Актуализация знаний | - На прошлом уроке вы познакомились с царством растений и узнали на какие группы их делят ученые ботаники. Давайте вспомним их. Это – жители воды. Одни из них так малы, что рассмотреть их можно только в микроскоп. * Они растут во влажных местах. Они имеют стебель и листья, но у них не бывает корней, цветков и плодов с семенами. *Их можно узнать по красивым листьям, похожими на большие перья. У есть корни и стебли. Цветков, плодов и семян у них не бывает. * У этой группы растений не бывает цветков и плодов. На месте плодов у них шишки, в которых созревают семена. *У них есть цветки и плоды. | - Водоросли - Мох - Папоротники. - Относится к хвойным растениям. - Это цветковое растение. | Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: формулировать ответы на вопросы. |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | Прочитайте, эпиграф к уроку. - Как вы понимаете эти слова? - Представьте, что человек действительно остался один на нашей планете Земля. Все растения исчезли. Как вы думаете, что произошло бы тогда? Вы хорошо поработали. И за это я загадаю вам загадки. Их отгадки нам будут нужны на уроке. Отгадывание загадок: 1. Не огонь, а больно жжёт Не фонарь, а ярко светит И не пекарь, а печёт. 2. Вокруг нас растут, цветут, Кислород всем нам дают. 3. Может сеять и пахать, И машиной управлять, Ну, а если захотите Может в облака слетать. Какие слова у вас получились? – Я попыталась отобразить тему нашего урока в следующей схеме: Солнце Растения Человек – Подумайте, что я этим хотела сказать? Посмотрите внимательно на записанную схему. – Какую часть природы будем изучать? (Живую (растения, человек) и неживую (Солнце).) -Откройте учебник на с.74, прочитайте тему урока «Солнце, растения и мы с вами». Прогнозирование целей урока учащимися - Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке? - Какие цели поставим перед собой? ( Как дышат растения? Как они питаются? Какое значение имеет солнце в жизни живых организмов?) | Охранять растения – значит заботиться обо всем живом. Без растений не было бы жизни, так как они дают всем живым существам кислород. Человек бы умер… - отгадки: солнце, растения, человек. Живая и неживая природа Живую (растения, человек) и неживую (Солнце) | КУУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; |
Первичное усвоение новых знаний | -А как дышат растения? - Давайте послушаем ваши версии. -А как же питаются растения? ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ Ученые-ботаники всего мира долго пытались определить, как дышат и какими «продуктами» питаются растения. Давайте и мы попробуем с вами сегодня стать исследователями и в конце урока ответить на этот вопрос. 1.Дыхание растений - Действительно ребята, растения – живые существа, значит они дышат и питаются. - А как же они дышат, давайте рассмотрим схему «дыхание растений» на странице 75. Обсудите с соседом па парте. РАБОТА В ПАРАХ - А как это происходит у человека? при объяснении материала учитель моделирует на экране схему по вопросам и ответам уч-ся. Дыхание растений – Растения дышат так: из воздуха они поглощают частицы кислорода. При этом растения выделяют в воздух углекислый газ. Корни растений также дышат воздухом, который содержится в почве, и, следовательно, тоже выделяют углекислый газ. – Как называется процесс, при котором растение поглощает кислород и выделяет углекислый газ? (Дыхание.) 2. Питание растений. Объяснение учителя. – Вы теперь знаете, как дышат растения. – О чем сейчас нам нужно поговорить? (О питании растений.) – Какие у вас версии: как питаются растения? (Своими корнями растения высасывают из почвы воду с растворёнными в ней минеральными солями.) -Но как же растения получают главные питательные вещества – сахар, крахмал? Ведь их в природе нет, а в растениях есть? - Когда мы едим морковку, мы говорим: «Она сладкая» Почему? – Какой вопрос у вас возникает? Какое значение имеет солнце? (Почему же для работы требуется свет?) В чем тайна? Выяснилось, что листья растений - это удивительные «повара», которые из частиц воды и углекислого газа «готовят» пищу – сахар, крахмал. Но запомните: работает эта чудесная «кухня» только на свету. – Дело в том, что солнечный свет несет энергию, без которой чудесная «кухня» остановилась бы. Энергия нужна для жизни любого живого существа, для работы любой машины. 3. Почему люди и животные не могут жить без растений? Работа с учебником. Чтение в учебнике «Рассказа ученого - биолога» стр. 74. Учитель: – скажите, какие процессы жизнедеятельности характерны для растений? (Дыхание и питание.) – Когда люди разгадали тайну питания растений, они поняли, что животные и люди не смогли бы жить без растений. Как вы думаете: почему? (Человек и животные не умеют из углекислого газа и воды получать сахар и другие питательные вещества.) – Откройте учебник (с. 76, 1 абзац). Найдите и прочитайте подтверждение или опровержение этого мнения, то есть найдите ответ на вопрос: почему люди и животные не смогли бы жить без растений? | Растения дышат корнем и листьями… Питание необходимо, чтобы расти и развиваться… Питание растения получают из земли с помощью корня… - При дыхании растения поглощают кислород и выделяют углекислый газ. - У человека происходит также. Он из воздуха поглощает частицы кислорода, а выделяет углекислый газ. | Личностные: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранительного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения. Регулятивные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. |
Физкультминутка | Когда я назову живую природу вы будите хлопать в ладоши, неживую природу – топать ногами. Солнце, камень, медведь, воды, ромашка, грибы, лиса, воздух, горы, дуб, звезды, небо, бабочка, щука, песок. | | |
Первичная проверка понимания | 1.Работа со схемами в рабочей тетради. (стр.42 №1) – Как же связаны между собой Солнце, растения и люди? (Питаются – днем; дышат – постоянно.) - Заполните самостоятельно пропуски. Проверь себя. Рабочая тетрадь с.43 №2 2. Работа в группах. Моделирование — На основе схем учебника изготовьте модели, показывающие дыхание и питание растений. Вылепите из пластилина дерево, шарики красного цвета — кислород, шарики белого цвета - углекислый газ, лепешечки желтого цвета - крахмал и сахар. (Учащиеся лепят из пластилина модели.) | Работают в группах | Коммуникативные: строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. — планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; |
Этап первичного закрепления | — Сахара и крахмала нет в почве, а в растениях они есть. Как растения получают эти питательные вещества? — Как дышат растения? — Как питаются растения? — Почему люди и животные не могли бы жить без растений? | Они образуются на свету из углекислого газа и воды при питании растений. - Растения из воздуха поглощают частицы кислорода и выделяют углекислый газ. - Растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород. - Растения улавливают энергию солнца, запасают эту энергию в питательных веществах, а потом как бы передают нам эту энергию. Или растение вырабатывают в питательных веществах кислород и выделяют его в воздух, а без кислорода животные и люди не могут жить... | Коммуникативные: строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. |
Этап рефлексии учебной деятельности | Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… Работа с деревом. Зеленое яблоко. Я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня. Я с пользой и хорошо работал на уроке. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке. Желтое яблоко. Урок был интересен. Я принимал в нем участие. Урок был в определенной степени полезен для меня. Я отвечал с места, выполнил ряд заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно. Красное яблоко. Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь. Мне это не нужно. К ответу на уроке я был не готов. | Ребята в зависимости от результата своей работы на уроке поднимают руки. | Регулятивные: формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. |