СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения (обучение грамоте) по теме «Согласные звуки [г], [г’], буквы Г, г»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения (обучение грамоте) по теме «Согласные звуки [г], [г’], буквы Г, г»»



ОКОУ Клюквинская школа-интернат

Курского района Курской области





Урок литературного чтения

(обучение грамоте)

по теме:

«Согласные звуки [г], [г],

буквы Г, г»



Провела учитель нач. классов Алябьева О.А.







Урок 44 (чтение): Согласные звуки [г], [г’], буквы Г, г. (с. 118—120).


Тип: урок открытия новых знаний в рамках деятельностного подхода.

Технология: на ситуативной (игровой ) основе

Цель: Сформировать способность учащихся к новому способу действия.

Задачи:
1. Дать представление о буквах Г, г, звуках [г], [г’]
2. Обеспечить условия для формирования навыка чтения слов с изученной буквой, развивать фонематический слух, речь, внимание, мышление.
3. Способствовать воспитанию внимательности, аккуратности, усидчивости, эстетических чувств, любви и бережного отношения к окружающему миру.

Планируемые результаты
Предметные. Обучающийся получит возможность научиться:

  • отличать на слух звуки [г], [г'], характеризовать по звонкости/глухости звуки

[г]/[к], [г']к'], выделять в текстах пару букв г — к;

  • характеризовать звуки [г], [г'], находит их в слого-звуковых схемах, буквы Г, г в

тексте; читать слоги, слова, предложения с новой буквой;;

  • давать характеристику согласным звукам;

  • узнавать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки;

  • читать слова с изученными буквами;

  • группировать и систематизировать буквы по обозначению ими разных звуков;

  • классифицировать предметы по общему признаку;

Метапредметные.

Регулятивные УУД:

  • организовывать своё рабочее место под руководством учителя;

  • контролировать выполнение учебной задачи,

  • применять базовые предметные понятия парности звуков по глухости/звонкости;

  • использовать знаково-символические средства представления информации

(слого-звуковые схемы, сопоставительные таблицы, ленту букв);

  • осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном;

  • уметь проговаривать последовательность действий на уроке;

  • оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в учебнике;

  • понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;

  • способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).

Коммуникативные УУД:

  • соблюдать простейшие нормы речевого этикета;

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником, способов взаимодействия;

  • формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный

вопрос, аргументировать;

  • участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

Личностные.

  • принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне

положительного отношения к школе;

  • проявлять уважение к своим одноклассникам в ходе дискуссии по теме урока;

  • приводить примеры доброжелательного и терпеливого, справедливого отношения к товарищам

из личного опыта, характеризуя поведение своих знакомых,

  • анализировать и оценивать внутренний смысл пословиц,

  • описывать правила поведения в лесу, при сборе грибов.

  • формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

  • внутренняя позиция школьника;

  • учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу;

  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата;

Межпредметные связи: окружающий мир

Ресурсы и оборудование: аудиоаппаратура с запись песни «Дорогою добра» (муз. М. А. Минкова, сл. Ю. С. Эн тина); компьютер, мультимедийный проектор с экраном СD с электронным приложением к «Азбуке», толковый словарь.



Ход урока:

1. Мотивирование к учебной деятельности.
- Ребята, к нам сегодня пришли гости, повернитесь, поздоровайтесь, теперь можете сесть поудобнее. Проверим, все ли у нас готово к уроку: учебник, тетрадь, ручка, цветные карандаши.
- Что еще нам пригодится на уроке? (аккуратность, внимание, знания, сообразительность, ум…..)
Итак, мы начинаем наш урок.

Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

Звуки с буквами пришли,

Чтоб порядок навести.

Внимание, девочки!

Внимание, мальчики!

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок!

Постарайтесь всё понять_

И внимательно читать!

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

(Учитель читает стихотворение)

Любимый русский алфавит

Из букв и звуков состоит

АБВГДЕЖ

Дальше знаете уже

Звуки с вами говорим

Произносим и кричим

Шепчем, воем, слышим.

Буквы с вами пишем

Можем их нарисовать,

Напечатать и прислать

То есть звуки только слышим,

Ну а буквы только пишем.

- О чём стихотворение? (о звуках и буквах)

- Чем буква отличается от звука?

- Ребята у нас сегодня необычный урок. Мы совершим с вами необычное путешествие. Путешествуя, мы познакомимся с новыми звуками и буквами, будем учиться читать слоги-слияния, слова, предложения, а также будем развивать память, внимание, воображение, пополним свой словарный запас. Вместе с нами в путешествие отправятся Галя и Гена. Их пригласил в гости один удивительный старичок, а они попросили помочь им найти дорогу в его город. Поможем?

- А вот как его зовут старичка - догадайтесь сами.

Я в моём лесу живу,

Охраняю здесь траву,

Все деревья и кусты,

Берегу жучков, цветы,

Каждой птичке и зверьку
Помогаю, как могу.

Я серьёзный мужичок,

Старичок…. (Лесовичок) (Слайд )

- Правильно. Но чтобы попасть на тропинку, ведущую к домику Старичка Лесовичка нам надо выполнить одно задание. Готовы?

- Скажите, ребята, на какие группы делятся все буквы нашего языка?

( 1.буквы гласных, 2. буквы согласных, 3. Буквы , не обозначающие звуков).

Игра «Буква заблудилась» (найдите в ряду лишнюю букву, объясните свой выбор)

(Слайд)

А О У З Э (з – согл., все гласные)

Р Н М К Л (к - глухой звук, все звонкие)

- А всё ли вы знаете про эту букву, сейчас проверим. (приготовьте сигн. карт)

- Эта буква обозначает согласный звук ? (да, зел )

- Она обозначает всегда мягкий звук ? (нет, кр.)

- Она может обозначать и мягкий, и твёрдый звук ? (да, зел.)

- Звук -к глухой ? (да., зел)

- Звук – к парный по твёрдости-мягкости? (да, зел)

- Звук - к парный по мягкости-глухости? (да, зел.)

- Знаем ли пару ? (не знаем её пару)

- Значит, какую учебную задачу поставим ?

Учебная задача: Узнать пару для буквы –к по глухости и звонкости

3. Открытие учащимися новых знаний

1 ) Знакомство со звуками [г], [г']

- Вот мы и на тропинке. Старичок Лесовичок встречает нас у порога с корзинкой. А что же там в корзинке? Вы узнаете, отгадав загадку:

Под березой у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть – нет головы.
Что это? (Гриб)

- Правильно, мы с вами пришли в город Грибов. Откройте учебник на стр.118 и рассмотрите рисунок. Прочитайте, по какому правилу живут жители этого городка.

«Не делай другим того, чего себе не пожелаешь»

- Как вы понимаете эту пословицу? (Ответы детей)

Беседа:

- Как вы думаете, чего нельзя делать по отношению к другим людям?

- А что огорчило бы вас в отношениях с другими людьми?

- Стоит ли отвечать грубостью на грубость?

- Какие вежливые слова вы знаете?

- Говорите ли вы «спасибо» маме, вставая из-за стола?

- Как вы думаете, как живут грибы в своём городке? Чем они занимаются?

- Произнесите слово “грибы”.

- Разделим слово на слоги. Сколько слогов в слове?

- Давайте составим схему этого слова.

- Назовите первый слог. Из чего состоит этот слог? (Это примыкание и слог-слияние.)

- Назовите первый звук (г).

- Какой он? (Согласный, твердый)

- Значит примыкание будет твердое.

- Назовите слияние. РИ

- Сколько звуков мы произнесли? (2)

- Какой это слог? (Слог - слияние)

- Какое это слияние? (Мягкое)

- Итак, слог закончен.

- Назовите второй слог.

- Что это? (Слог-слияние.)

- Какое это слияние? (Твердое.)

- Поставим ударение в слове.

- Прочитаем слово по схеме.

- Какой звук слышим первым? [ г ]

- Произнесём его хором.

- Что же мы о нем узнали? (Согласный, твёрдый, звонкий)

- Давайте определим, какой он звонкий или глухой? (Положили руку на горло и произнесли звук)

- Какой это звук? Звонкий, потому что мы чувствуем вибрацию, дрожание в горле.

- Молодцы! Ребята, а посмотрите на шляпки грибов. Какие геометрические фигуры они вам напоминает? (Круги)

- Проговорим по слогам слово “круги”.

- Разделим слово на слоги. Сколько слогов в слове?

- Давайте составим схему этого слова.

- Назовите первый слог. Из чего состоит этот слог? (Это примыкание и слог-слияние)

- Назовите первый звук (к).

- Какой он? (Согласный, твердый)

- Назовите слияние. (РУ)

- Сколько звуков мы произнесли? (2)

- Что это? (Слог-слияние)

- Какое это слияние? (Твердое)

- Слог закончен.

- Назовите второй слог.

- Что это? (Слог-слияние)

- Какое это слияние? (Мягкое)

- Поставим ударение в слове.

- Прочитаем слово по схеме.

- Какой звук слышится первым во втором слоге? [ г’ ] 

- Произнесём его хором.

- Дайте характеристику звуку. (Согласный, мягкий, звонкий)

Итог: Назовите, первый звук в слове грибы, и первый звук во втором слоге круги.

- Сравните эти звуки?

- Чем отличаются?

- Мы познакомились с новыми звуками [г], [г']

- А теперь давайте закрепим наши знания и поиграем в игру “Твердый-мягкий”.

- Я называю слова, а вы определяете, какой звук встречается в этом слове твердый согласный [г], или мягкий согласный [г']. Если твёрдый – топаете ножками, если мягкий – хлопаете в ладошки.

Слова (Слайд): Гантели, гусь, горох, грузовик, груша, гитара, гусеница, галстук, градусник.

2) Знакомство с буквами Г, г.

- Звуки [г], [г'] на письме обозначаются буквами Г, г.

- Посмотрите и скажите, на что похожи эти буквы?

- Чем отличаются? (Одна большая, другая маленькая)

Игра “На что похожа буква”?

Г схожа с цаплею по виду и на одной стоит ноге. /цапля/

Букву на плече носил, на лугу траву косил. /коса /

- Найдите букву Г на ленте букв, назовите ее пару.

- Какая это буква: гласная или согласная? Почему? (не поется)

- Что вы еще можете сказать об этой букве? Какие звуки она обозначает на письме?

Охарактеризуйте эти звуки.

- Вспомним все, о чем мы узнали и сделаете вывод:

Буква Г- согласная, обозначает звонкие согласные звуки [г], [г’], имеющие парные согласные по звонкости/глухости – [к], [к’]

- Молодцы, ребята! Мы так хорошо поработали, что и не заметили, как дошли до лесной опушки. Давайте немного отдохнём.

4. Физкультминутка

Дети рано утром встали

За грибами в лес пошли (Ходьба на месте)

Приседали, приседали

Белый гриб в траве нашли (Приседания)

На пеньке растут опята –

Наклонитесь к ним , ребята. (Наклоны)

Вот вдали ещё пенёк.

Вслед за белкой – прыг да скок, прыг да скок (Прыжки)

Наклоняйся – раз, два, три –

Всё в лукошко собери.

Вон на дереве орех –

Кто подпрыгнет выше всех? (Прыжки вверх)

Если хочешь дотянуться –

Надо сильно потянуться (Руки вверх- подтягивание)

Три часа в лесу бродили –

Все дорожки исходили.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открывает, поморгаем

И работать начинаем.


5.Первичное закрепление нового материала

- Вот мы опять оказались на сказочной полянке, где живёт Старичок Лесовичок. Что вы видите перед собой?

(Грибы, ягоды)

- Какие грибы вам знакомы? (Белый гриб, мухомор, поганка, лисичка, груздь).

(Словарная работа - белый гриб называют царем грибов, самым лучшим, он растет под березами, в бору, поэтому и называется боровиком или подберезовиком.

Поганка - гриб несъедобный, его не возьмем в корзинку, оставим в лесу)

Давайте откроем учебник, здесь тоже чудо-полянка, на ней живут грибы- боровики. Рассмотрите внимательно их городок.

- Сколько грибочков здесь живет? Чем они занимаются?

- Какие слова со звуком Г можете назвать? (огород, грибы, грядки, ягоды, грузди, город).

6. Отработка навыков чтения

1) Чтение слогов и слов

- Давайте прочитаем слоги, в которых [г] – твердый.

- Почему вы так решили?

- Давайте прочитаем слоги, в которых [г’] – мягкий.

- Посмотрите внимательно и скажите, с какими гласными нет слогов слияний, как вы думаете – почему? (В русском языке отсутствуют слоги гы и гя)

- Вы очень хорошо прочитали слоги и слова. Давайте поиграем в игру «Доскажи словечко».

( По цепочке дети называют слова , в которых встречаются новые звука)

- Прочитайте слова

- А теперь давайте прочитаем слова с пометами, которые помогут нам хорошо и без ошибок прочитать текст.

- Почему слова Галя и Гена написаны с большой буквы?

- Какие ещё слова пишутся с большой буквы?

- Какой звук обозначает буква Г в слове Галя?

- Какой звук обозначает буква Г в слове Гена?

- Когда мы говорим гриб, а когда грибы?

- А когда корзина и корзинка?

2) Чтение текста.

- О чем здесь говорится? Кто ходил в лес?

- Что собирали дети? Как их можно назвать? (Грибники)

- Какие грибы собрала Галя? (Боровики)

- А Гена? (Поганки)

- Какой он, гриб-боровик? /красив, велик/

- Почему Гена насобирал ядовитые грибы?

- Поработайте в парах. Какую бы памятку вы составили для начинающих грибников

(Самостоятельная работа в парах)

- Кто знает, как правильно собирать грибы?

- Где можно узнать о грибах? (энциклопедии, словари, интернет) Выставка книг.

На доске грибы:

- Распределите их на группы. По какому принципу распределяли на группы?

7. Упражнения в составлении схем слов

- Ребята, в каких словах текста вам встретились звуки [г] или [г’]?

- Давайте откроем тетради, запишем имена этих детей. (печатными буквами)

- С какой буквы мы их напишем? Почему?

- Галя. Чертим схему слова (у доски – ученик)

- Сколько слогов в слове? 2

- Назовите слоги – слияния.

- Куда падает ударение? 1 слог

- Первый звук [г]- согласный, звонкий, твердый.

- Второй звук [а] – гласный, ударный.

- Третий звук [л’] – согласный, всегда звонкий, мягкий.

- Последний звук [а]– гласный, безударный.

- Гена. Сколько слогов в слове? 2

- Назовите слоги- слияния.

- Куда падает ударение?1 слог.

- Первый звук [г’ ]– согласный, звонкий, мягкий. Почему?

Второй звук - [э] – гласный, ударный.

- Третий звук – [н] – согласный, всегда звонкий, твердый.

- Последний звук – [а]- гласный, безударный.

- Что вы заметили? Встретили звуки [г] и [г’].

8.Итог урока

- Наше маленькое путешествие подошло к концу. Гале и Гене пора возвращаться

Домой.

Беседа:

- Как тему мы сегодня обсуждали?

- К каким выводам пришли? .

- Чему были посвящены тексты и рисунок на с. 118—119?

- Какие съедобные грибы вы знаете? Какие грибы являются ядовитыми?

- Какие звуки мы сегодня изучили? Охарактеризуйте звуки [г] и [г'].

- Какие звуки будут парными к ним по звонкости/глухости?

- Каких сочетаний звуков [г] и [г'] с гласными в русском языке нет? А есть ли такие сочетания со звуками [к] и [к']?

9. Рефлексия. Оценивание.

-Какую проблему решали на уроке?

-Что можете рассказать о звуке и букве?

-Для кого проблема урока решена полностью? (зеленый сигнал)

-Кто испытывал затруднение? (желтый сигнал)

-Кому нужна моя помощь? (красный сигнал)

Оценивание.

Самооценка учеников друг другом и учителем.

-Понравился ли вам урок?

-Кому за работу на уроке скажем: «Спасибо»?

-Кто очень старался?

-Скажем спасибо ему и всем тем, кто работал с полной отдачей, с интересом, с настроением.

Старичок Лесовичок очень доволен вашей работой и на память о себе он предлагает вам каждому выбрать себе рисунок-раскраску. Подойдите к доске и снимите по одному листику. Кто узнал, какой гриб ему достался? Как вы это определили?

Чтобы правильно раскрасить, какой литературой можно воспользоваться?

(«Атласом определителем»)

10. Информация в семью.

-Что расскажите дома о нашем уроке? (Правильно, вы должны рассказать родителям и другим членам семьи, чем мы занимались на уроке, и что нового вы узнали. А ещё сочините с родителями сказку по рисунку учебника. Завтра мы послушаем истории, которые вы придумаете дома.)











































17