Урок 72
ЗАКРЕПЛЕНИЕ НАПИСАНИЯ ВСЕХ БУКВ
РУССКОГО АЛФАВИТА
Цели деятельности педагога: отработать навык списывания с письменного текста, повторить изученный материал о буквах и звуках русского алфавита; способствовать развитию памяти, внимания; воспитывать аккуратность и любовь к чтению.
Планируемые результаты обучения.
Предметные: знают буквы и звуки русского алфавита; умеют осмысленно читать текст и оформлять предложение в соответствии и согласно интонационной законченности; получат возможность отработать навык списывания с письменного текста.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: общеучебные – осознание алфавита как определенной последовательности букв; освоение особенностей гласных и согласных звуков; уяснение смыслоразличительных функций твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих; понимание роли букв, не обозначающих звуки; осознание связи звуковой структуры слова и его значения; овладение разборчивым аккуратным письмом; логические – моделирование алгоритма списывания; чтение написанного, осознание смысла написанного.
Регулятивные: умеют определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; различать способ и результат действия; анализировать собственную работу.
Коммуникативные: умеют участвовать в учебном полилоге: слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать деловое общение, использовать речь для регуляции своего действия.
Личностные: применяют приобретенные навыки в практической деятельности; используют усвоенные приемы работы для решения учебных задач; осуществляют самоконтроль при выполнении письменных заданий.
Ход урока
I. Организационный момент.
В путешествие пойдём,
В страну сказок попадём.
Слушай, думай, наблюдай –
Сказку нашу отгадай.
В сказку эту попадёте
На ковре, на самолёте.
II. Сообщение темы урока.
– Нашим волшебным ковром-самолётом будет русский алфавит. Итак, вперёд, в путь! Царство Букваря ждёт нас.
– Отгадайте загадку:
Чёрные, кривые,
От рожденья все немые.
Встанут в ряд –
Сейчас заговорят.
(Буквы.)
– Прочитайте, что написано на воротах царства:
Буквы всякие важны,
Буквы всякие нужны.
– Как вы это понимаете? (Ответы детей.)
– Ворота открыты, и мы с вами в Городе букв. Перед нами карта города. Что вы на ней видите? (Парк Гласных, улицы Тихая и Звонкая, Знаковый тупик, площадь Загадок.)
– Итак, начнём наше путешествие. Будем работать дружно, внимательно слушать задания и стараться писать аккуратно.
III. Работа по теме урока.
– Откройте алфавит. Посчитайте, сколько всего букв?
1. «Парк Гласных».
– Что вы знаете о гласных звуках? (Произносятся свободно, воздух не встречает преград.)
– Сколько букв обозначают гласные звуки? Назовите их. (10 букв, а звуков – 6.)
– Вот они – гласные. У каждой свой характер. А может задавать вопросы, О – удивляться и размышлять, И – превратиться в иголку, Ы – прятаться в середину или в конец слова.
– Смотрите, кто это причитает?
А дорога – далека,
А корзинка – нелегка,
Сесть бы на пенёк,
Съесть бы пирожок…
(Медведь из сказки «Маша и медведь».)
– Что отвечала Маша? («Не садись на пенёк, не ешь пирожок; неси бабушке, неси дедушке».)
– Хорошо вы знаете сказку. Медведь решил сделать вам подарок. Нет, не пирожок. Отгадайте, что это?
2. Работа в прописи.
– Прочитайте первую загадку. Кто догадался, что это? (Книга.) Почему вы так решили? Спишите загадку по образцу.

3. «Улицы Тихая и Звонкая».
– От парка Гласных по разные стороны расположились две центральные улицы: Тихая и Звонкая.
На доске запись: б, в, з, п, с, ф, д, г, к.
– На какие две группы можно распределить данные буквы? (Б – п, в – ф, г – к, д – т, з – с.)
– Почему вы так разбили буквы? (Это пары по глухости – звонкости.)
– Сколькими буквами обозначают согласные звуки? Назовите их. А сколько существует согласных звуков? (Согласных звуков 36.)
– Что вы знаете о согласных звуках?
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, свистеть,
Даже фыркать и скрипеть,
Но не хочется им петь.
4. Работа с алфавитом.
Игра «Ищу свой дом».
Учитель называет звуки, дети находят соответствующие буквы и рисуют над гласными красные «крыши», над согласными – «синие».
Предметы волшебные в сказках бывают,
Героев желанья они исполняют.
А. Кочергина
5. Работа в прописи.
– О каком волшебном предмете следующая загадка? Прочитайте. Что это? (Ручка.)
– Что в ней волшебного? Кто на самом деле творит чудеса?
– Запишите загадку по образцу.
– Последняя остановка – тупик «Беззвучные буквы». Здесь нас давно ждут. Угадайте, кто это:
Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла своё.
А ну-ка, друзья, назовите её.
(Красная Шапочка.)
– Помогите Красной Шапочке выполнить задание. Назовите буквы, которые не обозначают звуков. Зачем они нужны?
– А что у нашей Красной Шапочки в корзинке, угадаете? Прочитайте третью загадку. Что в корзинке? (Буквы.)
– Спишите загадку. (Учитель достаёт из корзинки алфавит.)
IV. Итог урока.
– Подумайте, почему буквы стоят в определенном порядке? (Определённый порядок букв дает возможность создания словарей, энциклопедий, справочников, где все слова расположены по алфавиту.)
Буква к букве – будет слово,
Слово к слову – речь готова.
И напевна, и стройна,
Музыкой звучит она.
Так восславим буквы эти!
Пусть они приходят к детям,
И пусть будет знаменит
Наш славянский алфавит!
Н. Кончаловская