Тема: | Скорость. Единицы скорости. |
Цель : | дать понятие о скорости, о единицах измерения скорости; учить пользоваться формулой для нахождения скорости. Обучающие - сформировать у учащихся представление о скорости. Познакомить с понятием и единицами ее измерения. Создать условия для осознания детьми зависимости между величинами, характеризующими движение тел – скоростью, временем и расстоянием. Отработать вычислительные навыки. Закрепить полученные теоретические знания на практике. Развивающие - развить мыслительную деятельность учащихся посредством постановки проблемных вопросов, научить сравнивать, самостоятельно делать выводы. Развитие познавательного интереса, логического мышления, усиление познавательной мотивации осознанием ученика своей значимости в образовательном процессе. Воспитывающие - создать условия для развития самостоятельности, сосредоточенности, самооценки, самоконтроля, дисциплинированности, ответственности и требовательности к себе. |
Планируемый результат | Предметные умения | УДД |
• Знать/понимать - понимание и способность описывать явление механического движения тел; - знать формулы для расчета характеристик механического движения (пути, скорости, времени). • Уметь - уметь применять формулы для расчета характеристик механического движения в ходе решения задач аналитическим и графическим способом; - владение экспериментальными методами исследования в процессе изучения зависимости пройденного пути от времени движения; - овладение разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения искомой величины в соответствии с условиями поставленной задачи; - уметь представлять результаты исследований с помощью таблиц и графиков, делать выводы; - умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни и будущей профессиональной деятельности военного. | - освоение личностного смысла учения, выбор дальнейшего образовательного маршрута; - понимание смысла учения, развития, творчества: формирование ценности познания, активной жизненной позиции; - способность оценивать чужие и свои поступки с разных точек зрения. - умение ставить и для себя новые задачи в познавательной деятельности и учебе, проектирование индивидуального образовательного маршрута; - самостоятельный анализ условия достижения цели на новом материале; - осознанный выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач, корректировка плана в соответствии с изменяющимися условиями; - саморегуляция в учебной и познавательной деятельности, эмоционального состояний; - осуществление познавательной рефлексии в отношении действий по решению учебных и познавательных задач. - умение формулировать собственную позицию, устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор; - владение монологическими и диалоговыми формами речи; - организация и планирование учебного сотрудничества с преподавателем и сверстниками, определение способов взаимодействия. - распознавание и постановка вопросов, ответы на которые могут быть получены в рамках организации деятельности на межпредметном материале; - в условиях «мозгового штурма» мыслить творчески, генерировать идеи, проектировать способы проверки гипотезы; - использовать математические методы: таких как абстракция и идеализация, моделирование, доказательство по на совместимость с другими известными фактами. - осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполнения поставленной задачи; - отличать факты от суждения, мнений, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам. |
Основные понятия | Скорость, путь, время, метр, секунда, метр в секунду. |
Организация пространства |
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы |
Математика | | Учебник, тетрадь, компьютер, мультимедийный проектор и экран, машинка |
Ход урока: |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная |
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности |
Организация внимания учащихся |
Психологический настрой обучающихся на освоение нового знания и новых способов действий. | Включение учащихся в деловой ритм работы | Развитие учебно-познавательного интереса к уроку | Отражают личностную готовность к сотрудничеству и взаимодействию, предполагающему общение | Анализ готовности к сотрудничеству и взаимодействию, предполагающему общение | Самопроверка готовности к уроку | Прогнозирование предстоящей учебной деятельности |
Этап постановки целей и задач урока |
У читель подводит учащихся к формулировке темы урока. Просит сформулировать и записать в тетрадях вопросы по данной теме. Организует беседу по составленным учениками вопросам. Подводит итог беседы. Вы видите таблицу, состоящую из двух колонок. В первой колонке предложены некоторые значения пути, во второй – времени. Ваша задача выполнить перевод предложенных величин в СИ. Итак, мы получили первые результаты сегодняшнего урока. Эти результаты мы обязательно учтем при подведении итогов урока. Кто быстрее всех на свете, Солнца свет или самолет? Чтобы ответить на вопрос , нужно рассмотреть величину характеризующую быстроту движения тела. А сейчас давайте вернемся к теме нашего урока. Ответьте, пожалуйста, на вопрос: 1. Кто из вас может объяснить, что такое скорость? 2. Может ли скорость быть больше или меньше? 3. Можно ли скорость назвать величиной? 4. Можно ли измерить? Мы часто говорим, что одни тела движутся быстрее, другие медленнее. Например, по шоссе шагает турист, мчится автомобиль, в воздухе летит самолет. Допустим, что все они движутся равномерно, тем не менее движение этих тел будет отличаться. Автомобиль движется быстрее пешехода, а самолет быстрее автомобиля. В физике величиной, характеризующей быстроту движения тел, является скорость. Предположим, что турист за 1 ч проходит 5 км, автомобиль 90 км, а самолет пролетает 850 км. Тогда говорят, что скорость туриста 5 км в час, скорость автомобиля 90 км в час, а скорость самолета 850 км в час. Скорость при равномерном движении тела показывает, какой путь прошло тело в единицу времени. Таким образом, используя понятие скорости, мы можем теперь сказать, что турист, автомобиль и самолет движутся с различными скоростями. | Рассматривают рисунки. Выдвигают предположения о теме урока. Осуществляют актуализацию личного опыта. Записывают вопросы в тетрадь. Отвечают на вопросы | Выделять существенную информацию из текста вопросов и ответов. | Взаимодействуют с учителем и учащимися во время опроса во фронтальном режиме. | Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания. Участвовать в диалоге, отвечать на вопросы, слушать и понимать речь собеседника. | Контролируют правильность ответов обучающихся. | Умение слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу, дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. |
Открытие новых знаний |
При равномерном движении скорость тела остается постоянной. Если велосипедист проезжает в течение 5 с путь, равный 25 м, его скорость будет равна 5 м/с (5 метров в секунду). Чтобы определить скорость при равномерном движении, надо путь, пройденный телом за какой-то промежуток времени, разделить на этот промежуток времени: Скорость обозначают буквой V, путь — S, время —t. Формула для нахождения скорости будет иметь вид: Скорость тела при равномерном движении — это величина, равная отношению пути ко времена, за которое этот путь пройден. В Международной системе (СИ) скорость измеряют в метрах на секунду. Это значит, что за единицу скорости принимается скорость равномерного движения, при котором за 1 секунду тело проходит путь, равный 1 метру. Скорость тела можно измерять также в километрах в час, километрах в секунду ; сантиметрах в секунду. Пример. Поезд, двигаясь равномерно, за 2 ч проходит путь, равный 108км. Вычислите скорость движения поезда. Запишем условие задачи и решим ее. Выразим скорость поезда в единицах СИ, т. е. километры переведем в метры, а часы в секунды: Таким образом, числовое значение скорости зависит от выбранной единицы. Скорость, кроме числового значения, имеет и направление. Если требуется узнать, где будет находиться через 2 ч самолет, вылетевший из Владивостока, то необходимо знать не только значение его скорости, но и ее направление. Величины, которые, кроме числового значения (модуля), имеют численное значение и направление, называют векторными. Скорость — это векторная физическая величина. Все векторные величины обозначают соответствующими буквами стрелочкой. Например, скорость обозначается буквой V со стрелочкой, а модуль скорости той же буквой, но без стрелочки. На рисунках стрелка показывает направление скорости, т. е. направление движения тела (рис. 37). Некоторые физические величины не имеют направления. Они характеризуются только числовым значением. Это время, объем, длина и др. Они являются скалярными. Если при движении тела его скорость изменяется от одного участка пути к другому, то такое движение является неравномерным. Для характеристики неравномерного движения тела вводят понятие средней скорости. Например, поезд от Москвы до Санкт-Петербурга идет со скоростью 80км/ч. Какую скорость имеют в виду? Ведь скорость поезда на остановках равна нулю, после остановки — увеличивается, а перед следующей остановкой — уменьшается. В данном случае поезд движется неравномерно, а значит, скорость, равная 80км/ч — это средняя скорость движения поезда. Она определяется почти так же, как и скорость при равномерном движении. Чтобы определить среднюю скорость тела при неравномерном движении, надо весь пройденный путь разделить на все время Следует напомнить, что только при равномерном движении отношение за любой промежуток времени будет постоянно. При неравномерном движении тела средняя скорость характеризует движение тела за весь промежуток времени. Она не поясняет, как двигалось тело в различные моменты времени этого промежутка. В таблице 1 приводятся средние скорости движения некоторых тел. | Самостоятельно создают последовательность действий при решении задач, создают структуру взаимосвязи между физическими величинами, выполняют математические операции. | Умение анализировать, сравнивать, сопоставлять предлагаемые решения с реальными жизненными условиями, расширение границ «сухой» науки на внутренние переживания, опыт, кругозор. | Вступают в диалоговую форму ответа, участвуют в коллективном обсуждении. | Умение формулировать свое мнение и позицию в коммуникации. | Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных задач, регулируют процесс выполнения учебных задач, оценивают достигнутый результат. | Умение принимать и сохранять учебно-познавательную цель и задачу, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, осуществлять само- и взаимоконтроль, исправлять, дополнять, уточнять ответы товарищей. |
Первичное закрепление во внешней речи |
Задает вопросы по обсуждаемой проблеме. Учитель анализирует ответы учащихся. 1. Как вы думаете, какое наземное животное может развивать самую высокую скорость? Я предлагаю вам список самых быстрых наземных животных, а так же посмотрим, на каком месте находится человек. Внимание на экран. (слайд 6) Как вы видите, все численные значения скорости указаны в единицах измерения км/ч, но как мы с вами сегодня узнали, основной единицей является м/с. А сейчас я прошу вас выполнить перевод скоростей самых быстрых наземных животных из км/ч в м/с. Ответ округлите до целого значения. (выполняют индивидуальную работу) | Переносят полученные знания на реальные объекты, самостоятельно создают алгоритмы деятельности в ходе применения знаний в знакомой и измененной ситуациях. | Понимание различий между теоретическими моделями и реальными объектами, способность соотносить известные факты с экспериментальной проверкой данных. | Дискутируют и аргументируют по итогам своей экспериментальной работы, высказывают свое мнение, развивают способность к инициативе в ходе выполнения экспериментов и объяснения их результатов. | Умение слушать и слышать друг друга, использование диалоговой и монологической речи для аргументации и доказательства своей точки зрения, проявление уважения к товарищам, внимание к их личности. | Ставят учебно-познавательную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, с еще нераскрытыми данными, оценивают достигнутый результат. | Умение организовать свою учебно-познавательную деятельность, планировать, осуществлять самоконтроль и оценку результатов своей деятельности, умение предвидеть возможные результаты своих действий. |
|
| | | | | | |
Домашнее задание |
Объясняет домашнее задание. §14, кластер «Скорость» | Зрительное ознакомление с содержанием домашнего задания и инструкцией по выполнению. | Определяют область применения полученных знаний | Обсуждают, задают вопросы | Пропедевтика самостоятельной постановки и выполнения коммуникативной задачи. | Самостоятельно определяют степень сложности выполнения задания и необходимой помощи. | Готовность к самостоятельным действиям по воспроизведению и применению полученных знаний. |
Рефлексия (целостное осмысление и обобщение полученной информации, выработка собственного отношения к изученному материалу и его повторная проблематизация, анализ всего процесса изучения материала) |
У пражнение «знал-хотел узнать-знаю». Графа «знал» заполняется любой в рамках темы информацией, которая, по мнению учащихся, могла быть полезной для достижения каких-либо целей этого урока (например, понятия, физические величины, явления, формулы, факты, примеры). Графа «хотел узнать» является посылом к началу урока, к сформулированной его цели. Идет осознание достижения цели самоанализ своей деятельности. В графу «знаю» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. | Осознают цель учения, его необходимость, делают выводы на основе проделанной работы. | Осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым, не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, нацелить себя на дальнейшее продвижение | Формулируют свои мысли, аргументируют свою точку зрения, дискутируют и отстаивают свою позицию в соответствии с принципами толерантности к оппонентам. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Оценивают свою деятельность, достигнутый результат (заполняют таблицу в устной или письменной форме). | Осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока, анализируют деятельность на уроке, оценивают личностный вклад в достижении задач урока. |
Анализ активности учащихся |