СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок письма "Слова предметы, отвечающие на вопрос кто? что?"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок проводился в классе со сложной структурой дефекта, в котором обучаются 3 человека. Урок относится к закреплению изученного материала.

Просмотр содержимого документа
«урок письма "Слова предметы, отвечающие на вопрос кто? что?"»

Технологическая карта урока.

Школа: ГОУ РК «С(К)Ш №40» Г. Сыктывкара

Класс: 5с .

Учитель: Кузнецова Наталья Николаевна, учитель высшей категории;

Урок (предмет): письмо и развитие речи;

Тема: Слова-предметы, отвечающие на вопросы Кто? Что?

Тип урока: закрепление знаний

Общедидактическая цель: закрепить и систематизировать знания .

Задачи: 
Образовательная: учить детей различать слова по вопросам кто? что?, выделять их в тексте, употреблять в речи с другими словами;
Развивающая: развивать умение анализировать, обобщать, группировать языковой материал, активизировать познавательную деятельность детей;

Коррекционная: корригировать слуховое и зрительное восприятие, мыслительные операции (анализ, синтез), внимание, память; обогащать и пополнять словарный запас.
Воспитательная: воспитывать интерес, активность и любознательность.

Учащиеся должны:

    1. Различать слова по вопросам кто? что?,

    2. Выделять их в тексте,

    3. Употреблять их в речи с другими словами;

Структура урока:

I. Организационный момент;

II.Актуализация знаний;

III.Закрепление материала;

IV.Обобщение и систематизация изученного;

V.Подведение итогов. Рефлексия.

VI.Домашнее задание.


Формы организации познавательной деятельности:

Фронтальная;

Индивидуальная.

Парная.

Оборудование: мультимедиа,, карточки , картинки.



Пояснительная записка.


Обучение грамматике способствует умственному и речевому развитию обучающихся. В 5 классе для учащихся со сложным дефектом даются самые элементарные сведения по грамматике, что важно для выработки у них осмысленного отношения к основным элементам языка, приобретения практических навыков устной и письменной речи, продолжения формирования основных орфографических и пунктуационных правил. Для обучающихся 5-с класса требуется пролонгированное изучение тем, упрощение нового материала в силу специфических особенностей: недоразвития речевого аппарата(4 года все посещали логопедические занятия), сниженного объёма памяти, физических и психических особенностей. Анализ, обобщение, группировка, систематизация элементарного языкового материала возможны частично, при этом есть необходимость в постоянной помощи учителя, наглядном материале, наводящих вопросах.

В процессе обучения в 4 классе обучающиеся знакомились с названиями предметов. В 5-ом классе знакомство продолжилось, но сложные понятия и терминология:

1.имя существительное заменено на слова- предметы

2.одушевлённый или неодушевлённый на живые и неживые предметы.

Урок проводится на иллюстративном материале, доступном для понимания данной группы учащихся.

Наибольшее затруднение у учащихся вызывают задания по составлению предложений из слов, по работе над деформированным текстом. Поэтому объем материала по данной теме значительно упрощен.

Недостаточное развитие мелкой моторики затрудняет формирование графического письма, поэтому работа над графическим письмом проводилась на уроке во время списывания с печатного текста.

Вступление в урок

В 5 «с» классе 3 человека. Все учащиеся имеют определенные трудности в усвоении программного материала, нуждаются в разнообразных видах помощи. Их отличает низкая самостоятельность, они нуждаются в дополнительном объяснении.

Эмоционально-волевая сфера неустойчивая у 1 уч. (Черевко Вадима). Он возбудим, может отказаться работать, ничем не объясняя свое поведение. В индивидуальной работе с ним требуется использовать особый такт.

По степени принятия помощи: помощь принимают все учащиеся. Основной вид помощи – направляющая. Принимают также стимулирующую помощь, нуждаются в обучающей и контролирующей помощи.

У всех обучающихся при достаточно хорошей работоспособности, низкий уровень мотивации: материал вызывает интерес только в игровой форме.

Данный урок соответствует рабочей программе.

Тема: Слова-предметы, отвечающие на вопросы Кто? Что?

Тип урока: закрепление знаний

Общедидактическая цель: закрепить и систематизировать знания .

Учащиеся должны:

    1. Различать слова по вопросам кто? что?,

    2. Выделять их в тексте,

    3. Употреблять их в речи с другими словами;

Структура урока:

I. Организационный момент;

II.Актуализация знаний;

III.Закрепление материала;

IV.Обобщение и систематизация изученного;

V.Подведение итогов. Рефлексия.

VI.Домашнее задание.


Формы организации познавательной деятельности:

Фронтальная;

Индивидуальная.

Парная.















ХОД УРОКА

Этапы урока


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг.момент


Весёлая зарядка.(мультимедио)

Дети выполняют зарядку под музыку, копируя движения на экране.

  1. Актуализация знаний.

Подготовка к основному этапу.















Пальчиковая гимнастика

























Постановка проблемы.









II/Основной этап урока. Закрепление материала по поставленной проблеме.

























Упражнение на глаза











Физминутка :
















Давайте послушаем, какие звуки вы слышите. (Включается пение воробьёв)

Что вы услышали?

Почему птицы так весело поют?

Назовите первый весенний месяц

Сегодня первое марта



Чтобы поддержать праздничное настроение, давайте надуем шарики

Пальчиковая гимнастика и упражнение на дыхание

«Шарик» (вывешивается картинка)




А давайте воробьёв сюда позовём.

Пальчиковая гимнастика «Воробьи»(вывешивается

картинка

3.А теперь я картинки уберу и заменю на ….(слова воробей и шарик)

Что появилось на доске?

Что обозначают эти слова?

На какие вопросы они отвечают?


Чем они отличаются?



Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?

Сегодня мы будем различать живые и неживые предметы, ставить вопросы и будем находить эти слова-предметы в предложениях.

А сейчас посмотрите внимательно на простенки, там изображены живые и неживые предметы.

Ваша задача снять со стены и принести только живые предметы,

На какой вопрос они отвечают?

Какие слова отвечают на вопрос Кто?



Запишите слова, которые находятся на доске в тетради. Выдаются карточки с пропущенными орфораммами.


А теперь закройте глаза и назовите какие предметы вы ещё видели на простенках.

На какой вопрос они отвечают?

собрать из слогов слова и записать в тетрадь.


(пальчиковая кукла - ворона) – звучит голос вороны или загадка

Носит серенький жилет,

Но у крыльев – чёрный цвет.

Видишь, кружат двадцать пар

И кричат: Карр! Карр! Карр

(появляется картинка Ворона с сумкой)



Ворона








В сумке у вороны задание- на доске перепутались слова

Ученик нора

Лиса пенал

Дупло белка

Задание – исправить ошибку и выбрать

Выбрать пару слов, по одному слову кто? что?,


7.На доске слова: Лыжник, лыжи, лыжня предлагаю выбрать живой предмет.

Закрепляется понятие лыжня

Хотите покататься на лыжах?

Лыжник

На другой стороне доски два предложения (зашифрованы)

В лесу лежит рыхлый снег.

Появилось яркое солнце.


.




Собрать из слов предложение и записать



Назовите в этом предложении живой предмет. На какой вопрос он отвечает?

С какими словами мы сегодня работали?

Называю слова, определите на какой вопрос они отвечают? У каждого ребёнка карточки кто? и что?

Приведите примеры слов, которые отвечают на вопрос кто?

На какой вопрос отвечают неживые предметы? Приведите примеры

О чем мы говорили на уроке?

Было интересно?

Было трудно?

Предлагается оценить свою работу. Поставить себе оценку. На доске табличка 5 – зелёного цвета, 4 – жёлтого, 3- красного.


Каждому ученику предлагается небольшой

текст с заданием:

списать, выделить слова - предметы




(первый день весны)


(март)


(Запись числа в тетради)


Дети выполняют упражнения, сопровождая их стихотворными строчками

Надуваем быстро шарик,

Стал он круглый и большой.

Шарик лопнул, воздух вышел,

Стал он тонкий и худой.



Прилетели воробьи,

На веточку сели.

Посидели, отдохнули,

Дальше полетели.






На доске появились слова.

Они обозначают предметы


Эти слова отвечают на вопросы Кто? Что?

Это живые и неживые предметы

(дети выносят вопросы на доску)



Различать живые и неживые предметы












Дети снимают со стены картинки, на которых изображены:

учитель, котёнок, дятел, муха, рыбка.

Они отвечают на вопросы Кто?

Которые называют людей, животных, птиц, насекомых и рыб.


Пропущены орфограммы на безударную гласную к..тёнок,

На звонкую согласную ры..ка

На мягкий знак учител…



Дети называют слова: яблоко, огурец, следы, туча, платье.

Индивидуальные задания.

Затем собирают слова яблоко и огурец , платье из слогов.

Слова туча, следы из букв


Фигурка надевается на указку, дети следят за полётом вороны











Дети изображают важную ворону.

- Как зовут тебя, ворона?

- Карповна!

- Что ты делаешь, ворона?

- Каркаю!

- Что кричишь как на базаре?

- Нравится! Хороша я, хороша –

Красавица!



Дети исправляют ошибку:

Ученик пенал

Лиса нора

Белка дупло

И выбирают одну пару слов, которую записывают тетрадь.







Лыжник.


Это следы от лыж.





Первое предложение перевёрнуто

Второе предложение разделено на слова.

Дети на доске восстанавливают предложения и записывают в тетради.




Два варианта:

1.В берлоге проснулся медведь.

2. В берлоге проснулся бурый медведь.


Слово медведь отвечает на вопрос Кто?



Со словами которые отвечают на вопросы кто? что?


Дети поднимают карточки.







Ответы детей



Неживые предметы отвечают на вопрос что?



Ответы детей

О живых и неживых предметах.





У каждого ребёнка по 3 кружочка (зелёный, жёлтый, красный). Дети выбирают оценку по цвету.






Учащиеся записывают задание в дневник.



Физминутка










Самостоятельная работа.









IV.Обобщение изученного

















VПодведение итогов.

Рефлексия.











VI. Домашнее задание.