II. Проверка домашнего задания | Работа с картой Вспомните правила показа рек на карте -Покажите на карте «самые, самые»…. реки. -В чём их уникальность? -Покажите на карте истоки и устья этих рек. -Покажите на карте крупнейшие реки России. - Покажите на карте истоки и устья этих рек. -Покажите крупнейшие притоки рек, определите какие из них правые, левые. 2.Географический диктант -Исток реки – это… -Устье реки - это… -Речная система – это… -Часть речной долины, затапливаемая водой - … -Режим реки – это… -Самый низкий уровень воды в реке – это… -Самая полноводная река в мире …. -Самая длинная река в мире… -Самая полноводная река России… | Ученики работают в парах Географический диктант выполняется каждым учеником Взаимопроверка (ученики работают в парах) |
II.Изучение нового материала Постановка цели занятия перед учащимися Первичное усвоение знаний | -познакомиться с понятиями «озеро», «сточное озеро», «бессточное озеро», особенности происхождения озёрных котловин; -продолжить развивать навыки работы с физической и контурной картой, научиться определять географическое положение озёр; -Вводное слово учителя Вопросы: -Что такое озеро? Слайд 2 -Работа с физическими картами по теме «Озёра рекордсмены» (показ объектов на интерактивной карте) -Самое глубокое озеро – Байкал (1620 м) -Самое большое по площади – Каспийское -Самое длинное – Танганьика -Самое высокогорное – Титикака -Самое солёное – Мёртвое море Крупнейшие озера, их происхождение -Озёрная котловина – это природное углубление в котором находится воды озера. Все озёра делятся на группы по происхождению котловины (слайд 3-7) Солёные озёра на карте показывают фиолетовым цветом. Самое солёное – Мёртвое море Вопрос: Найдите на карте России озеро Балхаш. Какое это озеро: пресное или солёное? Пояснение: Озеро Балхаш разделено полуостровом на две половинки, между ними есть пролив, соединяющий эти части озера. В западную часть озера впадает река – Или. Западная часть озера – сточная, вода в ней пресная. В восточной части озера вода испаряется, соли остаются и накапливаются, так как ни одна река из озера не вытекает. -Третий признак, по которому делятся озёра – сточные и бессточные. Сточные – если вытекает хотя бы одна река. Бессточные – реки впадают, но ни одна река не вытекает. Задание: Определите по карте озеро Байкал и Каспийское озеро сточные или бессточные? Почему? Солёность бессточных озёр выше. | Записывают в тетрадь тему урока Работа с учебником Озеро-это замкнутый водоём, образовавшийся на поверхности суши в природном углублении. Озеро относится к водам суши и не является частью океана или моря. ,дают определения по ассоциациям, составляют синквейн -Нахождение озёр на карте Работа в парах по характеристике озерных котловин.Обсуждение,показ на карте Заполнение в тетради таблицы «Происхождение озёрных котловин» Составление схемы «Солёность озёр» Слайд 9 Половина озера солёная, половина пресная. По схеме на слайде определить сточные и бессточные озера Построение в тетради схемы «Сточные и бессточные озёра» Слайд 8 Выполнение задания по картам атласа Байкал – сточное, вытекает только Ангара. Каспийское – бессточное, не вытекает ни одна река). -питьевая вода -судоходство -рыбная ловля -отдых |
III. Закрепление учебного материала | Тестирование Учитель поочередно показывает слайды озер из ЦОР "Воды суши" и "Озера в жизни человека"на экране и задает вопросы: - Каково происхождение котловины данного озера? По каким признакам вы это определили? - Для озера Байкал, Великих озер, Каспийского моря обязательно узнавание объекта по контуру с последующим показом на физической настенной карте. - Какое значение имеют озера в жизни человека? Как используются в хозяйственной деятельности людей? Опрос проводится в виде фронтального опроса. Учащиеся, ответившие правильно на 3 вопроса, получают "5", на 2 - "4", на 1 - "3". Источник: Воды суши, Озера в жизни человека. | Ученики работают с тестами 3-4 мин.Проверка теста. взаимопроверка Ученики работают по карте и по космическим снимкам |