-Ребята, как вы думаете, какая же тема сегодняшнего урока? -Тема сегодняшнего урока «Великий колокольный звон». -А давайте поставим цель на сегодняшний урок. С чем мы познакомимся? -Сегодня мы познакомимся с видами колокольного звона и определим его значимость в русской культуре. - Ребята, слово «колокол» произошло от старинного русского «коло» - круг, но есть и такая версия: «кол о кол» - удар одного кола о другой. Изготовление и употребление колоколов относится к глубокой древности. Колокола были известны евреям, египтянам и римлянам. Известны колокола были в Японии и Китае. Ученые считают родиной колокола Китай. Ведь именно в Китае появилось первое бронзовое литье, и там же были найдены самые древние колокольчики размером 4,5 - 6 см. Пользовались ими по-разному: вешали на пояс одежды или шею лошадям или другим животным как амулеты, чтобы отгонять злых духов, применяли на военной службе, в храме для богослужений. Первое летописное упоминание о колоколах на Руси, относится к 988 г. Именно в этот год было крещение Руси. И к XVI веку колокола уже звучали по всей стране, они стали символом державы и мощи духа русского человека. На Руси к колоколам всегда очень трепетно относились. Бывало, что и имена им давали. В Ростове есть колокола с названиями «Сысой», «Лебедь». Человек, который звонит в колокола, называется звонарь. Только с годами к звонарю приходит мастерство и виртуозность, которые заставляют с волнением слушать колокольные звоны. Колокола звучали по-разному, рассказывая людям о тревогах и радостях. -Скажите, как вы думаете, а почему звонили в колокола, в каких случаях? В Древней Руси часто звонили колокола: - Звали на службу в храм. - Колокола оповещали о наступлении большого праздника. - Под звуки колокола сходились народные собрания. - Колокольным звоном отсчитывали время. - Встречали царей, патриархов. - Провожали воинов на битву и встречали их с победой. - Предупреждали о надвигающейся опасности (пожар, нападение врага). - Указывали дорогу заблудившемуся путнику. - Давайте послушаем, как же звучит колокол. (Звук колокола) -Скажите, как звучит колокол? -Вы правы. Звон колокола чист, насыщает пространство вибрациями положительного характера и распространяется на огромное расстояние. - Ребята, у колокольных звонов есть несколько названий: набат, трезвон, благовест. Виды колокольного звона: Набат – звучит тревожно, взволнованно, он сообщал о пожаре, войне. Трезвон – это ритмичный звон множества колоколов. Звучит радостно, бойко Благовест – это размеренный удар одного большого колокола. Означает благую, хорошую весть. Звучит светло, солнечно. - Ребята, а сейчас я предлагаю вам сыграть в игру. Я буду включать звук колокола, а вам нужно будет определить его вид: понять звучит набат, трезвон или благовест. Для этого у каждого из вас есть карточки, нужную карточку вам нужно будет поднять. Также у вас есть сигнальные карточки: красная и зеленая нота. Ими вы будете оценивать свои ответы. Если ответили правильно – то поднимаем зеленую карточку, если неправильно – то красную. Если кто-то не понял, то поднимите руку. Отлично, тогда начинаем. - Послушайте, какое звучание будет у колокола сейчас. 1) Звучит благовест -Итак, скажите, как звучал колокол? Почему вы подняли эту карточку? -Верно, ребята. Это благовест. - Оцените свой ответ. Отлично. - Теперь послушайте следующую мелодию и определите вид колокольного звона. 2) Звучит трезвон -Скажите, как звучал колокол? -Вы правы ребята. Это трезвон. - Оцените свой ответ. Отлично. -Теперь послушайте, какое звучание у колокола будет сейчас 3) Звучит набат. - Скажите, как звучал колокол? Почему вы подняли эту карточку? -Верно, ребята. Это набат. - Оцените свой ответ. Отлично. -Ребята, вы молодцы, отлично справились с заданием! - Модест Петрович Мусоргский один из самых популярных русских композиторов. Его музыкальные произведения пропитаны национальным колоритом. Я предлагаю вам послушать фрагмент оперы Модеста Петровича Мусоргского «Борис Годунов», в котором звучит «Великий колокольный звон» Звучит «Великий колокольный звон» М.П. Мусоргского. - Какая музыка сейчас звучала? - Как вы думаете, какие по размеру колокола прозвучали в этом музыкальном отрывке? - Как вы смогли определить? - Какое настроение передали нам колокола? -Молодцы, ребята, это трезвон. -Как я говорила ранее, фрагмент, который мы с вами прослушали, называется «Великий колокольный звон» Это фрагмент из оперы Модеста Петровича Мусоргского «Борис Годунов» «Борис Годунов» – это первая народная музыкальная драма. (Драма в музыке – это музыкальный жанр, сочетающий в себе элементы романтической музыки и драматического искусства, он призван воздействовать на эмоции слушателя и вызывать чувства печали, грусти или страха) В основу оперы положена одноименная историческая трагедия (драматургический жанр, в котором изображается конфликт мировоззрений, острое и непримиримое противоречие, приводящее к катастрофическим последствиям.) Пушкина. Её главная мысль человек и народ – судьба человеческая и судьба народная. В опере представлена эпоха Смутного времени. (Период в истории России с 1598 года по 1613 год, ознаменованный стихийными бедствиями, сопровождающийся многочисленными случаями самозванства и внешней интервенцией, гражданской, русско-польской и русско-шведской войнами) Народ ненавидел царя Бориса, считал его «незаконным» царем, злодеем, убийцей наследника престола малолетнего Димитрия. Зато люди доверчиво восприняли сказку о чудесном спасении Димитрия, «праведника», «законного царя; его ждали как избавителя. А на самом деле вместо него помогали взойти на престол самозванцу, предателю Родины, тем самым навлекли на себя еще худшие беды. -Я предлагаю вам посмотреть фрагмент оперы М. Мусоргского «Борис Годунов», в котором звучит «Великий колокольный звон» Просмотр фрагмента оперы. - Скажите, какие эмоции у вас вызвал просмотр фрагмента оперы? -Верно, ребята, вступление к опере «Борис Годунов» навевает радостное и праздничное настроение. |