| УТВЕРЖДЕНО |
ПРИНЯТО педагогическим советом (протокол от 25.08.2021 года №1) | приказом МКДОУ «Детский сад № 9 «Алёнка» пос. Новоульяновского» от 25.08.2021 г.№ 142-од |
Учебный план
МКДОУ «Детский сад № 9 «Алёнка» пос. Новоульяновского»
на 2021-2022 учебный год
пос. Новоульяновский, 2021
Пояснительная записка к учебному плану
Учебный план является локальным нормативным документом, регламентирующим общие требования к организации образовательного процесса в учебном году в МКДОУ «Детский сад № 9 «Алёнка» пос. Новоульяновского» (далее - ДОУ) составлен в соответствии с нормативными документами:
Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", утверждённый постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2;
Приказом Минпросвещения России от 21.01.2019 № 31 "О внесении изменения в федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155" (Зарегистрировано в Минюсте России 13.02.2019 № 53776)
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.07.2020 № 373«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программах - образовательным программам дошкольного образования»;
Основной образовательной программой дошкольного образования ДОУ (далее - Программа);
Уставом ДОУ.
Учебный план разработан в соответствии с Примерной основной образовательной программой дошкольного образования (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 20 мая 2015г. №2/15), а также с учетом инновационной программы
дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.Э. Дорофеевой.
В ДОУ на 2021-2022 учебный год функционирует 4 группы общеразвивающей направленности.
Учебный план обсуждается и принимается педагогическим советом и утверждается приказом заведующего ДОУ до начала учебного года.
В учебном плане определено количество ООД, дающее возможность образовательному учреждению использовать модульный подход, строить учебный план на принципах дифференциации, вариативности.
В структуре плана выделяется обязательная и часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Обязательная часть обеспечивает выполнение обязательной части инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.Э. Дорофеевой. Обязательная часть реализуется через организованную образовательную деятельность (ООД), согласно расписанию, разработанному в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к объёму недельной учебной нагрузки для дошкольников. Образовательная деятельность осуществляется в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и направлена на обеспечение развития личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности в определенных направлениях развития и образования детей:
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
Реализация образовательных областей «Познавательное развития» и «Речевое развитие» во всех возрастных группах осуществляется через специально организованную образовательную деятельность, а также во время совместной деятельности воспитателя с детьми.
Реализация образовательной области «Социально-коммуникативное образование» осуществляется частично через специально организованную образовательную деятельность, а также в игровой деятельности, в процессе общения со взрослыми и сверстниками, во время совместной деятельности и через интеграцию с другими образовательными областями.
Реализация образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» осуществляется как за счёт специально организованной образовательной деятельности (далее - ООД) детей, так и в свободной деятельности, а также через интеграцию данной области с другими образовательными областями.
Реализация образовательной области «Физическое развитие» осуществляется за счёт специально организованных физкультурных ООД, а также в свободной деятельности. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни осуществляется в процессе общения со взрослыми, во время совместной деятельности со взрослыми, в режимных моментах. ООД «Физическое развитие» осуществляется с учетом состояния здоровья, интересов и потребностей детей 3 раза в неделю во всех возрастных группах. Во всех возрастных группах ООД проводятся 2 раза в неделю в помещении гимнастического зала, и одно ООД (в форме подвижных игр) на прогулке, если позволяют погодные условия. В теплое время года при благоприятных метеорологических условиях ООД по «Физической культуре» проводятся на открытом воздухе.
Реализация учебного плана предполагает обязательный учёт принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников. Возможные варианты интеграции образовательных областей определяет воспитатель группы при планировании работы.
Проведение мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной образовательной программы дошкольного образования ДОУ предусматривает организацию первичного и итогового мониторинга. Обследование проводится в режиме работы ДОУ, без прекращения образовательного процесса, посредством бесед, наблюдений, индивидуальной работы с детьми.
Учебный план рассчитан на период с 1 сентября по 31 мая. Летний оздоровительный период с 1 июня по 31 августа (13 недель). В летний период допускается организованная образовательная деятельность по «Физической культуре» и «Музыке».
Количество и продолжительность ООД устанавливаются в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и требованиями (СанПиН1.2.3685-21) и инновационной программой дошкольного воспитания «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой:
для детей от 2 до 3 лет - не более 10 минут, 10 ООД в неделю;
для детей от 3 до 4 лет - не более 15 минут, 10 ООД в неделю;
для детей от 4 до 5 лет - не более 20 минут, 10 ООД в неделю;
для детей от 5 до 6 лет - не более 25 минут, 13 ООД в неделю;
для детей от 6 до окончания образовательных отношений - не более 30 минут, 14 ООД в неделю;
для детей, посещающих группу компенсирующей направленности - не более 30 минут, 14 ООД в неделю (подгруппа от 6 до окончания образовательных отношений)
Продолжительность дневной суммарной образовательной нагрузки на детей дошкольного возраста, по Программе не более:
во второй группе раннего возраста 20 минут;
в младшей не превышает 30 минут;
в средней группе - 40 минут;
в старшей группе - 50 минут или 75 минут при организации 1 занятия после дневного сна;
в подготовительной к школе группе - 1,5 часа.
В середине времени, отведённого на образовательную деятельность, проводятся физкультурные минутки. Перерывы между периодами образовательной деятельности - не менее 10 минут. ООД, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, планируются в первую половину дня.
Нерегламентированная совместная и самостоятельная деятельность осуществляется в рамках Федерального государственного образовательного стандарта и включает работу по развитию навыков личной гигиены и самообслуживания, воспитание навыков культуры поведения и общения, стимулирование художественно-творческой активности в различных видах деятельности с учетом самостоятельного выбора, развитие двигательных навыков.
Общая учебная нагрузка (количество ООД в неделю) составляет:
во второй группе раннего возраста - 10 (1ч. 40 мин.)
в младших группах - 10 (2ч. 30 мин.);
в средней группе - 10 (3ч. 20 мин.);
в старшей группе - 13 (5ч. 25 мин.), из них в первую половину дня - 10 (4ч 10 мин.).
в подготовительной к школе группе - 14 (7 ч.).
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, формируется с учётом имеющихся условий, социального заказа и имеющихся педагогических кадров. Образовательная деятельность организована по рабочим программам педагогов. Эта часть учебного плана обеспечивает вариативность образования, позволяет более полно реализовать социальный заказ на образовательные услуги, учитывает специфику социально-экономических, национально культурных, демографических, климатических и других условий, в которых осуществляется образовательный процесс. Учебная нагрузка соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям к недельной образовательной нагрузке дошкольников.
В плане установлено соотношение между обязательной и формируемой участниками образовательных отношений частями: обязательная часть не менее 60% от общего нормативного времени, отводимого на освоение Программы. Часть, формируемая участниками образовательных отношений- не более 40%.
В середине учебного года (с 27 декабря 2021г. по 09 января 2022 г.) для воспитанников организуется перерыв в образовательной деятельности. Во время него и в летний период проводится организованная образовательная деятельность только эстетически-оздоровительного цикла («Физическая культура» и «Музыка»), а также проводятся спортивные праздники, экскурсии, спортивные и подвижные игры и т.д. Увеличивается продолжительность прогулки.
Учебный план
МКДОУ «Детский сад № 9 «Алёнка» пос. Новоульяновского», реализующего основную образовательную программу дошкольного образования
1. | Обязательная часть образовательные области /направления образовательных областей | Вторая группа раннего возраста (Общеразвивающей направленности) 2-3 года |
| 1,0 |
1.1. | Познавательное развитие | Ребёнок и окружающий мир | Природное окружение | 0,25 |
Предметное окружение | 0,5 |
Социальное окружение | 0,25 |
| 2,0 |
1.2. | Речевое развитие | Развитие речи | 1,0 |
Художественная литература | 1,0 |
1.3. | Социальнокоммуникативное развитие | Формирование первичных ценностных представлений | Осуществляется в ходе взаимодействия педагога с воспитанниками при проведении режимных моментов, самостоятельной деятельности детей, взаимодействия с семьями воспитанников и интеграции образовательных областей |
Развитие коммуникативных способностей |
Развитие регуляторных способностей |
Формирование социальных представлений, умений и навыков |
| 2,5 |
1.4. | Художественноэстетическое развитие | Изобразительная деятельность |
Рисование | 0,5 |
Лепка | 0,5 |
Музыка | 1,0 |
Конструктивно-модельная деятельность | 0,5 |
| 3,0 |
1.5. | Физическое развитие | Физическая культура | 3,0 (2 - в помещении, 1 - на прогулке) |
| ИТОГО: | 8,5 |
2. | Часть, формируемая участниками образовательных отношений |
2.1. | Художественноэстетическое развитие | Рисование | 0,5 |
Музыкальная деятельность | 1,0 |
| ИТОГО: | 1,5 |
| ВСЕГО (СанПин) | 10,0 |
1. | Обязательная часть образовательные области /направления образовательных областей | Младшая группа 3-4 года | средняя группа 4-5 лет |
(Общеразвивающей направленности) |
| 1,75 | 1,75 |
1.1. | Познавательное развитие | Ознакомление с окружающим миром | Природное окружение | 0,25 | 0,25 |
Предметное окружение | 0,25 | 0,25 |
Социальное окружение | 0,25 | 0,25 |
Математическое развитие | 1,0 | 1,0 |
| 1,0 | 1,0 |
1.2. | Речевое развитие | Развитие речи | 1,0 | 1,0 |
Художественная литература | Осуществляется при взаимодействии педагога с воспитанниками в различных видах деятельности |
1.3. | Социальнокоммуникативное развитие | Формирование первичных ценностных представлений | Осуществляется в ходе взаимодействия педагога с воспитанниками при проведении режимных моментов, самостоятельной деятельности детей, взаимодействия с семьями воспитанников и интеграции образовательных областей |
Развитие коммуникативных способностей |
Развитие регуляторных способностей |
Формирование социальных представлений, умений и навыков |
| 2,5 | 2,5 |
1.4. | Художественно-эстетическое развитие | Изобразительная деятельность |
Рисование | 0,5 | 0,5 |
Лепка | 0,5 | 0,5 |
Аппликация | 0,5 | 0,5 |
Музыка | 1,0 | 1,0 |
Конструирование | Осуществляется при взаимодействии педагога с воспитанниками в различных видах деятельности |
| 3,0 | 3,0 |
1.5. | Физическое развитие | Физическая культура | 3,0 (2 - в помещении, 1 - на прогулке) | 3,0 (2- в помещении, 1 - на прогулке) |
| ИТОГО: | 8,25 | 8,25 |
2. | Часть, формируемая участниками образовательных отношений |
| 0,25 | 0,25 |
2.1. | Познавательное развитие | Развитие познавательных действий | 0,25 | 0,25 |
| 1,5 | 1,5 |
2.2. | Художественноэстетическое развитие | Рисование | 0,5 | 0,5 |
Музыка | 1,0 | 1,0 |
| ИТОГО: | 1,75 | 1,75 |
| ВСЕГО (СанПин) | 10,0 | 10,0 |
1. | Обязательная часть Образовательные области/направления образовательных областей | старшая группа 5-6 лет | Подготовитель ная к школе группа 6-8 лет |
(общеразвивающей направленности) |
| 1, 75 | 2, 75 |
1.1. | Познавательное развитие | Развитие познавательных действий | 0,25 | 0,25 |
Ознакомление с окружающим миром | Социальное окружение | 0,25 | 0,25 |
Природное окружение | 0,25 | 0,25 |
Математическое развитие | 1,0 | 2,0 |
| 2,0 | 1,0 |
1.2. | Речевое развитие | Развитие речи | 2,0 | 1,0 |
Художественная литература | Осуществляется при взаимодействии педагога с воспитанниками в различных видах деятельности |
| 0 | 0 |
1.3. | Социальнокоммуникативное развитие | Формирование первичных ценностных представлений | Осуществляется в ходе взаимодействия педагога с воспитанниками при проведении режимных моментов, самостоятельной деятельности детей, взаимодействия с семьями воспитанников и интеграции образовательных областей |
Развитие коммуникативных способностей |
Развитие регуляторных способностей |
| 3,5 | 3,5 |
1.4. | Художественноэстетическое развитие | Изобразительная деятельность |
Рисование | 0,5 | 0,5 |
Лепка | 0,5 | 0,5 |
Аппликация | 0,5 | 0,5 |
Музыка | 1,0 | 1,0 |
Конструирование | 1,0 | 1,0 |
| 3,0 | 3,0 |
1.5. | Физическое развитие | Физическая культура | 3,0 (2-в помещении, 1 -на прогулке) | 3,0 (2-в помещении, 1 - на прогулке) |
| ИТОГО: | 10,25 | 10, 25 |
2. | Часть, формируемая участниками образовательных отношений |
2.1. | Социальнокоммуникативное развитие | Формирование основ безопасности | 0,25 | 0,25 |
2.2. | Художественноэстетическое развитие | Рисование | 1,5 | 1,5 |
Музыка | 1,0 | 1,0 |
2.3. | Речевое развитие | Подготовка к обучению грамоте | - | 1,0 |
| ИТОГО: | 2, 75 | 3,75 |
| ВСЕГО (СанПиН) | 13,0 | 14,0 |