СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира 4 класс "Леса России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучения нового материала

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира 4 класс "Леса России"»

Урок окружающего мира в 4 классе.

Тема урока: Леса России.

Цель урока: познакомить с зоной лесов России.

Задачи:

  1. Формировать у учащихся представление о лесной зоне, познакомить с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов, с растительным и животным миром.

  2. Развивать умения структурировать информацию, делать сравнение, обобщение, выводы, устанавливать причинно-следственные связи и делать умозаключения; работать и взаимодействовать в группе одноклассников.

  3. Формировать ценностное отношение к природе как совокупности представителей флоры и фауны.

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. Умение определять и показывать положение зоны лесов на карте природных зон.

  2. Умение различать наиболее характерных для каждой части лесов представителей флоры и фауны, объяснять взаимосвязи в природе.

  3. Умение находить в учебнике и предоставлять информацию в соответствии с целью.

Личностные:

  1. Развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения.

  2. Умение анализировать свои действия и управлять ими.

  3. Развитие умения оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя.

Метапредеметные:

  1. Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

  2. Умение участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного и прослушанного.

  3. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

  1. Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.



Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Проверка знаний и умений. Работа в парах.

-О какой природной зоне мы говорили на предыдущем уроке?

- Используя знания прошлого урока, разгадайте кроссворд.

- Кто догадался, о чем сегодня пойдет речь на уроке? Что вам помогло?

- Верно, сегодня экспедиция отправляется в лесную зону. А что такое экспедиция?

-Давайте обратимся к толковому словарю.

3. Мотивация.

- А уж если мы отправляемся в экспедицию, то должны после нее вернуться с багажом определенных знаний. У каждого из вас есть оценочный лист. В нем 4 колонки, за каждый вид работы вы будете проставлять баллы

4. Самоопределение к деятельности.

- Какова цель урока? (Узнать особенности зоны лесов).

- А чтобы это узнать, на какие вопросы мы должны ответить? (Где расположена, какие растения растут в лесной зоне, какие водятся животные..)

- Послушайте стихотворение.

Здравствуй лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной, грозовою?

Что там шепчешь на заре?

Весь в росе, как в серебре!

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи.

Ты же видишь – мы свои!

- Почему поэт говорит: «Здравствуй лес, дремучий лес», что значит «дремучий»?

-Какие чудеса дарит нам лес? (Красивая природа, общение с животными, пение птиц, ягоды, грибы и т.д.)

5. Работа по теме урока.

  • Работа по карте.

- Найдите и покажите на карте природную зону лесов.

- Что вы можете рассказать о зоне лесов, глядя на карту?

-Какими цветами обозначается эта зона?

- Может быть, кто-то скажет, почему зона лесов на карте природных зон обозначена разными цветами? (она разделена на три части)

- Правильно, в этой природной зоне три части - тайга, она закрашена темно-зеленым цветом, смешанные леса - тоже зеленый цвет, но светлее, и широколиственные леса - зеленый цвет еще светлее.

- Как вы думаете, почему тайга закрашена темно-зеленым цветом, смешанные леса - тоже зеленый цвет, но светлее, и широколиственные леса - зеленый цвет еще светлее?

- Вернемся к этому вопросу в конце урока!

- Между тундрой и зоной лесов есть промежуток, закрашенный темным цветом. Что это? Какую роль он выполняет? ( Это лесотундра. Выполняет плавный переход от одной природной зоны к другой).

- Сравните по площади части зеленой зоны. Что заметили?

-Зона лесов находится южнее зоны тундры, на карте она обозначена зеленым цветом. Зона лесов большей частью расположена на Восточно-Европейской и Западносибирской равнинах, а также на Среднесибирском плоскогорье. Она находится в умеренном поясе, значит, здесь холодная зима и теплое лето. В лесной зоне выпадает довольно много осадков. Поэтому для роста и развития растений достаточно не только тепла, но и влаги. Почвы в лесной полосе гораздо богаче питательными веществами, чем в тундре. В северной части лесной зоны растут деревья, которые менее требовательны к теплу.

Эта природная зона самая большая. Она занимает больше половины территории России. Нашу страну часто называют великой лесной державой.



  • Работа в группах.

- Для дальнейшего следования, наша экспедиция должна разделиться. В лесу какой бы он не был, должна соблюдаться тишина, поэтому одной шумной группой мы не пойдем, а разделимся на 3. У каждой группы будет свое задание. А вот теперь внимание! Каждую группу будут оценивать другие группы.

- Если отчет группы будет всем понятен и интересен, оцениваете зеленым кружком, если не все понятно – желтым, если не уловили смысл и рассказ не получился – красным.

1 группа.

  • Что называют тайгой?

  • Природные условия тайги.

  • Что общего у всех растений тайги?

  • Какие растения растут в тайге?

2 группа.

  • Расположение смешанных и широколиственных лесов.

  • Природные условия этих лесов.

  • Что объединяет растения этих лесов?

  • Какие растения растут в этих лесах?

3 группа.

  • Животный мир тайги.

  • Краткие рассказы о животных и птицах.

  • Цепь питания, характерная для тайги. (Растения  заяц-беляк  рысь; Растения  мышь-полевка  соболь; Растения  белка  сокол).

Выступление групп и оценивание.

- Молодцы, вы хорошо поработали в группах!


6. Закрепление изученного материала.

  • - А теперь вернемся к вопросу, который у нас был в начале урока: как вы думаете, почему же тайга закрашена темно-зеленым цветом, смешанные леса - тоже зеленый цвет, но светлее, и широколиственные леса - зеленый цвет еще светлее? (Темные –густые леса, светлые – это те леса, где деревья не так густо растут, как в тайге, попадает много света, солнечных лучей).

  • - Давайте составим схему «Леса России» и укажем названия деревьев, которые растут в том или ином лесу. (Самостоятельная работа).

Деревья: пихта, береза, кедровая сосна, липа, ольха, сосна, лиственница, дуб, клен, вяз.

Дерево

Лес

  1. Пихта

  2. Береза

  3. Кедровая сосна

  4. Липа

  5. Ольха

  6. Сосна

  7. Лиственница

  8. Дуб

  9. Клен

  10. Вяз

А. Тайга



Б. Смешанный



В. Широколиственный


А-1,3,6,7

Б-1,2,5,6,10

В-4,8,9,10


  • Проверка.

7. Рефлексия.

  • - Какова была цель урока? (Узнать особенности зоны лесов).

- На какие вопросы нам надо было ответить? (Где расположена, какие растения растут в лесной зоне, какие водятся животные..)

- Дали ответы на вопросы? А раз на вопросы ответили, значит и достигли цели урока.

- Что узнали о зоне лесов? (Чтение вывода в учебнике).

-Для чего вам пригодятся полученные знания в жизни?

- Оцените свою работу на уроке: кто не доволен собой похлопайте двумя пальчиками, кто не очень доволен – тремя, кто доволен -4четырьмя…..

8. Домашнее задание.

Стр. 95 – 101 читать, стр. 102 задания по выбору. Подготовиться к тесту.

9. Выставление отметок.

- Посмотрите на оценочный лист, бонусы получают…… , сложите все отметки и разделите на 4, запишите в правом нижнем углу сколько у вас получилось – это и будет ваша отметка за урок.

- Спасибо за работу на уроке!