| ФИО (полностью) | Афиногенова Светлана Германовна |
| Место работы | МБОУ СОШ №20 г.о. Королёв Московской области |
| Должность | учитель |
| Предмет | биология |
| Класс | 5 |
| Тема и номер урока в теме | Покрытосеменные или Цветковые. Урок 30 |
| Предметная программа и её автор | Программа основного общего образования. Биология 5 класс. Авторы В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, Г.Г. Швецов |
| Цели урока | Образовательные: -сформировать у обучающихся понятие о покрытосеменных, или цветковых растениях; -познакомить обучающихся с основными признаками покрытосеменных: цветок, плод; -познакомить с многообразием покрытосеменных. Развивающие: -научить выделять существенные признаки покрытосеменных; -научить различать однолетние, двулетние и многолетние растения; жизненные формы; -продолжить формирование навыков работы с гербарным материалом и живыми объектами; -продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы. Воспитательные: -продолжить формирование бережного отношения к природе на примере влияния хозяйственной деятельности человека; -воспитывать стремление к знаниям, общей культуре. |
| Тип урока | Урок изучения нового материала |
| Необходимое оборудование | Мультимедийное проектор, компьютер. Гербарные экземпляры цветковых растений, плоды, живые цветковые растения. |
№ | Этап урока | Решаемая задача | Деятельность ученика | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Название используемых ЭОР, гиперссылка | Время (в мин.) |
1 | 2 | | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Оргмо мент | -создать эмоциональ ный и рабочий настрой обучающихся; -сформулирова ть цели и задачи урока | -проверяют свою готовность к уроку; -эмоционально настраиваются к восприятию урока; -помогают учителю по наводящим их к этому вопросам формулировать цели урока: познакомиться с Отделом Покрытосеменные, или цветковые растения | -создает эмоциональный и рабочий настрой обучающихся; -подводит обучающихся к формулировке цели урока. Учитель показывает сюжет «Вальс цветов» П.И. Чайковского из балета «Щелкунчик». после просмотра 2 мин 17 сек. Учитель: Кто написал это музыкальное произведение. Какая прекрасная музыка, непередаваемые ощущения прекрасного мира природы. Предлагает ответить на вопрос: догадались ли они, что сегодня мы будем изучать? - подводит обучающихся к верной формулировке цели урока: знакомство с растениями, которые имеют цветок. -уточняет понимание обучающимися поставленных целей урока( записывают в инструктивную карточку, задание№1) Что бы вы хотели узнать о цветковых растениях? Дети отвечают: Где они растут, как размножаются, сколько лет живут, как их использует человек и другие вопросы. Учитель: сегодня мы должны узнать: - Какие растения называются покрытосеменными - Разнообразие покрытосеменных - Места обитания покрытосеменных - Значение цветковых. | - | |
2 | Провер ка домашнего задания | -организовать взаимопровер- ку знаний обучающихся о голосеменных растениях; | -называют особенности строения Голосеменных; -называют примеры Хвойных растений, -называют особенности образования семян, их образование; -осуществляют анализ ответа своих одноклассников; -заслушивание и корректировка ответов обучающихся; -называют особенности строения Цветковых растений | На столах детей находятся ветки ели, и цветки тюльпана переплетенные вместе. Учитель предлагает ответить на вопрос. Что это за растение, которое вы видите перед собой? Опишите его. Дети отвечают: Это разные растения Ель и тюльпан. Такого сочетания в природе быть не может. Учитель: Почему? Дети: Так как ель это растение из отдела Голосеменные растения, класса Хвойные, это растение имеет цветок, чего не бывает у голосеменных. Учитель: А какие ещё хвойные растения вы знаете? Дети: пихта, сосна, лиственница, можжевельник. Учитель: Почему они относятся к отделу Голосеменные? Дети: так как семена лежат на чешуях шишек открыто, голо, могут высыпаться. Дети показывают как это может происходить в природе, высыпая из шишек семена. Учитель: Что вы можете сказать о другом растении? Дети: У него есть цветок Учитель: Для чего растению нужен цветок? Дети: Чтобы потом из него образовались семена. Учитель: Верно. Древние Цветковые растения имели цветки очень похожие на шишки. Но потом они стали более похожими на привычные нам цветки. Это самый высокоорганизованный Отдел. | | |
3 | Актуализация опор ных знаний | -выявить у обучающихся знания о цветковых, покрытосеменных растениях; | | В процессе эволюции цветковые растения стали господствовать на планете. Цветковые произрастают в воде и на суше. Их можно увидеть в ледяной пустыне Арктики, и в песчаной пустыне. Они образуют труднопроходимые для человека леса Амазонии, Учитель: Вы узнали, что это за цветок? Дети: Тюльпан Учитель: раскройте его и посмотрите, что вы видите? Дети: Тычинки, пестик, лепестки Учитель побуждает к высказыванию своего мнения.(просит зарисовать цветок в инструктивную карточку задание №2) Учитель: А где же там семена? Дети: Когда цветок отцветет они образуются в пестике Учитель объясняет как происходит образование семян Учитель: Где же образуются семена? Дети: внутри пестика. Учитель: После разрастания нижней части пестика-завязи образуется плод. Плоды бывают разные. С ними мы познакомимся позже. А теперь попробуйте высыпать семена из яблока? Получается | | |
4 | Формирование ЗУН | -сформировать знания о разнообразии растений по внешнему виду, жизненных форм, продолжительности жизни, значении для природы и человека | -делают вывод, что покрытосеменные растения имеют семена внутри плода; -сравнивают разные жизненные формы растений: деревья, кустарники, кустарнички, травянистые растения; - делают выводы и предположения, для чего необходимы в природе жизненные формы; | Дети: нет Учитель: Почему? Дети: они внутри Учитель: Значит, они спрятаны, скрыты в плодах. Значит, мы можем их назвать? -побуждает обучающихся к формулировке определения, что такое покрытосеменные растения;(запишите свои предположения в инструктивную карточку, задание №3) Дети: Скрытосеменные, спрятанносеменные, покрытосеменные Учитель: посмотрите на парты. Вы видите разные плоды разных растений. Где их можно увидеть? Дети: на деревьях, кустарниках, травах Учитель: Да. Как можно назвать все эти формы одним словосочетанием. Применив видоизмененное слово жизнь Дети: Жизненные формы Учитель: Опишите их. Дети: Дерево имеет ствол, ветви, образующие крону, Кустарник имеет несколько одревесневевших стволов Учитель: кустарничек достигает 30 см высоты (черника, брусника) Травы имеют травянистый стебель. Учитель: Как вы, думаете, почему в природе необходимы такие разные жизненные формы Может быть вам подсказкой будет фотография леса Дети: чтобы всем растениям хватало света, для образования кислорода и органических веществ всем живым организмам электорнный ресурс предлагает отметить другие свойства цитоплазмы | | 5 |
| | | -акцентирует на разнообразии внешнего вида растений, их мест произрастания; -сравнивают однолетние, двулетние, многолетние растения; -под руководством учителя выполняют работу с карточками; - отвечают на вопросы карточки; -заслушивают ответы своих одноклассников; -учитель корректирует и направляет ответы обучающихся; | Учитель: но это еще не все: растения могут быть гигантскими и маленькими: секвойя и эвкалипты (гигант) достигают более100 метров и ряска (мелкая) 5-7 мм -По форме стеблей (прямостоячие, стелящиеся, лазающие и вьющиеся) -По продолжительности жизни (однолетние, двулетние и многолетние растения) Обратите внимание на конверты, в которых лежат тексты с заданиями. Сейчас мы узнаем, как растения отличаются по продолжительности жизни Каждая группа имеет свое задание. Ответы, на которые мы заслушаем через 2 мин Дети комментируют свои ответы, каждая группа записывает примеры растений однолетних, двулетних, многолетних; культурных и дикорастущих - Действительно роль этих растений огромна, обобщив ваши ответы можно выделить следующее: - Пища для человека (овощные, хлебные, масличные, плодово-ягодные) | | |
5 | Первичное закрепление | -закрепить основные понятия о | -выполняют задание в рабочей тетради на печатной основе: | - Сырье для промышленности (лен, хлопчатник, сахарная свекла) -Корм для сельскохозяйственных животных (кукуруза, клевер) - Декоративное значение (цветы) - Лекарственное значение - Дома вам нужно было провести исследование о том, какие лекарственные растения есть вашей аптечке или какие растения наиболее часто используются в вашей семье и для каких целей, какое лекарственное действие они оказывают -направляет деятельность обучающихся; | | |
6 | Подача домашнего задания | -дать домашнее задание; -разъяснить этапы его выполнения | -записывают домашнее задание; -осмысливают этапы его выполнения | -дает комментарий к домашнему заданию (§23, ответьте на вопросы и выполните задания в учебнике на стр.131 и выполнить задания в рабочей тетради на печатной основе); | | |
7 | Итог урока | -подвести итог урока (рефлексия); -оценить деятельность обучающихся | -показывают карточки с изображением яблок разного цвета, обозначающие свое отношение к уроку зеленое - «я все понял», желтое - «я хотел бы узнать больше», красное - «я не всё понял» | -подводит итог урока (рефлексия); -оценивает деятельность обучающихся, выставляет отметки | - | |
2.Морева Н. А. Современная технология учебного занятия. – М.: Просвещение, 2009.
3.Фокин Ю.Г. Теория и технология обучения: деятельностный подход. – М.: Академия, 2008.
4.Федеральный государственный образовательный стандарт: основное общее образование. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://standart.edu.ru/, свободный.
5.Чернобай Е.В. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде. – М.: Просвещение, 2011.