Министерство образования и науки Нижегородской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Арзамасский коммерческо-технический техникум
УТВЕРЖДАЮ
И.о. зам. директора по УиНМР
_____________ Н. В. Слюдова
______________20 г.
ПРОГРАММА ТЕКУЩЕЙ АТТЕСТАЦИИ
учебной дисциплины
ОУД. 02 Литература с применением новой образовательной технологии «Профессионалитет»
По профессии СПО: |
Программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих |
23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки) 15.01.38 Оператор-наладчик металлообрабатывающих станков |
По специальности СПО: |
Программы подготовки специалистов среднего звена |
15.02.19 Сварочное производство 15.02.16 Технология машиностроения 13.02.13 Эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей 09.02.07 Информационные системы и программирование 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет по отраслям 38.02.03 Операционная деятельность в логистике 38.02.08 Торговое дело |
2024 г.
Одобрена методическим объединением
Протокол №___
от «___»_____________20 г
Председатель МО:
_________________Н.Б. Красникова
Автор:
М.Н. Ратанов, преподаватель первой квалификационной категории ГБПОУ «Арзамасский коммерческо-технический техникум».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели проведения текущей аттестации
При проведении текущей аттестации преподавателями должны быть достигнуты следующие цели:
- определение степени усвоения дисциплины;
- стимулирование формирования навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования;
- развитие интереса к познанию и творческих способностей студента;
- подготовка студента к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности;
- оценка уровня полученных студентами знаний в области русского языка и литературы, необходимых им для развития личности;
- проверка степени достижения целей учебной программы дисциплины «Литература».
Формы контроля, которые необходимо выполнить обучающимся по профессии СПО:
23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей, для которых читается дисциплина
Накопление знаний (в виде информации, основ профессиональной культуры, базовых умений и навыков) обучающихся по профессии среднего профессионального образования
23.01.77 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей контролируется преподавателем путем проведения следующих видов контроля:
-текущего контроля.
Ожидаемые результаты обучения
Код ПК, ОК | Код умений | Умения | Код знаний | Знания |
ОК 01 | Уо 01.01 | распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте | Зо 01.01 | актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить |
Уо 01.04 | выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы | Зо 01.02 | основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте |
Уо 01.09 | оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника) | Зо 01.06 | порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности |
ОК 02 | Уо 02.01 | определять задачи для поиска информации | Зо 02.03 | формат оформления результатов поиска информации, современные средства и устройства информатизации |
Уо 02.02 | определять необходимые источники информации | Зо 02.02 | приемы структурирования информации |
Уо 02.03 | планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию | | |
Уо 02.04 | выделять наиболее значимое в перечне информации | | |
ОК 04 | Уо 04.01 | организовывать работу коллектива и команды | Зо 04.02 | основы проектной деятельности |
ОК 05 | Уо 05.01 | грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе | Зо 05.01 | особенности социального и культурного контекста; |
| | Зо 05.02 | правила оформления документов и построения устных сообщений |
ОК 06 | Уо 06.01 | описывать значимость своей специальности | Зо 06.01 | сущность гражданско-патриотической позиции, общечеловеческих ценностей |
| | Зо 06.02 | значимость профессиональной деятельности по специальности |
1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Наименование раздела/темы дисциплины/ | Кол-во часов | В том числе в форме практической подготовки | В том числе лабораторные и практические |
Раздел 1. Введение | 2 | 0 | 0 |
Раздел 2. Человек и его время: классики первой половины XIX века и знаковые образы русской культуры. | 18 | 0 | 0 |
Раздел 3. Вопрос русской литературы второй половины XIX века: как человек может влиять на окружающий мир и менять его к лучшему? | 46 | 0 | 0 |
Раздел 4. «Человек в поиске прекрасного»: Русская литература рубежа XIХ-ХХ веков в контексте социокультурных процессов эпохи. | 18 | 0 | 0 |
Раздел 5 «Человек перед лицом эпохальных потрясений»: Русская литература 20-40-х годов ХХ века. | 12 | 0 | 0 |
Раздел 6 «Поэт и мир»: Литературный процесс в России 40-х – середины 50-х годов ХХ века | 4 | 0 | 0 |
Раздел 7 «Человек и человечность»: Основные явления литературной жизни России конца 50-х – 80-х годов ХХ века | 8 | 0 | 0 |
Раздел 8 «Людей неинтересных в мире нет»: Литература с середины 1960-х годов до начала ХХ1 века. | 4 | 0 | 0 |
Раздел 9 Зарубежная литература ХХ века. | 3 | 0 | 0 |
Дифференцированный зачет | 2 | 0 | 0 |
Итого | 117 | 0 | 0 |
2. ВИДЫ КОНТРОЛЯ
Приобретенные обучающими в ходе изучения дисциплины “Литература” умения и знания, включающие в себя:
- знания о языковой норме и ее разновидностях, применения полученных знаний и умений в собственной речевой практике, повышения уровня речевой культуры;
- знания, включающие в себя анализ и интерпретацию художественного произведения, соотнесение его с общественной жизнью и культурой,
- написание рецензии на прочитанные произведения,
контролируются преподавателем в рамках текущего контроля.
2.1.Текущий контроль
Текущий контроль предназначен для проверки качества усвоения материала по изученной теме, стимулирования своевременной учебной работы обучающихся и получения обратной связи для планирования и осуществления корректирующих и предупреждающих действий, а также при необходимости коррекции методики проведения занятий.
Текущий контроль проводится в форме:
-устного опроса,
-выполнения тестовых заданий,
-самостоятельной работы в тетради с использованием учебника,
-самостоятельной работы (выполнение заданий по темам из папки контроля),
-контрольной работы (директорской),
-самостоятельной работы – доклад по заданной теме,
-по вопросам, изученным как на лекциях, так и самостоятельно,
-реферата по заданной теме предусматривает самостоятельную работу с дополнительной литературой.
Результаты текущего контроля оцениваются по 5-бальной шкале и регистрируются в журнале.
Критерии оценки
Результаты текущего контроля оцениваются по 5-балльной шкале и регистрируются в журнале учебных занятий.
Для оценки результатов текущего контроля выбраны следующие критерии:
Устный опрос. Устный опрос является одним из основных способов контроля знаний, умений и навыков учащихся по литературе. При оценке ответа ученика необходимо руководствоваться следующими критериями:
-полнота и правильность ответа;
-степень осознанности, понимания изученного;
- речевое оформление ответа.
Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила к конкретным случаям.
Оценка «5»«отлично» ставится, если ученик обстоятельно, с достаточной полнотой излагает текущий материал, дает правильные определения языковых понятий; обнаруживает полное понимание материала, может обосновать свои суждения, применять знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4»«четыре» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает единичные ошибки, которые сам же исправляет после замечаний учителя, и единичные погрешности в последовательности и языке изложения.
Оценка «3»«три» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; излагает материал недостаточно последовательно и допускает ошибки в языковом оформлении изложения.
Оценка«2» «плохо» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изученного материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Неудовлетворительная оценка отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка«1» «очень плохо» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изученного материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Неудовлетворительная оценка отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Положительные оценки («5», «4», «3») могут быть выставлены не только за единовременный ответ (когда на подготовку ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Выполнение тестовых заданий.
Выполнение тестовых заданий зависит от количества заданий, следовательно, и критерии на разные уровни и количества вопросов в тесте будут разные нормы оценивания.
Для оценки результатов текущего контроля в виде тестовых и тематических заданий, выбраны следующие критерии:
«5» «отлично» - ставится при условии правильного ответа студента не менее чем на 84% тестовых заданий;
«4» «хорошо» - ставится при условии правильного ответа студента не менее чем на 67% тестовых заданий;
«3» «три» - ставится при условии правильного ответа студента не менее чем на 50% тестовых заданий;
«2» «плохо» - ставится при условии, если студент правильно ответил менее чем на 50%тестовых заданий;
«1» «очень плохо» - если студент правильно ответил менее чем на 30% тестовых заданий.
Написание реферата по заданной теме предусматривает самостоятельную работу с дополнительной литературой.
Критерии оценки реферата:
• Актуальность темы исследования.
• Соответствие содержания теме.
• Глубина проработки материала.
• Правильность и полнота использования источников.
• Соответствие оформления реферата стандартам.
По усмотрению преподавателя рефераты могут быть представлены на семинарах, научно-практических конференциях, а также использоваться как зачетные работы по пройденным темам.
Самостоятельной работы – проект (доклад) по заданной теме,
по вопросам, изученным как на лекциях, так и самостоятельно.
Форма контроля по аналогии с предыдущей работой.
Контрольной работы (директорской) в форме сочинения.
Критерии оценки
Результаты директорской контрольной работы (в форме мини-сочинения) оцениваются по 5-балльной шкале.
Сочинение оценивается одной отметкой.
Оценка "5" «отлично» ставится за сочинение:
глубоко и аргументировано раскрыта тема, свидетельствующая об отличном знании текста произведения; композиция стройная, логичная и последовательная; написана правильным литературным языком и стилистически соответствует содержанию.
Оценка "4" «хорошо» ставится за сочинение:
достаточно полно и убедительно раскрыта тема, обнаружено хорошее знание литературного материала; логично и последовательно изложено содержание; написано правильным литературным языком, стилистически соответствует содержанию.
Допускается 2 неточности в содержании.
Оценка "3" «три» ставится за сочинение:
в основном раскрыта тема, в целом дан верный ответ; материал изложен достаточно логично, но имеет отдельные нарушения в последовательности; обнаружено владение основами письменной речи; в работе имеется не более 4 недочетов в содержании.
Оценка "2" «плохо» ставится за сочинение:
тема не раскрыта, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения; характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями; отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.
Оценка "1"«очень плохо» ставится за сочинение:
совершенно не раскрыта тема, на лицо полное незнание текста произведения и неумение излагать свои мысли; содержится большее число ошибок, чем это установлено для оценки «2».
3. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные печатные издания
1. Литература. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. Углубл. уровень. В 2 ч. / [ В.И. Коровин и др.] : под ред. В.И. Коровина.- 4-е изд., стер.- М.: Просвящение, 2022. 319 с. : ил. ISBN 978-5-09-0880043-5
2. Литература. 11 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. Углубл. уровень. В 2 ч. / [ В.И. Коровин и др.] : под ред. В.И. Коровина.- 4-е изд., стер.- М.: Просвящение, 2022. 319 с. : ил. ISBN 978-5-09-0880046-6
Основные электронные издания
1. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (https://minobrnauki.gov.ru)
2. Федеральный портал "Российское образование" (http://www.edu.ru/);
3. Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" (http://window.edu.ru/);
4. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/);
5. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru/);
6. Образовательный портал "Учеба" (http://www.ucheba.com/);
7. Проект Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина "Образование на русском" (https://pushkininstitute.ru/);
8. Научная электронная библиотека (НЭБ) (http://www.elibrary.ru);
9. Национальная электронная библиотека (http://нэб.рф/);
10. КиберЛенинка (http://cyberleninka.ru/).
11. Справочно-информационный портал "Русский язык" (http://gramota.ru/);
12. Служба тематических толковых словарей (http://www.glossary.ru/);
13. Словари и энциклопедии (http://dic.academic.ru/);
14. Консультант Плюс - справочная правовая система (доступ по локальной сети).
15. Арзамас [Электронный ресурс] URL: https://arzamas.academy/
16. Полка [Электронный ресурс] URL:https://polka.academy/
17. Президентская библиотека. [Электронный ресурс] URL: https://www.prlib.ru/
Дополнительные источники
1. Пеннак Д. Как роман. – М.: Самокат, 2019; «Почему чтение опять стало модным». – URL:https://ru.player.fm/series/knizhnaia-polka 2. Пранцова Г.В., Романичева Е.С. Современные стратегии чтения: теория и практика. Смысловое чтение и работа с текстом: учебное пособие / Г.В. Пранцова, Е.С. Романичева. – 3 изд., испр. и доп. – М.: ФОРУМ, 2017. – 368 с. (Высшее образование). 3. Русский язык и литература [Текст]: учебное пособие для студентов учебных заведений, реализующих программу среднего профессионального образования / В. К. Сигов, Е. В. Иванова, Т. М. Колядович, Е. Н. Чернозёмова. – Москва: ИНФРА-М, 2019. – 22 см. – (Среднее профессиональное образование). Ч. 2: Литература: Ч. 2: учебник. – 2019. – 489 4. Сафонов, А. А. Литература. 10 класс. Хрестоматия: учебное пособие для среднего профессионального образования / А. А. Сафонов; под редакцией М. А. Сафоновой. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 211 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-02275-9. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/453510 5. Сафонов, А. А. Литература. 11 класс. Хрестоматия: учебное пособие для среднего профессионального образования / А. А. Сафонов; под редакцией М. А. Сафоновой. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 265 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-09163-2. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/453653 6. Сухих И. Н. Литература: учеб. для 11 кл.: сред. (полное) общ. образование (баз. уровень): в 2 ч. Ч. 1. – М.: Изд. центр «Академия», 2019. – 352 с. 7. Сухих И. Н. Литература: учеб. для 11 кл.: сред. (полное) общ. образование (баз. уровень): в 2 ч. Ч. 2. – М.: Изд. центр «Академия», 2019. – 368 с. 8. Шульгина О.В., Шульгина Д.П. Историко-географические аспекты мемориализации пушкинского наследия (к 220-летию со дня рождения А.С. Пушкина) // Культура и искусство. – 2019. – № 7. – С. 37 - 51. URL:https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=29120
Приложения к программе текущей аттестации
Министерство образования и науки Нижегородской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Арзамасский коммерческо-технический техникум
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УиНМР
_____________ Н.В. Слюдова
______________20 г.
Комплект контрольно-измерительных материалов для текущего контроля знаний
По профессии СПО: |
Программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих |
23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки) 15.01.38 Оператор-наладчик металлообрабатывающих станков |
По специальности СПО: |
Программы подготовки специалистов среднего звена |
15.02.19 Сварочное производство 15.02.16 Технология машиностроения 13.02.13 Эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей 09.02.07 Информационные системы и программирование 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет по отраслям 38.02.03 Операционная деятельность в логистике 38.02.08 Торговое дело |
Дисциплина: ОУД.02 Литература
Курс: 1
Преподаватель: М.Н.Ратанов
Преподаватель: Е.В. Горожанкина
Рассмотрено на заседании МО
Протокол от « __ » ______________ 20 г
Председатель МО Н.Б. Красникова
Текущий контроль
Тема: Драматургия Чехова. Комедия "Вишневый сад" - вершина драматургии. Новаторство Чехова.
Тесты
1.Найдите определение юмора:
1.Изображение в литературном произведении каких-либо недостатков, пороков человека или общества для их осмеяния. Отрицает осмеиваемое явление и противопоставляет ему идеал.
2.Едкая, злая, издевательская насмешка.
3.Тип комедийно-эстетического отношения, который выражает жизнерадостность и утверждает ее как неизбежную и необходимую сторону бытия. Видит в своем объекте какие-то стороны, не вступающие в противоречие с идеалом.
2.Назовите журнал, первым напечатавший рассказы А. П. Чехова:
1.«Стрекоза».
2.«Современник».
3.«Отечественные записки».
4.«Осколки».
3.Имел ли А. П. Чехов приверженность к каким-либо политическим течениям и группировкам:
1.Да
2.Нет
4.Отличительными особенностями творчества А. П. Чехова являются(найдите лишнее):
1.Объективность изображаемого.
2.Краткость произведения.
3.Морализация, назидательность.
4.Контрастность в изображении героев.
5 Чеховская глубина конфликтности сюжетов и ситуаций основана на:
1.Прямых столкновениях персонажей, вызванных поражениями одних и победами других.
2.Раскрытии характеров героев, показе их не в борьбе, а в осознании противоречий жизни.
3.Требования от персонажей активных действий и их участие в борьбе с противоборствующими силами.
6 Темой пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад» является:
1.Судьба России, ее будущее.
2.Судьба Раневской и Гаева.
3.Вторжение в жизнь поместного дворянства капиталиста Лопахина.
7 Идейным пафосом комедии является:
1.Отражение изжившего себя дворянско-поместного строя.
2.Роль буржуазии, пришедшей на смену, и несущей разрушение т власть денег.
3.Ожидание настоящих «хозяев жизни», которые превратят Россию в цветущий сад.
8 Найдите соответствующие героям речевые характеристики:
1.Чувствительная искренность, манерность, напыщенность.
2.Просторечие с либеральными разглагольствованиями, биллиардная лексика.
3.Наукообразная речь, насыщенная политическими терминами.
Петя Трофимов
Гаев
Раневская
9 Символ – один из тропов, скрываемое сравнение. Определите значение символов, используемых в пьесе автором:
1.Вишневый сад.
2.Удары топора, звуки лопнувшей струны.
3.Одежда старого лакея: ливрея, белый жилет, белые перчатки, фрак, заколочен
ный дом.
Символ прошлого
Символ красоты жизни и Родины
Символ конца старой жизни
10 О возрасте Пети Трофимова можно судить по репликам действующих лиц пьесы, которые ближе к истине:
1.Лопахин: «Ему пятьдесят скоро, а он все еще студент».
2.Раневская: «Вам двадцать шесть или двадцать семь, а вы все еще гимназист второго класса».
Ответы к тесту
1. | 3 |
2. | 1 |
3. | 2 |
4. | 3 |
5. | 2 |
6. | 1 |
7. | 3 |
8. | 1- Раневская 2- Гаев 3- Петя Трофимов |
9. | 1- символ красоты жизни и Родины 2- символ конца старой жизни 3- символ прошлого |
10. | 2 |
Тема: Л.Н. Толстой. Жизненный путь и творческая биография. Духовные искания писателя, роман -эпопея "Война и мир"
Темы сочинений:
1.Какие люди и почему ненавистны Л.Н. Толстому?
2.Лучшие минуты жизни Пьера Безухова.
3.Лучшие минуты жизни князя Андрея Болконского.
4.Положительный герой в понимании Льва Толстого.
5.Как вошел Лев Толстой в мою жизнь?
6.«Война и мир» 140 лет спустя…
7.Наташа Ростова и княжна Марья. Кто мне ближе и почему?
Тема: Социальная и нравственно-философская проблема романа «Преступление и наказание».
Тематика сообщений:
1.Какие мысли и чувства пробудил у меня роман «Преступление и наказание».
2.В чем я вижу связь между «Преступлением и наказанием» и другими романами Федора Достоевского.
3.Вопрос «что делать»? в романах Н.Г. Чернышевского и Ф.М. Достоевского.
4.Нравственные уроки образа Раскольникова.
5.Я открываю Достоевского…
Тема: А.Н. Островский. Жизненный и творческий путь. "Гроза". Самобытность замысла, сила трагической развязки в судьбе героев драмы.
Индивидуальная работа по карточкам.
Вопрос № 1. Описать город Калинов. Быт и нравы в нем. (Привести примеры по тексту) |
Вопрос № 2. Какие внешние события способствуют развитию душевной драмы героини (привести примеры). Только ли внешние события заставили Катерину публично покаяться в своем грехе. |
Вопрос № 3. Подготовлены ли мы к сцене покаяния самим поведением Катерины, ее высказываниями о своем характере? Доказать и привести примеры по тексту. |
Вопрос № 4. Почему Островский каждое действие начинает с изображения нравов людей «темного царства». |
Вопрос № 5. Какая черта характера Катерины раскрывается в диалоге с Варварой. (II действие 2 явление). Что привлекает героинь друг в друге, в чем различие их взглядов на жизнь? |
Вопрос № 6. Сравнить жизнь Катерины в родительском доме, в доме Кабановых. В чем проявляется отличие (примеры)? |
Вопрос № 7 Как можно определить центральный конфликт пьесы. В чем он заключается? Какова роль I действия в развитии конфликта. |
Вопрос № 8. Какова манера поведения героев; всегда ли она одинакова? |
Вопрос № 9 Доказать, что Катерина с каждой фразой «делает шаг по лестнице своей судьбы» (по тексту). |
Вопрос № 10. Почему Островский не закончил пьесу сценой покаяния Катерины? Почему драматургу понадобилось еще одно действие? Как в нем проявилась авторская позиция. |
Вопрос № 11. Как проявляется авторское отношение к героям в описании их внешности и манере поведения? |
Вопрос № 12. Что дает право Тихону сказать, что «их семейство врозь расшиблось»? (привести доказательства из текста). |
Вопрос № 13. Как финал пьесы показывает «новое соотношение сил, сложившееся в результате драматической борьбы»? (примеры и доказательства). |
Вопрос № 14. Как помогают реплики каждого героя определить жизненную позицию и его характер? (примеры из текста). |
Вопрос № 15. Определить значение сцены проводов в развитие действия драмы. Как раскрывается в ней характер и душевное состояние Катерины? |
Вопрос №16 В чем проявилось ощущение шаткости «темного царства» и близости его конца (примеры и доказательства) |
Вопрос № 17. Каковы взаимоотношения между хозяевами города и теми, кто от них зависит? Каковы причины и условия, порождающие этих «хозяев жизни»? |
Вопрос № 18. В чем сила и слабость самодурства Дикого и Кабанихи? Как «темное царство» влияет на весь город и их жертвы? |
Вопрос № 19. Почему «Гроза» открывается песней Кулигина? С какой целью автор вводит песни Кулигина в пьесу? Чем для нас важен разговор Кудряша с Борисом? |
Вопрос № 20 Рассказать о «жертвах» «темного царства». Как они появились и почему? (примеры из текста). |
Вопрос № 21. Почему характер Катерины можно назвать трагическим? В чем проявляется ее трагедия? |
Вопрос № 22. Почему Катерина предпочла смерть жизни? Был ли у нее другой выход из создавшегося положения? Сила или слабость характера проявилась в этом проступке? |
Вопрос № 23. Доказать, что гибель Катерины – это борьба личности за право быть свободной. |
Вопрос № 24. Дать характеристику творческой истории «Грозы». В чем символистический смысл заглавия пьесы? |
Вопрос № 25. Что вы можете сказать о характере Катерины? Определить народные истоки ее характера? (примеры) |
Вопрос № 26. В чем проявляется тиранизм и самодурство «хозяев жизни» (примеры из текста). Описать образы Дикого и Кабанихи. |
Вопрос № 27. Почему Добролюбов не назвал Кулигина светлым лучом в «Темном царстве»? (по статье «Луч света в темном царстве») |
Вопрос № 28 Прав ли Добролюбов, считая, что Борис – тот же Тихон, только образованный? (привести доказательства из статьи) |
Вопрос № 29 Как проявляется отношение Добролюбова к героине пьесы? Что привлекает его в Катерине? |
Вопрос № 30. В чем Добролюбов видит драму Катерины; как рассматривает ее самоубийство? |
Самостоятельная работа по вариантам.
Тема: Л.Н. Толстой. Жизненный путь и творческая биография. Духовные искания писателя, роман-эпопея "Война и мир".
1 вариант- нечетные задания.
2 вариант - четные задания.
Вопрос № 1
Какова творческая история создания «Войны и мира» и историческая основа этого произведения?
Вопрос № 2
Дать понятие о жанре произведения «Война и мир». Какова композиция романа?
Вопрос № 3
Как раскрывается проблема войны и мира в романе? Какова главная мысль в романе? (в чём её суть).
Вопрос № 4
Как Толстой критически изображает высший свет и бюрократическую среду в романе? (Т1. Ч1. Гл1-4)
Вопрос № 5
Как изображены Толстым картины войны 1805-1807 годов (Аустерлицкое и Шенграбенское сражение)? (Т1 Ч1 Гл.25, Ч2 Гл.15-17, Гл.20,Т1 Ч3 Гл.14-16)
Вопрос № 6
Как изображена Толстым Отечественная война 1812 года (Смоленское и Бородинское сражение?)
(Т3 Ч2 Гл.4-5, Ч2 Гл.6, Гл. 19-29)
Вопрос №7
Как раскрывает Толстой вопрос о роли личности и народа в истории?
Вопрос № 8
Как изображает Толстой 2 принципиально разных типа полководца в романе (Кутузов и Наполеон)?
Вопрос № 9
Как раскрывается вера Кутузова в силу и непобедимость русского народа? (Т3 Ч2 Гл.35, Т4 Ч4 Гл.11)
Вопрос № 10
Как раскрывается Толстым деспотизм и индивидуализм Наполеона? Почему его поражение неизбежно? (Т3 Ч2 Гл.26,29, Ч1 Гл.1-7)
Вопрос № 11
Как раскрывается в романе «мысль народная»? В чём её суть? Как показаны русские солдаты и офицеры на полях сражений Бородинском и в партизанской войне). (Т3 Ч2 Гл.19-39 (20,25), Т4 Ч4Гл.11)
Вопрос № 12
Образ Тихона Щербатого и его роль в романе? Причины возникновения и значения партизанской войны?
Вопрос № 13
Как изображены писателем судьбы отдельных лиц в тесной связи с крупнейшими историческими событиями? (Любимые герои-11. Безухов и 11. Волконский). Какой путь исканий они проходят?
Вопрос № 14
Образ Пьера Безухова в романе? (его отношение к войне; его состояние в начале войны; в Москве, занятии французами; в плену, Пьер после плена и его отношение к окружающим).
Вопрос № 15
Каково назначение женщины в обществе в понимании Толстого? В чём истинная красота человека по Толстому?
Вопрос № 16
Нравственный облик Наташи Ростовой (черты характера, отношение к окружающим; связь с народом; значение встречи с Пьером для Наташи?).
Вопрос № 17
В чём состоит художественное своеобразие романа «Война и мир»? Каково значение творчества Толстого для русской литературы?
Вопрос № 18
Почему царь был вынужден назначить Кутузова главнокомандующим армией? Когда принял Кутузов Командование? Как приняла его армия? Каково отношение Толстого к Кутузову? ( Т3 Ч2)
Вопрос № 19
Какое событие произошло в жизни Пьера Безухова? Как старик Болконский принял князя Василия с сыном? Почему княжна Мария отказалась стать женой Анатолия Курагина (Т1 Ч3)
Вопрос № 2о
Картина природы в романе, как природа созвучна настроениям людей, их внутреннему состоянию? (Т2 Ч3 Гл1-3, Т3 Ч2 Гл.39, Т3 Ч3 Гл.5)
Составление конспекта, тезисов, плана.
По темам: А.Н. Островский "Гроза"
И.С.Тургенев "Отцы и дети"
Ф.М. Достоевский "Преступление и наказание"
1.Статья Н.А Добролюбова «Луч света в темном царстве» (по пьесе А.Н. Островского «Гроза»).
2.Статья Д.И.Писарева «Базаров» (по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»)
3.Статья Д.И.Писарева «Борьба за жизнь» (по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»).
Самостоятельной работы в тетради с использованием учебника.
Тема: М.Горький. Сведения из биографии. Тематика и проблематика раннего творчества.
Вопросы и задания.стр.113
1.Вспомните известные вам произведения М. Горького. Охарактеризуйте личность писателя. Составьте план ответа.
2.Проанализируйте синхрон6истическую таблицу (1876-1917) (см.практикум). Отметьте исторические события, вехи
развития культуры и искусства. Как эти события повлияли на формирование мировоззрения М. Горького?
3.Подготовьте сообщения на одну из тем: "Основные темы и проблемы творчества М. Горького (до 1917года)";
"Свинцовые мерзости жизни" в ранних рассказах М. Горького"; "Горький - драматург".
4. Составьте таблицу "Хроника жизни и творчества М. Горького"
5.Привидите примеры из ранних рассказов М. Горького, которые раскрывают следующие аспекты его творчества:
а) типологию горьковских персонажей: "строптивцы", "грешники", "веселые", "гордые духом";
б) психологические характеристики горьковских героев;
в) поэтизацию гордых исильных людей в творчестве М. Горького;
г) проблемы истинной и ложной свободы в раннем творчестве М. Горького;
д) пейзаж романтических произведений М. Горького.
Тема:А.А. Фет. Лирика. Слияние внешнего и внутреннего мира. Гармоничность.
1вариант. Анализ стихотворения А.А. Фет «Я тебе ничего не скажу».
1. Основная тема.
2. Смысл названия.
3. Лирический сюжет и его движение.
4. Композиция. Основные структурные части.
5. Основные настроения, тональность стихотворения.
6. Ведущие мотивы . Опорные слова, их передающие.
7. Лирический герой, его своеобразие.
8. Размер.
9. Рифма.
10. Языковые выразительные средства.
11. Поэтический синтаксис.
12. Звукопись.
13. Идея стихотворения.
Тема: Ф.И. Тютчев. Философские мотивы поэзии.
2 вариант. Анализ стихотворения Ф.И. Тютчев «Я встретил вас – все былое»
1. Основная тема.
2. Смысл названия.
3. Лирический сюжет и его движение.
4. Композиция. Основные структурные части.
5. Основные настроения, тональность стихотворения.
6. Ведущие мотивы . Опорные слова, их передающие.
7. Лирический герой, его своеобразие.
8. Размер.
9. Рифма.
10. Языковые выразительные средства.
11. Поэтический синтаксис.
12. Звукопись.
13. Идея стихотворения.