СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

УМНОЖЕНИЕ ЧИСЛА НА ПРОИЗВЕДЕНИЕ

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Умножение числа на произведение

Цели: познакомить учащихся со свойством умножения числа на произведение; учить применять это свойство при решении задач и примеров; совершенствовать вычислительные навыки.

Цель урока: изучить способы умножения числа на произведение.

Задачи урока.

Образовательные:

  • продолжить изучение действия умножения и его свойств;
  • совершенствовать навыки быстрого счёта;
  • продолжить работу над формированием умения решать задачи разными способами.

Развивающие:

  • развивать навыки учебного сотрудничества;
  • развивать логическое мышление.

Воспитывающие: воспитывать аккуратность, дисциплинированность, активность и самостоятельность учащихся.

Оборудование:  проектор, презентация к уроку, экран, карточки с заданием, смайлики для самооценки.

Учебник: Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. Математика. 4 класс. Часть 2. – М. Просвещение, 2010.

 

Ход урока

  1. Организационный момент.

Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно.

Мы за парты дружно сели,

На меня все посмотрели.

Математика нас ждет,

Начинаем наш урок.

 

  • У. – Откройте тетради, запишите число, классная работа.
  • Скажите пожалуйста, какие числа мы будем писать на минутке чистописания?
  • Д. Число 73 и 100.
  • У.  Какое задание с этими числами вы можете предложить?
  • Д. Найти сумму, разность, произведение этих чисел.
  • У. Составьте и запишите выражения.
  • Д. (1-2 ученика читают составленные выражения)

 73+100=173;

100-73=27;

 73*100=7.300

  • У. Скажите, а как можно легко умножить или разделить на круглое число?
  • Д. Нужно просто к этому числу прибавить или отнять количество нулей.

II. Актуализация знаний. Сообщение темы урока.

  • У. Давайте с вами вспомним, как называются компоненты при умножении.
  • Д. Множитель, множитель, произведение.
  • У.  А сейчас я вам предлагаю выполнить задание в карточках (Приложение 1).  Карточки лежат у вас на столе. Скажите пожалуйста, что вам нужно найти?
  • Д. Нам нужно найти произведение двух чисел.
  • У. Верно, а как вы думаете для чего на нижней строчке расположены буквы?
  • Д. Я думаю, что нужно перемножить числа, а потом их расставить по порядку.
  • У. Хорошо, вычислите и расположите числа в порядке возрастания и тогда вы узнаете тему нашего урока.
  • Д.  Самостоятельная работа в карточках.

Множитель

8

3

6

5

4

2

9

5

6

Множитель

8

5

2

8

6

4

6

5

6

Произведение

61

15

12

40

24

8

54

25

36

 

е

н

м

н

о

у

и

ж

е

  • Д. Тема нашего урока  умножение.
  • У.Правильно, а какой раздел мы с вами изучаем?
  • Д.  Мы продолжаем с вами изучать раздел умножение чисел оканчивающихся нулями.
  • У. Рассмотрите пожалуйста рисунки (Приложение 2).
  • Как можно сосчитать яблоки, начиная считать слева на право?
  • Д. На каждой тарелке по три яблока, четыре   тарелки, два ряда.
  • У. Давайте запишем и решим  выражение   3*(4*2)=3*8=24
  • У. Давайте сосчитаем сверху вниз? Три яблока на тарелке, четыре ряда по 2 тарелки в каждом.
  • Д. (3*4)*2=12*2=24
  • У. Еще как можем сосчитать?
  • Д. Можем количество цветов умножить на количество рядов слева на право и умножить на количество рядов. (3*2)*4=6*4=24
  • У. Сравните пожалуйста результаты, что заметили.
  • Д. Везде получилось 24.

У. Как мы с вами умножали число на произведение. Сколько получилось способов?

  • Д.  Мы нашли три способа умножения числа на произведение.
  • Вывод: на доске появляется кластер умножение числа на произведение.

1) можно найти произведение и умножить число на полученный результат;

2) можно умножить число на первый множитель и полученный результат умножить на второй множитель;

3) можно умножить число на второй множитель и полученный результат умножить на первый множитель.

  • У. Да,  молодцы. Ребята, а скажите какое свойство помогло вам найти произведение, кто помнит?
  • Д. Сочетательное свойство. (Слайд 3)
  • У. С помощью букв его записывают так:  a*(b*c)=(a*b)*c. Скажите, а для чего нам нужно знать это свойство.
  • Д. Сочетательное свойство помогает выбрать более простой способ счета.
  • У. Какие задачи поставите для себя на уроке?
  • Д. Вспомнить свойства умножения, научится применять их при умножении числа на произведение. (Слайд  4)

Физминутка для глаз. (Слайд 5-6)

III. Работа над новым материалом. Работа по учебнику.

  • У. Откройте учебники на стр.12 и прочитайте текст рядом с красной чертой.
  • У. Что записано справа от рисунка, как по-разному можно найти, сколько всего рублей составляют эти монеты. Прочитайте первое выражение и объясните, как этим способом нашли, сколько всего рублей?
  • Д. Здесь число 5 умножили на произведение чисел 4 и 2. Когда 4 умножили на 2, то узнали, что в двух рядах 8 монет, каждая монета по 5 рублей, умножив 5 на 8, узнали, сколько всего рублей.
  • Затем дети объясняют, как узнали другими способами, сколько всего рублей.
  • У. Теперь сравните выражения и скажите, как получили второе выражение из первого.
  • Д. Умножили число 5 на 4 (на первый множитель) и результат 20 умножили на 2 (на второй множитель), получили тоже 40.
  • У. Скажите, как получили третье выражение из первого?
  • Д. Умножили число 5 на 2 (на второй множитель) и результат 10 умножили на 4 (на первый множитель), получилось тоже 40.
  • У.  Какой   вывод можно сделать ?
  • Д. Вывод: ученики называют три способа умножения числа на произведение:
    1. можно найти произведение и умножить число на полученный результат;
    2. можно умножить число на первый множитель и полученный результат умножить на второй множитель;
    3. можно умножить число на второй множитель и полученный результат умножить на первый множитель.
  • У. Выполните  задание 35. Что будете делать?
  • Д. Нужно вычислить и сравнить способы вычислений и результат.
  •  Обсудите самостоятельно в парах как можно по-разному умножить число 7 на произведение чисел 2 и 5 и число 4 на произведение чисел 5 и 3?
  • Устно назовите все способы и, сравнивая их, выберите  наиболее удобный.
  • Д. Обсуждают в парах и объясняют.
  • Пример объяснения: 7 · (2 · 5).

1) Можно 2 умножить на 5, получится10, и 10 умножить на 7 – это устно выполнить легко.

2) Можно 7 умножить на 2, получится14, и 14 умножить на 5, получится 70-это труднее.

3) Можно 7 умножить на 5, получится 35, и 35 умножить на 2. получится 70-это труднее

Самый удобный первый способ, запишем его.

  • У.  №36 (С.12) самостоятельно по вариантам: (Слайд 7)
  • ( 2 ученика работают за доской)

 1- вариант: 1,2 пример,

2-вариант: 3,4.

Взаимопроверка, взаимооценка.( Проверка работы уч-ся у доски)

Ф и з к у л ь т м и н у т к а(презентация)

IV. Работа над пройденным материалом.

  • У. А теперь найдите в учебнике №37 и прочитайте задачу. Расскажите о чем говорится в задаче?
  • Д.  В задаче говорится о коровах.
  • У.  Давайте составим краткую запись к задаче. Что известно.
  • Д.  Каждая  корова дает в сутки  14 литров молока.

Учитель совместно с детьми записывает краткую запись.(1 корова – 14 л в сут.)

  • У. Сколько коров  в хозяйстве?
  • Д. В хозяйстве  10 коров.
  • У. Что нужно узнать?
  •  

Д. Сколько литров молока получат от 10 коров за7 суток. (10 коров – ? л за 7 сут.)

(Слайд 8)

1 корова – 14 л в сут.

10 коров – ? л за 7 сут.

  • У. Запишите решение  задачи разными  способами.
  • Какое правило будете применять?
  • Д. Правило умножения числа на произведение.

 

I способ: 1) 14 · 10 = 140 ( л) – 10 коров за 1 сутки

2) 140 · 7 = 980 (л)

II способ: 1) 14 · 7 = 98 (л) – 1 корова за 7 суток

   2) 98 · 10 = 980 (л)

О т в е т: 980 л молока получают от 10 коров за 7 суток.

Самопроверка по образцу (Слайд 9-10) оценивание.

V. Итоги урока.

  • У. Ребята, чему научились  сегодня на уроке?
  • Как  можно умножить число на произведение?
  • Д. Число на произведение можно умножить тремя способами.(Рассказывают пользуясь алгоритмом на доске .)
    • можно найти произведение и умножить число на полученный результат;
    • можно умножить число на первый множитель и полученный результат умножить на второй множитель;
    • можно умножить число на второй множитель и полученный результат умножить на первый множитель.
  • У. Какое свойство помогает в вычислениях.
  • Д. Помогает сочетательное свойство  умножения.
  • У. Для чего мы применяем это свойство.
  • Д. Сочетательное свойство помогает изменить порядок выполнения действий и выбрать более удобный способ решения.
  • У. Как вы считаете, все цели, которые мы поставили  себе в начале урока  достигнуты или нет?
  • Над чем еще нужно поработать?
  • Оцените свою работу на уроке  в целом. (Смайлик)

Домашнее задание: (Слайд 11) (объяснить задание)

  • У. Откройте дневники и запишите домашнее задание:

 стр.12  №38; №39.

Спасибо за урок!