СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Строевая подготовка. Тема № 4/1. Строевые приемы и движение без оружия.

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Строевая подготовка. Тема № 4/1. Строевые приемы и движение без оружия.»

Учебная дисциплина:

Строевая подготовка


УТВЕРЖДАЮ

Директор МАОУ СОШ № 28

Остроумов Борис Александрович


___ ______________ 2020 г.


КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД «КАЛИНИНГРАД»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 28


236039, Калининград, ул. Суворова, д. 35; тел./факс 8(4012) 611628; Е-mail: maou28@mail.ru






МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ

практического занятия


Тема № 4. Строевые приемы и движение без оружия


Занятие 1. Строевая стойка

Выполнение команд: «Становись» или «Смирно». Действия по команде «Вольно», «Заправиться». «Головные уборы снять (надеть)»


Время: 40 минут










Выполнил: Левенец Геннадий Васильевич,

офицер- воспитатель кадетских классов







Калининград - 2020 г.

  1. Учебные и воспитательные цели:

Изучить с кадетами строевые приемы без оружия и дать практику в выполнении команд «Становись», «Равняйсь», «Смирно», «Вольно», «Заправиться», «Головные уборы снять (надеть)».

Совершенствовать практические навыки кадетов в выполнении строевых приемов без оружия.

Воспитывать у кадетов дисциплинированность, исполнительность, внимание, выработать навыки по точному выполнению требований Строевого устава Вооруженных сил РФ.


  1. Учебные вопросы и распределение времени

Введение. ..………………………………..…………..…..……….. 2 мин.

1. Выполнение команд «Становись», «Равняйсь», «Смирно»,

«Вольно», «Заправиться» …………………….………….…….. 27 мин.

2. Порядок снятия и надевания головных уборов …..…………. 10 мин.

Заключение………… ………………………………….……………1 мин.

  1. Учебно-материальное обеспечение


Место проведения занятия: Строевой плац.


  1. Литература:

  • Строевой Устав Вооруженных сил Российской Федерации М., Воениздат, 2008 г.


5. Организация и методика проведения занятия, содержание учебного материала:

Занятие является основным в формировании начальных навыков в выполнении строевых приемов кадетами и требует тщательной подготовки руководителя и его помощников к проведению занятия, а также высокого методического уровня проведения занятия.

Накануне занятия в ходе самостоятельной работы офицер-воспитатель проводит с учебной группой консультацию и ставит задачи обучающимся по подготовке к занятию (изучение статей Строевого Устава, рассматриваемых на занятии). Обучение кадетов следует начинать с изучения в часы самостоятельной работы требований Строевого устава ВС РФ по теме занятия.

В начале занятия старшина кадетского класса выстраивает личный состав класса в двух шереножном строю на строевом плацу и докладывает офицеру-воспитателю о готовности класса к занятию. Например, «Товарищ подполковник – личный состав 5 «К1» класса в количестве двадцати пяти человек к занятиям по строевой подготовке готов. Старшина класса старший кадет Иванов». После доклада офицер-воспитатель здоровается с классом, проверяет наличие личного состава и уточняет причины отсутствия кадетов. При необходимости дает указания на устранение замеченных недостатков.

Затем руководитель занятия объявляет тему занятия, учебные цели и вопросы занятия, определяет порядок отработки учебных вопросов и напоминает правила техники безопасности, которые необходимо соблюдать кадетами на занятии.

Учебные вопросы отрабатываются практическим методом.

При изучении учебного вопроса руководитель занятия особое внимание обращает на правильное выполнение всеми обучающимися изучаемых на занятии строевых приемов.

После отработки учебного вопроса офицер-воспитатель делает выводы и отвечает на вопросы кадетов.

В результате изучения учебного вопроса кадеты должны знать команды, подаваемые при выполнении строевых приемов и уметь выполнять их по разделениям и в целом.

Для повышения эффективности занятия по строевой подготовке, максимального использования учебного времени, учебные вопросы отрабатываются на учебных местах (строевых площадках) по числу штатных взводов под руководством командиров взводов (при проведении занятий в старших 7 – 10 классах).

В младших кадетских классах (5 - 6 классы) учебные вопросы целесообразно отрабатывать под руководством офицера-воспитателя в составе кадетского класса на одном учебном месте.

В начальный период обучения в 5-х классах для оказания помощи в командовании взводами на занятиях по строевой подготовке можно привлекать наиболее подготовленных кадетов старших классов.

При отработке учебных вопросов руководитель занятия (офицер-воспитатель) называет изучаемый строевой прием (действие), по какой команде он выполняется, образцово показывает прием в целом и по разделениям, указывает допускаемые обучающимися характерные ошибки и разводит взвода по учебным местам «Класс, напра-ВО. По учебным местам шагом-МАРШ». Командиры взводов выводят взвода на учебные места. Когда все взвода выйдут на указанные учебные места, офицер-воспитатель командует «Класс – СТОЙ. Нале-ВО. К отработке учебного вопроса – ПРИСТУПИТЬ».

Командиры взводов, перестроив личный состав в развернутый одно шереножный строй, выходят на середину строя и приступают к изучению строевого приема и тренировке. Разучивание нового строевого приема, командир взвода начинает с показа в целом, а затем по элементам в медленном темпе и в нормальном темпе. Закончив показ и убедившись, что обучаемые поняли прием, командир взвода приступает к разучиванию строевого приема с подчиненными сначала по элементам в медленном темпе, а затем в целом. Когда прием разучен, по указанию офицера-воспитателя командиры взводов приступают к тренировке попарно и самостоятельно.

Для проведения тренировки по команде командир взвода становится внутрь квадрата, а по его периметру располагает кадетов взвода. Заметив ошибку в выполнении приема одним из обучающихся, командир подходит к нему и, находясь с ним рядом, тренирует (обучает) его, а остальной личный состав взвода в это время продолжает тренировку самостоятельно. Если в ходе тренировки одну и ту же ошибку допускают несколько кадетов, командир прекращает тренировку взвода и вновь показывает прием, после чего тренировка продолжается.

При проведении попарной тренировки кадеты (в паре) поочередно выступают в роли командира. Командир взвода контролирует действия кадетов, переходя от одной пары к другой, исправляет допускаемые ими ошибки.

Офицер-воспитатель, наблюдая за действиями командиров взводов и кадетов, поочередно оказывает им помощь в обучении и устранении допущенных кадетами ошибок. Слабо подготовленных кадетов он может вызвать к себе и лично обучать правильному выполнению строевого приема или действия.

Отработка учебных вопросов производится в следующей последовательности:

образцовый показ приема в целом;

показ методики тренировки в его выполнении по разделениям (подготовительные упражнения);

отработка приема по разделениям;

отработка приема в целом.

В конце занятия командир взвода указывает каждому кадету, что и к какому сроку ему необходимо доработать, а также дает указания о подготовке к очередному занятию.

В конце изучения учебных вопросов офицер-воспитатель выстраивает класс в двух шереножный строй и кратко подводит итоги отработки учебных вопросов. Он проводит разбор со всем личным составом кадетского класса и отдельно с командирами взводов.

На общем разборе он напоминает тему, цели занятия и степень их достижения, указывает степень отработки изученных строевых приемов (действий) по взводам, отмечает лучших, определяет задание на самостоятельную работу и дает указания по совершенствованию исполнения изученных приемов (действий) в повседневной жизни.

При проведении разбора с командирами взводов он отмечает положительное в проведении занятия и недостатки, допущенные при обучении, и дает указания по подготовке к следующему занятию.



Содержание занятия


Введение

Руководитель занятия проверяет наличие личного состава, внешний вид, готовность к занятию. При необходимости дает указания на устранение замеченных недостатков.

Вопросы для повторения:

Обязанности кадета (военнослужащего) перед построением и в строю.

Объявляет тему, цели занятия, учебные вопросы и порядок их отработки.

Проводит краткий инструктаж кадетов по соблюдению правил техники безопасности на занятии.

После этого руководитель занятия приступает к отработке учебных вопросов занятия.


Учебные вопросы:

1 вопрос. Выполнение команд: «Становись», «Равняйсь», «Смирно», «Вольно», «Заправиться»

Руководитель занятия объясняет требования Строевого устава и образцово показывает выполнение команд в целом. Отмечает характерные ошибки, которые могут допустить обучающиеся и разводит учебные взвода по учебным местам.

Командиры учебных взводов выходят на середину строя взвода, объявляют учебный вопрос. Докладывают, что строевая стойка принимается по команде «СТАНОВИСЬ» или «СМИРНО». По этой команде необходимо стоять прямо, без напряжения, каблуки поставить вместе, носки выровнять по линии фронта, поставив их на ширину ступни, ноги в коленях выпрямить, но не напрягать, грудь приподнять, а все тело несколько подать вперед; живот подобрать плечи развернуть; руки опустить так, чтобы кисти, обращенные ладонями внутрь,

Рис.1. Строевая стойка

были сбоку и посередине бедер, а пальцы полусогнуты и касались бедра; голову держать высоко и прямо, не выставляя подбородка, смотреть прямо перед собой; быть готовым к немедленному действию. Строевая стойка на месте принимается и без команды:

- при отдании и получении приказа;

- при докладе;

- во время исполнения Государственного гимна Российской Федерации;

- при выполнении воинского приветствия, а также при подаче команд.

Начиная занятие, командир взвода знакомит кадетов с элементами строевой стойки путем образцового ее показа (рис. 1). При этом кадеты должны видеть командира при показе спереди и сбоку.

Затем командир взвода рассказывает и показывает, в каких случаях применяется строевая стойка, и обращает особое внимание на правильное принятие строевой стойки при отдаче и получении приказа, при обращении кадетов друг к другу, подчеркивая, что одновременно прикладывается рука, к головному убору.

Закончив показ, командир размыкает взвод и дает возможность кадетам принять положение строевой стойки, а сам проверяет каждого обучающегося, устраняя допущенные ошибки.

Затем командир приступает к разучиванию строевой стойки по элементам. Если большинство обучающихся допускает ошибки, командир взвода приступает к практическому изучению приема с помощью подготовительных упражнений. Для этого кадеты взвода в разомкнутом одно шереножном строю становятся на линию прямоугольника, касаясь носками обуви черты (рис. 2). Командир взвода показывает первое подготовительное упражнение — «Развертывание носков по линии фронта на ширину ступни». Дает им возможность выполнить в течение 2-3 минут это подготовительное упражнение, а сам следит за положением носков обуви. После этого командир взвода приступает к тренировке.

Выполнение этого подготовительного упражнения осуществляется по команде «Носки свести делай – РАЗ, носки разнести, делай – ДВА, носки свести, делай – РАЗ» и т. д.

Для правильного изучения данного подготовительного упражнения, линии на строевой площадке имеют толщину примерно равную ширине ступни (рис. 2).

Подавая команды, командир взвода следит за шириной разведения носков и попутно исправляет допускаемые обучающимися ошибки. Сначала, упражнение несколько раз выполняется под общую команду, затем командир взвода проверяет выполнение упражнения каждым кадетом.

После этого он приказывает ещё раз приступить к самостоятельной тренировке. Выполнить упражнение нужно по пять-семь раз и только после этого проверять, не отклонились ли носки от линии. Во время самостоятельной тренировки командир взвода и руководитель занятия проверяют поочередно каждого обучающегося и исправляют ошибки.



Рис. 2. Развертывание носков по линии фронта на ширину ступни (ш.с.)

После одиночной тренировки командир взвода может применить попарную тренировку, для чего производит расчет в взвода на первый и второй и командует: «Первые номера налево, а вторые напра – ВО», затем: «Первые номера проверяют, вторые выполняют – к попарной тренировке – ПРИСТУПИТЬ», а сам следит за тренировкой, исправляет недостатки и периодически меняет тренирующихся и контролирующих.

Затем командир взвода показывает второе подготовительное упражнение – приподнимание груди с подачей корпуса несколько вперед, подбиранием живота, развертыванием плеч и опусканием рук посредине бедра. Это упражнение отрабатывается в такой же последовательности, как и предыдущее. Командир разъясняет кадетам, что, начиная это упражнение, необходимо сделать глубокий вдох и в таком положении задержать, грудную клетку, сделать выдох и продолжать дыхание с приподнятой грудью. Приподняв грудь, корпус тела следует немного подать вперед и подобрать живот, а плечи развернуть. Руки при этом опускаются так, чтобы кисти, обращенные ладонями внутрь, были сбоку и посредине бедер, а пальцы полусогнуты и касались бедер. Чтобы проверить правильность подачи корпуса несколько вперед, необходимо приподняться на, носки, а затем, не изменяя наклона корпуса, опуститься на всю ступню.

Разучивание этого подготовительного упражнения производится по команде «Грудь приподнять, живот подобрать, плечи развернуть, корпус тела подать вперед, делай – РАЗ, принять первоначальное положение, делай – ДВА». Упражнение выполняется до тех пор, пока каждый обучающийся во взводе не почувствует отличия положения корпуса при правильной строевой стойке от положения в свободном состоянии.

При отработке второго подготовительного упражнения, командир учебного взвода показывает, как обучающиеся должны держать голову при строевой стойке, чтобы проверить правильность положения головы необходимо принять строевую стойку и, не опуская головы посмотреть вниз перед собой. При правильном положении головы кадет должен видеть на плацу самую близкую точку в 2-3 шагах от себя. Командир обращает внимание на то, что при правильном положении головы грудь всегда находится несколько впереди подбородка.

Отработав подготовительные упражнения, командир учебного взвода приступает к слитной тренировке всех элементов строевой стойки, подавая команду: «СТАНОВИСЬ», исправляет недостатки у обучающихся, подает команду: «ВОЛЬНО» и снова команду: «СТАНОВИСЬ» – так повторяет несколько раз.

Для проверки правильного выполнения строевой стойки необходимо в ходе тренировки приказать кадитам подняться на носки. Если строевая стойка была принята правильно, то все кадеты взвода легко, без наклона вперед выполнят команду. Можно проверить правильность строевой стойки поднятием носков. Командир подает команду «Поднять носки, делай – РАЗ». Те, кто принял правильно строевую стойку, носки поднять не смогут.

Командир учебного взвода приступает к изучению выполнения команды «РАВНЯЙСЬ», «СМИРНО» с образцового показа выполнения команд, затем выводит из строя трех-четырех кадетов и, поставив в одну шеренгу лицом к строю взвода, практически показывает выполнение команд: «РАВНЯЙСЬ», «СМИРНО», обращая внимание на то, что при выравнивании кадеты могут несколько передвигаться вперед, назад, влево или вправо.

Выравнивание кадетов в строю производится только в необходимых случаях: когда интервалы между кадетами в строю оказались нарушенными, а носки обуви – не на одной линии, а в двух шереножном строю, кроме того, нарушена дистанция между шеренгами. При построение по команде «СТАНОВИСЬ», если всеми кадетами она выполнена правильно, то подавать команду «РАВНЯЙСЬ» не обязательно.

Обучение выравниванию рекомендуется проводить в такой последовательности: вначале научить выравниванию носков затем правильной постановке корпуса и, наконец, повороту головы в сторону равнения.

Выравниванию носков целесообразно обучать сразу при построении, а потом постоянной тренировкой довести выполнение этого приема до автоматизма. Выравнивание носков во многом зависит от положения правофлангового кадета. Поэтому командир взвода должен, прежде всего, обратить внимание на это. Носки правофлангового должны строго обозначать линию фронта построения и быть развернуты на ширину ступни. Для первоначальной тренировки в выравнивании носков допускается строить взвод в развернутый строй на специально оборудованной площадке (плацу) на прямой линии. Кроме того, в начале обучения можно разрешать обучающимся посмотреть на носки обуви и определить их положение. Однако это не должно входить в привычку. Если обучающиеся привыкнут смотреть на носки, то трудно будет в дальнейшем исправить эту ошибку.

Неправильное положение носков у обучающихся командир взвода исправляет подачей команд, например, «Кадет Иванов. Носки вперед», «Кадет Петров. Левый носок назад» и т. д.

Положение корпуса при построении и выравнивании должно быть таким, как при строевой стойке. При положении носков обуви на одной линии кадеты, повернув голову в сторону равнения, должны видеть грудь четвертого человека, считая себя первым. Смотреть при этом нужно не наклоняя головы и не выставляя вперед подбородка. Поясняя, командир взвода одновременно показывает, обучающимся как это практически делается.

Для обучения повороту головы необходимо, не изменяя положения ног и туловища, повернуть голову в сторону равнения так, чтобы при выравнивании в правую сторону правое ухо было выше левого, а при выравнивании в левую сторону – наоборот. Чтобы показать кадетам правильное положение головы, командир может проделать поворот головы в сторону равнения так, чтобы подбородок описал полу дугу. Тренировать же кадетов необходимо так, чтобы голова поворачивалась в сторону равнения кратчайшим путем.

При тренировке командир взвода исправляет ошибки, допускаемые обучающимися, подавая команды, например, «Кадет Иванов. Подать грудь вперед», «Кадет Петров. Подбородок поднять выше» и т. д.

Командир взвода напоминает обучающимся, что для выравнивания в правую сторону (к правому флангу) подается команда «РАВНЯЙСЬ», а при выравнивании в левую сторону (к левому флангу) – «Налево – РАВНЯЙСЬ». Если строй будет повернут кругом (правый фланг будет с левой стороны, а левый фланг – с правой), то для выравнивания в любую сторону в команде должна называться сторона равнения – «Направо – РАВНЯЙСЬ» или «Налево – РАВНЯЙСЬ». По окончании выравнивания подается команда «СМИРНО», по которой все обучающиеся быстро ставят голову прямо.

При тренировке в выполнении команд «Становись», «Равняйсь», «Смирно» командир взвода добивается четких и быстрых действий от обучающихся.

Затем командир учебной взвода проводит тренировку выполняемых команд, подавая команды «РАЗОЙДИСЬ» и «Взвод в одну шеренгу – СТАНОВИСЬ», взвод выстраивается справа от него, командир выходит на 2-3 шага, подает команду «РАВНЯЙСЬ», «СМИРНО».

Командир учебной взвода показывает выполнение команд: «ВОЛЬНО», «ЗАПРАВИТЬСЯ» стоя лицом, а затем боком к строю. После этого показывает и поясняет, что по команде «ВОЛЬНО» стать свободно, ослабить в колене правую или левую ногу, но не сходить с места, не ослаблять внимания и не разговаривать.

По команде «ЗАПРАВИТЬСЯ» не оставляя своего места в строю, поправить оружие, обмундирование и снаряжение, при необходимости выйти из строя – за разрешением обратиться к непосредственному начальнику.

Руководитель занятия следит за действиями командиров учебных взводов, поочередно оказывает им помощь в обучении и устранении допущенных кадетами ошибок.

В конце изучения учебного вопроса офицер-воспитатель выстраивает класс в двух шереножный строй и кратко подводит итоги отработки учебного вопроса. Проводит разбор со всем личным составом кадетского класса и отдельно с командирами взводов.


2 вопрос. Порядок снятия и надевания головных уборов

Руководитель занятия объясняет требования статьи 29 Строевого устава и образцово показывает выполнение строевого приема. Разводит учебные взвода по учебным местам, приказывает командирам учебных взводов приступить к отработке учебного вопроса.

Командиры учебных взводов выходят на середину строя взводов, объявляют учебный вопрос и тренируют личный состав взводов в выполнении строевого приема. Для снятия головных уборов подается команда «Головные уборы (головной убор) – СНЯТЬ». Снятый головной убор держится в левой свободно опущенной руке кокардой вперед (рис. 3). Для надевания головных уборов подается команда «Головные уборы (головной убор) – НАДЕТЬ».

Без оружия или с оружием в положении «за спину» головной убор снимается и надевается правой рукой. Снятие головного убора по разделением отрабатывается на два счета: «делай – РАЗ» – снять головной убор правой рукой, «делай – ДВА» – взять головной убор в левую руку кокардой вперед (рис. 3). Надевание головного убора отрабатывается на два счета в обратной последовательности.

С оружием в положениях «на ремень», «на грудь» и «у ноги» – левой рукой, при этом голова поворачивается в левую сторону и левой рукой головной убор берется за его правую часть и снимается. С оружием снятие головного убора по разделением отрабатывается на три счета: «делай – РАЗ» – повернуть голову налево, «делай – ДВА» – взять правую часть головного убора левой рукой, «делай – ТРИ» – снять головной убор левой рукой голову поставить прямо. Надевание головного убора левой рукой производится в обратной последовательности.


Рис.3. Положение снятого головного убора:

а – фуражки; б – фуражки полевой хлопчатобумажной; в – шапки-ушанки



Руководитель занятия следит за действиями командиров учебных взводов, поочередно оказывает им помощь в обучении и устранении допущенных кадетами ошибок.

В конце изучения учебного вопроса офицер-воспитатель выстраивает класс в двух шереножный строй и кратко подводит итоги отработки учебного вопроса. Проводит разбор со всем личным составом кадетского класса и отдельно с командирами взводов.



Заключение

Руководитель занятия напоминает тему, цели занятия и степень их достижения, кратко подводит итоги занятия, отмечает лучших и наиболее активных кадетов. Объявляет оценки. Ставит задачу на самостоятельную работу, заполняет журнал учета учебных занятий.


6. Формирование командных и методических навыков:

а) привитие командных навыков:

- осуществлять путем образцового выполнения положений общевоинских уставов ВС РФ руководителем занятия и требованием их обязательного выполнения кадетами кадетского класса;

- образцовым поведением руководителя, неукоснительным соблюдением им правил ношения военной формы, Строевого устава ВС РФ и требованием адекватного исполнения каждым кадетом кадетского класса;

- строгим соблюдением руководителем занятия принятой системы изложения учебного материала с использованием военной лексики и терминов, развитием у кадетов способности громко, четко, лаконично строить свои доклады в ходе ответов на поставленные вопросы;

б) привитие методических навыков:

- осуществлять путем строгого соблюдения руководителем методики проведения практического занятия;

- обращать внимание кадетов на используемые руководителем приемы и способы проведения занятия.


7. Общие меры безопасности:

- до начала занятия проверить готовность кадетов к занятию, состояние формы, ее подгонку, исправность обуви (в зимнее время наличие теплой одежды и обуви);

- в ходе строго соблюдать методику проведения занятия по строевой подготовке.


8. Контроль знаний, умений, навыков:

В ходе проведения вводной части занятия в течение 1-й минуты провести входной контроль знаний кадетов по рекомендованным в основной части вопросам.

Оценку каждому кадету определить после подведения итогов занятия в соответствии со сложившейся системой оценки качества знаний кадетов и критериями оценивания, принятыми в школе.


9. Задание на самостоятельную работу:

1. Изучить и знать положение статей 1 – 29 Строевого Устава ВС РФ.

2. Совершенствовать выполнение строевых приемов во время построений, в часы тренировок по строевой подготовке и повседневной деятельности.




Руководитель занятия:

офицер-воспитатель кадетских классов Г.В. Левенец

___ ____________ 2020 г.

12