СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья о формировании познавательных универсальных учебных действий младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье рассмотрены педагогические условия формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников при использовании проектной деятельности. 

Просмотр содержимого документа
«Статья о формировании познавательных универсальных учебных действий младших школьников»







«Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе использования проектной деятельности»


















Современная система образования должна быть направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира. Образование в начальной школе является фундаментом всего последующего образования. Самое главное, что образовательный стандарт нового поколения ставит перед учителем новые цели.

Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в  том, чтобы научить учиться. При этом становление учебной деятельности  означает становление духовного развития личности»(А.Г. Асмолов. 2011г.). Современная система образования должна вооружить ребенка универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и совершенствоваться. 

В широком значении термин "универсальные учебные действия" означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении это совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

В начальной школе, изучая разные предметы, ученик на уровне возможностей своего возраста должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями, быть готовым к продолжению образования. Успешное обучение в начальной школе невозможно без формирования у младших школьников учебных умений, которые вносят существенный вклад в развитие познавательной деятельности ученика, так как являются общеучебными, т. е. не зависят от конкретного содержания предмета. При этом каждый учебный предмет в соответствии со спецификой содержания занимает в этом процессе свое место.

Раскрытие личности учащегося происходит, прежде всего, в его главной ведущей деятельности. Учение рассматривается не как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, а как активная работа учащихся над заданиями; выступает как сотрудничество, диалог – совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями. Познавательная активность обучающегося является основой достижения развивающих целей обучения.

Следовательно, необходимо создать определенные условия для включения младших школьников в активную познавательную деятельность, в частности, проектную.

Проблемой разработки и внедрения проектной деятельности на разных этапах образования занимались многие отечественные исследователи. (Р.С.Альтшуллер, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, Л.А.Казанцева, А.В.Леонтович, И.Я. Лернер, А.М.Матюшкин). У каждого из них сложилась своя точка зрения на определение понятия «проектная деятельность». Однако, наиболее точным и полным, на наш взгляд, является следующее определение: под проектной деятельностью обучающихся понимается совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.

Проектная деятельность является одним из способов реализации требований Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, так как отвечает требованиям системно-деятельного подхода. Проектная деятельность способствует развитию всех групп универсальных учебных действий, в частности познавательных универсальных учебных действий.

Все перечисленные положения подчёркивают актуальность данной проблемы.

В связи с этим возникает противоречие: между возможностью проектной деятельности, направленной на формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников и недостаточной разработанностью педагогических условий его использования.

С учётом выделенного противоречия и недостаточной освещённостью данного процесса определена проблема: каковы педагогические условия формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников при использовании проектной деятельности.

Решение данной проблемы составляет цель нашей работы.

Объект – формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.

Предмет – проектная деятельность как средство формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.

Задачи:

1) Проанализировать психолого – педагогическую и методическую литературу в рамках проблемы исследования и раскрыть сущность основных понятий: «познавательные универсальные учебные действия», «проектная деятельность».

2) Раскрыть особенности организации проектной деятельности как средства формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников.

3) Выявить критерии, показатели, дать характеристику уровней, подобрать диагностические методики по выявлению и описанию уровней сформированности познавательных универсальных учебных действий младших школьников.

4) Теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия, способствующие формированию познавательных универсальных учебных действий младших школьников в процессе использования проектной деятельности

Гипотеза исследования – формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников при использовании проектной деятельности будет более эффективна при следующих педагогических условиях:

• создание групповых проектов на уроках окружающего мира и литературного чтения;

• выбор учащимися тем для индивидуальных проектов, направленных на формирование познавательных универсальных учебных действий.

Методы исследования:

1) метод сбора информации (изучение психолого – педагогической литературы);

2) аналитический (анализ, обобщение педагогической и методической литературы по проблеме);

3) диагностические методы (тестирование и опрос);

4) экспериментальные (констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты).

База исследования: МОУ «Судская школа № 1», 2 «Б» класс.

Проанализировав УМК «Перспективная начальная школа» и изучив статьи журналов «Начальная школа» и «Начальная школа плюс: до и после» было выяснено, что существуют большие потенциальные возможности проектной деятельности как средства формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.

На основе теоретических положений по проблеме исследования и выявления противоречий была спланирована и проведена опытно-экспериментальная работа, которая включала в себя констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент, анализ полученных результатов.

Изучение уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий у учащихся первого класса на констатирующем этапе показало, что познавательные универсальные учебные действия сформированы у первоклассников недостаточно: учащиеся затрудняются в самостоятельном выделении и формулировке познавательной цели, поиске необходимой информации, не владеют умением применять различные методы поиска информации, допускают ошибки при выполнении логического действия, в процессе моделирования, сформированность операций анализа, сравнения, классификации, установления причинно-следственных связей преимущественно на среднем и низком уровне.

Экспериментальная работа осуществлялась в период с сентября 2015 года по апрель 2017 года. В данный период проводилась работа по развитию познавательных универсальных действий посредством проектной деятельности.

На контрольном этапе эксперимента отмечается положительная динамика в формировании познавательных универсальных учебных действий, что проявилось не только в количественных показателях, но и качественных характеристиках и свидетельствует об эффективности проведенной работы.

Для достижения поставленной цели мы решили ряд задач. В ходе анализа научной литературы по проблеме исследования, мы установили, что под универсальными учебными действиями понимается способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного освоения нового социального опыта. Познавательные универсальные учебные действия являются одним из видов универсальных учебных действий.

Группа познавательных универсальных учебных действий включает в себя: самостоятельное выделение и формулировку познавательной цели, поиск необходимой информации, умение применять различные методы поиска информации, действия моделирования и преобразования моделей, операции анализа, сравнения, классификации, подведения под понятие, выведения соответствия, установления причинно-следственных связей, построения логической цепочки рассуждения, выдвижения гипотез и их обоснования.

В младшем школьном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для формирования познавательных универсальных учебных действий, так как основу познавательных действий составляют психические процессы, которые активно формируются в этот возрастной период. Кроме того, у младших школьников формируются способы самостоятельного управления всеми познавательными процессами, в интеллектуальном развитии активно формируется аналитико-синтетический тип деятельности, действия моделирования, которые являются важными предпосылками формирования познавательных универсальных учебных действий.

Анализ по проблеме исследования показал, что проектная деятельность выступает как одно из средств развития познавательных универсальных учебных действий.

Опытно-экспериментальное исследование проводилось в период с сентября 2014 года по апрель 2016 года. Оно состояло из трех этапов:

1 этап – констатирующий эксперимент (1 класс – начало учебного года) - диагностика уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий;

2 этап – формирующий эксперимент (1-2 класс)– развитие познавательных универсальных учебных действий;

3 этап – контрольный эксперимент (2 класс – конец учебного года) – повторная диагностика уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий.

Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе Муниципального общеобразовательного учреждения «Судская школа № 1». В эксперименте приняли участие учащиеся 2 класса.

Целью констатирующего этапа опытно-экспериментального исследования являлось определение сформированности познавательных универсальных учебных действий у учащихся экспериментальной группы. Результаты констатирующего этапа эксперимента показали, что познавательные универсальные учебные действия сформированы у младших школьников недостаточно: учащиеся затрудняются в самостоятельном выделении и формулировке познавательной цели, поиске необходимой информации, не владеют умением применять различные методы поиска информации, допускают ошибки при выполнении логического действия, в процессе моделирования, сформированность операций анализа, сравнения, классификации, установления причинно-следственных связей преимущественно на среднем и низком уровне.

На следующем этапе опытно-экспериментального исследования проводилась работа по развитию познавательных универсальных учебных действий посредством проектной деятельности.

На контрольном этапе эксперимента отмечается положительная динамика в формировании познавательных универсальных учебных действий, что проявилось не только в количественных показателях, но и качественных характеристиках и свидетельствует об эффективности проведенной работы. Младшие школьники стали более успешно осуществлять выделение и постановку познавательной задачи, стали более сформированными мыслительные операции, логические действия.

Таким образом, можно сделать вывод, что проектная деятельность с учетом выделенных педагогических условий оказывает положительное влияние на формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.



© 2017, 912 3