ОКОУ Клюквинская школа-интернат
Курского района Курской области
Урок литературного чтения
(обучение грамоте)
по теме:
«Согласные звуки [г], [г’],
буквы Г, г»
Провела учитель нач. классов Алябьева О.А.
Урок 44 (чтение): Согласные звуки [г], [г’], буквы Г, г. (с. 118—120).
Тип: урок открытия новых знаний в рамках деятельностного подхода.
Технология: на ситуативной (игровой ) основе
Цель: Сформировать способность учащихся к новому способу действия.
Задачи:
1. Дать представление о буквах Г, г, звуках [г], [г’]
2. Обеспечить условия для формирования навыка чтения слов с изученной буквой, развивать фонематический слух, речь, внимание, мышление.
3. Способствовать воспитанию внимательности, аккуратности, усидчивости, эстетических чувств, любви и бережного отношения к окружающему миру.
Планируемые результаты
Предметные. Обучающийся получит возможность научиться:
отличать на слух звуки [г], [г'], характеризовать по звонкости/глухости звуки
[г]/[к], [г']к'], выделять в текстах пару букв г — к;
характеризовать звуки [г], [г'], находит их в слого-звуковых схемах, буквы Г, г в
тексте; читать слоги, слова, предложения с новой буквой;;
давать характеристику согласным звукам;
узнавать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки;
читать слова с изученными буквами;
группировать и систематизировать буквы по обозначению ими разных звуков;
классифицировать предметы по общему признаку;
Метапредметные.
Регулятивные УУД:
организовывать своё рабочее место под руководством учителя;
контролировать выполнение учебной задачи,
применять базовые предметные понятия парности звуков по глухости/звонкости;
использовать знаково-символические средства представления информации
(слого-звуковые схемы, сопоставительные таблицы, ленту букв);
осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном;
уметь проговаривать последовательность действий на уроке;
оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей.
Познавательные УУД:
ориентироваться в учебнике;
понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).
Коммуникативные УУД:
соблюдать простейшие нормы речевого этикета;
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником, способов взаимодействия;
формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный
вопрос, аргументировать;
Личностные.
принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне
положительного отношения к школе;
проявлять уважение к своим одноклассникам в ходе дискуссии по теме урока;
приводить примеры доброжелательного и терпеливого, справедливого отношения к товарищам
из личного опыта, характеризуя поведение своих знакомых,
анализировать и оценивать внутренний смысл пословиц,
описывать правила поведения в лесу, при сборе грибов.
формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
внутренняя позиция школьника;
учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата;
Межпредметные связи: окружающий мир
Ресурсы и оборудование: аудиоаппаратура с запись песни «Дорогою добра» (муз. М. А. Минкова, сл. Ю. С. Эн тина); компьютер, мультимедийный проектор с экраном СD с электронным приложением к «Азбуке», толковый словарь.
Ход урока:
1. Мотивирование к учебной деятельности.
- Ребята, к нам сегодня пришли гости, повернитесь, поздоровайтесь, теперь можете сесть поудобнее. Проверим, все ли у нас готово к уроку: учебник, тетрадь, ручка, цветные карандаши.
- Что еще нам пригодится на уроке? (аккуратность, внимание, знания, сообразительность, ум…..)
Итак, мы начинаем наш урок.
Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Звуки с буквами пришли,
Чтоб порядок навести.
Внимание, девочки!
Внимание, мальчики!
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок!
Постарайтесь всё понять_
И внимательно читать!
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
(Учитель читает стихотворение)
Любимый русский алфавит
Из букв и звуков состоит
АБВГДЕЖ
Дальше знаете уже
Звуки с вами говорим
Произносим и кричим
Шепчем, воем, слышим.
Буквы с вами пишем
Можем их нарисовать,
Напечатать и прислать
То есть звуки только слышим,
Ну а буквы только пишем.
- О чём стихотворение? (о звуках и буквах)
- Чем буква отличается от звука?
- Ребята у нас сегодня необычный урок. Мы совершим с вами необычное путешествие. Путешествуя, мы познакомимся с новыми звуками и буквами, будем учиться читать слоги-слияния, слова, предложения, а также будем развивать память, внимание, воображение, пополним свой словарный запас. Вместе с нами в путешествие отправятся Галя и Гена. Их пригласил в гости один удивительный старичок, а они попросили помочь им найти дорогу в его город. Поможем?
- А вот как его зовут старичка - догадайтесь сами.
Я в моём лесу живу,
Охраняю здесь траву,
Все деревья и кусты,
Берегу жучков, цветы,
Каждой птичке и зверьку
Помогаю, как могу.
Я серьёзный мужичок,
Старичок…. (Лесовичок) (Слайд )
- Правильно. Но чтобы попасть на тропинку, ведущую к домику Старичка Лесовичка нам надо выполнить одно задание. Готовы?
- Скажите, ребята, на какие группы делятся все буквы нашего языка?
( 1.буквы гласных, 2. буквы согласных, 3. Буквы , не обозначающие звуков).
Игра «Буква заблудилась» (найдите в ряду лишнюю букву, объясните свой выбор)
(Слайд)
А О У З Э (з – согл., все гласные)
Р Н М К Л (к - глухой звук, все звонкие)
- А всё ли вы знаете про эту букву, сейчас проверим. (приготовьте сигн. карт)
- Эта буква обозначает согласный звук ? (да, зел )
- Она обозначает всегда мягкий звук ? (нет, кр.)
- Она может обозначать и мягкий, и твёрдый звук ? (да, зел.)
- Звук -к глухой ? (да., зел)
- Звук – к парный по твёрдости-мягкости? (да, зел)
- Звук - к парный по мягкости-глухости? (да, зел.)
- Знаем ли пару ? (не знаем её пару)
- Значит, какую учебную задачу поставим ?
Учебная задача: Узнать пару для буквы –к по глухости и звонкости
3. Открытие учащимися новых знаний
1 ) Знакомство со звуками [г], [г']
- Вот мы и на тропинке. Старичок Лесовичок встречает нас у порога с корзинкой. А что же там в корзинке? Вы узнаете, отгадав загадку:
Под березой у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть – нет головы.
Что это? (Гриб)
- Правильно, мы с вами пришли в город Грибов. Откройте учебник на стр.118 и рассмотрите рисунок. Прочитайте, по какому правилу живут жители этого городка.
«Не делай другим того, чего себе не пожелаешь»
- Как вы понимаете эту пословицу? (Ответы детей)
Беседа:
- Как вы думаете, чего нельзя делать по отношению к другим людям?
- А что огорчило бы вас в отношениях с другими людьми?
- Стоит ли отвечать грубостью на грубость?
- Какие вежливые слова вы знаете?
- Говорите ли вы «спасибо» маме, вставая из-за стола?
- Как вы думаете, как живут грибы в своём городке? Чем они занимаются?
- Произнесите слово “грибы”.
- Разделим слово на слоги. Сколько слогов в слове?
- Давайте составим схему этого слова.
- Назовите первый слог. Из чего состоит этот слог? (Это примыкание и слог-слияние.)
- Назовите первый звук (г).
- Какой он? (Согласный, твердый)
- Значит примыкание будет твердое.
- Назовите слияние. РИ
- Сколько звуков мы произнесли? (2)
- Какой это слог? (Слог - слияние)
- Какое это слияние? (Мягкое)
- Итак, слог закончен.
- Назовите второй слог.
- Что это? (Слог-слияние.)
- Какое это слияние? (Твердое.)
- Поставим ударение в слове.
- Прочитаем слово по схеме.
- Какой звук слышим первым? [ г ]
- Произнесём его хором.
- Что же мы о нем узнали? (Согласный, твёрдый, звонкий)
- Давайте определим, какой он звонкий или глухой? (Положили руку на горло и произнесли звук)
- Какой это звук? Звонкий, потому что мы чувствуем вибрацию, дрожание в горле.
- Молодцы! Ребята, а посмотрите на шляпки грибов. Какие геометрические фигуры они вам напоминает? (Круги)
- Проговорим по слогам слово “круги”.
- Разделим слово на слоги. Сколько слогов в слове?
- Давайте составим схему этого слова.
- Назовите первый слог. Из чего состоит этот слог? (Это примыкание и слог-слияние)
- Назовите первый звук (к).
- Какой он? (Согласный, твердый)
- Назовите слияние. (РУ)
- Сколько звуков мы произнесли? (2)
- Что это? (Слог-слияние)
- Какое это слияние? (Твердое)
- Слог закончен.
- Назовите второй слог.
- Что это? (Слог-слияние)
- Какое это слияние? (Мягкое)
- Поставим ударение в слове.
- Прочитаем слово по схеме.
- Какой звук слышится первым во втором слоге? [ г’ ]
- Произнесём его хором.
- Дайте характеристику звуку. (Согласный, мягкий, звонкий)
Итог: Назовите, первый звук в слове грибы, и первый звук во втором слоге круги.
- Сравните эти звуки?
- Чем отличаются?
- Мы познакомились с новыми звуками [г], [г']
- А теперь давайте закрепим наши знания и поиграем в игру “Твердый-мягкий”.
- Я называю слова, а вы определяете, какой звук встречается в этом слове твердый согласный [г], или мягкий согласный [г']. Если твёрдый – топаете ножками, если мягкий – хлопаете в ладошки.
Слова (Слайд): Гантели, гусь, горох, грузовик, груша, гитара, гусеница, галстук, градусник.
2) Знакомство с буквами Г, г.
- Звуки [г], [г'] на письме обозначаются буквами Г, г.
- Посмотрите и скажите, на что похожи эти буквы?
- Чем отличаются? (Одна большая, другая маленькая)
Игра “На что похожа буква”?
Г схожа с цаплею по виду и на одной стоит ноге. /цапля/
Букву на плече носил, на лугу траву косил. /коса /
- Найдите букву Г на ленте букв, назовите ее пару.
- Какая это буква: гласная или согласная? Почему? (не поется)
- Что вы еще можете сказать об этой букве? Какие звуки она обозначает на письме?
Охарактеризуйте эти звуки.
- Вспомним все, о чем мы узнали и сделаете вывод:
Буква Г- согласная, обозначает звонкие согласные звуки [г], [г’], имеющие парные согласные по звонкости/глухости – [к], [к’]
- Молодцы, ребята! Мы так хорошо поработали, что и не заметили, как дошли до лесной опушки. Давайте немного отдохнём.
4. Физкультминутка
Дети рано утром встали
За грибами в лес пошли (Ходьба на месте)
Приседали, приседали
Белый гриб в траве нашли (Приседания)
На пеньке растут опята –
Наклонитесь к ним , ребята. (Наклоны)
Вот вдали ещё пенёк.
Вслед за белкой – прыг да скок, прыг да скок (Прыжки)
Наклоняйся – раз, два, три –
Всё в лукошко собери.
Вон на дереве орех –
Кто подпрыгнет выше всех? (Прыжки вверх)
Если хочешь дотянуться –
Надо сильно потянуться (Руки вверх- подтягивание)
Три часа в лесу бродили –
Все дорожки исходили.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открывает, поморгаем
И работать начинаем.
5.Первичное закрепление нового материала
- Вот мы опять оказались на сказочной полянке, где живёт Старичок Лесовичок. Что вы видите перед собой?
(Грибы, ягоды)
- Какие грибы вам знакомы? (Белый гриб, мухомор, поганка, лисичка, груздь).
(Словарная работа - белый гриб называют царем грибов, самым лучшим, он растет под березами, в бору, поэтому и называется боровиком или подберезовиком.
Поганка - гриб несъедобный, его не возьмем в корзинку, оставим в лесу)
Давайте откроем учебник, здесь тоже чудо-полянка, на ней живут грибы- боровики. Рассмотрите внимательно их городок.
- Сколько грибочков здесь живет? Чем они занимаются?
- Какие слова со звуком Г можете назвать? (огород, грибы, грядки, ягоды, грузди, город).
6. Отработка навыков чтения
1) Чтение слогов и слов
- Давайте прочитаем слоги, в которых [г] – твердый.
- Почему вы так решили?
- Давайте прочитаем слоги, в которых [г’] – мягкий.
- Посмотрите внимательно и скажите, с какими гласными нет слогов слияний, как вы думаете – почему? (В русском языке отсутствуют слоги гы и гя)
- Вы очень хорошо прочитали слоги и слова. Давайте поиграем в игру «Доскажи словечко».
( По цепочке дети называют слова , в которых встречаются новые звука)
- Прочитайте слова
- А теперь давайте прочитаем слова с пометами, которые помогут нам хорошо и без ошибок прочитать текст.
- Почему слова Галя и Гена написаны с большой буквы?
- Какие ещё слова пишутся с большой буквы?
- Какой звук обозначает буква Г в слове Галя?
- Какой звук обозначает буква Г в слове Гена?
- Когда мы говорим гриб, а когда грибы?
- А когда корзина и корзинка?
2) Чтение текста.
- О чем здесь говорится? Кто ходил в лес?
- Что собирали дети? Как их можно назвать? (Грибники)
- Какие грибы собрала Галя? (Боровики)
- А Гена? (Поганки)
- Какой он, гриб-боровик? /красив, велик/
- Почему Гена насобирал ядовитые грибы?
- Поработайте в парах. Какую бы памятку вы составили для начинающих грибников
(Самостоятельная работа в парах)
- Кто знает, как правильно собирать грибы?
- Где можно узнать о грибах? (энциклопедии, словари, интернет) Выставка книг.
На доске грибы:
- Распределите их на группы. По какому принципу распределяли на группы?
7. Упражнения в составлении схем слов
- Ребята, в каких словах текста вам встретились звуки [г] или [г’]?
- Давайте откроем тетради, запишем имена этих детей. (печатными буквами)
- С какой буквы мы их напишем? Почему?
- Галя. Чертим схему слова (у доски – ученик)
- Сколько слогов в слове? 2
- Назовите слоги – слияния.
- Куда падает ударение? 1 слог
- Первый звук [г]- согласный, звонкий, твердый.
- Второй звук [а] – гласный, ударный.
- Третий звук [л’] – согласный, всегда звонкий, мягкий.
- Последний звук [а]– гласный, безударный.
- Гена. Сколько слогов в слове? 2
- Назовите слоги- слияния.
- Куда падает ударение?1 слог.
- Первый звук [г’ ]– согласный, звонкий, мягкий. Почему?
Второй звук - [э] – гласный, ударный.
- Третий звук – [н] – согласный, всегда звонкий, твердый.
- Последний звук – [а]- гласный, безударный.
- Что вы заметили? Встретили звуки [г] и [г’].
8.Итог урока
- Наше маленькое путешествие подошло к концу. Гале и Гене пора возвращаться
Домой.
Беседа:
- Как тему мы сегодня обсуждали?
- К каким выводам пришли? .
- Чему были посвящены тексты и рисунок на с. 118—119?
- Какие съедобные грибы вы знаете? Какие грибы являются ядовитыми?
- Какие звуки мы сегодня изучили? Охарактеризуйте звуки [г] и [г'].
- Какие звуки будут парными к ним по звонкости/глухости?
- Каких сочетаний звуков [г] и [г'] с гласными в русском языке нет? А есть ли такие сочетания со звуками [к] и [к']?
9. Рефлексия. Оценивание.
-Какую проблему решали на уроке?
-Что можете рассказать о звуке и букве?
-Для кого проблема урока решена полностью? (зеленый сигнал)
-Кто испытывал затруднение? (желтый сигнал)
-Кому нужна моя помощь? (красный сигнал)
Оценивание.
Самооценка учеников друг другом и учителем.
-Понравился ли вам урок?
-Кому за работу на уроке скажем: «Спасибо»?
-Кто очень старался?
-Скажем спасибо ему и всем тем, кто работал с полной отдачей, с интересом, с настроением.
Старичок Лесовичок очень доволен вашей работой и на память о себе он предлагает вам каждому выбрать себе рисунок-раскраску. Подойдите к доске и снимите по одному листику. Кто узнал, какой гриб ему достался? Как вы это определили?
Чтобы правильно раскрасить, какой литературой можно воспользоваться?
(«Атласом определителем»)
10. Информация в семью.
-Что расскажите дома о нашем уроке? (Правильно, вы должны рассказать родителям и другим членам семьи, чем мы занимались на уроке, и что нового вы узнали. А ещё сочините с родителями сказку по рисунку учебника. Завтра мы послушаем истории, которые вы придумаете дома.)
17