СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока ПРАВОПИСАНИЕ КОРНЕЙ С ЧЕРЕДУЮЩИМИСЯ ГЛАСНЫМИ О - А

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Урок русского языка в 5 классе . Учебник.для общеобразовательных учреждений  в 2 частях, Т. А. Ладыженская 

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока ПРАВОПИСАНИЕ КОРНЕЙ С ЧЕРЕДУЮЩИМИСЯ ГЛАСНЫМИ О - А»




Технологическая карта урока


ПРАВОПИСАНИЕ КОРНЕЙ С ЧЕРЕДУЮЩИМИСЯ ГЛАСНЫМИ О - А


Предмет

Русский язык

Класс

5

Базовый учебник

Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.2/(Т.А. Ладыженская и др.)

Тема урока

Правописание корней с чередующимися гласными О - А

Тип урока

Изучение нового материала

Цели урока

Образовательные: создать условия, способствующие приобретению знаний по теме
"Буквы О – А в корнях -лаг- – -лож-" и применению их в нестандартных учебных ситуациях.

коммуникативные: содействовать развитию коммуникативной культуры личности, интереса к учению; способствовать формированию умений работать в группе.

:

Планируемые результаты

Предметные: видеть орфограмму и объяснять ее написание; отличать корни с чередующейся гласной от омонимичных корней.

Метапредметные: быть готовым слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения.

Личностные: формировать интерес к русскому языку и родной культуре.

Технологии

проблемно-диалогическая.

Формы работы

Коллективная, групповая, творческая

Внутрипредметные связи

Развитие речи (формулирование правила в стихотворной форме)

Виды деятельности учителя

Организует, направляет, контролирует

Виды деятельности учащихся

находят и объясняют правописание орфограмм, исправляют орфографические ошибки

Виды используемых ИКТ

Компьютер, мультимедийная установка, презентация

Интернет-ресурсы

www.1september.ru

Материалы и оборудование

Раздаточный материал

Подготовительный этап к уроку

Тиражирование памяток к правилу




Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

ИКТ

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

1.

Организа-ционный момент

Слайд 1

Приветствует учащихся, создает комфортную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность к уроку.

Добрый день ребята!

Прозвенел звонок,

Начинаем мы урок.

Мы за парты дружно сели,

Друг на друга посмотрели.

Улыбнулись.

Какое у вас настроение? Поднимите смайлики. Прекрасно


Приветствуют учителя, настраиваются на работу.


2.

Актуализа-ция знаний

Слайд 2

_ Проблемная ситуация.

Рассмотрите слова. - Вставьте пропущенные буквы.

- Подберите проверочные слова.

- Можно ли подобрать ко всем словам проверочные слова?

исходить

веселый

развинтить

изложение

предлагать


- Обратите внимание на слова с корнем Лаг, Лож

- Что вы заметили необычного? Это корни с чередованием безударных гласных.

(В корне Лаг пишется А, в корне лог пишется о)


Чтение стихотворения.

В корнях -лаг-, -лож- - как различать,
Где надо а, где о писать?

Корень -лаг- на корень -лож-

Абсолютно не похож!

Удареньем не проверишь,

Как себя ты поведешь?



 пишем перед ж: сложить,
А пишем перед г: слагать.
И суффикс а нам тоже
За корнем -лаг- - поможет

Размышляют и находят подходящие приемы.

Познавательные: структурирование знаний.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.


3.

Целеполага-ние

Слайд 3

Задает вопросы:

-Итак, у нас есть цель?

И есть проблема!

Скажите мне скорей

Какой же будет тема?


Запись темы урока

_Что нам предстоит выяснить сегодня?



Формулируют цель урока:

- Выяснить правила написания корней -лаг- и -лож-

Формулируют тему урока:

- Правописание чередующихся гласных О - А в корнях -лаг-,
-лож-

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: формулирование темы.

4.

Мотивация к учебной деятель-ности

Слайд 4

Итак, сегодня мы будем следопытами…

У вас на столах лежит листок, на котором написана сказка о корнях – лаг ,лож

_ Прочитайте сказку.


За тридевять земель, в Царстве русского языка жила-была гордая и красивая царица Грамматика. Прислуживали ей два брата -лаг- -лож-. В те далекие времена братья выглядели иначе, и царица никак не могла их отличить: уж очень они были похожи друг на друга, особенно в окружении других слуг: гласных и согласных.

Много ли, мало ли прошло времени, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, но не выдержала царица, кликнула клич по всему Царству русского языка: “Кто научит меня различать моих верных слуг – братьев -лаг- -лож-, того награжу по-царски”.

Со всех земель невиданного царства-государства съехались Гласные, Согласные, Ударение, Суффиксы, Корни, Приставки.

Первым вызвалось Ударение. Оно подпрыгнуло, но не допрыгнуло до братьев. Гласные вовсе не стали пробовать, слишком сложной показалась им эта задача. А вот две сестрицы согласные Г и Ж оказались самыми шустрыми, слишком уж им понравились братья -лаг- -лож-. Согласная Г быстро подскочила к брату -лаг-, а ее сестрица – к брату -лож-. Да так и остались навсегда с ними.

С тех пор, как увидит царица Грамматика согласную Гто уже знает, что где-то рядом обязательно будет братец -лаг-, а если сестрицу Ж – то братец -лож-.

Решила царица Грамматика обвенчать похожих братьев с согласными Г и Ж.


– Какое орфографическое правило зашифровано в этой сказке? Сформулируйте его. (Формулируют правило)


Узнают о сюжетной линии урока.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

5.

Учебная деятельность

Работа с учебником





Слайд 4




Слайд 5

Подводит учащихся к формулировке правила.

Работа с учебником.

- Откройте учебники на стр. 32

- Рассмотрите слова в рамочке.

(- Прочитайте по ролям текст.

Представьте себя в роли учителя и ученика.)


Понаблюдаем.

Изложение, предлагать, прилагательное, приложить, разложить, прилагать


Работа парами. Прочитайте слова.

Излагать изложить

Слагать сложение

Прилагательное приложение


- Проанализировать слова в левой и правой колонке. Установите закономерность в написании букв А и О в корнях ЛАГ, ЛОЖ

(Появляется суффикс А)

Выдвигают версии выбора орфограммы

Регулятивные: систематизация.

Коммуникативные: формулирование правила




Ситуация.

Чтение правила в учебнике№ 12

- Прочитайте правило № 12.

Какой вывод сделаем? Сформулируйте правило.


Работа парами. Учитель и ученик. Александра, расскажи, когда пишется буква А, О в корнях Лаг, Лож? Оцени ответ Александры (смайлики)

Называют порядок действий при выборе орфограммы

Слайд6


Слайд7








Слайд8


Слайд 9


Алгоритм. Запомните


Создает проблемную ситуацию:

- Обратите внимание на слова, размещенные на слайде.

От данных глаголов образуйте существительные.

1 вариант 2 вариант


Излагать располагать

Предлагать слагать

Прилагать прилагать

Проверка задания


Молодцы!


Работа у доски. Словарный диктант. Играют команды 1 ряда, 2ряда, 3 ряда записывают участники, тех команд, которые не ошибаются.

Предлагаю вам записать слова по цепочке, выделить корень и трудную орфограмму.

изложение, прилагательное, предлагать, приложить, разложить, полагать, сложение, слагаемое.


Выборочный диктант.

Я прочитаю несколько пословиц, а вы выпишите из них только слова с корнями – лаг, - лож -.

  1. Если сложить ошибки умного, получится гора.

  2. Бывает только неправильный путь, но не бывает безвыходного положения.

  3. Отработав, что полагается, съешь, что причитается.

  4. Прилагай труд к справедливому делу.

А какую пословицу вы знаете про труд, уебу.

Учиться всегда пригодится.

_ Продолжаем работу



Под руководством учителя проводят расследование (анализируют написание слов)

и формулируют правило.

6.

Закрепление изученного



Работа по учебнику. Учитель предлагает ребятам выполнить упражнение №447. Прочитайте задание. На что необходимо обратить внимание при выполнении задания?


Взаимопроверка работ. Поменяйтесь тетрадями. Проверьте работы.

- Как справились с заданием? Поднимите смайлики.

Молодцы.



Применяют правило и записывают слова в два столбика. Графически объясняют правописание слов.

Познавательные: структурирование знаний.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: самокоррекция.



7.

Физминутка


Игра «Зри в корень». Игра очень простая я называю слова с корнями ЛАГи ЛОЖ.

Если звучит слово с корнем Лаг – все присядаем, если слово с корнем Лож стоим на месте и хлопаем в ладоши.

Изложение, положение, слагаемое, сложение, предположение, прилагательное, излагать, изложить, предполагать, располагать, полагать, отложить,, уложить, возлагать, расположить.

Выполняют упражнения на снятие статического напряжения.



8.

Обобщение изученного:



Хотите продолжить игру?

Работа по учебнику. Выполните упражнение 449. Прочитайте задание.

- Кому принадлежат все эти фразы? – Учителю. Каждый из вас сейчас учитель .Прочитайте выразительно предложения. А теперь напишите эти предложения аккуратно, вставив пропущенную орфограмму.

- Какой вывод мы сделаем?

Слушают и выполняют рекомендации учителя по выполнению упражнения.

Познавательные: структурирование знаний, поиск информации.

Личностные: смыслообразование.

Регулятивные: контроль, коррекция.

9.

Контроль усвоения материала

Индивидуальная работа__




Раздает карточки с заданием, после выполнения задания ставится оценка.


Получают карточки и выполняют задание.

Проводят самоанализ и взаимопроверку.

Регулятивные: контроль, самоконтроль.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, понимать учебные задачи.

10.

Подведение итогов урока

Слайд 10


Слайд11


Слайд12



Тест. Выполнение заданий


Проверка задания. Ответы.


Высказывание Аристотеля.

Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знания на дело.

_ О чем говорит Аристотель?

Выделите слово на изученное правило.

Анализируют свою работу и работу пары на уроке.

Регулятивные: саморегуляция.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

11.

Дифферен-цированное домашнее задание

Слайд 13

Объясняет технологию выполнения домашнего задания (упражнение №450)

Прочитайте задание

Рассмотрите рисунок

-Что необходимо нам сделать?

Кто считает, что это задание сложное, тем учащимся предлагаю составить словарный диктант с корнями Лаг, Лож

Записывают домашнее задание в дневники.

Регулятивные: планирование.

Личностные: самоопределение.

12.

Рефлексия

Слайд 14


- Какую цель мы ставили на уроке?

Достигли ли мы ее?

- Оцените свою работу на уроке (смайлики)

Оцените свою работу, используя слова излагали, предполагали,.


Укажите слова с корнем Лаг, Лож, которые часто употребляет в своей речи учитель на уроках.

Кто хорошо работал на уроке?

Что было интересным на уроке?


Предлагает закончить любое из понравившихся предложений:


- На этом уроке я узнал, что...

- Мне было сложно, когда...

На уроке мне понравилось быть в роли учителя.

- Я удивился, когда …


Всем спасибо за урок!

Рефлексируют. Выражают личное отношение к процессу и результатам урока.

Познавательные: рефлексия деятельности.

Личностные: самоопределение, самооценка.


10