СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология развития критического мышления

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технология развития критического мышления»

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ  Выполнила: Герасимова Т.В., Учитель начальных классов МБОУ «Мюрюнская СОШ №2»

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ

КРИТИЧЕСКОГО

МЫШЛЕНИЯ

Выполнила: Герасимова Т.В.,

Учитель начальных классов

МБОУ «Мюрюнская СОШ №2»

Основа ТРКМ – трехэтапная структура урока :  вызов осмысление рефлексия

Основа ТРКМ

трехэтапная структура урока :

вызов

осмысление

рефлексия

Структура  урока с использованием ТРКМ Разумное количество Вызов: -Выход на тему -Мотивация Согласованы между собой Являются подходящими Осмысление: -Систематизация знаний Приемы Структура урока Т ехнология Хорошо описаны Р азвития К ритического М ышления Правильно использованы Рефлексия: -Обмен мнениями -Оценка -Логический переход на новую тему Принципы Групповая работа Соотнесение содержания с жизненными задачами Развитие навыков общения Активность учеников Мотивация на самообразование Использование графических приемов

Структура урока с использованием ТРКМ

Разумное количество

Вызов:

-Выход на тему

-Мотивация

Согласованы между собой

Являются подходящими

Осмысление:

-Систематизация знаний

Приемы

Структура урока

Т ехнология

Хорошо

описаны

Р азвития

К ритического

М ышления

Правильно использованы

Рефлексия:

-Обмен мнениями

-Оценка

-Логический переход на новую тему

Принципы

Групповая работа

Соотнесение содержания с жизненными задачами

Развитие навыков общения

Активность учеников

Мотивация на самообразование

Использование графических приемов

Задачи этапа вызова   ( пробуждение интереса к предмету) Актуализировать имеющиеся у учащихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом. Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу. Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы .

Задачи этапа вызова ( пробуждение интереса к предмету)

  • Актуализировать имеющиеся у учащихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом.
  • Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу.
  • Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы .
Возможные методы и приёмы составление списка «известной информации»; рассказ-предположение по ключевым словам; графическая систематизация материала (кластеры, таблицы); верные (неверные) утверждения; перепутанные логические цепочки Вывод: информация, полученная на стадии вызова , выслушивается, записывается, обсуждается индивидуально – в парах – группах

Возможные методы и приёмы

  • составление списка «известной информации»;
  • рассказ-предположение по ключевым словам;
  • графическая систематизация материала (кластеры, таблицы);
  • верные (неверные) утверждения;
  • перепутанные логические цепочки

Вывод: информация, полученная на стадии вызова ,

выслушивается, записывается, обсуждается

индивидуально – в парах – группах

Задачи этапа осмысления  (реализации смысла)  (осмысление материала во времени работы над ним ) Помочь активно воспринимать изучаемый материал Помочь соотнести старые знания с новыми, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому».

Задачи этапа осмысления (реализации смысла) (осмысление материала во времени работы над ним )

  • Помочь активно воспринимать изучаемый материал
  • Помочь соотнести старые знания с новыми, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому».
Возможные  методы и приёмы Методы активного чтения : маркировка с использованием значков «v», «+», «-», «?» (по мере чтения ставятся на полях справа); ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов; поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы. Выводы: происходит непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведётся индивидуально или в парах

Возможные методы и приёмы

Методы активного чтения :

  • маркировка с использованием значков «v», «+», «-», «?» (по мере чтения ставятся на полях справа);
  • ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;

поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы.

Выводы: происходит непосредственный контакт

с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал

параграфа), работа ведётся индивидуально или в парах

Задачи этапа рефлексии (размышления)  (обобщение материала, подведение итогов) Вернуть учащихся к первоначальным записям – предложениям, внести изменения, дополнения. Дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации. Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал. Помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала.

Задачи этапа рефлексии (размышления) (обобщение материала, подведение итогов)

  • Вернуть учащихся к первоначальным записям – предложениям, внести изменения, дополнения.
  • Дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.
  • Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал.
  • Помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала.
Возможные  методы и приёмы заполнение кластеров, таблиц; установление причинно-следственных связей между блоками информации; возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям; ответы на поставленные вопросы; организация устных и письменных круглых столов; организация различных видов дискуссий; написание творческих работ (пятистишия-синквейны, эссе).  Выводы: творческая переработка, анализ, интерпретация и т. д. изученной информации. Работа ведётся индивидуально, в парах, группах.

Возможные методы и приёмы

  • заполнение кластеров, таблиц;
  • установление причинно-следственных связей между блоками информации;
  • возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;
  • ответы на поставленные вопросы;
  • организация устных и письменных круглых столов;
  • организация различных видов дискуссий;
  • написание творческих работ (пятистишия-синквейны, эссе).

Выводы: творческая переработка, анализ, интерпретация и т. д.

изученной информации. Работа ведётся индивидуально, в парах,

группах.

Роль учителя в ТРКМ направляет усилия учеников в определенное русло сталкивает различные суждения создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих

Роль учителя в ТРКМ

  • направляет усилия учеников в определенное русло
  • сталкивает различные суждения
  • создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений
  • дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы
  • подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих
Должны уметь: формировать собственное мнение совершать обдуманный выбор между различными мнениями решать проблемы аргументировано спорить ценить совместную работу, в которой возникает общее решение оценить чужую точку зрения и сознавать, что восприятие человека и его отношение к любому вопросу формируется под влиянием многих факторов

Должны уметь:

  • формировать собственное мнение
  • совершать обдуманный выбор между различными мнениями
  • решать проблемы
  • аргументировано спорить
  • ценить совместную работу, в которой возникает общее решение
  • оценить чужую точку зрения и сознавать, что восприятие человека и его отношение к любому вопросу формируется под влиянием многих факторов
Основные приемы ТРКМ  Приемы по развитию навыков составления вопросов Таблица «толстых» и «тонких» вопросов ? ? Дайте три объяснения, почему…? Объясните, почему…? Кто…? Что…? Почему вы думаете…? Почему Вы считаете…? Когда…? Может…? В чем различие…? Будет…? Предположите, что будет, если…? Мог ли…? Что, если…? Как звать…? Было ли…? Согласны ли Вы…? Верно ли…?

Основные приемы ТРКМ Приемы по развитию навыков составления вопросов

Таблица «толстых» и «тонких» вопросов

?

?

Дайте три объяснения, почему…?

Объясните, почему…?

Кто…?

Что…?

Почему вы думаете…?

Почему Вы считаете…?

Когда…?

Может…?

В чем различие…?

Будет…?

Предположите, что будет, если…?

Мог ли…?

Что, если…?

Как звать…? Было ли…?

Согласны ли Вы…?

Верно ли…?

Кластеры (гроздья)  ( опорный конспект)

Кластеры (гроздья) ( опорный конспект)

Прием «ФИШБОУН»  («рыбий скелет»)   Причина Причина Проблема Вывод Факты Факты

Прием «ФИШБОУН» («рыбий скелет»)

Причина

Причина

Проблема

Вывод

Факты

Факты

Таблица Донны Огл  «Знаю – Хочу знать – Узнал» (ЗХУ)  З – что мы  знаем Х – что мы  хотим узнать У – что мы узнали и что нам осталось узнать

Таблица Донны Огл «Знаю – Хочу знать – Узнал» (ЗХУ)

З – что мы

знаем

Х – что мы

хотим узнать

У – что мы узнали и что нам осталось узнать

«Бортовые журналы» Что мне известно по данной теме? Что нового я узнал из текста?

«Бортовые журналы»

Что мне известно

по данной теме?

Что нового я узнал из текста?

Инсерт   (условные значки) V (осознать новые знания) + Я это знал (исправить неверные предположения) Это для меня абсолютно новое - (исправить неверные предположения ? Это противоречит тому, что я знал (побудить дальнейший интерес к теме) Я хочу знать об этом больше. Непонятно

Инсерт (условные значки)

V

(осознать новые знания)

+

Я это знал

(исправить неверные предположения)

Это для меня абсолютно новое

-

(исправить неверные предположения

?

Это противоречит тому, что я знал

(побудить дальнейший интерес к теме)

Я хочу знать об этом больше. Непонятно

Перепутанные логические цепочки Учитель предлагает учащимся ряд утверждений, среди которых есть верные, а есть и неверные Учащиеся работают индивидуально, читают текст, отмечают перепутанные цепочки Обсуждают свои результаты в группе, уточняют, исправляют

Перепутанные логические цепочки

  • Учитель предлагает учащимся ряд утверждений, среди которых есть верные, а есть и неверные
  • Учащиеся работают индивидуально, читают текст, отмечают перепутанные цепочки
  • Обсуждают свои результаты в группе, уточняют, исправляют
Приемы по развитию навыков прогнозирования Верные и неверные утверждения В начале урока даются утверждения по новой теме, которые нужно оценить как верные или неверные и обосновать свои решения На стадии рефлексии можно предложить ребятам составить самим утверждения и обменятся ими для оценки их правильности

Приемы по развитию навыков прогнозирования

  • Верные и неверные утверждения
  • В начале урока даются утверждения по новой теме, которые нужно оценить как верные или неверные и обосновать свои решения
  • На стадии рефлексии можно предложить ребятам составить самим утверждения и обменятся ими для оценки их правильности
6 шляп мышления Белая  – мыслим фактами, цифрами. Без эмоций, без субъективных оценок.  – определение того, что было трудно, неясно. Противоположность жёлтой шляпе. – «эмоциональная» шляпа. Связь своего эмоционального состояния с теми или иными моментами рассматриваемого явления. – «позитивная» шляпа. Показывает, что было ясно и понятно.  – творческое мышление. Ответ на вопросы: «Что можно было сделать иначе? Почему и как именно?» – «обобщающая» шляпа. Обобщение высказываний других «шляп» - «последнее слово» Чёрная Красная  Жёлтая Зелёная Синяя

6 шляп мышления

Белая

мыслим фактами, цифрами. Без эмоций, без субъективных оценок.

– определение того, что было трудно, неясно. Противоположность жёлтой шляпе.

«эмоциональная» шляпа. Связь своего эмоционального состояния с теми или иными моментами рассматриваемого явления.

– «позитивная» шляпа. Показывает, что было ясно и понятно.

творческое мышление. Ответ на вопросы: «Что можно было сделать иначе? Почему и как именно?»

– «обобщающая» шляпа. Обобщение высказываний других «шляп» - «последнее слово»

Чёрная

Красная

Жёлтая

Зелёная

Синяя

СИНКВЕЙН В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным) Вторая строчка  – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными) Третья строчка  – это описание действия в рамках этой темы тремя словами Четвертая строчка  – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме Последняя строка  – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы .

СИНКВЕЙН

  • В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным)
  • Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными)
  • Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами
  • Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме
  • Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы .
Преимущества технологии Повышается ответственность за качество собственного образования. Развиваются навыки работы с текстами любого типа и с большим объёмом информации; овладевают умением интегрировать информацию. Формируется умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыт, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепи доказательств (развивается системное логическое мышление). Развиваются творческие и аналитические способности, умения эффективно работать с другими людьми; формируется умение выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим. Технология наиболее эффективна при изучении материала, по которому может быть составлен интересный, познавательный текст.

Преимущества технологии

  • Повышается ответственность за качество собственного образования.
  • Развиваются навыки работы с текстами любого типа и с большим объёмом информации; овладевают умением интегрировать информацию.
  • Формируется умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыт, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепи доказательств (развивается системное логическое мышление).
  • Развиваются творческие и аналитические способности, умения эффективно работать с другими людьми; формируется умение выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.
  • Технология наиболее эффективна при изучении материала, по которому может быть составлен интересный, познавательный текст.

МЫСЛЬ В ПОДАРОК… «Форбез» для  без   Цель: сформулировать обобщающий вывод по схеме на данную тему.

МЫСЛЬ В ПОДАРОК…

«Форбез»

для

без

Цель: сформулировать обобщающий вывод по схеме на данную тему.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!