I. Мотивация к деятельности (3 мин) | 1. Приветствие учащихся (встают, садятся). – Меня зовут Наталья Евгеньевна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Сегодня на уроке нас ждут большие и маленькие открытия, вы узнаете много нового и интересного. Я всем желаю успехов, и удачи на сегодняшний день. 2. Проверка готовности к уроку. – Как вы заметили, сегодня мы будем работать в группах. И для начала нам нужно выбрать капитана. Сейчас из этой шляпы каждый достанет листочек, а что будет дальше - я скажу. - Итак, поднимите руки те, кому досталась звездочка. Поздравляю, вы – капитан команды. Это значит, что на вас ложится большая ответственность. Ведь вы должны поддерживать дисциплину в вашей команде и быть готовым прийти на помощь своему однокласснику. Итак, капитаны определены и теперь я предлагаю вам зарядиться «Горячими пятерками». Для чего это нужно? Чтобы в конце урока все получили хорошие оценки. Я передаю капитану каждой команды «ПЯТЬ», и вы по порядку вы передаете друг - другу «ПЯТЬ». Отлично, начинаем работать. | Настраиваются на учебный процесс, проверяют готовность к уроку, участвуют в учебном диалоге. | Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом. Регулятивные: -осуществлять самоконтроль; |
II. Актуализация имеющихся знаний (4 минуты) | 1. Минутка чистописания. Откройте тетради. Положите их с наклоном, возьмите ручки, сядьте правильно: выпрямите спинки, поставьте на место ножки. Запишите сегодняшнее число, классная работа. 7 февраля. - Прежде чем мы отправимся покорять новые вершины, давайте вспомним, о чем вы говорили на прошлых уроках. Скажите, как называется раздел, который мы изучили? (Звуки и буквы) - Что мы изучали в этом разделе? (Изучали орфограммы русского языка). - С нами на уроке сегодня будет Золотая рыбка, и она предлагает вспомнить, какие орфограммы мы изучали, выполнив задание. - (1 СЛАЙД) Прочитайте слова, записанные на экране. Ст_рик, ж_ли, кирпич_ная, ры_ка, тр_ва. Скажите, из какой они сказки? - Какие буквы пропущены? Докажите свое мнение и спишите, вставив пропущенные буквы и выделив орфограммы. Один ученик работает у доски? - Ребята, вот мы сейчас и писали, и читали, и говорили, и слушали друг друга. А как можно одним словом назвать все то, что мы пишем, читаем, слушаем и говорим? - Из чего состоит речь? Все верно. | Записывают в тетрадь число кл. работа. -Звуки и буквы -Изучали орфограммы русского языка. Сказка о рыбаке и рыбке. - Речь -Речь состоит из букв, слов, предложений… | Познавательные: - понимать заданный вопрос и строить сообщение в устной форме; регулятивные: (учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале) познавательные: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); регулятивные: высказывать свое предположение; коммуникативные: точно и полно выражать свои мысли. |
III. Выявление затруднений в деятельности и целеполагание (5 минут). | - Ребята, посмотрите внимательно и подумайте, а на какие группы можно поделить эти слова? -(2 слайд). Все верно, молодцы. Мне тут пришло какое-то письмо и тут написано, что только вы сможете мне помочь определить тему нашего урока. -Каждая группа получит конверт, в нем вы найдете много интересного на этот урок. Но для начала нам понадобится «Буквенная лента». И выглядит она вот так (показать). -В ней зашифрована тема урока. Но для вас там есть подсказка. Во-первых, тема состоит из 2-х слов, а во-вторых, первая буква каждого слова выделена красным цветом. Попробуйте отгадать, что же там зашифровано, и ниже в строчке написать тему урока. Ребята, если вам все понятно, поднимите пальчик вверх. Какая тема урока? (3 слайд) Верно. -Какую цель мы поставим на сегодняшний урок? | (В первую группу слова отвечают на вопрос Что?, во вторую — на вопрос Какой? Какая? Какое?, в третью — на вопрос Что делает?) -Части речи. -Узнать, как называются части речи (группы слов) | Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?). регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке; под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке |
IV. Совместное открытие знаний. | - В волшебной стране Русский Язык каждая часть речи имеет свое название. Узнать их название сегодня нам поможет вот такая интеллект-карта, которую я дам каждой группе, на протяжении урока мы будем ее с вами заполнять, ну и конечно же учебник. -Итак, давайте вернемся к словам, которые ранее записали в тетрадь. Первое слово – старик. Скажите, кто такой старик? (это пожилой человек), задайте вопрос к слову СТАРИК (кто?). Мы можем уже сейчас сказать, к какой части речи можно отнести слово старик? (нет). Какая информация еще является неизвестной для нас? -Вот сейчас откройте учебники на стр. 41. Что мы видим? -Сейчас минутку поработайте в парах, рассмотрите ее внимательно и мы продолжим работать вместе. -Ну, что, сейчас мы может сказать, к какой части речи мы отнесем слово СТАРИК? Все верно, имя сущ. обозначает ПРИЗНАК предмета. (4 слайд) Обратимся к интеллект-карте, куда запишем первое слово и вопросы? - Давайте посмотрим на второе слово ЖИЛИ. Пользуясь схемой, задайте вопрос к слову ЖИЛИ (что делали?). К какой части речи отнесем это слово? Глагол. Все верно, глагол обозначает ДЕЙСТВИЯ предметов. -Какое третье слово мы записали? КИРПИЧНАЯ, задайте вопрос к слову КИРПИЧНАЯ (какая?), молодцы, это имя прилагательное и оно обозначает ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА. Правило на стр.40 рассказать + пользоваться инт.картой - (5 слайд) В русском языке принято сокращать части речи на письме так: Существительное – сущ. Прилагательное – прил. Глагол – гл. ФИЗМИНУТКА ( 6 слайд) -Давайте отдохнем. Встаем. Я сейчас буду называть части речи, если вы услышите глагол – подпрыгните; если имя сущ – хлопните 2 раза; а если имя прил – то подпрыгните и одновременно хлопните в ладоши 1 раз. Готовы? Стол, играть, красивый, улица, огонь, бежать, зимний, парта. - Хотите знать, почему именно так называются части речи? «С давних времен существует в стране Русский Язык город Частеречинск. Живут в этом городе удивительные волшебники. (7 слайд) Волшебник Существительное своей палочкой превращает всё вокруг в разные предметы, явления, вещи… то есть в то, что существует и отвечает на вопросы кто? что?! (8 слайд) Если Фея Прилагательное своей волшебной кисточкой прикасается к предмету, то к этому предмету обязательно прилагается какой-то признак (признак отвечает на вопрос какой?)! (9 слайд) А дядюшка Глагол ооочень любит говорить (раньше это слово звучало так «глаголить»). У него так много рук и ног, что он может делать много дел сразу». Действия Глагола отвечают на вопрос что делать? - Как вы поняли, почему существительное так называется (потому что превращает все в предметы, вещи.. то, что существует). Глагол? (он любит говорить и может совершать сразу много действий) Прилагательное? (к предмету прилагает обязательно какой-нибудь признак, отвечающий на вопрос КАКОЙ?) | - мы не знаем названия частей речи. (Схема «Части речи») -Да, это имя существительное. Дети анализируют; формулируют выводы своих наблюдений; сравнивают; - не знаем Повторяют правила работы в группе Слушают текст | Коммуникативные: слушать и понимать речь других; формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; Познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию; Регулятивные: высказывать свое предположение на основе учебного материала; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке. Коммуникативные: слушать и понимать речь других; формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме. |
V. Первичное закрепление | -Ребята, пока волшебники бежали к нам на урок, они рассыпали слова из сказки, которые лежали в их корзинах. А, оказывается, там был алгоритм действий, где написано, что нужно сделать, чтобы определить часть речи. Давайте попробуем его восстановить. Найдите в ваших конвертах слова, которые скреплены между собой. Первая группа собирает и называет 1-е, что нужно сделать, 2-я – второе, и 3-я третье (10 слайд). 1. Задать к слову вопрос – 1 группа 2. Определить, что обозначает слово – 2 группа 3. Назвать часть речи, к которой относится это слово – 3 группа. - (11,12 слайд). Теперь пользуясь уже имеющимися знаниями и алгоритмом, давайте выполним задание. Найдите в конвертах карточки, на которых написано карточка 1 и карточка 2. Каждый берет себе по карточке. Выполните любое задание из 2-х, которое вам по силам. Если можете, то делайте сразу 2 задания. Самостоятельная работа на карточках. (12 слайд) Оцени себя Самопроверка по эталону. Самооценка. Критерии оценивания: • Все правильно – «5» • 1 ошибка- «4» • 2 –«3» • Больше 3- «2» - Оцениваем свою работу, делаем вывод. | Работают самостоятельно; в группе. Выполняют работу в карточках. Оценивают свою работу | регулятивные: работать по предложенному плану; осуществлять самоконтроль. Познавательные: владеть общими приёмами решения задач Регулятивные: отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; |
VI. Включение в систему знаний и повторение. | -Пользуясь нашей интеллект-картой, скажите, что нового мы узнали сегодня на уроке? (спросить каждую группу по очереди) -Какие бывают части речи? -Что обозначает имя существительное? -На какие вопросы отвечает имя существительное? -Что обозначает имя прилагательное? -На какие вопросы отвечает? -Что вы знаете о глаголе? -Что обозначает? -На какие вопросы отвечает глагол? -Мы достигли поставленной цели? (узнать, как называются части речи) Докажите. -Хорошо, молодцы. | Отвечает желающий. | Регулятивные: отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; познавательные: осуществлять анализ учебного материала; коммуникативные умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
VII. Рефлексия. | - А сейчас давайте оценим свою работу на уроке (13 слайд) Найдите в конвертах цветной лист. Возьмите каждый себе такой листок. Выберите к каждому утверждению ответ, подчеркните его ручкой или карандашом. 1. На уроке я работал активно / пассивно 2. Своей работой на уроке был доволен / не доволен 3. Урок для меня показался коротким / длинным 4. За урок я не устал / устал 5. Материал урока мне был понятен / не понятен легким / трудным Один из группы, пожалуйста, выскажите свое мнение. | Оценивают свою работу. | Личностные: самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Регулятивные: осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля |
Домашнее задание. | -(14 слайд) Домашнее задание у вас будет по выбору. Первое – это уч.стр.43 упр.72 -А второе будет творческим. Я вам раздам раскраску – части речи. Ваша задача раскрасить рисунок так, как указано на картинке. Например, зеленый-сущ, красный – прил, желтый- глагол. Есть вопросы? ВСЕМ СПАСИБО ЗА УРОК, ВСЕ СВОБОДНЫ! | Записывают домашнее задание. Разбирают упражнение. | Регулятивные: развитие рефлексивных умений самоактуализации через различные виды деятельности |