№ | Этап урока | Содержание педагогического взаимодействия | Формирование УУД |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. | Организационно-мотивационный этап. (5 мин) | Приветствие учащихся, проверяет готовность учащихся к уроку. Мотивирует учащихся на восприятие нового материала: - Сегодня у нас с вами необычный день и необычный урок. Какие дни для себя вы считаете необычными? - А какие уроки вы считаете необычными? - А что необычное вы заметили сегодня в классе? - Прочитайте их и выберите три наиболее вам подходящие. - А кто такой - Пифагор? Где вы раньше слышали это имя? Значит, Пифагор имеет отношение к математике, и наш урок необычен тем, что мы сегодня не только изучим одну из самых известных геометрических теорем древности, называемую теоремой Пифагора, но и познакомимся с древнегреческим учёным Пифагором Самосским. Кто же такой Пифагор? - Ответить на этот вопрос мне поможете ученик со своим домашним заданием. - Подведем итог, кто же такой Пифагор? Пифагорейцами было сделано много важных открытий в арифметики и геометрии. Например, известная нам теорема о сумме углов треугольника, теорема о соотношении сторон в прямоугольном треугольнике. | Приветствуют учителя, настраиваются на урок Ответы учащихся: дни рождения, семейные праздники, дни, когда, происходят события, значимые для вас. Нестандартные уроки, когда узнаём что-то очень интересное. На доске висят заповеди Пифагора. Учащиеся высказывают свое мнение. Называют таблицу Пифагора, портрет Пифагора в кабинете математики. Ученики воспринимают информацию. Учёный, мыслитель, философ, поборник нравственности, поклонник ЗОЖ. | Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем и сверстников |
2. | Актуализация знаний . ( 7 мин) | Подготовка к изучению нового материала, повторяется тот материал, который нужен будет при доказательстве теоремы. Вопросы: - Как вычислить площадь квадрата? -Чему равна площадь квадрата, если его сторона равна 4 см, с см, (а+в) см? -Какой треугольник называется прямоугольным? -Как называются стороны прямоугольного треугольника? -Назовите катеты и гипотенузу прямоугольного треугольника АВС с прямым углом С -Как вычислить площадь прямоугольного треугольника? Решение задач: 1.Чему равна площадь прямоугольного треугольника с катетами 6 см и 7 см? 2.Площадь прямоугольного треугольника равна 20 см2, один из катетов 5 см. Найдите неизвестный катет. 3.По данным на рисунке найдите площадь треугольника АВС, если А=600, АВ = 14, ВС = 8. А В | Учащиеся дают ответы на поставленные вопросы. Устанавливают логические отношения между данными и искомыми величинами . Выбирают способ решения задачи. | Предметные: установление логических связей между данными и искомыми величинами, использование для решения геометрических задач графических моделей. Познавательные: анализ задачи с целью выявления существенных признаков, выбор эффективного способа решения, контроль и оценка результатов деятельности. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, опираясь на определения и теоремы. |
| 3. Постановка учебной задачи. (3 мин.) | Создает проблемную ситуацию: Задача. Для крепления мачты нужно установить 4 троса. Один конец каждого троса должен крепиться на высоте 12 м, другой на земле на расстоянии 5 м от мачты. Хватит ли 50 м троса для крепления мачты Зависимость между сторонами в прямоугольном треугольнике была доказана Пифагором, поэтому эта теорема носит его имя. - Попробуйте сформулировать тему урока - В тетрадях запишите число и тему урока. | Выдвигаются версии, какую формулу применить при ответе на вопрос. Фиксируется затруднение в деятельности. Перед учащимися возникает проблема: как найти длину одного троса. Участвуют в формулировке темы урока и постановке целей. | Регулятивные: целеполагание. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование проблемы. |
| 4. Построение проекта выхода из затруднения. (9 мин) | 1. Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации с помощью решения исследовательской задачи практического содержания Задача. Построить прямоугольные треугольники с катетами 12 см и 5 см; 6 см и 8 см; 8 см и 15 см и измерить гипотенузу. Результаты занести в таблицу: . -Какой можно сделать вывод? -Попробуйте сами сформулировать теорему Пифагора. - Корректирует формулировку, данную учениками, советует сравнить ее с формулировкой в учебнике на странице 130, обращая внимание на то, что теорема свойственна только для прямоугольных треугольников. - Рассмотрим доказательство теоремы Пифагора. (Доказательство состоит из пяти частей). Запускает и демонстрирует ЭОР. Каждую часть сначала прослушивают, а затем конспектируют в тетрадь (если что- то не понятно учитель комментирует по ходу). . | Учащиеся выполняют задание в программе «Компас». Строят прямоугольные треугольники с заданными катетами и измеряют гипотенузу Учащиеся формулируют теорему. Анализируют, насколько правильно была составлена ими формулировка, сравнив ее с формулировкой, найденной в тексте учебника Оформляют в тетрадях чертеж и записывают дано. Делают необходимые записи в тетрадь. После записи доказательства один из «сильных» учащихся пробует сам без звука и текста воспроизвести доказательство теоремы Пифагора. | Предметные: умение выводить формулу для вычисления площади прямоугольного треугольника Метапредметные: использование алгебраических преобразований. Регулятивные: планирование, Прогнозирование, сопоставление результатов преобразований Познавательные: моделирование ситуации, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование, Доказательство теоремы. Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе способа решения возникшей проблемы. |
| 5. Первичное закрепление новых знаний. (6 мин.) | -Теперь, зная зависимость между катетами и гипотенузой в прямоугольном треугольнике, ответим на вопрос. Хватит ли 50 м троса для крепления мачты Предлагает учащимся ознакомиться с иными формулировками теоремы Пифагора. Запускает ЭОР. -Многие писатели прошлого обращались к этой замечательной теореме и посвящали ей свои строки. Устанавливает осознанность восприятия учебного материала. Рассматривается решение типовых задач из учебника. | У доски сильный ученик решают задачу с пояснением, все остальные учащиеся работают в тетрадях. На основании решения делают вывод (как найти гипотенузу, зная два катета и как найти катет, зная гипотенузу и катет). Воспринимают информацию, сравнивают формулировки. Читают стихотворение. Решают типовые задачи: Работа по учебнику (Применение теоремы Пифагора к решению задач). Задачи решаются на доске и в тетрадях. № 483 (б), № 484 (а). | Предметные: умения устанавливать логические отношения между данными и искомыми, использовать для решения геометрических задач графические модели в соответствии с содержанием задания. Познавательные: умение структурировать знания, выбирать способы решения задач, умение строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия. Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра. |
| 6. Контроль и оценка результатов деятельности. (6 мин,) | Организует деятельность по контролю усвоения приобретенных знаний. | Выполняют проверочную самостоятельную работу. 1. Найти гипотенузу прямоугольного треугольника, если известны катеты. 2. Найти катет, если известна гипотенуза и другой катет. . | Личностные: самоопределение. Регулятивные: контроль, коррекция. |
| 7. Домашнее задание (2 мин.) | Объясняет домашнее задание. п.54 №483(б, г), №484(а). Инструктирует по выполнению заданий. Творческое задание: - Существует более 100 способов доказательства теоремы. Найдите другие способы доказательства этой теоремы. - Найдите ответ на вопрос: «Почему теорему Пифагора называют теоремой пчёлки или теоремой невесты?» | Записывают домашнее задание в дневники. | Личностные: смыслообразование. Познавательные: рефлексия Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
| 8. Рефлексия деятельности. (2 мин.) | Организует рефлексию - Чем необычный был для вас сегодняшний урок? - Что нового и интересного вы узнали на уроке? - Что научились делать? - Оцените удовлетворенность своей работой на уроке с помощью карточек. - Спасибо за урок. До свидания. | Отвечают, на вопросы с аргументацией, оценивают свою работу на уроке (показывают карточки: синяя – удовлетворены, красная - нет). | Личностные: смыслообразование. Познавательные: рефлексия Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |