Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный момент Цель этапа: самоопределение к деятельности. 2 мин. | 1. Я тетрадь свою открою и наклонно положу. Я от вас, друзья, не скрою: ручку я вот так держу! Сяду ровно, не согнусь, за работу я примусь! 2 . Запишите сегодняшнее число, вид работы (классная работа). Обратите внимание на орфограммы в записи даты. - Витя Перестукин, о приключениях которого мы узнали на уроке чтения, просит нас о помощи. Снова он попал впросак в стране Грамматика. Вы постараетесь помочь Вите, а то он сидит в «скобках» и ждет приговора? - Тогда самое время отправиться в путешествие в страну Грамматика! (Звучит музыка группы Роксэт). - Во время путешествия вы откроете новые знания, закрепите уже имеющиеся, продолжите обучение решению орфографических задач. В помощь вам будут уже известные модули. | 1. Хором проговаривают вступление и выполняют действия 2. Записывают. Осуществляют процедуру самоконтроля. 3. Дети соглашаются помочь Вите. |
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Цель этапа: актуализация опыта и предыдущих знаний учащихся для постановки цели учебной деятельности. Показатели реального результата этапа: активизируются имеющиеся знания, постановка проблемного вопроса. 7 мин. | Чистописание. - Прочитайте название первого этапа. Что нам даст работа по заданию этого блока? Росчерк написан на доске. - Прочтите указания модуля. Работайте самостоятельно. - Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Проверьте, с какими буквами должны быть слова. (письменные буквы В, Н, К, Ю, Б, у, д, з, написаны на контрольной карточке). Оцените работу соседа. Выставить баллы в его маршрутный лист: 1 уровень – 3 балла; 2 уровень – 4 балла; 3 уровень – 5 баллов. Входной контроль. - Мы у входа в страну грамматика. Нам откроют эти ворота, если вы правильно ответите на вопросы входного контроля. - Работа с модулем. Что даст нам прохождение данного блока? Прочтите методические указания из столбика «помощь». Первый вариант – это левый набор цифр-ответов, второй вариант – правый. - На какие вопросы были даны неправильные ответы? А по какому признаку вы нашли лишнее слово при ответе на 7 вопрос? - Открываем ворота в страну Грамматика . | - Дети зачитывают цель данного учебного элемента - Дети читают задания, выбирают уровень, выполняют в рабочих тетрадях. Дети самостоятельно работают с модулем, самостоятельно оценивают свои ответы по ключу, который появляется на доске 1 вариант – 2467315; 2 вариант – 6421573 - Анализируют ошибки. - Называют признак. - Выставляют балл в маршрутный лист. |
3.Постановка учебной задачи. Цель этапа: создание условий для формулирования детьми темы и задачи урока. Показатели реального результата этапа: сформулирована тема урока, определены цель и желаемый результат урока. 1 мин. | - Мы попали в страну Грамматика. А вот и наш знакомый Виктор Перестукин (на экране мальчик сидит в квадратных скобках). Попробуем узнать, что произошло. - Знаете ли вы, сколько слов в русском языке? А во всех языках вместе взятых? Представьте себе огромный мешок, из которого высыпались все слова. Получится настоящая неразбериха. Именно это и произошло в одном городе в стране Грамматика. Из-за Витиных ошибок нарушился строгий порядок города. Что делать? Конечно, надо помочь вернуть все на свои места. А как? Но можно ли на одну полку положить слова «спокойствие» и «нарядила», на другую «за» и «удивительно»? Вернется ли прежний порядок? Как же надо классифицировать слова? - Значит надо найти условие (что-то общее), по которому можно разбить эти слова на группы. | Называют предполагаемое количество. Надо исправить. - Слова надо как-то сгруппировать или классифицировать. - Нет. - Разделить по группам, разрядам, классам |
4.Построение плана выхода из затруднений. Цель этапа: планирование учебной деятельности. Показатели реального результата этапа: определен план решения учебной задачи. 2 мин. | Для достижения цели, необходим план. План запишем на доске. | Коллективно составляют план 1. Узнаем. 2. Тренируемся. 3. Работаем самостоятельно. 4. Подводим итог. |
5. Решение учебной задачи. Цель этапа: создание условий для решения учебной задачи и нахождение путей её решения. Показатели реального результата этапа: активная работа учащихся в группах, найдено решение проблемы. 13 мин. | Работа с модулем. Выполните задание третьего блока. Как будете работать? (По стенам класса развешаны слова: зима, спокойствие, нарядила, горит, серебристый, под, перед, красота, опушила). - Узнать, верны ли наши предположения, поможет задание 4 блока модуля. Прочтите цель этого учебного элемента, в чем он вам окажет помощь? Прочитайте указания помощника. Работайте дружно. - После выполнения задания класс отвечает на вопросы модуля. Почему у разных предложений одна и та же схема? - Какое слово пропущено в первом предложении? На какой вопрос отвечает это слово? - А какие еще слова можно вставить вместо этих точек? - Что общего у всех этих слов? - На какой вопрос будут отвечать вторые пропущенные слова? - А третья группа? - Почему трех разных предложений одинаковая схема? - Какие схемы вы составили? А почему слова написаны одинаково, а схемы разные? (Если никто не выберет этот уровень, то рекомендуется его выполнить устно с классом. - Давайте попробуем сделать вывод. - Командиры оценивают участи каждого члена группы в обсуждении проблемы. Баллы выставляют в маршрутные листы. | - В группе. Дети работают в группах, затем высказывают свои предположения.
1 уровень. На доске заканчивает схему и записывает свое предложение. Слова предложения отвечают на одни и те же вопросы. 2 уровень. - Бегут, смеются, танцуют, играют… Отвечают на один и тот же вопрос: Что делают? - Какие? - Кто? - Слова отвечают на одни и те же вопросы. 3 уровень. - Эти слова имеют разные значения? - В русском языке слова делятся на большие группы в зависимости от того, что слова обозначают и на какие вопросы отвечают. |
5.Первичное закрепление Цель этапа: Установление осознанности восприятия. Показатели реального результата этапа: успешное решение типовых заданий на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух. 7 минут | - Только что мы установили главную мысль нашего урока, причину проблем в грамматическом городе. Но до прежнего порядка в городе еще далеко. - Прочитайте название 5 блока. С какой целью мы будем над ним работать? Чему научит нас этот блок? Как вы будете работать? Прочитайте указания помощника. Чем отличается задание, где надо выделить орфограммы от задания, в котором орфограммы надо обозначить? Контрольные карточки: 1 уровень. Дети зачитывают свои слова. 2 уровень. Кто? Что? Объявленье, улитка, квартира, калитка, покой, тишина, огород. Что сделала? Что делает? Дала, сдается. Какая? Отдельная. Когда? Однажды. 3 уровень. Что? День, ночь, волна (волны), солнце (солнышко), мир, луна. Какой? Какая? Усталый, шумная. Что сделал? (- ла? - ло?) Что делает? Склонился (клонится), затихла (тихо), погасло, плывет. Как? Задумчиво. Группа, которая выполнила задание быстрее всех, отвечает у доски (командир записывает результат работы). Если кто-то не согласен, то высказывает свое мнение, дополняет ответ. Проверка происходит по контрольным карточкам, которые появляются на экране. - Какая группа слов самая большая? - Что обозначают эти слова? - Что обозначают слова, отвечающие на вопросы Что делала? Что делает? И т.д. - Что обозначают слова, к которым можно поставить вопрос Какая? Какой? - А к каким словам нельзя задать вопрос? - Молодцы, ребята. Справились с заданием. Как вы думаете, какие качества личности вам помогли справиться с заданием? Некоторым придется еще потрудиться, чтобы воспитать в себе эти качества. - Обратите внимание, что все слова разделены на группы. Эти группы называются «Части речи». Прочитайте название раздела в учебнике. - Как вы понимаете это выражение «Части речи»? Что такое все слова? Чем же отличаются друг от друга слова каждой части речи. ФИЗМИНУТКА | - Самая большая группа та, в которой слова отвечают на вопросы Кто? Что? - Название предметов. - Действие предмета. - Признаки предметов. - В, на, … - Самостоятельность, активность, внимательность, аккуратность, уважение к товарищам. Командиры групп оценивает работу, и выставляют баллы в маршрутный лист каждого ученика. - Все слова – это речь. Речь делится на части, слова каждой части речи отличаются вопросами, на которые они отвечают, и тем, что они обозначают |
6. Самостоятельная работа. Цель этапа: Включение знаний в систему жизненного опыта. Показатели реального результата этапа: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку. 8 минут | - Порядок в городе Части речи мы навели. Осталось освободить Виктора Перестукина. - Для этого надо выполнить трудное задание 7 блока модуля. - Прочтите методические указания. Как вы будете работать? Работа с классом. Упражнение 208. - Прочитайте столбики слов. - На какой вопрос отвечают слова каждого столбика? Что они обозначают? Какие это части речи? Какие орфограммы встречаются в этих словах? К каким словам можно подобрать проверочные? Составьте из данных слов предложения, а из предложений – текст. Самостоятельная работа по методическим указаниям модуля. Выборочная проверка тетрадей. Класс проверяет свою работу по контрольной карточке. Каждый оценивает свою работу самостоятельно. | - Сначала работаем с классом и составляем предложения. - Дети читают по цепочке. Контрольная карточка. 1 и 2 уровень. Медленно наступает рассвет. Не шелестят (шелест) листья на деревьях (дерево). Еще не поют птицы. Прозрачные капли росы (росы) сверкают на траве (травы). Скоро из-за леса покажется алое солнце (солнышко). 3 уровень. Вся местность (место) покрыта снегом. В воздухе кружилась сетка (сеточка) из мягких (мягок) пушистых снежинок (снег). Легкие (легок) пушинки легли (лег) на деревья (дерево). Все заиграло (игры), заискрилось (искры) под лучами зимнего солнца (солнышко). |
7.Рефлексия деятельности (итог урока). Цель этапа: проверка уровня достижения собственной цели, оценка эмоционального состояния и активности на уроке каждого учащегося. Показатели реального результата этапа: дети делают вывод о решении / нерешении проблемы урока. Оценивают свои личные достижения. 3 минуты | - Ответьте на вопросы 8 блока модуля. - Чему вы научились сегодня на уроке? Нужны ли вам эти знания? Для чего? Мы прошли почти все блоки нашего модуля, и Витя ждет, когда откроются скобки. - Кто испытывал затруднения в работе? В чем заключаются эти трудности? А кому было легко работать? Почему, как вы думаете? - Прочитайте задание, которое вы будете выполнять дома. Думаю, пришло время освободить Виктора Перестукина. Будем надеяться, что больше такой путаницы по его вине не произойдет в городе Части Речи. - Выполним задания 9 блока модуля. - Подсчитайте количество набранных вами баллов. - Если вы набрали 24 и более баллов, то можно сказать, что сегодня вы поработали хорошо. Молодцы те, кто набрал от 35 до 40 баллов. Оцените свою работу. Покажите, какая отметка стоит в вашем маршрутном листе. - Оцените работу класса. Почему вы поставили именно такую оценку нашему уроку? - Сегодня вам пригодились знания, полученные раньше, сообразительность, внимание, навык красивого и грамотного письма. - А жители страны Грамматика дают вам добрый совет, который вы прочитаете на обратной стороне ваших маршрутных листов: Грамматика, Грамматика – наука очень строгая! Тебя, моя Грамматика, осилю понемногу я! Сколько правил! Правил сколько! С непривычки бросит в дрожь! Будь внимательным и только! Все запомнишь, все поймешь! | - Научились ставить вопросы к словам, разбивать слова на группы, узнали названия частей речи, эти знания нужны для того, чтобы наша речь была грамотной, красивой и т.п. - Было интересно, внимательно слушали, вспомнили то, что знали, работали дружно и т. п. |
Совет: хорошо выделять блоки модуля разными цветами и использовать шрифт не ниже 14, тогда текст не будет сливаться, глаза детей не устанут,
Номер учебного блока | Учебный материал с указание задания | Помощник |
1. Минутка чистописания | Цель: закрепить навык написания букв и способов соединений. Прохождение данного этапа поможет вам в развитии каллиграфического навыка, в улучшении почерка. 1 уровень. Напиши росчерк. Элементы каких букв ты видишь? Запиши эти буквы. 2 уровень. Напиши росчерк. Запиши как можно больше буквосочетаний. В буквах должны быть элементы этого росчерка. 3 уровень. Напиши росчерк. Придумай и запиши слова, в буквах которых встречаются элементы этого росчерка. | Работай самостоятельно! Прочитай задание. Напиши красиво росчерк. Трудно? Воспользуйся алфавитом. Оцени работу соседа. |
2. Входной контроль | Цель: проверить знания по изученным ранее темам. Этот этап поможет вам в развитии памяти и внимания, а также покажет вам уровень ваших знаний. 1 | Действие | 7 | 2 | Разделительный Ь | 6 | 3 | Безударная гласная в корне слова | 5 | 4 | Предмет | 4 | 5 | Безударная гласная в приставках | 3 | 6 | Предлоги | 2 | 7 | Признак | 1 | Вопросы: 1. Какая орфограмма находится между корнем и буквами е ё и ю я? 2. что обозначает слово, отвечающее на вопросы кто? Что? 3. К каким словам нельзя задать вопрос? 4. Что обозначают слова, отвечающие на вопросы какой? Какая? Какое? Какие? 5. Какая общая орфограмма у этих слов: большие, плясать, озеро, дельфин? 6. Что обозначают слова, отвечающие на вопросы что делать? Что делала? Что сделает? И т.п. 7. Найди лишнее слово и определи его орфограмму: склонился, задумчиво, сбежал, выстрелить. | Работай самостоятельно по своему варианту! Прочитай запись в таблице. Ответь на вопросы. Красиво запиши в тетрадь номер ответа. Проверь по ключу. Оцени себя. 5 б. – нет ошибок 4 б. – 1 ошибка 3 б. – 2 ошибки |
3. Проблема. | Цель: найти условие (что-то общее), по которому можно классифицировать эти слова. Этот этап подготовит вас для прохождения следующего блока. Вы проверите свое умение логически мыслить. Что общего у вех слов, которые вы видите в классе? Эти слова пригодятся нам для написания сочинения. Классифицируйте слова. | Работай в группе. Обсудите проблему. Выскажи свое мнение. |
4.Поиск решения проблемы. | Цель: найти условие классификации слов. Задание поможет научиться разбивать слова на группы по новому условию, научит отстаивать свое мнение. 1 уровень. Задай вопрос к каждому слову Светит яркое солнце. Закончи схему Что делает? _________ _____________. Составь и запиши предложение по этой схеме, но с другими словами. Почему у разных предложений разная схема? 2 уровень. Выполни упражнение 205. 3 уровень. Составь схему к каждому предложению. Кошка пила молоко. Хорошо пила наточена. Почему слова написаны одинаково, а вопросы разные? | Работай в группе. Выбрать уровень трудности. Выбрать командира. Обсудить в группе ход выполнения задания. Записать в свою тетрадь. Работать с классом. Командир оценит твое участие. |
5.Наблюдение над частями речи. | Цель: познакомиться с понятием «части речи» и с названием частей речи русского языка. Освоение данного модуля поможет вам научиться группировать слова по вопросам, совершенствовать орфографическую зоркость, развивать внимание, умение логически мыслить, поможет найти взаимопонимание между членами вашей группы. 1 уровень. Придумай по 4 слова и запиши их группами. Выдели орфограммы. Что? Какой? Что делает? 2 уровень. Выполни упражнение 206, выдели в словах орфограммы. 3 уровень. Выполни упражнение 207, обозначь в словах орфограммы. | Работай в группе и самостоятельно. Прими участие в обсуждении. Запиши в тетрадь. Трудно? Позови учителя. Проверь по контрольной карточке. Командир оценит твое участие. |
6. Работа со схемой. | Цель: запомнить название частей речи. Работа на этом этапе поможет тебе запомнить название частей речи, будет способствовать развитию грамотной устной речи. Страница 5, определение и схема. | Работай в паре. Прослушай стихотворение. Задай соседу вопросы по схеме. Прими участие в работе класса. Оцени работу соседа. |
7.Первичное закрепление. | Цель: закрепить полученные знания по теме «Части речи» Освоение данного модуля поможет тебе закрепить знания о частях речи, полученные на уроке, увидеть их роль в тексте, в развитии твоей связной письменной речи, будет способствовать развитию внимания и памяти, обеспечит базу для дальнейшей успешной работы. Упражнение 208 1 уровень. Запиши текст, выделяя орфограммы. Напиши над словами простым карандашом названия частей речи. 2 уровень. Запиши текст, обозначая орфограммы. Напиши над словами простым карандашом названия частей речи. 3 уровень. Прочитай слова. Дай будущему тексту название. Составь из слов предложения. Запиши полученный текст. По ходу записи выделяй орфограммы и над словами пиши простым карандашом названия частей речи. Местность покрыта Снегом вся Воздухе мягких в Сетка кружилась пушистых из Снежинок Пушинки легли легкие Деревья на Лучами заиграло зимнего Солнца заискрилось под всё | Работай с классом. Отвечай на вопросы учителя. Составляй с классом текст. Ставь номера слов в предложениях. Работай самостоятельно. Выбери уровень трудности. Запиши в тетрадь по заданию. Будет трудно – зови учителя. Учитель проверит и оценит твою работу. |
8 Резюме. | Цель: подвести итог работы. Освоение данного учебного элемента поможет увидеть главное на уроке, поможет научиться высказывать свое мнение. Чему вы научились на уроке? Нужны ли вам эти знания? Кому было трудно? В чем вы испытывали затруднение? Кто продолжил бы этот урок? | Работай с классом. Сделай выводы. Достиг ли ты цели урока? Запиши домашнее задание: выучи правило, выполни упражнение 209 |
9. Рефлексия. | Цель: оценить свое участие на уроке. Этот модуль покажет, как вы поработали на уроке. | Поставь оценку в маршрутном листе за работу на уроке. |