ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ
КРИТИЧЕСКОГО
МЫШЛЕНИЯ
Выполнила: Герасимова Т.В.,
Учитель начальных классов
МБОУ «Мюрюнская СОШ №2»
Основа ТРКМ –
трехэтапная структура урока :
вызов
осмысление
рефлексия
Структура урока с использованием ТРКМ
Разумное количество
Вызов:
-Выход на тему
-Мотивация
Согласованы между собой
Являются подходящими
Осмысление:
-Систематизация знаний
Приемы
Структура урока
Т ехнология
Хорошо
описаны
Р азвития
К ритического
М ышления
Правильно использованы
Рефлексия:
-Обмен мнениями
-Оценка
-Логический переход на новую тему
Принципы
Групповая работа
Соотнесение содержания с жизненными задачами
Развитие навыков общения
Активность учеников
Мотивация на самообразование
Использование графических приемов
Задачи этапа вызова ( пробуждение интереса к предмету)
- Актуализировать имеющиеся у учащихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом.
- Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу.
- Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы .
Возможные методы и приёмы
- составление списка «известной информации»;
- рассказ-предположение по ключевым словам;
- графическая систематизация материала (кластеры, таблицы);
- верные (неверные) утверждения;
- перепутанные логические цепочки
Вывод: информация, полученная на стадии вызова ,
выслушивается, записывается, обсуждается
индивидуально – в парах – группах
Задачи этапа осмысления (реализации смысла) (осмысление материала во времени работы над ним )
- Помочь активно воспринимать изучаемый материал
- Помочь соотнести старые знания с новыми, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому».
Возможные методы и приёмы
Методы активного чтения :
- маркировка с использованием значков «v», «+», «-», «?» (по мере чтения ставятся на полях справа);
- ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;
поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы.
Выводы: происходит непосредственный контакт
с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал
параграфа), работа ведётся индивидуально или в парах
Задачи этапа рефлексии (размышления) (обобщение материала, подведение итогов)
- Вернуть учащихся к первоначальным записям – предложениям, внести изменения, дополнения.
- Дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.
- Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал.
- Помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала.
Возможные методы и приёмы
- заполнение кластеров, таблиц;
- установление причинно-следственных связей между блоками информации;
- возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;
- ответы на поставленные вопросы;
- организация устных и письменных круглых столов;
- организация различных видов дискуссий;
- написание творческих работ (пятистишия-синквейны, эссе).
Выводы: творческая переработка, анализ, интерпретация и т. д.
изученной информации. Работа ведётся индивидуально, в парах,
группах.
Роль учителя в ТРКМ
- направляет усилия учеников в определенное русло
- сталкивает различные суждения
- создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений
- дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы
- подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих
Должны уметь:
- формировать собственное мнение
- совершать обдуманный выбор между различными мнениями
- решать проблемы
- аргументировано спорить
- ценить совместную работу, в которой возникает общее решение
- оценить чужую точку зрения и сознавать, что восприятие человека и его отношение к любому вопросу формируется под влиянием многих факторов
Основные приемы ТРКМ Приемы по развитию навыков составления вопросов
Таблица «толстых» и «тонких» вопросов
?
?
Дайте три объяснения, почему…?
Объясните, почему…?
Кто…?
Что…?
Почему вы думаете…?
Почему Вы считаете…?
Когда…?
Может…?
В чем различие…?
Будет…?
Предположите, что будет, если…?
Мог ли…?
Что, если…?
Как звать…? Было ли…?
Согласны ли Вы…?
Верно ли…?
Кластеры (гроздья) ( опорный конспект)
Прием «ФИШБОУН» («рыбий скелет»)
Причина
Причина
Проблема
Вывод
Факты
Факты
Таблица Донны Огл «Знаю – Хочу знать – Узнал» (ЗХУ)
З – что мы
знаем
Х – что мы
хотим узнать
У – что мы узнали и что нам осталось узнать
«Бортовые журналы»
Что мне известно
по данной теме?
Что нового я узнал из текста?
Инсерт (условные значки)
V
(осознать новые знания)
+
Я это знал
(исправить неверные предположения)
Это для меня абсолютно новое
-
(исправить неверные предположения
?
Это противоречит тому, что я знал
(побудить дальнейший интерес к теме)
Я хочу знать об этом больше. Непонятно
Перепутанные логические цепочки
- Учитель предлагает учащимся ряд утверждений, среди которых есть верные, а есть и неверные
- Учащиеся работают индивидуально, читают текст, отмечают перепутанные цепочки
- Обсуждают свои результаты в группе, уточняют, исправляют
Приемы по развитию навыков прогнозирования
- Верные и неверные утверждения
- В начале урока даются утверждения по новой теме, которые нужно оценить как верные или неверные и обосновать свои решения
- На стадии рефлексии можно предложить ребятам составить самим утверждения и обменятся ими для оценки их правильности
6 шляп мышления
Белая
– мыслим фактами, цифрами. Без эмоций, без субъективных оценок.
– определение того, что было трудно, неясно. Противоположность жёлтой шляпе.
– «эмоциональная» шляпа. Связь своего эмоционального состояния с теми или иными моментами рассматриваемого явления.
– «позитивная» шляпа. Показывает, что было ясно и понятно.
– творческое мышление. Ответ на вопросы: «Что можно было сделать иначе? Почему и как именно?»
– «обобщающая» шляпа. Обобщение высказываний других «шляп» - «последнее слово»
Чёрная
Красная
Жёлтая
Зелёная
Синяя
СИНКВЕЙН
- В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным)
- Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными)
- Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами
- Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме
- Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы .
Преимущества технологии
- Повышается ответственность за качество собственного образования.
- Развиваются навыки работы с текстами любого типа и с большим объёмом информации; овладевают умением интегрировать информацию.
- Формируется умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыт, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепи доказательств (развивается системное логическое мышление).
- Развиваются творческие и аналитические способности, умения эффективно работать с другими людьми; формируется умение выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.
- Технология наиболее эффективна при изучении материала, по которому может быть составлен интересный, познавательный текст.
МЫСЛЬ В ПОДАРОК…
«Форбез»
для
без
Цель: сформулировать обобщающий вывод по схеме на данную тему.
Спасибо за внимание!