, арифметика);
4) Лебедев Александр Александрович, казачий подъесаул на льготе (гимнастика).
ГАОО. Ф. 21, оп. 2, д. 618, л. 230-231, 265-266 об.
Приложение 9
Учебный план
Учительского института (Дарумугаллим) им. А.Г. Хусаинова,
организованного на базе медресе «Хусаиния»
С 1917-1918 учебного года
Наименование предметов | Годы обучения или курсы | ||||
| I | II | III | IV | V |
Родной язык, литература и история литературы Педагогика и педология Русский язык и литература Математика История и история социализма Общая политэкономия География Естествознание и физика Сельскохозяйственные работы Основные законы советского государства Пение и музыка Рисование Черчение Гигиена и медицинские знания Иностранный язык Методика родного языка Методика математики Социология Рукоделие Астрономия Арабский язык | 4 6 4 4 2 3 2 3 2 1 2 | 3 4 4 3 2 5 2 2 2 2 1 2 | 3 3 4 4 3 2 4 2 2 1 2 2 | 2 3 3 3 2 1 2 3 2 1 1 2 1 2 2 | 2 3 2 2 2 1 2 2 2 1 2 2 2 2 2 2 2 |
Приложение 10
Учебная программа 4-годичной мусульманской религиозной школы при мечети № 6 г. Оренбурга (1925 г.)
Дни недели | Группы | |||
1-я | 2-я | 3-я | 4-я | |
Суббота | 1.Коран. 2.Арабское чтение. | 1.Арабское чтение. 2.Коран. | 1.Священная история. 2.Фикх (каноническое право) | 1.Фикх. 2.Хадисы (изречения Пророка). |
Воскресенье | 1.Фикх. 2.Коран. | 1.Ахляк (религиозная мораль). 2.Гакаид (догматика). | 1.Арабское чтение. 2.Хадисы. | 1.Коран. 2.Священная история. |
Понедельник | 1.Гакаид. 2.Фикх. | 1.Священная история. 2.Коран. | 1.Коран. 2.Священная история. | 1.Фикх. 2.Гакаид. |
Вторник | 1.Коран. 2.Фикх. | 1.Ахляк. 2.Гакаид. | 1.Фикх. 2.Коран. | 1.Коран. 2.Священная история. |
Среда | 1.Священная история. 2.Ахляк. | 1.Фикх. 2.Священная история. | 1.Арабское чтение. 2.Коран. | 1.Коран. 2.Фикх. |
Четверг | 1.Коран. 2.Гакаид. | 1.Фикх. 2.Коран. | 1.Гакаид. 2.Хадисы. | 1.Хадисы. 2.Священная история. |
Пятница | День отдыха | День отдыха | День отдыха | День отдыха |
ГАОО. Ф. Р-1, оп. 1, д. 766, л. 4
Приложение 12
Базисный учебный план медресе «Хусаиния», прописанный в Уставе 1993 г.
№ п/п
| Предметы
| Количество часов в неделю | ||||
1 курс | 2 курс
| 3 курс
| ||||
Муж. | Жен. | Муж. | Жен. | Муж. | ||
1 | Арабская графика | 5/2 | 5 | 2 | 2 | 2 |
2 | Арабский язык | /3 | /3 | 3 | 3 | 3 |
3 | Грамматика рабского языка | - | - | 3 | 2 | 3 |
4 | Чтение Корана | 5/4 | 5/4 | 4 | 5 | 4 |
5 | Комментарий Корана (тафсир) | /2 | - | 2 | 2 | 2 |
6 | История Ислама | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
7 | Таухид (вероучение) | 3 | 4/3 | 3 | 2 | 3 |
8 | История Исламской культуры | 3/2 | 3/2 | 2 | 3 | 2 |
9 | Педагогика | - | 3 | - | 3 | - |
10 | Риторика (проповедь) | 3 | - | 3 | - | 3 |
11 | Изречения Пророка (хадисы) | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
12 | Юриспруденция Ислама (шариат) | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 |
13 | Татарский язык | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
14 | Физкультура | 2 | - | 2 | - | 2 |
15 | Трудовое обучение | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 |
| Итого: | 36 | 34 | 38 | 36 | 38 |
Приложение 14
«УТВЕРЖДАЮ»__________________
«31» августа 2014 года
Директор медресе «Хусаиния»
А.А. Шарипов
РАСПИСАНИЕ УРОКОВ в медресе «Хусаиния»
на 1-ое полугодие 2014-2015 учебного года
| 1 курс | 2 курс | ||
Понедельник | Арабский язык Коран Коран Ахляк Фикх Фикх | Исмагыйль хазрат Абдулла хазрат Абдулла хазрат Абдулла хазрат Руслан хазрат Руслан хазрат | Фикх Фикх Тафсир Тафсир Коран Коран | Денис хазрат Денис хазрат Денис хазрат Денис хазрат Талгат хазрат Талгат хазрат |
Вторник | Арабский язык Коран Коран Фикх История пророков История пророков | Исмагыйль хазрат Абдулла хазрат Абдулла хазрат Руслан хазрат Денис хазрат Денис хазрат | Вагаз-хитабат Сиярен Наби Сиярен Наби Фикх Педагогика Психология Ист.исл.цив. | Абдулла хазрат Сания абыстай Сания абыстай Денис хазрат Марвара абыстай Марвара абыстай Абдульмалик хз. |
Среда | 1. Фикх 2. Фикх Коран Коран Татарский язык Татарский язык Акаид | Руслан хазрат Руслан хазрат Абдулла хазрат Абдулла хазрат Сания абыстай Сания абыстай Руслан хазрат | Тафсир Тафсир Хадис Сиярен Наби Имам вазыйфа Коран Коран | Денис хазрат Денис хазрат Денис хазрат Сания абыстай Талгат хазрат Талгат хазрат Талгат хазрат |
Четверг | Акаид Акаид Ахляк Ахляк Арабский язык Арабский язык | Руслан хазрат Руслан хазрат Абдулла хазрат Абдулла хазрат Исмагыйль хазрат Исмагыйль хазрат | Арабский язык Арабский язык Фикх Хадис Хадис Имам вазыйфа | Исмагыйль хз. Исмагыйль хз. Денис хазрат Денис хазрат Денис хазрат Талгат хазрат |
Пятница | Арабский язык Арабский язык Психология Педагогика Акаид Акаид | Исмагыйль хазрат Исмагыйль хазрат Марвара абыстай Марвара абыстай Руслан хазрат Руслан хазрат | Татарский яз. Татарский яз. Арабский язык Арабский язык Педагогика Педагогика | Сания абыстай Сания абыстай Исмагыйль хз. Исмагыйль хз. Марвара абыстай Марвара абыстай |
суббота | Таджвид Таджвид История пророков Фикх Фикх | Талгат хазрат Талгат хазрат Денис хазрат Руслан хазрат Руслан хазрат | Фикх Фикх Арабский язык Арабский язык | Денис хазрат Денис хазрат Исмагыйль хз. Исмагыйль хз. |
| ИТОГО: | 36 часов | ИТОГО: | 36 часов |
Приложение 16
Список преподавателей медресе «Хусаиния»
Образование и стаж работы 2014-2015 учебный год
№ | Фамилия, имя, отчество | Место обучения | Образо вание | Стаж работы | Дата поступ- ления на работу | |
Общий | В медресе | |||||
1 | Хайруллин Барый Хабиевич | 1)Медресе «Мир-Араб» - богослов; 2)Ташкентский Исламский институт имени «Имама аль-Бухари» – богослов. Диплом № 201 окончен в 1990 г. 3) Российская академия государственной службы при Президенте РФ Диплом АВС № 0822682 окончен в 1999 г. | Высшее | 21 | 11 | 10.01. 2003 г. |
2 | Шарипов Альфит Асхатович | 1) Медресе «Хусаиния» окончено в 1994 г. 2)Казанское Высшее Мусульманское медресе имени 1000-летия принятия Ислама Окончен в 1998 г. Диплом № 56 ОГУ Юридический факультет Окончен в 2002 г. Диплом ИВС № 0290284 4) Российский Исламский университет ЦДУМ России Окончен в 2010 г. Диплом № АВ 000418 рег. № 315 | Высшее | 19 | 19 | 25.08. 1995 г. |
3 | Семенов Денис Николаевич | 1) Медресе «Хусаиния» окончено в 2000 г. 2) Российский исламский университет ЦДУМ России Окончен в 2009 г. Диплом АВ 000212 рег. № 109 | Высшее | 14 | 14 | 01.09. 2000 г. |
4 | Ханнанова Сания Мухаметку-ловна | 1) Бугурусланское педагогическое училище Окончено в 1975 г. Диплом Щ № 823648 2) Медресе «Хусаиния» Окончено в 1997 г. Диплом № 8 3) Российский исламский университет ЦДУМ России – 4 курса | Незаконченное высшее | 39 | 17 | 01.09. 1997 г. |
5 | Ахмеров Руслан Тагиржано-вич | 1) Медресе «Хусаиния» Окончено в 2000 г. Диплом № 76 2) Казанское высшее Мусульманское медресе имени 1000-летия принятия Ислама - закончил 3 курса (с 2000 по 2003 г.) | Незаконченное высшее | 10 | 10 | 30.06. 2004 г. |
6 | Садретдинова Мурвара Абдулхаков-на | 1) Педагогический факультет Московского ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева – специалист-преподаватель средних сельскохозяйственных учебных заведений по агрономическим предметам 2) Оренбургский сельско-хозяйственный институт - агрономия 3) Медресе «Хусаиния» - служитель религиозного культа (мугаллима) | Высшее | 43 | 7 | 01.11. 2007 г. |
7 | Жумагулов Досым Сагамбаевич | Российский исламский университет ЦДУМ России
| Высшее | 4 | 4 | 01.09. 2009 г. |
8 | Нургалеев Талгат Викторович | Российский исламский университет ЦДУМ России
| Высшее | 4 | 4 | 01.03. 2010 г. |
9 | Шарипова Зульфия Рустамовна | Оренбургский педагогический колледж № 3 Окончен в 1997 г. Диплом с отличием РТ № 803870 ОГУ Факультет экономики и управления Окончен в 2002 г. Диплом с отличием ДВС № 1205672 | Высшее | 9 | 9 | 01.10. 2004 г. |
10 | Муратов Малик Жумабаевич | Оренбургский государственный университет, Окончен в 2004 г. Квалификация – преподаватель дошкольной педагогики и психологии Диплом № ВСБ 0332578 Духовное мусульманское образовательное учреждение «Медресе «Хусаиния» Окончен в 2009 г. Диплом № 113 | Высшее | 2 | 2 | 01.10. 2012 г. |
11 | Колпаков Антон Васильевич | Оренбургский государственный аграрный университет, окончен в 2005 г. Диплом кандидата технических наук Серия ДКН № 071709 Получен 5.12.2008 г. | высшее | 9 | 2 | 09.10. 2012 г. |