№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля | Универсальные учебные действия | Дом.задание. | Дата |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| | | | | | | | | |
Осень – 18 ч. |
1 | Знакомство с учебником. Осенние месяцы | 1 | Урок изучения нового | Признаки осени в живой и неживой природе, события в жизни людей осенью. Нравственный смысл и красота старинных осенних обычаев взаимопомощи в труде. Творчество художников И. И. Левитана и А. А. Пластова, главные темы их художественного творчества | Уметь: - находить признаки осенних явлений природы и указания на особенности жизни людей осенью в старинных названиях осенних месяцев; - описывать красоту осенней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка; - проявлять заботу друг о друге в совместном сезонном посильном труде | Работа в паре | - Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. - Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. - Коммуникативные:слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме. - Познавательные: организация работы по обобщению информации из учебника, обучение умению анализировать представленный материал путём наблюдения | С.54-57сочини рассказ по картине, т. с.37,№4 | 1.09 |
2 | Осень в неживой природе. Р\к Осенние работы в садах и полях нашего села. | 1 | Урок изучения нового | Зависимость осенних измененийв неживой природе от наклона оси вращения Земли по отношению к ее орбите. Наблюдения учащихся за состоянием погоды осенью. День осеннего равноденствия | Понять зависимость осеннихизменений в неживой природе от положения земной поверхности по отношению к Солнцу и от характера ее освещенности; усвоить названия осенних погодных и природных явлений в неживой природе (иней, заморозки, моросящие затяжные дожди, туманы и др. | Фронтальная работа | т. с.39,№4 | 4.09 |
3 | Народные праздники в пору осеннего равноденствия | 1 | Урок комплексного применения новых знаний | Обряды и обычаи поры осеннего равноденствия у разных народов России | Уметь: - в обрядах и обычаях осеннего равноденствия различать особенности, характерные для быта и хозяйственной жизни земледельцев, охотников, скотоводов; - называть общее свойство праздников осеннего равноденствия у разных народов, определяя их главный нравственный смысл - благодарность природе | Работа в группах | С.62-65 сообщение о праздниках, т. с.41,№3,4 | 8.09 |
4 | Звездное небо осенью Экскурсия на луг | 1 | Урок-экскурсия | Звезды и созвездия. Созвездия Большая Медведица и ЛебедьТравянистые растения.Причины пожелтения травы. | Беседа, обмен впечатлениями | С.66-69 сообщение о созвездиях, т. с.43,№4 | 11.09 |
5 | Трава у нашего дома Р\к Лекарственные травы нашей местности. | 1 | Урок повторе ния | Наиболее часто встречающиеся травянистые растения; Пользование атласом-определителем «От земли до неба». Распознавание травянистых растений | Знать причины пожелтения травы осенью. Уметь распознавать травы с помощью атласа-определителя | Фронтальная работа | С.70-73гербарий растения, т. с.45,№4 | 15.09 |
6 | Старинная женская работа. Р\к Школьный музей. Старинные инструменты в быту. | 1 | Урок изучения нового | Содержание и последовательность трудовых операций при обработке льна, льняной пряжи и ткани. Социально-нравственное значение совместной работы людей | Уметь: - назвать последовательность трудовых операций в работе со льном; - выполнять задание учителя, распределяя операции между собой в группе | Текущий контроль | С.74-77, т. с.46,№2 | 18.09 |
7 | Деревья и кустарники осенью | 1 | Урок комплексного применения новых знаний | Наиболеечасто встречающиеся деревья и кустарники. Вечнозеленые хвойные растения средней полосы | Понять причины листопада | Текущий контроль | С.78-81гербарий листьев, т. с.48,№1 | 22.09 |
8 | Осенняя прогулка (экскурсия) | 1 | | | | Текущий контроль | Стихотворение об осени | 25.09 |
9 | Чудесные цветники осенью | 1 | Урок комплексного применения новых знаний | Садовые цветы осенью | Понять, что выращивание цветов - большой труд на радость людям | Текущий контроль | С.82-85сказочную историю о жизни осеннего цветника, т. с.51,№3,4 | 29.09 |
10 | Грибы | 1 | Урок изучения нового | Грибы как особое царство живой природы. Строение гриба. Грибы съедобные, несъедобные, ядовитые | Понять, почему грибы выделены в особое царство живой природы. Знать строение грибов. Уметь отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых | Текущий контроль | С.86-89 рисунки грибов, т. с.37,№4 | 2.10 |
11 | Шестиногие и восьминогие | 1 | Урок изучения нового | Паукообразные. Этапы развития бабочки и стрекозы | Знать, чем отличаются насекомые от паукообразных | Текущий контроль | С.90-93сочини рассказ «Не обижайте паука», т. с.55,№4 | 6.10 |
12 | Птичьи секреты | 1 | Урок изучения нового | Перелетные и зимующие птицы | Понять причины, по которым перелетные птицы покидают родные края. Уметь различать перелетных и зимующих птиц | Текущий контроль | С.94-97сообщение о птицах, т. с.57,№3 | 9.10 |
13 | Как разные животные готовятся к зиме | 1 | Урок изучения нового | Подготовка к зиме пресмыкающихся, земноводных и лесных зверей | Понять, как животные готовятся к зиме в зависимости от того, впадают они в спячкуили нет | Текущий контроль | С.98-101загадки о животных, т. с.59,№2 | 13.10 |
14 | Невидимые нити в осеннем лесу | 1 | Урок изучения нового | Связи в природе. Выявление связей в осеннем лесу на конкретных примерах | Знать о взаимосвязях между растениями и животными в осеннем лесу. Уметьприводить примеры невидимых нитей в осеннем лесу | Текущий контроль. Самостоятельная работа | С.102-105, т. с.61,№3 | |
15 | Осенний труд | 1 | Урок комплексного применения новых знаний | Разнообразная работа осенью в городах и селах, соотнесение ее с особенностями осенней живой и неживой природы | Знать некоторые виды работ, выполняемых осенью. Уметь выполнять некоторые виды посильной работы по подготовке дома и двора к зиме | Работа в группах | С.106-109иллюстрацию к тексту, т. с.62,№2 | 16.10 |
16 | Будь здоров! | 1 | Урок комплексного применения новых знаний | Правила здорового образа жизни в осенний период. Приобщение детей к игровой культуре народов России | Выполнять правила здорового образа жизни в осенний период. Знать и уметь объяснить товарищу правила двух-трех народных игр, подходящих для осени (из учебника и из репертуара игровой культуры народов своего края). Уметь контролировать во время игрысвое поведение, соблюдая правила, предусмотренные игрой | Текущий контроль | С.110-113Игры «наших бабушек», т. с.65,№3 | 20.10 |
17 | Охрана природы осенью | 1 | Урок изучения нового | Правила охраны природы при сборе ее даров осенью. Изучение страниц Красной книги. Исчезновение растений, животных, грибов из-за вредных дляприроды действий людей осенью | Знать правила сбора грибов, ягод, орехов. Выполнять правила поведения по отношению к перелетным и зимующим птицам, к животнымпарка и леса в предзимнюю пору | Текущий контроль. Самостоятельная работа | С.104-107правила поведения в лесу, т. с.69,№5 | 23.10 |
18 | Контрольное тестирование №1 по теме: «Осень». | 1 | КУ | Тест | | | | Составить кроссворд по теме «Осень» | 27.10 |
Вселенная, время, календарь (14 ч) |
19 | Анализ тестирования. Мы – союз народов России. Р\к Многонациональный состав жителей нашего села. Сформировать представление о территориальных единицах РФ, научить находить их на карте, определять самобытность каждого народа РФ и обосновывать своё суждение. | 1 | Урок изучения нового | Политическая карта мира, России. Знакомство с официальным названием страны, в которой живут. Обозначение на карте крупнейших городов Российской Федерации. Многообразие культур народов Российской Федерации. Государственный язык | Уметь: - называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село) и школа; - находить и показывать его на политической карте России, называть некоторые его природные и историко-культурные достопримечательности; - определять самое интересное и важное в культуре народа, к которому принадлежит каждый из учащихся класса; - понимать значение русского языка как государственного языка Российской Федерации | Работа в паре: ответить, почему название нашей страны часто пишут вот так: РФ? | - Личностные: формирование личного (эмоционального) отношения к окружающему миру. - Регулятивные: выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос. - Познавательные: осмысление взаимосвязи природы человека и культуры. - Коммуникативные: способы взаимодействия с окружающим миром (вижу, слышу, говорю, чувствую…)
| С.4-7 рассказ о народах России, т. с.5,№5 | 30.10 |
20 | Мы – жители Вселенной | 1 | Урок повторе ния | Строение Солнечной системы. Изобретение подзорной трубы и телескопа. Звезды и планеты — это совершенно разные небесные тела, их различие | Знатьназвания планет и порядок их расположения в Солнечной системеУметьвидеть взаимосвязь Земли и Вселенной | Работа в паре: выполне ниезаданий рабочей тетради | С.8-11, т. с.6,№1 | 10.11 |
21 | Наш космический корабль – Земля Р\к Наша малая Родина. Шпаковскому району 80 лет. | 1 | Урок изучения нового | Решение проблемного вопроса: «Почему Землю иногда называют нашим «космическим кораблем»?» Знакомство с изображениями Земли в древности. Линия горизонта | Знатьпонятия «горизонт» и «стороны света»; Уметьобращаться с компасом, определять стороны горизонта | Работа по определению сторон света во дворе школы | С.12-15 т. с.8,№1 | 13.11 |
22 | Наш космический корабль – Земля (Дать понятие о горизонте, сторонах горизонта, компасе, научить обращению с компасом, определять стороны горизонта и фиксировать результаты в таблице, научить находить на глобусе материки и океаны, определять их название, уметь находить на глобусе нашу страну.) | 1 | Урок закрепления | Линия горизонта, стороны горизонта и способах их определения без компаса и с помощью компаса. Знакомство о древних способах изображения Земли. Кругосветные путешественники. Практическая работа с глобусом | Знать особенности формы планеты Земля. Уметьработать с глобусом | Текущий контроль | Придумать маршрут кругосветного путешествия, т. с.11,№6 | 17.11 |
23 | Время | 1 | Урок изучения нового | Приметы времени. Обсуждение фотографий рубрики «Заглянем в семейный альбом». Рассказы детей о добрых делах и поступках (своих и своих земляков), благодаря которым и будущее должно стать светлым, радостным. Минута — единица измерения времени | Уметь: - приводить примеры неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего, опираясь на свой опыт; - перечислять единицы измерения времени в порядке их увеличения; - рассказывать о старинных и современных часах; - объяснить, как действуют солнечные, водяные, песочные часы | Практическая работа под руководством учителя | С.16-19 , т. с.13,№3 | 20.11 |
24 | Сутки и неделя | 1 | Урок изучения нового | Отрывок стихотворения Г. Новицкой «Сказка о найденном времени». Смена дня и ночи. Знакомство с различными точками зрения.Вращение Земли вокруг воображаемой оси | Уметь: - по схеме в учебнике дать научное объяснение смены дня и ночи и связать с этимявлением две естественные единицы измерения времени - сутки и неделю; - выбирать наиболее привлекательный для себя способ фантастического объяснения этого явления | Текущий контроль | С.20-23 режим дня, т. с.15,№5 | 24.11 |
25 | Месяц и год | 1 | Урок изучения нового | Связь естественных единиц измерения времени «месяц» и «год» с наблюдением людей за движением Луны вокруг Земли. Наблюдение за живой и неживой природой | Уметь: - с помощью схемы давать научное объяснение изменению внешнего виды Луны в течение месяца; - устанавливать связь между названиями естественного спутника Земли и единицей измерения времени«месяц»; - представлять единицу измерения времени «год» как последовательность двенадцати месяцев | Работа в паре | С.24-27, т. с.16-17 | 27.11 |
26 | Времена года | 1 | Урок изучения нового | Причина смены времен года, последовательность этой смены, связь изменений в природе с движением Земли по орбите вокруг Солнца | Уметь: - объяснять причину смены времен года; - понимать условность начала перечисления времен года при неизменности их следования друг за другом в годовом круге; - называть важнейшие сезонные явления природы как признаки того илииного времени года | Текущий контроль | С.28-31сценка из жизни природы, т. с.21,№3 | 1.12 |
27 | Погода | 1 | Урок изучения нового | Понятие «погода». Устройство и особенностиработы разных видов термометров. Измерение температуры, запись показаний термометра | Уметь различать виды термометров и пользоваться каждым из них | Практическая работа с термометром | С.32-35 изготовить флюгер, т. с.23,№4 | 4.12 |
28 | Погода | 1 | Урок закрепле ния | Теоретические понятия о погоде | Фронтальный опрос | | 8.12 |
29 | Календарь – хранитель времени, страж памяти. Р\к История нашего села в датах. | 1 | Урок изучения нового | Календарь как очень древнее явление мировой культуры, тесно связанное с особенностями образа жизни, хозяйства, религии разных народов мира. Разнообразные виды и устройство старинных и современных календарей | Уметь: - ориентироваться в сведениях, представленных на странице современного календаря; - находить в календаре дату своего рождения и дни рождения близких | Текущий контроль | С.36-39, т. с.26,№1 | 11.12 |
30 | Красные дни календаря (Праздники для всех) | 1 | Урок комплексного применения новых знаний | Важнейшие праздники современного российского гражданского | Уметь: - кратко характеризовать содержание общегражданских праздников современного российского календаря, представленных в учебнике; - описывать празднование одного из этих праздников в своемгороде (селе) | Творчес кая работа | С.40-43правила поведения в лесу, т. с.29,№2 | 15.12 |
31 | Народный календарь. Экологический календарь | 1 | Урок комплексного применения новых знаний | Народный календарь как сокровищница опыта общения народа с природой и сотрудничества с ней. Народные приметы | Знать некоторые народные приметы на погоду своего края и уметь соотносить их с ощущениями, которые дают нам разные органы чувств. Уметь предполагать, какая будет погода, наблюдая за определенными явлениями природы | Текущий контроль | С.44-51народные приметы, т. с.35 | 18.12 |
32 | «Контрольное тестирование №2 по теме: «Вселенная, время, календарь». Проверить уровень усвоения изученного материала в тестовой форме, анализ ошибок, коррекция знаний. | | Урок контроля. | Тест - ( поурочные разработки по курсы окр мир автор Васильева, стр 99-100) | | | Составить кроссворд по теме «Вселенная» | 22.12 |
Зима (15 ч) |
33 | Зимние месяцы. Анализ тестирования. | 1 | Урок изучения нового | Соотнесение признаков зимы в природе и особенностями жизни людей зимой со значением старинных названий зимних месяцев в языке народов своего края.Творчество художников А. К. Саврасова и И. И. Шишкина. Главные темы их художественного творчества | Уметь: - находить признаки зимних явлений природы в старинных названиях зимних месяцев; - описывать красоту зимней природы и произведений искусства, посвященных этой теме | Творчес кая работа | - Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. - Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. - Коммуникативные:слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме. - Познавательные: организация работы по обобщению информации из учебника, обучение умению анализировать представленный материал путём наблюдения | | 25.12 |
34 | Зима – время науки и сказок. Р\к Народные сказки жителей Ставрополья. | 1 | Урок комплексного применения новых знаний | Народныепогодоведческие приметы. Нравственное значение сказок народов России | Знать несколько зимних народных примет на погоду. Уметь: - объяснить, чему учат народные сказки, как в них оцениваются такие качества, как скупость, жадность, хитрость; - рассказать о персонажах картин А. И. Морозова и братьев-художников А. П. и С. П. Ткачевых, опираясь на сюжет этих произведений | Беседа. Ответы на незаконченные предложения учителя: «Зима - хорошее время для ...» «Народ ные приметы и сказки учат нас ...» | | 29.12 |
35 | Зима в неживой природе | 1 | Урок изучения нового | Зимние природные явления: снежный покров на земле, лед на водоемах, снегопад, метель, изморозь, оттепели, гололед. Понятие о зимнем солнцестоянии и поговорках о нем | Знать дату зимнего солнцестояния (22 декабря) и день зимнего солнцеворота (25 декабря). | Фронтальная беседа | | |
36 | Звездное небо зимой | 1 | Урок изучения нового | Карта звездного неба. Созвездия Малая Медведица и Орион. Полярная звезда и звезда Сириус | Уметь: - находить на звездном небе зимой «ковши» Большой и Малой Медведиц и Полярную звезду; - ориентироваться по Полярной звезде | Текущий контроль | | |
37 | Зимняя прогулка (экскурсия) | 1 | Урок-экскурсия | Сезонные изменения в живой природе.Наблюдение за строением снежного пласта, за жизнью деревьев, растений под снегом, за жизнью зимующих. | Текущий контроль | | |
38 | Зима в мире растений | 1 | Урок закрепле ния | Зимние погодные явления и состояние природы зимой. Способы определения деревьев по их стволам и плодам | Знать способы определения пород деревьев зимой по силуэтам и плодам | Работа в паре | | |
39 | Зимние праздники | 1 | Урок изучения нового | познакомить детей с Рождественский праздник в странах Запада и в России (в прошлом и настоящем). Происхождение и особенности зимнего новогоднего праздника. Два типа календаря - гражданский и православный. Рождественский обычай украшать рождественскую елку и оставлять ее до Нового года | Знать особенности народных обычаев рождественского праздника в странах Запада и России. Понимать, что обычай украшать ель возник как обычай рождественского праздника, а затем закрепился как новогодний обычай. Уметь разобрать схему изготовления елочной игрушки и сделать ее своими руками | Работа в паре | | |
40 | Растения в домашней аптечке | 1 | Урок изучения нового | Разнообразие лекарственных растений. Правилам их сбора, хранения и использования | Уметь: - называть несколько лекарственных растений и определять, какие части их используют для лечения; - рассказывать о лекарственных растениях в домашней аптечке, приводить примеры использования их лечебных свойств в домашних условиях | Текущий контроль. Самостоятельная работа | | |
41 | Зимняя жизнь птиц и зверей | 1 | Урок комплексного применения новых знаний | Зимующие птицы.Способы приспособления к зимним условиям зверей. Питание птиц и зверей зимой | Усвоить образ жизни и питания зимующих птиц. Знать о зимнем образе жизни зверей, не впадающих в спячку | Фронтальный опрос | | |
42 | Невидимые нити в зимнем лесу | 1 | Урок комплексного применения новых знаний | Связи в природе. Выявление связей в зимнем лесу на конкретных примерах | Знать о взаимосвязях между растениями и животными в зимнем лесу Уметь приводить примеры невидимых нитей в зимнем лесу | Текущий контроль | | |
43 | В феврале зима с весной встречается впервой. Р\к Как праздновали приход весны жители нашего села. | 1 | Урок изучения нового | Особое положение февраля в годовом круге. Обычаи праздников народов мира, которые приходятся на февраль или самое начало марта. Нравственное значение этих обычаев во взаимоотношениях разных поколений в семье | Знать - что по старинному календарю многих народов мира февраль был не вторым, а последним, двенадцатым месяцем года или даже первым; - когда в народе отмечали первую встречу весны. Уметь приготовить подарок старшим родственникам на Масленицу (или3другой местный праздник февраля) и выбрать веселую забаву для сверстников во время масленичного гулянья по традициям своего края | Фронтальный опрос: почему февраль - особый зимний месяц? | | |
44 | Зимний труд | 1 | Урок изучения нового | Старинная традиция зимних посиделок, сочетающих труд и развлечения | Понимать социально-нравственное значение зимних посиделок для жизни молодежи разного возраста; необходимость поддерживать порядок на улице. Знать особенности ухода зимой за растениями и животными. Уметь вырастить в домашних условиях 1-2 витаминных растения | Текущий контроль. Самостоятельная работа | | |
45 | Будь здоров! | 1 | Урок изучения нового | Правила здорового и безопасного образа жизни в зимний период | Уметь выполнять правила здорового образа жизни в зимний период. Знать и уметь объяснить товарищу правила 2-3 народных игр, подходящих для зимы (из учебника и из репертуара игровой культуры народов своего края). Уметь контролировать во время игры свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой | Текущий контроль. Самостоятельная работа | | |
46 | Будь здоров!Охрана природы зимой. | 1 | Подвиж ные игры на свежем воздухе | Правила здорового образа жизни в осенний период. Контроль во время игры своего поведения по отношению к сверстникам, соблюдение правил, предусмотренные игрой.Эстетическое чувство при восприятии красоты зимней природы. Бережное отношение к природе. Правила соблюдения зимой чистоты в парке, сквере, лесу. Способы подкормки зверей и птиц. Изучение страниц Красной книги | Текущий контроль | | |
47 | Контрольное тестирование №3 по разделу «Зима». | 1 | Урок контроля. | Проверить уровень усвоения материала по данному разделу, учить анализировать ошибки. | Знать особенности жизни зимой 2-3 диких животных. Уметь: - соблюдать правила охраны чистоты во время прогулки в зимнем парке, сквере, лесу - не оставлять после себя мусор; - изготовить простейшие кормушки для птиц | Контрольный урок. | | |
Весна и лето (17 ч) |
48 | Весенние месяцы | 1 | Урок изучения нового | Признаки наступающей весны в живой и неживой природе. События в жизни людей весной. Нравственный смысл и красота народных примет и обычаев дня Евдокии-Весновки как старинного весеннего нового года | Уметь: - находить признаки весенних явлений природы и указания на особенности жизни людей весной в старинных названиях весенних месяцев; - описывать красоту весенней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка; - проводить наблюдения за погодой | Творчес кая работа в группе: придумывание весеннейзаклички | - Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. - Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. - Коммуникативные:слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме. - Познавательные: организация работы по обобщению информации из учебника, обучение умению анализировать представленный материал путём наблюдения | | |
49 | Весна в неживой природе. Р\к Весенние работы в садах, огородах и полях нашего села. | 1 | Урок комплексного применения новых знаний | Сезонные изменения в неживой природе. День весеннего равноденствия. Природные весенние явления: таяние снега, ледоход, половодье, первые грозы. Проблема безопасности (опасность сосулек, истончения весеннего льда на водоемах) | Понять причины потепления весной. Знатьдату весеннего равноденствия и основные весенние природные явления | Текущий контроль | | |
50 | Весна – утро года. | 1 | Урок комплексного применения новых знаний | Старинный русский обычай трехкратной встречи весны. Праздник нового года у разных народов в период весеннего равноденствия | Уметь: - объяснить, почему многие народы России и мира символически представляют весну в образе птицы; - находить общее и различное в обычаях весеннего нового года в Древней Руси и празднования нового года у нанайцев в пору весеннего равноденствия; - изготовить игрушечную птицу в любой технике и из любого материала (по выбору) | Текущий контроль | | |
51 | Звездное небо весной | 1 | Урок комплексного применения новых знаний | Строение Вселенной. Положение на небе изученных созвездий весной. Созвездия Кассиопея и Лев | Знать положение весной созвездий Большая Медведица, Малая Медведица Уметьнаходить созвездия Кассиопея и Лев на звездном небе | Текущий контроль | | |
52 | Весенняя прогулка (экскурсия) | 1 | Урок-экскурсия | Раннецветущие растения | Текущий контроль | | |
53 | Весеннее пробуждение растений | 1 | Урок закрепле ния | Обобщение и расширение сведений, полученных на экскурсии | Понять причины, по которым раннецветущие растения зацветают первыми | Работа в паре | | |
54 | Чудесные цветники весной | 1 | Урок изучения нового | Культурные растения весеннего цветника. Мифы и легенды, связанными с этими цветами | Знать названия культурных растений весенних цветников. Уметь находить их в атласе-определителе | Текущий контроль | | |
55 | Весна в мире насекомых | 1 | Урок изучения нового | Весеннее пробуждение насекомых, их красота | Понимать полезность пчел, ос, шмелей и муравьев; взаимосвязь насекомых и птиц | Текущий контроль | | |
56 | Весна в мире птиц и зверей | 1 | Урок изучения нового | Весеннее поведение птиц и зверей: возвращение перелетных птиц, гнездование, насиживание и кормление птенцов. Пробуждение зверей, впадавших в зимнюю спячку, рождение у зверей потомства. Понятие о гнездовых и выводковых птенцах | Знать о весенних изменениях в жизни птиц и зверей | Текущий контроль | | |
57 | Невидимые нити в весеннем лесу | 1 | Урок комплексного применения новых знаний | Связи в природе. Выявление связей в весеннем лесу на конкретных примерах | Знать о взаимосвязях между растениями и животными в весеннем лесу. Уметь приводить примеры невидимых нитей в весеннем лесу | Текущий контроль | | |
58 | Весенний труд | 1 | Урок изучения нового | Виды старинной женской и мужской работы весной. Сопоставление их с современными видами весенних работ в селе и городе | Уметь: - различать особенности весеннего труда у женщин и мужчин в старину; - объяснить значение пословиц «Весенний день год кормит», «Кто спит весною, плачет зимою»; - проводить наблюдения за состоянием природы | Текущий контроль | | |
59 | Старинные весенние праздники. | 1 | Урок изучения нового | Народные обычаи весенних старинных праздников, их глубокий нравственный смысл, связанный с животворящей силой весенней природы | Уметь: - выразительно произносить народные благопожелания детям в Вербное воскресенье и молодоженам на Пасхальной неделе; - оформлять рамочки для фотографий | Текущий контроль. Самостоятельная работа | | |
60 | Будь здоров! | 1 | Урок изучения нового | Правила здорового и безопасного образа жизни в весенний период | Выполнять правила здорового образа жизни в весенний период. Знать и уметь объяснить товарищу с помощью схемы правила двух-трех народных игр, подходящих для весны (из учебника и из репертуара игровой культуры народов своего края). Уметь контролировать во время игры свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой | Работа в паре | | |
61 | Будь здоров!Охрана природы весной. Р\к Животные и растения Ставропольского края, занесённые в Красную книгу. | 1 | Урок комплексного применения новых знаний | Правила здорового образа жизни в весенне-летний период. Контроль во время игры своего поведения по отношению к сверстникам, соблюдение правил, предусмотренные игройУметьконтролировать себя время прогулки в парке, сквере, лесу (не оставлять после себя мусор и т. д.) | Текущий контроль | | |
62 | Контрольное тестирование №4 по разделу «Весна». | 1 | Урок контроля. | Проверить уровень усвоения материала по разделу «Весна», учить анализировать ошибки. | | Текущий контроль | | |
63 | Лето красное | 1 | Урок изучения нового | Признаки лета в живой и неживой природе. Социально-нравственный смысл и красота старинных летних присловий и обычаев. Творчество художника А. И. Куинджи, главная особенность его художественного творчества | Уметь: - находить признаки летних явлений природы и особенностей жизни люде летом в старинных названиях летних месяцев; - описывать красоту летней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка | Текущий контроль | | |
64 65. | Летние праздники и труд Промежуточная аттестация за курс 2 класса. Итоговая контрольная работа. | 1 1 | Урок изучения нового Урок контроля знаний | Народные обычаи летних старинных праздников, их глубокий нравственный смысл, связанный с плодоносящей силой летней природы, с трудом земледельцев и скотоводов. Итоги полученным в течение года знаниям. Проверить уровень усвоения материала по пройденным разделам, учить находить и анализировать ошибки. | Уметь: - выразительно читать стихотворение Л. Харитоновой о сотрудничестве природы и человека; - разгадывать и составлять загадки о старинных орудиях труда; - перечислять летние дары природы своего края | Текущий контроль | | |
66 | Анализ контрольной работы. Закрепление изученного. | 1 | Урок закрепления | | | | | | |
67. | Обобщение изученного. «Путешествие тучки» | 1 | Урок обобщения знаний | | | | | | |
Резерв учебного времени (1 ч) |
Итого 68 часов |