Организационный момент | Прозвенел звонок, Начинается урок. - А теперь мы улыбнёмся друг другу! Хотелось бы, чтобы урок сегодня принес всем радость общения друг с другом. | Организовывают рабочее место. | Личностные: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
Актуализация знаний Проблемная ситуация | Прописать заглавную и строчную букву О о На доске записано предложение. Определить части речи. Хорошо, привольно летом! Обратим внимание на то, что обозначают слова их предложения хорошо и привольно. Ответ вы найдёте на стр.73 в рубрике «Обратите внимание!» - Отгадайте загадку: Без крыльев летят, Без ног бегут, Без паруса плывут. (Облака) - Прослушайте отрывок стихотворения И. Мазнина: Мы - дождевые, Мы - снеговые. Если летом мы плывем, Мы с собой грозу несем, Если мы плывем зимою, Мы пургу несем с собою И. Мазнин - Что несут облака? (Облака несут осадки: дождь, снег, град.) - Из чего состоят облака? (Из маленьких капелек воды или из кристалликов льда.) - Какие формы облаков вам приходилось наблюдать? (Перистые, кучевые, слоистые, грозовые тучи.) - Проверим первую безударную гласную в слове облака. Подобрать проверочное слово: облака - облако. - Можно ли проверить вторую безударную гласную в этом слове? - Как решить орфографическую задачу? (Необходимо обратиться к орфографическому словарю.) - Найдите слово облако в орфографическом словаре. Запомните написание этого слова. Записать слово облако, поставить ударение и разделить слово на слоги. - К слову облако подобрать и записать однокоренные слова. - Выделить корень. - Составить словосочетания. (Пушистые облака, пышные облака, легкие облака, облачное небо, белое облачко и т. д.) Знакомство с новыми словами: впереди, медленно. | Минутка чистописания и словарная работа Записывают каллиграфическим подчерком в тетрадь. Обучающиеся выполняют синтаксический разбор предложения с объяснением орфограмм и указывают части речи. Запись нового словарного слова. Отвечают на вопросы учителя к стихотворению. Запись обучающимися проверочного слова. (облака) Запись обучающимися однокоренных слов: (Облако, облачко, облачное.) Запись словосочетаний. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД). Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). |
Самоопределение к деятельности | Что вы помните о словосочетаниях? Что вы можете сказать об этих словах? Что они образуют? Какая тема урока сегодня? | Обучающиеся отвечают, что слова образуют словосочетания. Сообщают, что тема нашего урока это словосочетание . | Определение темы, цели деятельности с помощью учителя |
Открытие нового знания | - Списать предложение, написанное на доске: Высоко в небе медленно плывут белые барашки облаков. - Подчеркните орфограммы. - Объясните правописание слов. - Разобрать предложение по частям речи (самостоятельно). - К какой части речи относятся выделенные слова? - Измените слова высоко, медленно по родам, по падежам, по временам. - Какой вывод можно сделать? (Они не относятся ни к именам, ни к глаголам.) - Найдите слова, от которых зависят незнакомые части речи. - Запишите словосочетания с вопросами. (Плывут (как?) высоко. Плывут (как?) медленно.) - На какие вопросы отвечают зависимые слова? (Зависимые слова отвечают на вопрос как?) - С какой частью речи связаны зависимые слова? (Зависимые слова связаны с глаголами.) А сейчас мы с вами познакомимся с правилом «Что такое наречие?» Стр. 74 (учебник) | Запись предложения в тетрадь. Обучающиеся подчёркивают орфограммы. Объясняют правописание слов с последующим разбором предложения по частям речи. Отвечают на вопросы учителя. Запись словосочетания в тетрадь. Обучающиеся отвечают на вопросы (устно). Знакомство и чтение правила в учебнике. | Формирование учебно-познавательного интереса к учебному материалу. Умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата |
Первичное закрепление | Обратимся к учебнику для первичного закрепления знаний. Стр 74 (учебник) упражнение 126. Давайте теперь проведем физминутку! Игра «Услышь наречие». Влево наклонись, вправо наклонись, Вниз опустись, вверх поднимись, А теперь чуть-чуть попрыгай. Влево, вправо повернись И тихонечко садись. | Выполняют задания из учебника. (самостоятельно) По итогам выполнения упражнения, обучающиеся обмениваются тетрадями для взаимопроверки. Выполнение физминутки. Обучающиеся по итогу выполнения физминутки называют наречия. | Умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме; планирование деятельности для достижения результата. Формирование умения искать и выделять необходимую информацию из текста. |
Вторичное закрепление | - Прочитайте предложение на доске: Если облака высокие и быстро плывут, - к хорошей погоде. - Как облака предсказывают погоду? - Найдите в предложении наречие и составьте с ним словосочетание. (Плывут (как?) быстро.) Теперь послушайте внимательно стихотворение А. Фета. Снова птицы летят издалека К берегам, отторгающим лед, Солнце теплое ходит высоко И душистого ландыша ждет. А. Фет - Какое время года описывает писатель в стихотворении? Объясните свой ответ. - Найдите наречия и составьте словосочетания. (Летят (когда?) снова. Летят (откуда?) издалека. Ходит (как?) высоко.) | Чтение обучающимися предложения с доски. Задайте друг другу вопросы по теме урока. Проверьте своего товарища, как он понял материал. Обучающиеся слушают стихотворение А. Фета. Отвечают на вопросы учителя с объяснением. Обучающиеся находят наречия и составляют словосочетания. | Умение анализировать материал , составлять вопросы. |
Подведение итогов урока | - Что мы повторяли на уроке? Для чего? - Что такое наречие? - Каким членом предложения является наречие? Ребята по кругу высказываются одним предложением из памятки на листе рефлексии: 1. сегодня я узнал… 2. было интересно… 3. было трудно… 4. я выполнял задания… 5. я понял, что… 6. теперь я могу… 7. я почувствовал, что… 8. я приобрел… 9. я научился… 10. у меня получилось … 11. я смог… 12. я попробую… 13. меня удивило… 14. урок дал мне для жизни… 15. мне захотелось… | Отвечают, что повторяли на уроке тему словосочетания и синтаксический разбор предложения. Отвечают, что такое наречие, каким членом предложения является наречие. | Оценка процесса и результата деятельности |
Рефлексия | - Какие виды работ было выполнять легко? - А какие трудно? - Кого из ребят вам бы хотелось отметить за активное участие в уроке? Если вы довольны сегодняшним уроком, нарисуйте улыбающийся смайлик в конце классной работы, если были трудности – немного расстроенный, если было совсем тяжело – грустный. | Отвечают на вопросы учителя | В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев |