Статья «Формирование представлений дошкольников об окружающем мире»
Расскажи-и я забуду,
Покажи — и я запомню,
Дай попробовать — и я пойму.
(Китайская пословица)
Дошкольный возраст ребенка — это один из ответственных этапов, на котором закладываются основы знаний об окружающем мире, о физических свойствах предметов, о взаимоотношениях и связях между ними. Этот период является ступенью в системе непрерывного естественнонаучного образования, цель которого — наиболее полно раскрыть для детей огромный, необъятный, полный чудес мир, который их окружает, с которым они ежедневно соприкасаются, в котором им предстоит жить. [1]
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Известно высказывание Л.С. Выготского о том, что обучение должно вести за собой развитие, а не плестись в хвосте, педагогика должна ориентироваться на завтрашний день, а не на сегодняшний.
В дошкольном возрасте заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Задача педагога — не подавлять ребенка грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы «почему» и «как», что способствует развитию познавательной компетенции детей. Поэтому очень важно организовывать образовательную деятельность по ознакомлению детей с окружающим миром таким образом, чтобы не только преподносить им готовые знания, но и помогать им добывать эти знания самим с помощью игровых методов, экспериментирования, исследования.
Актуальность определяется теоретическим и практическим значением проблемы развития у детей естественно-научных представлений об окружающем мире через опытно-экспериментальную деятельность, не разработанностью вопросов развития у детей элементарных естественно-научных представлений, отсутствием четко системы обучения дошкольников доступным для данного возраста явлениям неживой природы, внешними свойствами, внутренними связями и отношениями.
Объектом исследования является процесс развития естественнонаучных представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования — использование опытно-экспериментальной деятельности для развития естественно-научных представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста.
Целью работы является разработка методического комплекта по развитию у детей естественно-научных представлений через опытно-экспериментальную деятельность.
Объект, предмет и цель определяют задачи:
Изучить значимость формирования у дошкольников естественно — научных представлений об окружающем мире.
Определить особенности опытно-экспериментальной деятельности дошкольников.
Разработать и апробировать методический комплекс по развитию у детей естественно-научных представлений об окружающем мире через опытно-экспериментальную деятельность. [2]
При изучении материала, разработке перспективных планов, картотеки дидактических игр, консультаций и рекомендаций для родителей и воспитателей по данной теме, использовались следующие программы и методики:
«От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, соответствующей Федеральным государственным требованиям;
«Ребёнок в мире поиска» О.В. Дыбиной;
«Неизведанное рядом» (занимательные опыты и эксперименты для дошкольников) Дыбиной О. В., Рахмановой Н. П., Щетининой В. В.;
«Воз и маленькая тележка чудес» (опыты и эксперименты для детей, «научные ответы на детские «почему» Зубковой Н. М.;
«Секреты знакомых предметов» (опыты и эксперименты для детей) Шапиро А. И.;
«Методика проведения учебных исследований в детском саду» Савенкова А. И.;
«Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» Иванова А. И.
Практическая значимость работы: материал, изложенный в данной работе, может быть использован воспитателями дошкольных учреждений для развития у детей естественно-научных представлений об окружающем мире,
Этапы работы по данной теме:
этап — аналитический (изучение психолого-педагогической литературы, имеющейся методической литературы в ДОУ, анализ состояния проблемы в группах и т.д.).
этап – информационный (работа с педагогическим коллективом и родителями воспитанников, составление сборников консультаций, разработка методических рекомендаций).
этап — деятельностный (разработка перспективных планов, проведение соответствующей образовательной деятельности с детьми).
этап — диагностически (качественный и количественный анализ проделанной работы, оформление материалов).
Организация работы идет по трем взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами:
живая природа (характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде и др.);
неживая природа (воздух, вода, почва, электричество, звук, вес, свет, цвет и др.);
человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и др.)
После изучения имеющегося материала по данной теме, была разработана модель развития естественно-научных представлений об окружающем мире через опытно-экспериментальную деятельность. [3]
Для решения целей, поставленных в начале исследования, были разработаны перспективные планы по развитию у детей естественнонаучных представлений по всем возрастным группам (вторая младшая, средняя, старшая и подготовительная группы), которые включают в себя:
экспериментальная деятельность, организованная педагогом;
познавательную образовательную деятельность с элементами экспериментирования;
демонстрационные опыты, реализуемые педагогом совместно с детьми;
долгосрочные наблюдения-эксперименты. [4]
Основной целью разработанных перспективных планов является:
расширить перспективу развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия
- поддержать у детей инициативу, сообразительность, пытливость и самостоятельность.
Перспективный план основан на следующих принципах:
Доступности — содержание образовательной деятельности соответствует возрастным особенностям и возможностям детей.
Научности — предлагаемый материал соответствует современным представлениям об опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста.
Занимательности — собранный материал изложен в занимательной, игровой форме.
Интеграции — опытно-экспериментальная деятельность детей тесно связана с другими видами детской деятельности.
Развивающего обучения — способствует развитию личности ребёнка. [5]
Образовательная деятельность согласно перспективному плану в любой возрастной группе осуществляется 1 раз в неделю (4 раза в месяц) и реализуются как в совместной деятельности ребёнка и взрослого, так и в самостоятельной деятельности. Тематический план представлен в Приложении.
При организации опытно-экспериментальной деятельности наши
педагоги используют следующие формы работы с детьми:
непосредственно образовательная деятельность;
беседы познавательного характера;
дидактические и развивающие игры и упражнения;
коллекционирование;
эксперименты и опыты;
рассматривание картин, альбомов, фото, иллюстраций, коллекций;
наблюдения за живыми объектами и явлениями природы;
экскурсии и целевые прогулки;
работа в уголках природы;
экологическая тропа;
акции добрых дел;
конкурсы исследовательских работ;
проекты;
праздники и развлечения и др.
В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения,
доказывать ее правоту, определять причины неудачи опытно-экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы.
Интеграция исследовательской работы с другими видами детской деятельности: наблюдениями на прогулке, чтением, игрой позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ.
Для совершенствования профессиональной компетентности в области опытно-экспериментальной деятельности организуются разнообразные формы работы с педагогами:
тематические педагогические советы;
семинары и семинары-практикумы;
деловые игры;
конференции;
круглые столы;
заседания;
методические часы;
консультации;
открытые просмотры;
смотры-конкурсы центров в группах;
исследовательские работы;
тематические проверки;
методические тематические выставки;
педагогические тренинги и т.д.
Проблема развития естественно-научных представлений у детей дошкольного возраста способствовала созданию комплекта консультаций и методических рекомендаций для педагогического коллектива образовательного учреждения.
Данные консультации и рекомендации для воспитателей входят в учебно-методический комплект по данной теме.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитация убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощрения стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений. [6]
Были разработаны консультации и советы родителям «Как помочь маленькому исследователю», «Не трогай, не прыгай, не подходи!», «Влияние песочной терапии на эмоциональное самочувствие детей», картотека элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома. Например, «Цветные льдинки» (лед можно увидеть не только зимой, но и в любое другое время года, если воду заморозить в холодильнике), «Цветная вода», «Салют в молоке». [7]
Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Примером такой развивающей среды стал Центр опытно-экспериментальной деятельности, оснащенный разнообразным материалом и оборудованием, где дети проводят самостоятельную и совместную с взрослыми исследовательскую деятельность. Одна из основных задач Центра — научить детей задавать вопросы, самостоятельно искать и находить на них ответы.
При оборудовании Центра опытно-экспериментальной деятельности учитывались следующие требования:
безопасность для жизни и здоровья детей;
содержательность;
доступность расположения.
Материал для проведения опытов в Центре меняется в соответствии с планом работы.
Обобщив результаты своей работы по созданию Центра опытно-экспериментальной деятельности, были составлены методические рекомендации для педагогического коллектива учреждения «Создание предметно-развивающей среды для развития познавательной инициативы дошкольников в процессе исследовательской и проектной деятельности», где представлено содержание материла и оборудования для исследовательских центров всех возрастных групп. Данные рекомендации также входят в учебно-методический комплект по данной теме.
В работе по опытно-экспериментальной деятельности в нашем дошкольном учреждении используются разнообразные формы и методы в комплексе. Их выбор определяется возрастными возможностями, а также характером воспитательно-образовательных задач. Мы всегда помним, что у ребенка должна быть возможность выразить свои впечатления в игре, изобразительной деятельности, слове. Тогда происходит закрепление впечатлений, постепенно дети начинают ощущать связь природы с жизнью, с собой.
Литература и примечания:
«От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой — издательство МОЗАИКА СИНТЕЗ Москва, 2014.
Дыбина О.В. «Ребёнок в мире поиска. — ТЦ Сфера, 2005.
Дыбина О.В, Рахманова Н.П, Щетинина В.В; «Неизведанное рядом» (занимательные опыты и эксперименты для дошкольников — М.: Творческий центр «Сфера», 2002.
Зубкова Н.М. «Воз и маленькая тележка чудес» (опыты и эксперименты для детей, «научные ответы на детские «почему») – СПб.: Речь, 2013. – 64с
Шапиро А.И.; «Секреты знакомых предметов» (опыты и эксперименты для детей). — Издательство: Речь; 2009 г.; 64 стр.
Савенкова А.И. «Методика проведения учебных исследований в детском саду». — Самара Учебная литература, 2007.
Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» — М.: ТЦ "Сфера", 2003.