Просмотр содержимого документа
«Творчество Баратынского»
Тема: Е. А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист…», «Чудный град порой сольется…»
Ход урока
I. Орг. момент
II. Проверка д/з
III. Работа по теме урока
1. Слово учителя
Как-то так сложилось, что с творчеством Евгения Баратынского мы знакомимся после близкого знакомства с Пушкиным, Лермонтовым, Гоголем, хотя современники считали его величайшим поэтом России XIX века. Его любовная лирика, описания природы, элегии и эпиграммы вызывали восхищение.
Он относится к поэтам пушкинской плеяды, был другом Дельвига, Пушкина, Рылеева, Жуковского. Родился в знатной дворянской семье. Предки его из польского рода шляхтичей, которые получили свою фамилию еще в XIV столетии по названию принадлежащего им замка «Боратынь». Действительно, среди литературоведов и по сей день ведутся споры о правильности написания фамилии Евгения Абрамовича. Дело в том, что сам поэт многие свои письма и деловые бумаги подписывал «Боратынский», хотя известны и исключения. А все художественные произведения, кроме последнего прижизненного сборника «Сумерки», печатал с подписью «Баратынский». При его жизни критики использовали в своих отзывах только эту форму. Так же писали Пушкин, Белинский, Толстой, Бунин, Брюсов. Вполне возможно также, что начертание «Баратынский» представляет собой псевдоним из разряда искажений действительных фамилий.
Учился в Петербурге в Пажеском корпусе. В печати выступил в 1819 г. Последние годы жизни провел в имении Мураново, под Москвой. Умер во время путешествия за границу в Неаполе, дожив до 44 лет. Считается одним из самых недооцененных поэтов 19 века. Ознакомимся с лирикой этого автора.
IV. Работа с учебником
Чтение стих-й.
V. Беседа с классом
- В стих-ии «Весна, весна! Как воздух чист…» поэт подробно рассказывает о наступающей весне. Какие приметы ранней весны видит поэт? (Чистый воздух, ясный синий небосвод, поднятый на реке лед, бегущие ручьи, песня жаворонка).
- Какой литературный прием помогает сделать картину живой, а все видимые предметы очеловеченными, одухотворенными?
- Каким настроением проникнуто стих-е?
- Какие изобразительно-выразительные средства вы нашли?
- В стихотворении «Чудный град…» говорится о видении и создании града из летучих облаков. Как вы это понимаете? (Летучие облака, которые на мгновение могут создать таинственный «чудный град», сравниваются с поэтической мечтой, призрачной, исчезающей при соприкосновении с прозой жизни)
Д/з: выразительное чтение стихотворений+определить размер