СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Теорема Пифагора"

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Теорема Пифагора"»

8 класс. Геометрия.

Урок по теме: «Теорема Пифагора».



Цель урока: Выработать компетенцию по применению теоремы

Пифагора при решении геометрических и практических задач.

Задачи:

1). В процессе учебной деятельности учащихся вывести формулировку и доказательство теоремы Пифагора.

2). Выработать умение учащихся составлять математическую модель реальной ситуации с использованием теоремы Пифагора.

3). Познакомить учащихся с выдающимся математиком, философом и пророком Пифагором.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2. Самоопределение к деятельности: кадр1

Учитель: Ребята, сегодня мне хотелось бы начать урок с задачи.

« На площади устанавливают елку высотой 8 метров. Для этого нужны растяжки из проволоки исходящие от вершины и находящиеся на расстоянии 6 м от основания ёлки. Сколько метров проволоки понадобится на одну растяжку?»

(Время на обдумывание даёт учитель.

Учитель: сформулируем задачу в общем виде:

Известны катеты прямоугольного треугольника.

Найти длину его гипотенузы

Пока мы не можем решить эту задачу, но к концу урока, применив все свои знания и способности



2. Актуализация знаний учащихся: Опорное повторение по готовым чертежам . (кадр 2,3)

  • Какой треугольник изображён? (Определите его вид)

  • Назовите катеты и гипотенузу данного треугольника.

  • Как найти площадь Δ АВС?

  • На какие два многоугольника разбит данный многоугольник ABCDE?

  • Каким свойством площадей необходимо воспользоваться, чтобы найти площадь многоугольника ABCDE?

  • С помощью каких формул можно найти площадь квадрата ABCF и площадь треугольника DFE?

  • Запишите формулой площадь многоугольника ABCD.

3. Практическая работа (кадр 4)

1.Постройте в тетрадях прямоугольный треугольник (с катетами, длина которых для удобства выражается целыми числами).

2.Измерьте катеты и гипотенузу. Результаты измерений запишите в тетрадях.

3.Возведите все результаты в квадрат, т. е. узнайте величины a2; b2; c2.

4.Сложите квадраты катетов (a2 + b2) и сравните с квадратом гипотенузы.

5.У всех ли получилось, что a2 + b2 = с2?


Ребята, вы сейчас на мгновение были в роли Пифагора ..и открыли великую теорему..которая и будет темой текщего. Урока..Итак, запишим тему урока:

5.Теорема Пифагора: (кадр 5,6,7) В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов. c2 = a2 + b2

Стихотворение о теореме Пифагора (кадр 8)

Если дан нам треугольник, Катеты в квадрат возводим,

И притом с прямым углом. Сумму степеней находим –

То квадрат гипотенузы И таким простым путём

Мы всегда легко найдём: К результату мы придём.

(И. Дырченко)

6.Устная работа (9 кадр)

Составьте по готовым чертежам, если это возможно, верное равенство.

7. Прикладное значение теоремы Пифагора. Ребята пришло время вернуться к задаче, с которой мы начинали наш урок. Кадр 10.

8.Решение задач по готовым чертежам (кадр 11-14, с записью решения в тетрадях)

9.Подведение итогов (кадр 15)

  1. Возможно ли было решение задач данного типа без применения теоремы Пифагора?

  2. В чём суть теоремы Пифагора?

  3. Для любых ли треугольников можно применить данную теорему?

  4. В Древнем Египте был известен треугольник со сторонами 3, 4, 5; его использовали при разметке прямоугольных земельных участков после ежегодного уничтожения их границ разлившимся Нилом. Для построения прямых углов египтяне поступали так: на веревке делали метки, делящие ее на 12 равных частей, связывали концы веревки и растягивали на земле с помощью кольев в виде треугольника со сторонами 3, 4 и 5. Тогда угол между сторонами, равными 3 и 4, оказывался прямым. ( практическая работа).

  5. Занимаясь поисками треугольников, стороны которых a, b, c удовлетворяли бы условию a2 + b2 = c2, Пифагор нашел формулы, которые в современной символике могут быть записаны так:

a = 2n + 1, b = 2n(n + 1), c = 2n2 + 2n + 1, n Є Z.

  1. Треугольник с такими сторонами является прямоугольным:

n = 1: а = 3, b = 4, с = 5 (приведите примеры самостоятельно).

7. Где применяется, по вашему, сейчас теорема Пифагора?

10. Домашнее задание. П. 55. № 483 (б,в); Подготовить историческую справку О Пифагоре, Принести верёвочку с 12 узлами.