Деятельность учителя | Содержание | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
1. Организационный. Этап мотивации к учебной деятельности (самоопределения) Цель: подготовка обучающихся к плодотворной работе на уроке, выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к выполнению нормативных требований учебной деятельности |
Приветствует учащихся. Создает эмоциональный настрой. Называет предметы, необходимых для работы на предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности уроке. | Здравствуйте, ребята. Я рада вас всех видеть. Прозвенел и смолк звонок, Начинается урок, Тихо девочки за парту сели, Тихо мальчики за парту сели. На меня все посмотрели. Приготовились к уроку, В нём иначе нету проку. НА СТОЛЕ ДОЛЖНА ЛЕЖАТЬ РУЧКА КНИЖКА И ТЕТРАДЬ, ПОНАДОБЯТСЯ ЕЩЕ ЦВ КАРАНДАШИ САДИТЕСЬ Больше не вертитесь. Мы урок начнем сейчас, Интересен он для вас. Слушай всё внимательно, Поймешь всё обязательно. | Приветствуют учителя. Внимательно слушают учителя и выполняют действия. Проверяют наличие предметов, необходимых для работы на уроке. Эмоционально настраиваются на урок. | Л. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения Р. Умение соотнести способ действия и его результат с заданным эталоном. Л. Готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению. Л. Умение выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. Л. Умение выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое |
2. Этап актуализация индивидуального опыта (знаний, умений) и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Цель: актуализация изученных ранее ЗНАНИЙ и СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ, подготовка мышления к новому шагу в учебной деятельности, создание соответствующего эмоционального настроя, психологической готовности для активного усвоения нового учебного материала |
Подводит учащихся к выводу о необходимости открытия новых знаний На доске таблица: Задает вопросы. С какой целью Помогает сформулировать тему урока | Ребята, скажите, вы любите путешествовать? Есть два разряда путешествий. Один- пускаться с места вдаль, Другой- сидеть себе на месте. Листать обратно календарь. Вот и я предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие по нашей планете. Но мы же не можем отправляться неподготовленными. Как у самых настоящих путешественников у нас будет маршрутный лист, в который будем записывать все ваши открытия. | Знаю | Хочу узнать | Узнал | Название нашей планеты | | | | | | | | Движение | | | | Размер | | | | Глобус | | | | Другое | | | | Итак, посмотрите внимательно на наш маршрутный лист, давайте же с вами выясним, что вы знаете о нашей планете. А как вы думаете, какую ОСОБЕННОСТЬ ПЛАНЕТЫ характеристику нашей планеты я пропустила? | Да! Воспринимают речь учителя. предполагаемые ответы детей Анализируют ранее изученные знания. | Знаю | Хочу узнать | Узнал | Название нашей планеты | Все заполни | | | | | | | Движение | | | | Размер | | | | Глобус | | | | Другое | | | | Обсуждение в парах ЧЕГО , затем заполнение 1 столбика таблицы на доске Форма планеты Земля. Отвечают на вопросы, высказывают свои мнения Тема урока: «На что похожа наша планета?». Работа по учебнику | К. Умение воспринимать речь учителя. К. Умение строить высказывание. К. Умение соотносить материал с ранее изученной. Р. Умение осознавать задачу, принимать ее. Очень слабо, это только триза конспект |
3. Этап выявления места и причины затруднения (определение границ знания и не знания). Цель: определение учебной проблемы; создание условий для формирования обучающимися цели деятельности (урока) и постановки учебных задач |
Читает стихотворение Демонстрирует большое плоское блюдо и мяч. Выдвигает проблему | Планета Земля — родимый наш дом. Но много ли, дети, мы знаем о нем? Загадки ее постоянно решаем. Но форму Земли до конца мы не знаем. ЕСЛИ МЫ ОКАЖЕМЯ НА ОТКРЫТОЙ МЕСТНОСТИ ГДЕ НЕТ ЗДАНИЙ И ДЕРЕВЬЕВ на какой из этих двух предметовБУДЕТ похожа наша планета Земля? - Да давние времена люди считали, что Земля плоская и имеет плоскую округлую форму круга, КРУГ МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ФИГУРА ??? который лежит на спинах огромных сильных животных, например китов или слонов. - Другие представляли Землю в виде горы, которая окружена со всех сторон морем. А почему они так считали? Но некоторые из вас, ребята, сказали, что Земля похожа на мяч, то есть имеет форму шара. Кто же прав? Как вы считаете на какой вопрос нам сегодня предстоит ответить Может кто-нибудь догадался как называется тема нашего сегодняшнего урока? Давайте откроем учебник на странице 38 и подтвердим наши предположения. | Воспринимают речь учителя. Высказывают предположение Плоской, как это блюдо. Формулируют тему урока. Потому что люди не бывали в космосе Океан видели бескрайний | Р. умение слушать и понимать информацию Л. развитие навыков сотрудничества со сверстниками Р. адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её П. уметь анализировать информацию П. осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме |
4.Этап построения проекта выхода из затруднения (цель, план, сроки, способ, средства). Цель: организовать обсуждение новой темы |
Формулирование задач на урок. Фронтальная работа | - Давайте сейчас с вами сформулируем задачи на наш сегодняшний урок? Давайте составим план наших действий. | Познакомиться с формой Земли; Найти доказательства шарообразности Земли. уметь доказывать выдвигаемые предположения о шарообразности Земли; | Р. целеполагание как постановка учебной задачи |
5.Этап реализации построенного проекта. Открытие нового знания. Цель: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения |
На слайде изображена картинка блюда, поверх которого наклеиваются изображения деревьев, городов и людей. На слайде изображена картинка круга. . Предлагает обучающимся работу по учебнику На слайде изображена фотография Аристотеля. На слайде изображена картинка приближающихся кораблей со стороны моря. На слайде изображена планета с космоса. | Ребята у на два мнения, земля похожа на плоскую тарелку Земля похожа на шар Кто же прав? Давайте разбираться Или здесь Рассмотрите рисунки на стр. 38 учебника (вверху) и скажите: На каком из них показана плоская Земля, а на каком шарообразная? Земля плоская, Какие доказательства имеются в пользу этого утверждения , а какие опровергают Рассмотрите рисунки на стр. 38 учебника (вверху) и скажите: На каком из них показана плоская Земля, а на каком шарообразная? Не вижу задание , может это здесь разместить??? И я нет, потому что пока никому из людей это не удавалось… Значит земля шар это верное утверждение Но если Земля имеет форму шара, значит, многие люди ходят по ней вверх ногами… А такое вы можете себе представить?. Давайте посмотрим в учебник. - Теперь посмотрите на картинку ниже. Что вы видите на ней? Древнегреческий ученый Аристотель очень давно сказал, что если смотреть на приближающийся со стороны моря корабль, то сначала из-за горизонта появятся мачты и только потом - корпус корабля. Когда такое возможно? Составь аппликацию на доске Море корабли человечек видит части корабля Но такое доказательство не удовлетворяло многих. Так как же появилось самое главное доказательство шарообразности Земли? Верно, главным доказательством шарообразности Земли являются снимки из космоса. В наши дни, когда люди запустили в космос космические корабли, космонавты своими глазами увидели, что Земля имеет форму шара. | Воспринимают речь учителя. Высказывают свои мнения Про горизонт ЕСЛИ МЫ ОКАЖЕМЯ НА ОТКРЫТОЙ МЕСТНОСТИ ГДЕ НЕТ ЗДАНИЙ И ДЕРЕВЬЕВ на какой из этих двух предметов БУДЕТ похожа наша планета Земля? Картинка, расположенная слева, имеет плоскую форму, а справа шарообразную. значит, можно идти-идти по ней и в конце концов дойти до края Земли… Но вы слышали о таком, что кто-то нашел конечную точку планеты? Отвечают на вопрос Работа по учебнику. Отвечают на вопрос учителя. Приближающиеся корабли. А такое возможно только тогда, когда планета круглая. Оказывается, эти корабли являются один из доказательств шарообразности Земли. Люди побывали в космосе. Воспринимают речь учителя. | K. владение монологической и диалогической речью; умение активно отвечать на вопросы учителя К. умение воспринимать речь собеседника К. умение слушать и слышать учителя П. Осуществлять поиск необходимой информации в учебнике. П. Умение извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов П. Умение выдвигать гипотезу и обосновывать ее. |
6. Физминутка. Цель: снять эмоциональное напряжение; повысить умственную работоспособность обучающихся; активизировать внимание |
Проводит физминутку Показывает движения для повторения Топает Хлопает Выполняет полуобороты в одну и в другую сторону Кивает Машет руками Выполняет полуобороты в одну и в другую сторону Подпрыгивает на месте Выполняет полуобороты в одну и в другую сторону Усаживает за парты | Ребята, мы сегодня много потрудились. Так давайте с вами немного отдохнем, чтобы с новыми силами продолжить нашу работу. Давайте все тихонько встанем из-за парт. Сейчас я вам буду показывать упражнения, а вы вместе со мной их выполнять: Мы ногами топ-топ-топ, Мы в ладоши хлоп-хлоп-хлоп, И туда - и сюда повернёмся без труда. Мы головками кивнём, дружно ручками махнём, И туда - и сюда повернёмся без труда. Мы подпрыгнем высоко, прыгать вместе так легко, И туда - и сюда повернёмся без труда. Молодцы, ребята, тихо садитесь за парты. Сначала девочки, а затем мальчики. | Воспринимают речь учителя Повторяют движения учителя Топают Хлопают Выполняют движения по образцу Кивают Машут ручками Выполняют полуобороты в одну и другую сторону Подпрыгивают на месте Выполняют полуобороты в одну и другую сторону Усаживаются за парты | К. восприятие речь учителя Р. осуществляет пошаговый контроль своих действий Р. умение правильно выполнять действия Л. развитие самостоятельности; укрепление своего здоровья Л. Умение расслабиться психически и физически после длительного сидения и интенсивной учебной деятельности. |
7.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. Цель: первичная проверка понимания изученного |
Обобщает и помогает закрепить полученные знания. | Итак, на что же похожа наша планета на блюдо или на шар? - Давайте с вами прочитаем в учебнике, что нам сообщает об это Мудрая Черепаха. - Мы этого не замечаем, потому что земной шар очень велик. Кстати, многие люди действительно ходят по нему вверх ногами, но не замечают этого. Их, как и все на Земле, удерживает земное притяжение. Земля, как магнит все притягивает к себе. Шарообразная форма нашей планеты объясняет, почему людям никогда не удавалось добраться до края Земли. У нее нет края. Зато люди могут совершить кругосветное путешествие: обогнув Землю, возвращаться в то же место. | На шар. Работа с учебником Земля имеет форму шара. Воспринимают речь учителя | К. Воспринимать речь учителя. Р. Излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. К. Владение монологической речью П. Умение выстраивать схемы К. Готовность слушать собеседника и вести диалог Л. Развитие самостоятельности К. Умение слушать и слышать учителя (собеседника), вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её. |
8.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. Цель: обеспечение повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания и совершенствование способов действий на уровне применения в измененной ситуации |
Предлагает вылепить из пластилина модель Земли Демонстрирует модель Земли – глобус. Задает вопросы, помогающие сформулировать представление о Земле Подводит к завершению работы. Подводит детей к оценке деятельности одноклассников. | - Люди уже очень давно изучили Землю и создали модель? Как вы считаете, что является моделью нашей планеты? - Правильно, глобус. - Наша планета самая красивая, она похожа на прекрасный голубой драгоценный камень. - А Ответить на вопрос я предлагаю после выполнения задания - А сейчас, пользуясь моделью Земли, я предлагаю вам, раскрасить разукрасить рисунок в вашей рабочей тетради на странице 16. Возьмите в руки все необходимые простые карандаши а цветные и приступите к работе. - Заканчиваем работу. как вы думаете, почему наша земля из космоса видна в голубом цвете. - А как показана суша? Теперь поменяйтесь вашими тетрадями с соседом по парте и поставьте друг другу оценку.ЗА ЧТО | Глобус. Отвечают на вопрос Так как на Земле больше воды чем суши Выполняют работу в рабочей тетради. Заканчивают работу. Оценивают работу своего соседа по парте. Зеленым, желтым и коричневым цветами | Л. Развитие самостоятельности. П. Делать самостоятельные простые выводы. Р. Владение навыками самоконтроля. Р. Умение контролировать и адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников. |
9.Этап включения нового знания в систему изученных знаний. Цель: обеспечение усвоение знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. |
Показывает вращение Земли на глобусе. Рассказывает о том, как вращается Земля Предлагает работу в тетради Загадывает загадки | - А Мудрая Черепаха снова нам хочет сообщить очень важную информацию на стр. 39. Прочитайте, что там написано. Знали ли вы, что Земля вращается вокруг своей оси. В это время происходит смена дня и ночи. ЗА 24 ЧАСА 365 дней Земля движется вокруг Солнца, за это время происходит смена времен года. - А сейчас отгадайте загадки. Ни начала, ни конца, Ни затылка, ни лица. Знают все, и млад и стар, Что она - большущий шар. (ЗЕМЛЯ) На ноге стоит одной, Кружит - вертит головой. Нам показывает страны, Реки, горы, океаны. (ГЛОБУС) | Работа по учебнику Земля постоянно движется вокруг Солнца. Да ещё и сама вращается наподобие детского волчка. Воспринимают речь учителя Отгадывают загадки | К. Умение активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения познавательных задач. Р. Умение соотнести способ действия и его результат с заданным эталоном. П. Умение осуществлять поиск необходимой информации в учебнике. П. Умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий Л. Способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению. |
10.Этап подведения итогов, рефлексия. Цель: подведение итогов и организация самооценки собственной учебной деятельности. |
Подводит итоги | - Ребята, давайте с вами подведем итоги. Что же вы узнали сегодня на уроке? Ответим на эти вопросы с помощью нашего маршрутного листа. Итак, какую же форму имеет наша планета? Как БЫСТРО ИЛИ МЕДЛЕННО ВОПРОС движется Земля? Какой размер планеты? Что такое глобус? А что еще интересного и нового вы узнали сегодня на уроке? - Вы теперь специалисты, по своим знаниям приблизились к ученым. И ЧТО? - Ребята, оцените свою работу сегодня на уроке. Если вы смогли сегодня на уроке ответить на вопросы о том, на что похожа наша планета, вам была понятна и интересна тема, вы активно выполняли все задания, поднимите картинку с радостной планеты. И если мы не ответили ни на один интересующий вас вопрос, тема была непонятна и неинтересна, вы неактивно работали на уроке, поднимите картинку с грустной планетой. | Отвечают на вопрос Земля имеет форму шара. Вокруг своей оси Планета Земля огромная Модель Земли Отвечают на вопрос Оцениваю свои знания и работу на уроке | Л. Формирование позитивного отношения к предстоящей деятельности. К. Владение монологической речью; умение участвовать в диалоге. Р. Владение навыками самоконтроля |
11. Домашнее задание. Цель: обеспечить понимание обучающимися цели, объема, содержания и способов выполнения домашнего задания |
Задает домашнее задание | Вот и подошел наш урок к концу. Время получить задание на дом. А задание у вас будет творческое. Нарисуйте форму Земли такой, какой вы ее себе представляете. Возможно, это будет та форма, которую люди представляли в древности, или же ту форму, которую мы знаем сегодня. В общем, ваша фантазия в ваших руках. Рисунок нужно оформить на альбомном листе А4. | Записывают домашнее задание, получают консультацию по его выполнению, задают вопросы учителю на уточнение домашнего задания. | К. Воспринимать речь учителя П. Определение основной информации; выбор более эффективных способов выполнения домашнего задания. Р. умение планировать, прогнозировать свою работ |