Тема урока | Обобщение изученных тем. Смотр знаний |
Цель урока | Обобщить и систематизировать знания учащихся по пройденным темам. |
Тип, вид урока | Решение учебной задачи, обобщение знаний |
Задачи: | Образовательные: совершенствовать грамматико-орфографические, речевые умения и навыки. Развивающие: развивать мышление и память учащихся посредством анализа, сравнения и обобщения изученного материала. Воспитательные: прививать навыки самообразования, применяя методы контроля, самоконтроля, самоанализа. Развивать речь учащихся, их творческие способности; воспитывать в детях чувство дружбы, товарищества и взаимопомощи, расширять кругозор. |
Планируемые результаты (предметные) | Обучающийся научится: - первичному умению выражать собственное мнение, обосновывать его; -анализировать чужую устную речь, речи учителя и товарищей; - обобщать свои знания; -применять свои знания на практике; |
Универсальные учебные действия | Личностные УУД. У обучающегося будут сформированы: -представления о причинах успеха в учёбе, границах собственного знания и «незнания»; -умения проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности Обучающийся получит возможность для формирования: -ориентации в поведении на принятые моральные нормы; Регулятивные УУД. Обучающийся научится: -принимать и сохранять учебную задачу; -понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; Обучающийся получит возможность научиться: - контролировать и оценивать свои действия - оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей при сотрудничестве с учителем, с одноклассниками; - проводить коррекцию, учитывая характер сделанных ошибок; осуществлять познавательную и личностную рефлексию - преобразовывать практическую задачу в познавательную; Познавательные УУД. Обучающийся научится: -строить сообщения в устной форме; -ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; -развивать умение высказывать свое предположение на основе работы с предложенным учебным материалом Коммуникативные УУД. Обучающийся научится: -допускать возможность существования у людей различных точек зрения; -формулировать собственное мнение и позицию; -строить понятные для партнера высказывания; Обучающийся получит возможность научиться: -учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию; -Развивать умение работать в группе; -Развивать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; -способствовать развитию доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися -самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности |
Формы и методы обучения | Фронтальная, индивидуальная, групповая, словесный, наглядный, практический, деятельностный, проблемно-поисковый. |
Основное содержание темы, понятия и термины | Предложение. Грамматическая основа предложения. Связь предложений в тексте по смыслу. Деление текста на предложения. Звуки и буквы. Алфавит. Синонимы и антонимы. Проверка безударных гласных, парных согласных, правила шипящих. |
Образовательные ресурсы | Проектор, презентация к уроку, карточки с заданиями |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Мотивация (самоопределение к учебной деятельности) Цель: Осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности 3/ | Здравствуйте! Ребята, сегодня на уроке присутствуют гости. Они хотят посмотреть, чему мы научились на уроках русского языка. У нас сегодня необычный урок. Я приглашаю вас совершить небольшое путешествие по королевству с красивым звучным названием «Русский язык». Как в любом государстве, здесь действуют свои законы, соблюдаются свои традиции. А путешествовать мы будем на паровозике «Удача»(слайд) У нас будет 3 вагона (3 группы). В каждом вагоне по 4 пассажира. Будем работать в группах. Вспомним правила работы в группах. (слайд) В каждой станции каждый вагон получает карточку с заданием, выполняет его и паровозик продолжает путешествие. В каждом путешествии сначала определяется маршрут. (слайд) Наш маршрут будет пролегать через станции: разминочная, чистописание, словарная, синонимы и антонимы, алфавитная, фонетика, предложение и орфограммная. За урок мы должны вспомнить пройденные темы и обобщить их. В путь! У каждого из вас на парте лежит маршрутный лист, он же лист самооценки. (слайд) Будем оценивать свою работу сами. После выполнения задания красим кружочки. (слайд) Выполнил сам и помог другому Выполнил и понял сам Работа вызвала затруднения И в конце урока мы по этим листам определим наши затруднения;
| Приветствуют гостей. Получают эмоциональный настрой на восприятие. Разбиваются на 3 группы Внимательно слушают инструкцию учителя | Личностные УУД: самооценка готовности к уроку. Познавательные УУД: учебно- познавательный интерес, организация рабочего места. Регулятивные УУД: Мобилизация мозговой активности; синтез различных определений, знаний, информации Волевая саморегуляция |
Актуализация знаний Цель: Актуализация изученных терминов и тем 4/ | И первая станция, к которой мы приближаемся - это станция «Разминочная» (вопросы разминки) Каждой группе задается по 5 вопросов | дети отвечают на вопросы разминки | Познавательные УУД: -ориентироваться в своей системе знаний; -осуществлять актуализацию знаний, строить высказывания в устной форме, повторять пройденный материал. Коммуникативные УУД: Коммуникативные УУД: - воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя; вопросы учителя; - слушать и понимать речь других; - формулировать свое мнение; коммуникативной задачи; - оформлять свои мысли в устной форме; - высказывать свое предположение; - сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать; Регулятивные УУД: -контролировать правильность ответов учащихся доказывать, отстаивать свое мнение. Личностные УУД: -быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению; не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки обязательная часть решения любой задачи |
Минутка чистописания 3/ | Станция «Чистописание» -Отметим дату нашего путешествия. Откройте тетради. Запишите число, классная работа. Правила работы в тетради. -Настраиваемся на рабочую волну и стремимся по ступеням знаний к новым открытиям. Сегодня мы будем: НАБЛЮДАТЬ ЗАМЕЧАТЬ РАЗМЫШЛЯТЬ ДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ Минутка чистописания Посовещайтесь между собой и запишите красиво заглавную и строчную буквы 1 – пишут буквы, не обозначающие звука 2 –пишут всегда твердые согласные 3 – пишут гласные буквы, обозначающие 2 звука | - выявляют искомые буквы, предназначенные для написания. - определяют закономерности в составлении цепочки и работают в тетради; ь ъ Жж Шш Цц Яя Юю Ее Ёё | Регулятивные УУД: -уметь обнаруживать и формулировать учебную проблему Познавательные УУД: - выявлять искомые буквы, предназначенные для написания. - определять закономерности в составлении цепочки Коммуникативные УУД: Коммуникативные УУД: - воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя; вопросы учителя; - слушать и понимать речь других; - формулировать свое мнение; коммуникативной задачи; - оформлять свои мысли в устной форме; - высказывать свое предположение; - сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать; |
Словарная работа 7/ | Станция «Словарная» (таблица, пропущенные буквы, исправление ошибок) На карточках: Найдите словарные слова
ц | р | с | к | б | ы | с | т | р | о | к | в | е | т | е | р | т | д | а | к | м | е | т | е | л | ь | р | л | е | к | к | л | о | к | а | п | у | с | т | а | м | щ | а | в | е | л | ь | т | е | н | а | к | а | р | а | н | д | а | ш | с |
Исправьте ошибки в словарных словах Дижурный, яблака, жолтый, ягада, дасвидание, адежда, ресунак, дарога. Вставьте пропущенные буквы Л..пата, ..сина, род..на, п..суда, мес..ц, маг..зин, сах..р, скор.., здра..ст..уй, с..нтябр… (учитель помогает учащимся, координирует работу групп) вывод | Выполняют задания в тетради, ставят ударения и подчеркивают орфограммы | Познавательные УУД: - Повторять правописание словарных слов, постановки ударения, определение орфограммы; Регулятивные УУД: - проговаривать последовательность действий при выполнении заданий, планировать работу, самоконтроль, мобилизация внимания, коррекция. - уметь контролировать и оценивать результаты действий. Коммуникативные УУД: Коммуникативные УУД: - воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя; вопросы учителя; - слушать и понимать речь других; - формулировать свое мнение; коммуникативной задачи; - оформлять свои мысли в устной форме; - высказывать свое предположение; - сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать; |
Обобщение и систематизация знаний 5/ | Станция «Синонимы. Антонимы.» (подобрать антонимы, подобрать синонимы) -что такое антонимы? - что такое синонимы? - для чего нужно знать антонимы и синонимы? На карточках К данным словам подобрать и записать слова антонимы. Друг – Веселый – Добрый – Темный – Белый – Холодный – Высокий – Соедини синонимы. Большой тишина Безмолвие ложь Храбрый бить Неправда огромный Смеяться хохотать Колотить смелый Сравни два предмета по одному признаку: по величине, цвету, вкусу или высоте. Вставь подходящие по смыслу антонимы. По величине: Орёл (какой?) большой, а воробей ________________. Щука (какая?) крупная рыба, а плотва - ______________________. По цвету: Уголь (какой?) чёрный, а мел _____________________. По вкусу: Перец (какой?) горький, а сахар ____________________. По высоте: Дерево (какое?) высокое, а кустик __________________. вывод | Отвечают на вопрос учителя, выполняют задания, совещаются, предлагают свои варианты | Познавательные УУД: - находить и использовать информацию для решения учебных ситуаций; - анализировать, сравнивать, делать выводы; - самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной деятельности; Регулятивные УУД: проговаривать последовательность действий при выполнении заданий, самоконтроль, мобилизация внимания; Коммуникативные УУД: -ясно формулировать ответы на вопросы педагога; вносить вклад в работу для достижения общих результатов; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; - выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); - сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); - высказывать и обосновывать свою точку зрения. |
1/ Физминутка | Фразеологизмы | | |
Повторение 5/ | Станция «Алфавитная» (расположение слов в алфавитном порядке) - что такое алфавит? - для чего нужен алфавит; - как расположить слова по алфавиту? - если первая буква слов одинаковая? На карточках: Расположите по алфавиту дни недели Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница Составьте список авторов книг по алфавиту на полке в детской библиотеке Чуковский, Маршак, Заходер, Михалков, Осеева Расположите по алфавиту слова: Лисица, берёза, яблоня, весело, петух. вывод | - вспоминают, что такое алфавит, располагают слова по алфавиту | Познавательные УУД: -систематизировать знания об алфавите; - формируют практические навыки; - анализировать, синтезировать и сравнивать информацию; информацию. Коммуникативные УУД: - умение слушать и понимать других; - высказывать свое предположение; -сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать; Регулятивные УУД: -определять степень успешности выполнения своей работы исходя из имеющихся критериев; - планировать свою деятельность, осуществлять контроль, самоконтроль, мобилизация внимания; Личностные УУД: Быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению, уметь признавать свои ошибки |
Закрепление 5/ | Станция «Фонетика» (будем исследовать звуки) - вспомните алгоритм фонетического разбора слов. -какие звуки бывают в ря? - характеристика согласного звука? - характеристика гласного звука? На карточках: (сделать звуко-буквенный анализ) 1 – уголь 2 – юла 3 – река Вывод - алгоритм | Работают сообща, один ученик пишет, другие подсказывают; вспоминают алгоритм разбора и действуют по алгоритму | Познавательные УУД: Познавательные УУД: - систематизировать сведения о звуковой системе русского языка; - формировать навыки поисковой, исследовательской деятельности; деятельности; Регулятивные УУД: -принимать участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания; -работать по алгоритму; -осуществлять взаимоконтроль, взаимопроверку; Коммуникативные УУД: - оформлять свои мысли в устной и письменной речи; - высказывать свое предположение; -сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать; |
5/ | Станция «Предложение» ( составить из слов предложения, разбор, определить границы предложений) На карточках: 1.Запишите предложение и выполните задания. Петя читает интересную книгу. - докажите, что это предложение - найдите грамматическую основу предложения - сколько слов в предложении - какое это предложение, докажите. 2.Определите границы предложений. Сколько в тексте предложений? Стоит морозная зима на сосне сидят птицы они ищут пищу я сыплю в кормушку разные семена птички клюют их птицам зимой нужна забота 3.Составьте из слов предложения. живом в зайчик жил уголке нашли школьники малыша лесу в сидел зайчик берёзки у ел и травку вывод | Выполняют задания, совещаются, систематизируют признаки предложения. | Познавательные УУД: - систематизировать признаки предложения (выражение мысли, интонационная законченность, особое оформление на письме). -строить письменную речь; Регулятивные УУД: - осуществлять самоконтроль понимания текста; - -планировать свои действия, самоконтроль при выполнении задания. Коммуникативные УУД: - оформлять свои мысли в устной и письменной речи; - высказывать свое предположение; -сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать; |
3/ | Станция «Орфограммная» (безударная гласная, правила шипящих, парная согласная,) На карточках: 1.Вставь пропущенные буквы, определи вид орфограммы: Г..ра, з..рно, пч..ла, к..за, с..ва, н..ра. 2.Вставь пропущенные буквы, определи вид орфограммы: Клу.., стри.., тру.., зу.., сне.., кру.. 3.Вставь пропущенные буквы, определи вид орфограммы: Маш..на, ж..раф, ноч.ка, ч..до, щ..вель, щ..ка вывод | Вспоминают правила правописания орфограмм и способы проверки, определяют вид орфограммы. | Познавательные УУД: Познавательные УУД: - систематизировать сведения об орфограммах и правилах русского языка (правописание безударных гласных, парных согласных, правила шипящих; - формировать навыки поисковой, исследовательской деятельности при подборе проверочных слов; деятельности; Регулятивные УУД: -осуществлять взаимоконтроль, взаимопроверку; -планировать свои действия, самоконтроль при выполнении задания. Коммуникативные УУД: - оформлять свои мысли в устной и письменной речи; - высказывать свое предположение; -сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать; |
Рефлексия 2/ | Организовать самооценку деятельности учащимися - Давайте узнаем, довольны ли вы своей работой на уроке. Посмотрите на смайлики и определите свое настроение. Посмотрите на лист самооценки и определите затруднения Молодцы, вы хорошо работали сегодня на уроке! | - Выполняют задание, оценивая свою работу на уроке. | Познавательные УУД: - систематизировать, обобщать изученное, делать выводы. Коммуникативные УУД: - строить монологическое высказывание; - адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; - оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других. Регулятивные УУД: - соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения; - соотносить цели и результаты собственной деятельности; - анализировать и осмысливать свои достижения, выявлять перспективы развития; - осуществлять самоконтроль; - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке; - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно усвоить; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. |