Данные об авторе:
Карасева Светлана Юрьевна
учитель географии и экологии МОУ «СОШ с. Александровка Саратовского района Саратовской области»
Предмет:
география
Класс:
7 класс
Тема и номер урока:
тема: «Бразилия», номер урока № 47
Базовый учебник:
География. 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. / (А.И.Алексеев, В.В.Николина, Е.К.Липкина и др.) – М. Просвещение, 2015.
Урок по географии в 7 классе
Тема: « Бразилия»
Цели урока: сформировать представления о Бразилии: особенностях географического положения, природы, населении и его хозяйственной деятельности, традициях и быте;
Планируемые результаты обучения:
Предметные: формирование представлений о географическом положении, природе, населении и хозяйстве Бразилии, ее месте в мире; овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации.
Метапредметные: формирование умений: 1) осуществлять комментированное чтение и делать самостоятельные выводы; 2) создавать обобщения; 3) работать с текстом и картами; 4) сравнивать географические объекты; 5) составлять описание страны по типовому плану.
Личностные: формирование познавательного интереса к изучению природы, населения и хозяйства стран Южной Америки.
Основное содержание: общекультурная характеристика Бразилии, географическое положение Бразилии, место Бразилии в современном мире, население Бразилии: происхождение, занятия, образ жизни, традиции.
Деятельность обучающихся: давать оценку географического положения Бразилии; давать характеристику страны по плану; наносить на контурную карту границы Бразилии, ее столицу и крупные города; подготавливать и обсуждать презентации о занятиях, об образе жизни населения.
Оборудование: политическая и климатическая карты мира или Южной Америки, физическая карта Южной Америке, фото, слайды по теме урока, тетрадь, учебник, атлас, индивидуальные карточки.
Тип урока: комбинированный.
Организационный момент
«Познания и странствия неотделимы друг от друга.
Это непременное качество всех путешествий –
обогащать человека огромностью и разнообразием знаний» /К.Г.Паустовский/
- Здравствуйте ребята! Сегодня на уроке нам предстоит путешествие. Именно путешествия дают человеку возможность познавать окружающий мир.
Актуализация знаний
- Ребята, какой материк мы изучаем? (Южная Америка)
- Что мы уже знаем о Южной Америке? (Географическое положение материка, природу, население и хозяйство)
- Предлагаю вам проверить свои знания.
3. Проверка знаний
Географический диктант (работа по индивидуальным карточкам). Приложение №1
Мотивация, постановка целей и задач урока
- Совершая путешествия по Южной Америке, вы побывали в разных странах, узнали, где и как живут люди, какую хозяйственную деятельность ведут. Посмотрите на политическую карту мира и определите самую большую по площади страну Южной Америки? (Бразилия)
- Целью нашего урока – путешествия – познакомиться с особенностями страны Бразилия.
Записать тему урока на доске «Путешествие по Бразилии»
- Как вы думаете, что мы можем узнать о Бразилии? (предложения обсуждаются).
В ходе обсуждения составляется план описания страны:
История страны и географическое положение
Особенности природы
Население
Хозяйство
- Итогом нашего путешествия будет составление «Памятки, отправляющемуся в путешествие по Бразилии», которая может пригодиться и вам и вашим знакомым.
5. Изучение нового материала
1. История страны и географическое положение
Бразилия имеет богатую историю, которая насчитывает десятки тысяч лет, так как до открытия страны португальцами здесь уже существовали индейские племена. Они жили в первобытнообщинном строе.
Датой открытия Бразилии европейцами считается 22 апреля 1500 года, когда португальский мореплаватель Педру Кабрал пришвартовался со своей эскадрой у побережья, где сейчас находиться город Порту-Сегуру. Основной целью экспедиции было исследование и изучение открытых территорий, но с 1534 года начинается колонизация Бразилии и она становится колонией португальского короля. Важный переворот произошел в истории Бразилии 7 сентября 1822 года, когда была провозглашена независимость страны и определена форма правления государства – республика. В административном отношении территория страны делится на 23 штата, 3 территории и федеральный округ.
Задание классу: определите по политической карте границу Бразилии и нанесите ее на контурную карту. Определяем площадь страны (8,5 млн.км2) и численность населения ((203 млн.чел.) Учащиеся работают с учебником на стр. 156.
В истории Бразилии было три столицы.
Задание классу: по географическим координатам определите названия трех столиц Бразилии и нанесите их на контурную карту.
- 120 ю.ш. и 380 з.д. (г.Сальвадор)
- 220 ю.ш. и 430 з.д. (г. Рои-де-Жанейро)
- 160 ю.ш. и 480 з.д. (г.Бразилиа)
Задание классу: определите по политической карте государства соседей Бразилии (на севере – Колумбия, Венесуэла, Суринам, Гвиана; на юге – Уругвай; на востоке – выход в Атлантический океан; на западе – Перу, Боливия, Парагвай, Аргентина).
Учащиеся делают вывод о географическом положении Бразилии и записывают его в тетрадь. (Бразилия – одно из самых крупных государств мира, имеет благоприятное географическое положение).
2.Особенности природы
Учащиеся работают с картами атласа и определяют особенности природы страны.
Бразилия занимает почти ½ площади материка. В рельефе четко различаются северная низменная заболоченная равнина Амазонки, покрытая экваториальными лесами и южная часть, занятая Бразильским плоскогорьем, которое представляет собой высокие холмистые равнины, горы и впадины. Встречаются лавовые плато. Эта территория обладает уникальной минерально-сырьевой базой (особенно это касается рудных запасов), ощущается недостаток топливных ресурсов.
Климат – жаркий. Экваториальный на западе и севере, субэкваториальный в центре, тропический влажный – на юго-востоке, субтропический – на юге страны. Самый жаркий месяц – январь. Климат благоприятен для пляжного отдыха.
Смена климатических поясов обуславливает смену природных зон: влажные и переменно влажные леса, кустарниковые и высокотравные саванны, районы субтропической растительности. Леса Бразилии являются родиной каучукового дерева. Пау–бразил – ценное красное дерево, которое дало название стране Бразилия. Гордость экваториального леса – орхидея. Самое крупное водное растение – кувшинка виктория - регия. В реках, озерах и болотах обитают крокодилы, кайманы, змеи. Множество птиц – колибри, попугаи, туканы. Насекомые, пауки.
Учащиеся делают вывод о том, что Бразилия обладает уникальными минеральными, водными, лесными, биологическими, почвенными и климатическими ресурсами, что создает базу для развития хозяйства страны.
Сообщения учащихся о природных объектах Бразилии. Приложение № 2.
Население Бразилии.
Учащиеся на основе комментированного чтения текста «Бразильцы: происхождение, занятия, образ жизни» (стр. 157 – 158 учебника), характеризуют особенности населения страны, его размещение по территории и основные занятия.
Сообщения учащихся о памятниках культуры Бразилии и традиционном бразильском карнавале. Приложение № 3.
Хозяйство страны.
Анализируя карты атласа, карты учебника (стр. 151 – 152), учащиеся характеризуют хозяйство и делают вывод об экономическом развитии Бразилии.
Бразилия одна из ключевых стран развивающего мира. По объему промышленного производства входит в десятку крупнейших стран мира. Развиты: горнодобывающая промышленность, энергетика, черная и цветная металлургия, машиностроение и металлообработка, судостроение, авиастроение. Страна является традиционным производителем и экспортером сельскохозяйственных продуктов: кофе, сахарного тростника, сои, кукурузы, какао, бананов, хлопчатника.
6.Закрепление темы
Учащиеся заполняют «Памятку, отправляющемуся в путешествие по Бразилии». Приложение № 4
7.Итог урока. Рефлексия.
- Ребята! С помощью «смайликов» определите свое отношение к уроку.
- Что нового для себя узнали?
- Что заинтересовало?
- Что удивило?
8. Домашнее задание
& 39, задание № 10 письменно.
.