СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока информатики по теме: "Кодирование текстовой информации"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока информатики по теме: "Кодирование текстовой информации"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока информатики по теме: "Кодирование текстовой информации"»

Крошняков А.А.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВЫХ

УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКЕ ИНФОРМАТИКИ

НА ТЕМУ «Кодирование текстовой информации»

9 класс

Цели урока:

1. Деятельностная: формирование у учащихся УУД при изучении темы: «Кодирование текстовой информации».

2. Предметно-дидактическая: актуализация опорных знаний по представлению информации в компьютере, формирование понятий о таблицах кодов, применение полученных знаний для кодирования, декодирования и перекодирования текстовой информации.

Планируемые результаты урока:

  1. Предметные: знают способы кодирования текстовой информации, приводят примеры различных кодовых таблиц, умеют определять код символа с помощью таблицы кодов, знают способ хранения текста в памяти ЭВМ, определяют по заданному коду символ в соответствующей таблице; получили опыт творческой деятельности по перекодированию текста из одной кодовой таблицы в другую.

  2. Метапредметные: умеют пользоваться, анализировать и сравнивать информацию, представленную в виде таблицы.

  3. Личностные: убеждаются в познаваемости мира; формируют естественно-научную картину мира, развивают творческое мышление и интеллект.

Тип урока:

  • по ведущей дидактической цели: изучение нового материала; развивающий, информационно-познавательный.

  • по способу организации: синтетический;

  • по ведущему методу обучения: проблемный.

Методы обучения:

  • основной: проблемный;

  • дополнительные: словесный - беседа, обмен мнениями; наглядный – работа с интерактивной доской, мультимедийным проектором; практический - самостоятельная работа; эвристический – поиск новых решений на основе имеющихся знаний; методы контроля – самоанализ, взаимоанализ, проверка индивидуальных заданий.

Средства обучения:

  • Информатика и ИКТ: 9 класс: учебник / Угринович Н.Д.– М.: Бином, 2012.

  • Мультимедийная техника.

  • Презентации по теме «Кодирование текстовой информации».

  • Карточки с индивидуальными заданиями (приложение 1).

  • Раздаточный материал (таблицы кодов CP-866 и Windows-1251).

Ход урока (представлен в таблице).

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:

Учащиеся владеют:

регулятивными УУД:

преобразовывать практическую задачу в учебно-познавательную совместными усилиями;

познавательными УУД:

определять способы решения проблем под руководством учителя;

выдвигать гипотезы и выстраивать стратегию поиска под руководством учителя;

формулировать новые знания совместными групповыми усилиями;

коммуникативными УУД:

участвовать в коллективном обсуждении проблем;

личностными УУД:

проявляют ситуативный познавательный интерес к новому учебному материалу.

Таблица 1. Ход урока

Этап урока

Задачи этапа

Методы обучения

Формы учебного взаимодействия

УПЗ урока

Формируемые УУД и предметные действия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный




Приветствие, настрой на урок

Самоорганизация

Личностные

2. Формирование новых знаний, умений и навыков

2.1. Актуализация опорных знаний, умений и навыков (мотивационно-целевой этап)

Обеспечить эмоциональное переживание и осознание учащимся неполноты имеющихся знаний;

Вызвать познавательный интерес, выявить имеющиеся знания по теме.

Беседа.

Создание проблемной ситуации на основе анализа имеющихся фактов.

Фронтальная

Организует работу по следующим вопросам:

1. Предлагает вспомнить о двоичном представлении информации в компьютере.

2. Просит объяснить менялись ли возможности компьютера по обработке информации с появлением новых поколений ЭВМ.

Отвечают на вопросы, дополняют, уточняют ответы друг друга.

Вспоминают: 1) компьютер может обрабатывать только информацию, представленную в двоичной числовой форме;

2) изученные ранее способы кодирования изображения и звука.

Предметные УД: осознавать развитие взглядов на способы кодирования информации.

Регулятивные УУД:

определять цели учебной деятельности.

Познавательные УУД:

видеть проблему, осознавать возникшие трудности.

Коммуникативные УУД:

участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением и высказывать свое собственное.

Личностные УУД:

осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.

2.2. Создание проблемной ситуации.

Вызвать познавательный интерес к проблеме, организовать самостоятельное формулирование проблемы и постановку цели. Выявить имеющиеся знания по теме;

Организовать совместное с учителем планирование и выбор метода получения информации.

Беседа.

Фронтальная

- Предлагает высказать предположения о возможном способе кодирования текста.

- Рассказывает об истории появления единых американских стандартов на кодовые таблицы, сопровождая демонстрацией презентации.

- Предлагает назвать страны, в которых недостаточно только латинских букв.


- Предлагает высказать свои мнения о необходимости включения национальных алфавитов в кодовые таблицы.

- Высказывают различные предположения.


- Слушают, работают с материалом презентации.





- Называют страны, в которых используются не латинские алфавиты.

- Высказывают свои мнения.


Предметные УД: осознавать необходимость создания единых стандартов.

Регулятивные УУД: принимать предложенный способ решения проблемы стандартизации.

Познавательные УУД: выдвигать гипотезы, отбирать и структурировать информацию.

Коммуникативные УУД: умение слушать имеющиеся знания учащихся.

2.3. Постановка учебной проблемы.

Организовать поиск решения проблемы.

Беседа. Работа с таблицами.

Фронтальная

- Рассказывает о структуре таблиц кодов и о приёмах работы с ними.


- Слушают. Смотрят на таблицу кодов.


- Вносят свои предложения о способах работы с таблицами.

Предметные УД: знать структуру таблиц кодов, определять код символа, находить символ по коду, решать задачи по перекодированию.

Регулятивные УУД: предвосхищать результат и уровень усвоения;

Познавательные УУД: уметь осуществлять планирование деятельности, анализировать исходные данные,

уметь работать с таблицами, устанавливать причинно-следственные связи;

Коммуникативные УУД: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать.

2.4. Решение учебной проблемы (Практический этап)

Обеспечить применение полученных знаний для решения новых задач.

Презентация. Работа с тетрадью. Работа учащихся у доски.

Фронтальная, индивидуальная.

- Предлагает решить задачи по кодированию информации.

- Направляет, корректирует ход учебного процесса.

- Вносят свои предложения о способах решения.

- Решают предложенные задачи.

Регулятивные УУД:

уметь планировать, прогнозировать, контролировать, корректировать, оценивать полученные знания;

Познавательные УУД: закрепить общеучебные и логические умения и навыки, уметь оформить результаты своей деятельности.

Коммуникативные УУД: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

3. Рефлексивно-оценочный этап

Обеспечить осмысление процесса и результаты деятельности.

Самостоятельная работа с использованием приёма "Цветные поля".

Индивидуальная

- Предлагает выполнить самостоятельную работу в тетрадях.

- Подводит итог по проделанной работе.

- Объявляет и поясняет домашнее задание (параграф).


- Выполняют письменную работу, отчёркивают поля цветными карандашами, цвета которых имеют смысловую нагрузку.


- Записывают домашнее задание в дневник.

Регулятивные УУД:

Саморегуляция. Оценка степени достижения цели.

Личностные УУД: осознавать личностную значимость владения методами научного познания, развивать творческое мышление и интеллект.