Фаустова Людмила Александровна
Пояснительная записка
Основная задача уроков русского языка –это развитие у учащихся практических речевых навыков построения предложений и правильного грамматического оформления речевых единиц .Организующим центром всей системы языка является грамматика. Грамматика дает возможность овладеть средствами комбинирования слов и словосочетаний ,извлекать смысл из связанных между собой слов ,помимо значения каждого слова ,входящего в предложение.
В качестве дидактического языкового материала представлены задания, карточки, упражнения по темам «Предложение», «Виды предложений по цели высказывания», «Восклицательные предложения» .
Данный дидактический материал может быть использован при обьяснении новой темы, обобщения и закрепления на занятиях с учащимися по русскому языку для 5 класса по программе АООП ООО глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся.
Основная цель- организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и закреплению знаний о предложении; формировать навык распознавания предложений по цели высказывания, понимать цель высказывания как основу различения видов предложения, углубление знаний о единице синтаксиса - предложении и его основных признаках, использовать предложение с учетом речевой ситуации, осуществление работы со словарем в процессе деятельности.
Учащимся даются задания : расчленить сплошной текст на предложения и определить их количество ;составить предложение из данных слов , с данным словом; вставить недостающие слова ; ответить на вопрос одним словом ,целым предложением , связным текстом. Для предупреждения ошибок в письменных работах учитель , предлагая содержание и речевое оформление задания ,советует детям правильно употреблять слова в предложениях ,отвечая на вопросы (где? куда?) ,опираться на образцы :»щебетали .ходили ,пели» (где?)» в лесу, в театр ,дома».
Проводя все эти действия с речевым материалом, учащиеся
присматриваются к его оформлению на примере усвоенных в готовом виде высказываний и тех речевых образцов ,опираясь на которые создают новые предложения .От коллективного выполнения грамматического упражнения осуществляется переход к тренировочному ,одному для всех ,а затем и индивидуальному для каждого ученика с последующей проверкой того , что и как сделано.
Содержание
Тема: Предложение
1.Составьте из данных слов предложения , запишите их в тетради.
(1.Ноября ,в ,выпал , начале ,снег. 2.И , пахнет ,весной ,распустившимися ,свежестью ,почками. 3.Работает ,шахте ,в ,отец ,мой. 4.Живу ,России, я ,в. 5.
Поедем ,на ,мы ,море. ).
2.
Задание : Разберите по членам предложения .Выпишите словосочетания .
1.Разливается чудный аромат душистых трав.
С неба глядит ласковое весеннее солнышко.
Белыми фонарями светятся в листве яблоки и груши.
3.
Задание : Разберите по членам предложения .Выпишите словосочетания .
4.
1.Ель накинула снежную шаль.
2. За окном весело падал пушистый снег.
3.Ребята пели веселую песенку.
5.
Задание : Спиши предложения .Подчеркни в них главные члены .Выпиши из второго предложения все словосочетания ,ставя вопрос от слова к слову. Разбери по членам последнее предложение.
1. На ветвях деревьев лежал иней.2.В лесу поспела душистая малина.3.Волны с шумом набегали на берег.4.На изумрудной траве сверкали капельки росы.5.Скоро у школьников начнутся летние каникулы.
6.Узнайте по признакам предмет и назовите его .Составьте с названиями угаданных предметов небольшие предложения .
1.Мокрый, тающий, последний …(снег).
2.Веселая ,быстрая , журчащая …(речка).
3.Яркое,весеннее , теплое …(солнце).
4.Первые .весенние ,нежные …(цветы).
7. Составить несколько предложений по картинке.
Тема : Виды предложений по цели высказывания
1.Укажите истинность или ложность вариантов ответа:
__ мы общаемся при помощи предложений
__ все предложения состоят из нескольких слов
__ предложения выражают законченную мысль __ слова в предложении связаны только по смыслу, но не грамматически.
2.
Задание : Расставьте знаки препинания , разграничив текст по предложениям.
С середины лета до поздней осени в лесах стоит грибная пора где растет белый гриб а где подберезовик какие шляпки у подосиновиков большими семьями селятся около пней опята рыжики растут между молодыми сосенками и елями забираются под сухие равшие ели интересен осенний лес
3.
Представьте ,что ваш учебник забрали и вы должны составить три побудительных предложения с просьбой ,советом и требованием вам вернуть.
Ребята в парах проговаривают предложения.
(Верните мне ,пожалуйста, учебник .Верните побыстрее учебник .Верните сейчас же учебник).
4.
Спишите предложения. В конце каждого предложения поставьте нужный знак.
На полянке возле ёлочки пень Кто это сел на пень На пень села жёлтая птичка Красивая иволга А как она поёт
5.
Составьте и запишите из слов каждой строчки предложения.
Дома, около, сад, дедушки, фруктовый
Деревья, в, растут, какие, саду
Сливы, рядом, яблони, и, растут
Ароматная, а, малина, какая, и, крупная
6.
Спишите предложения. В конце каждого предложения поставьте нужный знак.
На полянке возле ёлочки пень Кто это сел на пень На пень села жёлтая птичка Красивая иволга А как она поёт
7.
Составьте и запишите из слов каждой строчки предложения.
Дома, около, сад, дедушки, фруктовый
Деревья, в, растут, какие, саду
Сливы, рядом, яблони, и, растут
Ароматная, а, малина, какая, и, крупная
8.
Разделите текст на предложения. Спишите их.
Что купила мама она купила молоко и сметану какое вкусное молоко какая густая сметана
Тема: Восклицательные предложения
1.
Прочитайте стихотворение ,вставьте пропущенные буквы .Какие знаки препинания нужно ставить в конце предложения ? Обоснуйте свое мнение.
В…сна,в…сна.Как воздух чист.
Как ясен небосклон. Своей л…зурию живой
Слепит мне очи он.
В…сна,в…сна .Как высоко на крыльях ветерка,
л..скаясь к солнечным лучам ,
л..тают …блака.
Шумят руч..и. Блестят руч...и.
Взревев, река несет
На торжествующем хребте
Поднятый ею ле…
(Е Баратынский)
2.
Записываем предложения на слух.
Какая красивая картина !
Закрой ,Маша , дверь!
У: Чем похожи эти предложения ? ( На конце каждого стоит восклицательный знак).
А чем различаются эти предложения ? ( Они различаются по смыслу. В первом предложении просто восклицание ,восхищение картиной , а во втором –побуждение к действию , приказ).Второе предложение назовем побудительным ( от слова « побуждать»).
3.
Работа в парах. Задания на карточках.
У: Выразительно прочитайте предложения .Обьясните постановку восклицательных знаков. Что изменится , если их убрать ?
Я купил подарок маме!/Я купил подарок маме.
Оглянись и улыбнись!/Оглянись и улыбнись.
4.
Тренировочные упражнения
а) Прочитайте текст, вставляя пропущенные буквы и ставя знаки препинания. Знаете ли вы украинскую ночь О,вы (не) знаете украинской ночи. Всм..тритесь в нее. С середины неба гл..дит месяц. Необ.ятный небесный свод раздвинулся еще необ.ятнее. Горит и дыш..т он Земля вся в серебристом свете.
Для более сильных учащихся предлагается дополнительное задание.
5.
Спишите текст, расставляя знаки препинания. Над предложениями укажите их вид по цели высказывания и интонации.
Хорошо в лесу ранней весной В полдень идешь по тропинке между зазеленевших деревьев Но что это Лес оглашается птичьим гомоном. Это пернатые спешат устроить свои жилища Берегите птиц Не разоряйте леса и гнезда.
6.
Слабо успевающим учащимся предлагаю записать 3-5 восклицательных предложения , а более сильным – мини-сочинение по картинке с использованием восклицательных предложений.
Список использованной литературы:
1.О.А.Красильникова ,Г.А.Киреева »Формирование грамматического строя речи слабослышащих школьников». Учебно-методическое пособие.-Изд-во «Каро» ,С-Петербург .2005.
2.Методика преподавания русского языка в школе глухих /Под редакцией Л.М.Быковой.М.,»изд-во «Владос» ,2002.
3.И.М. Стронская .365 упражнений на все правила русского языка.СПб ,»Литера» ,2014.
Тема : Предложения
Цель урока: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и закреплению знаний о предложении; углубление знаний о единице синтаксиса - предложении и его основных признаках . Коррекционно-образовательная: расширить понятийную базу о грамматической основе предложения; познакомить учащихся со способами выражения подлежащего и сказуемого; сформировать умение выделять грамматическую основу предложения.
Коррекционно-развивающая:
Развивать умения правильно составлять предложения, обьяснить значение слов через контекст, выбирать более точные и выразительные слова для оформления мысли; способствовать развитию критического мышления учащихся, способности анализировать и обобщать имеющиеся знания; развитие устной монологической и диалогической речи; развитие мышления, памяти, внимания, воображения; формирование фонетически правильной, внятной и выразительной речи, стремление к речевому самосовершенствованию, создание психологически комфортной обстановки на уроке.
Коррекционно-воспитательная: воспитывать культуру сотрудничества и умение работать в группе, воспитывать внимание к окружающему миру; развивать интерес к русскому языку, устной и письменной речи.
Технологии: технология уровневой дифференциации, здоровьесберегающая, эмоционально-коммуникативная.
Решаемые проблемы: Что такое предложение ? Какие члены предложения относятся к главным? Что такое подлежащее? Каковы способы его выражения? Что такое сказуемое? Каковы способы его выражения?
Методы:
методы стимулирования интереса к учению ( учебные дискуссии, создание ситуаций успеха, разьяснения);
по характеру обучения: объяснительно-иллюстративные, проблемнопоисковый.
контроля – выполнение индивидуальных дифференцированных заданий, взаимоанализ.
Тип урока: комбинированный . Форма урока: урок-практикум.
Оборудование:
карточки с заданиями, учебник русского языка для 6 класса (авторы:
М.Т.Баранова и др.)., Презентация Microsoft Power Point, оформление для проведения физминутки.
Ход урока :
1.Организационный момент .
Работа учителя «за экраном»
-Ребята, здравствуйте. Какое сегодня число ? Месяц?
Какой сейчас урок ? Кто отсутствует ?
1.1
Проверка домашнего задания.
Синтаксическая пятиминутка.
У :На прошлом уроке мы говорили о словосочетаниях. У каждого на столе лежат карточки со словосочетаниями. Выполните их разбор .
Каждый громко проговорите словосочетания.
(Обращаем внимание на произношение слов, звуков ,фиксируем окончания). (Солнце греет ,рисовать картину ,удивить товарища, собрать урожай ,улыбки детей ,осенние каникулы ,радостная весть ,интересная книга ).
2.Обобщение ранее изученного. Актуализация знаний.
У :Молодцы ,ребята. Все справились с заданием . А теперь обратите внимание на доску. Составьте из данных слов предложения , запишите их в тетради.
(1.Ноября ,в ,выпал , начале ,снег. 2.И , пахнет ,весной ,распустившимися ,свежестью ,почками. 3.Работает ,шахте ,в ,отец ,мой. 4.Живу ,России, я ,в. 5. Поедем ,на ,мы ,море. ).
Постановка учебной цели.
У : А теперь ,ребята ,сделайте вывод :
-Что такое предложение ? Для чего оно нужно ?
Р : Чтобы выразить свою мысль, что-то спросить ,о чем-то попросить.
У : Правильно! Значит предложение – основная синтаксическая единица языка ,которая служит средством общения .Предложением называется слово или несколько слов ,в которых заключается сообщение ,вопрос или подтверждение ( совет ,просьба ,приказ ).Предложение имеет грамматическую основу (подлежащее и сказуемое) или одно из них. На интерактивной доске написано определение и примеры предложения.
Слайд
Примеры зачитываются учащимися вслух с выделением подлежащего и сказуемого. Речевая минутка
Слайд
Проговариваем слова ,фиксируем окончания .
3.Закрепление материала.
Работа по группам :
У: Ребята , выполните задания по карточкам .
Более сильным учащимся предложены дополнительные задания.
1 карточка
Задание : Разберите по членам предложения .Выпишите словосочетания .
1.Разливается чудный аромат душистых трав.
С неба глядит ласковое весеннее солнышко.
Белыми фонарями светятся в листве яблоки и груши.
2 карточка
Задание : Разберите по членам предложения .Выпишите словосочетания .
1)
1.Ель накинула снежную шаль.
2. За окном весело падал пушистый снег.
3.Ребята пели веселую песенку.
2) Задание : Спиши предложения .Подчеркни в них главные члены .Выпиши из второго предложения все словосочетания ,ставя вопрос от слова к слову. Разбери по членам последнее предложение.
1. На ветвях деревьев лежал иней.2.В лесу поспела душистая малина.3.Волны с шумом набегали на берег.4.На изумрудной траве сверкали капельки росы.5.Скоро у школьников начнутся летние каникулы.
У: Ребята ,проверьте работу ,обменявшись тетрадями. Оцените работу: Нет ошибок-«5»,1-2-«4»,3-4-«3»
Молодцы! Все справились.
Словарная работа
У: Ребята, запишите в словари слова написание которых нужно запомнить.
Изумрудный, иней, чудный.
Слайд
Предлагается учащимся задание на слух .
У: Следующее задания выполним устно .Узнайте по признакам предмет и назовите его .Составьте с названиями угаданных предметов небольшие предложения .
1.Мокрый, тающий, последний …(снег).
2.Веселая ,быстрая , журчащая …(речка).
3.Яркое .весеннее , теплое …(солнце).
4.Первые .весенние ,нежные …(цветы).
Учитель обращает внимание на произношение слов, звуков ,фиксирует окончания.
4.Подведение итогов урока.
У: О чем мы говорили на уроке ? Что такое предложение ? Для чего служит предложение ? Что такое подлежащее и сказуемое ?
Приведите примеры.
5.Выставление оценок.
6.Домашнее задание:
Составить несколько предложений по картинке.
Тема: Виды предложений по цели высказывания.
Цель урока: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и закреплению знаний о предложении; формировать навык распознования предложений по цели высказывания, понимать цель высказывания как основу различения видов предложения, углубление знаний о единице синтаксиса - предложении и его основных признаках ,использовать преддложение с учетом речевой ситуации. Коррекционно-образовательная: расширить понятийную базу о грамматической основе предложения; моделировать предложения в соответствии с коммуникативной задачей, употреблять их в речевой практике.; сформировать умение выделять грамматическую основу предложения.
Коррекционно-развивающая:
Развивать умения связно излагать мысли, обьяснить значение слов через контекст, выбирать более точные и выразительные слова для оформления мысли; способствовать развитию критического мышления учащихся, способности анализировать и обобщать имеющиеся знания; .развитие устной монологической и диалогической речи; развитие мышления, памяти, внимания, воображения; формирование фонетически правильной, внятной и выразительной речи, стремление к речевому самосовершенствованию, создание психологически комфортной обстановки на уроке.
Коррекционно-воспитательная: воспитывать культуру сотрудничества и умение работать в группе, воспитывать внимание к окружающему миру; развивать интерес к русскому языку, устной и письменной речи, умение сотрудничать в группе, формулировать и высказывать свои мысли, обосновывать свою точку зрения. Технологии: технология уровневой дифференциации, здоровьесберегающая, эмоционально-коммуникативная.
Решаемые проблемы: Что такое предложение ? Какие бывают предложения по цели высказывания ?
Методы:
методы стимулирования интереса к учению ( учебные дискуссии, создание ситуаций успеха, разьяснения); по характеру обучения: объяснительно-иллюстративные, проблемнопоисковый.
контроля – выполнение индивидуальных дифференцированных заданий, взаимоанализ.
Тип урока: комбинированный . Форма урока: урок-практикум.
Оборудование:
карточки с заданиями, учебник русского языка для 6 класса (авторы:
М.Т.Баранова и др.)., Презентация Microsoft Power Point, оформление для проведения физминутки.
Ход урока
1.Организационный момент.
Работа учителя «За экраном».
У: Здравствуйте, ребята, сегодня солнечный денек и ,надеюсь, будет таким же настроение.
Я сделала фигурку журавлика из бумаги в технике исполнения оригами. Посмотрите и передайте друг другу так , чтобы он в конце вернулся ко мне в своем первоначальном виде .Аккуратнее ,ребята, чтобы не помять журавлика. Надеюсь ,вам он понравится и мимолетная радость от красивой птички поднимет вам настроение.
«Лучшее украшение жизни — отличное настроение.»
Какое сегодня число ? Какой урок ? Кто отсутствует ?
Учитель исправляет ошибки ,фиксирует флексии ,хвалит за правильные произнесенные ответы.
1.1 Проверка домашнего задания .
Синтаксическая пятиминутка.
Запись на доске.
Укажите истинность или ложность вариантов ответа:
__ мы общаемся при помощи предложений __ все предложения состоят из нескольких слов
__ предложения выражают законченную мысль
__ слова в предложении связаны только по смыслу, но не грамматически
У:Ребята , согласны ли вы с данными утверждениями ?
Ученики отвечают ,обосновывают .
У: Хорошо ! Все справились с заданием .
2.Обобщение ранее изученного. Актуализация знаний.
Работа в парах.
Слайд и индивидуальные карточки на столах.
У : Перед вами карточки с текстом ,который нам сегодня откроет новые знания.
Но я никак не могу понять и разобраться в тексте. Может вместе подумаем и решим , что же здесь не так ?
Ученики читают текст.
Текст
С середины лета до поздней осени в лесах стоит грибная пора где растет белый гриб а где подберезовик какие шляпки у подосиновиков большими семьями селятся около пней опята рыжики растут между молодыми сосенками и елями забираются под сухие равшие ели интересен осенний лес
У:Ребята, что мешает вам легко прочитать текст? (Нет знаков препинания в конце предложений.)
А какие знаки препинания вы ставите в конце предложения? Знаете ли вы, почему в конце одних предложений ставится ! или ? или .
Помогите мне сформулировать тему. Ученики пробуют сформулировать тему. (Знаки препинания в конце предложений.) Записываем тему урока на доске и в тетрадях.
– Как вы думаете, от чего же зависит выбор знака препинания? Когда лучше поставить точку, а когда – вопросительный знак?
Работаем над предложениями в тексте: расставьте по мере возможности знаки препинания в конце предложений. (Учитель проходит по рядам и отмечает, что не все знаки расставлены верно)
У: Я вижу, что вам не удалось правильно расставить все знаки препинания в конце предложений. Давайте подумаем, что нужно знать и уметь, чтобы выполнить это задание? (Какие бывают предложения по цели высказывания?
Ответы учащихся .
У:Проверьте работу соседа и нарисуйте радостный или удивленный смайлик в зависимости от того ,как выполнено задание.
Обращаем внимание на произнесение звуков , исправляем ошибки ,хвалим за полные ответы.
– Какую же цель мы поставим?
Дети предлагают цели:
Узнать, почему предложения делятся на предложения по цели высказывания?
Чем эти предложения между собой отличаются? Правильно ставить знаки препинания в конце предложения.
III этап. Реализация. Поиск решения проблемы.
– Ребята, подумаем, как нам добиться поставленных целей?)
(Предложения учеников: посмотреть в учебнике, вспомнить, что знали по этой теме)
Работа с текстом после прочтения
Что вы знали по этой теме? (ученики проговаривают, что они знали по данной теме)
Какая информация была новой?
А о чём вы думали иначе?
Что осталось непонятным?
– Ребята, давайте вновь обратимся к тексту, который мы читали в самом начале урока. Попробуйте ещё раз выполнить задание и расставить знаки препинания в конце каждого предложения. (Текст для самопроверки на экране)- Проверьте, правильно ли вы расставили знаки препинания в тексте. Прокомментируйте, почему именно этот знак вы поставили в конце предложения.
(Ответы нескольких учеников)
Вывод: знак препинания зависит от цели высказывания, а не цель высказывания зависит от знака препинания в конце предложения. – Ребята, почему так важно уметь читать предложения с правильной интонацией? (Потому что интонация помогает определить вид предложения). Учимся выразительно читать предложения разных видов.
Физминутка
Учитывая особенности детей ,предлагаются несложные ,но интересные речевые минутки.
ГДЕ ЧЕЙ ДОМ?
Воробей живёт под крышей.
В тёплой норке -домик мыши, У лягушки дом в пруду, Домик соловья в саду.
-Эй, цыплёнок, где твой дом ? -Он у мамы под крылом!
Учитель проговаривает с учениками ,заменяя некоторые слова жестами ,тем самым побуждая учащихся называть (прием «на слух»). А затем по очереди полными предложениями назвать домики и их хозяев.
У: Отлично ! А теперь представьте ,что ваш учебник забрали и вы должны составить три побудительных предложения с просьбой ,советом и требованием вам вернуть.
Ребята в парах проговаривают предложения.
(Верните мне ,пожалуйста, учебник .Верните побыстрее учебник .Верните сейчас же учебник).
Что помогает нам смягчить требование? (Слова вежливого обращения) Напоминаю, что слово «пожалуйста» выделяется на письме с двух сторон запятыми.
Какой вывод мы можем сделать? Побудить к действию мы можем разными способами: попросить, посоветовать, потребовать и приказать, но даже в таких предложениях тон может быть мягким и спокойным.
Что же дальше? (Теперь попробуем сами использовать в своей речи разные по цели высказывания предложения).
У: Перед вами карточки с заданиями ,внимательно прочтите задания и запишите в тетрадь.
Дифференцированные задания (слабый-сильный)
Карточка 1
1.
Спишите предложения. В конце каждого предложения поставьте нужный знак.
На полянке возле ёлочки пень Кто это сел на пень На пень села жёлтая птичка Красивая иволга А как она поёт
2.
Составьте и запишите из слов каждой строчки предложения.
Дома, около, сад, дедушки, фруктовый
Деревья, в, растут, какие, саду
Сливы, рядом, яблони, и, растут
Ароматная, а, малина, какая, и, крупная
Карточка 2
1.
Спишите предложения. В конце каждого предложения поставьте нужный знак.
На полянке возле ёлочки пень Кто это сел на пень На пень села жёлтая птичка Красивая иволга А как она поёт
2.
Составьте и запишите из слов каждой строчки предложения.
Дома, около, сад, дедушки, фруктовый
Деревья, в, растут, какие, саду
Сливы, рядом, яблони, и, растут
Ароматная, а, малина, какая, и, крупная 3.
Разделите текст на предложения. Спишите их.
Что купила мама она купила молоко и сметану какое вкусное молоко какая густая сметана
4.Рефлексия. Рефлексия: наш урок подошел к концу, и я хочу сказать… Мне больше всего удалось…
За что я могу себя похвалить?
За что я могу похвалить одноклассников?
Что показалось интересным?
Что удивило?
Мне в жизни это пригодится…
Для меня было открытием то, что…
Что, на мой взгляд, не удалось? Почему? Что учесть на будущее?
Если использовать разные по цели высказывания предложения в сочинениях, то оно получится выразительней;
Если говорить с правильной интонацией, то тебя будут лучше понимать;
Если использовать слова вежливости и мягкий тон в побудительных предложениях, то можно ни с кем не ссориться и т.п.
Учащиеся оценивают свои знания и работу на уроке, выставляют себе и друг другу оценки, обосновывают их.
Выставление оценок учащимся.
У:Мы с вами продуктивно поработали .Всем спасибо.
Домашнее задание:
Составьте из слов предложения, а из предложений - рассказ. Спишите его.
Шустрая, белочка, рыжая, это
Это, очаровательный, какой, милый, и, зверёк
Там, мелькает, зелени, среди, кто
Тема: Восклицательные предложения.
Цель :познакомить учащихся с видами предложений по интонации, с употреблением восклицательных предложений в речи,ввести термин «эмоциональная окраска «,формировать умение распознавать предложения по интонации и правильно (выразительно) читать эмоциональные предложения (побудительные, вопросительные); развивать речь учащихся.
Задачи:
Коррекционно-образовательная: дать понятие о восклицательном предложении; об употреблении восклицательного знака; развивать умения распознавать предложения по интонации и правильно их читать ,углубление знаний по теме, обогащение лексики учащихся.
Коррекционно-развивающая: развитие устной монологической и диалогической речи; развитие мышления, памяти, внимания, воображения; формирование фонетически правильной , внятной и выразительной речи, развитие орфографической и пунктуационной зоркости; развитие навыков работы в парах. создание психологически комфортной обстановки на уроке.
Коррекционно-воспитательная: воспитывать внимание к окружающему миру, воспитание любви к родному языку через литературу, привитие интереса к русскому языку.
Технологии: технология уровневой дифференциации, здоровьесберегающая, эмоционально-коммуникативная.
Методы:
методы стимулирования интереса к учению ( учебные дискуссии, создание ситуаций успеха, разьяснения); по характеру обучения: объяснительно-иллюстративные, проблемнопоисковый.
контроля – выполнение индивидуальных дифференцированных заданий, взаимоанализ.
Тип урока: комбинированный . Форма урока: урок-практикум.
Оборудование: записи на доске, карточки с заданиями, учебник русского языка для 6 класса (авторы: М.Т.Баранова и др.)., презентация Microsoft Power Point, оформление для проведения физминутки, индивидуальные карточки по повторению.
Ход урока :
1.Организационный момент .
Работа учителя «за экраном»
Какое сегодня число ? Какой урок ? Кто отсутствует ?
Ответы учащихся.
Учитель исправляет ошибки говорения ,фиксирует флексии.
Проверка домашнего задания.
У :,Ребята, я загадаю вам загадку ,а отгадка послужит нам на уроке.
В школьной сумке я лежу, Как ты учишься скажу.
(Тетрадь, дневник)
У:Давайте откроем тетрадки и приготовимся к работе .Желаю вам хорошего настроения !
2.Обобщение ранее изученного .Актуализация знаний.
Фронтальный опрос .Запись на доске.
Предложение -это ….
Грамматическая основа – это …
По составу грамматической основы предложения бывают …
По цели высказывания предложения бывают …
2. Постановка учебной цели.
У: Прочитайте стихотворение ,вставьте пропущенные буквы .Какие знаки препинания нужно ставить в конце предложения ? Обоснуйте свое мнение.
В…сна,в…сна.Как воздух чист.
Как ясен небосклон. Своей л…зурию живой
Слепит мне очи он.
В…сна,в…сна .Как высоко на крыльях ветерка,
л..скаясь к солнечным лучам ,
л..тают …блака.
Шумят руч..и. Блестят руч...и.
Взревев, река несет
На торжествующем хребте
Поднятый ею ле…
(Е Баратынский)
У: Как вы думаете , о чем пойдет речь на уроке ?
Сформулируйте тему.
Ответы учащихся.
Слайд
У:Итак ,цель нашего урока правильно распознавать и читать восклицательные предложения в тестах, оформлять на письме.
Учащиеся громко ,с интонацией зачитывают примеры.
3.Актуализация знаний.
Записываем предложения на слух.
Какая красивая картина !
Закрой ,Маша , дверь!
У: Чем похожи эти предложения ? ( На конце каждого стоит восклицательный знак).
А чем различаются эти предложения ? ( Они различаются по смыслу. В первом предложении просто восклицание ,восхищение картиной , а во втором –побуждение к действию , приказ).Второе предложение назовем побудительным ( от слова « побуждать»).
Физминутка.
У: Ребята, отдохнем немного .
Слайд.
Проговаривают слова ,исправляют недочеты.
4.Закрепление изученного.
Работа в парах. Задания на карточках.
У: Выразительно прочитайте предложения . Обьясните постановку восклицательных знаков. Что изменится . если их убрать ?
Я купил подарок маме!/Я купил подарок маме.
Оглянись и улыбнись!/Оглянись и улыбнись.
Словарно-орфографическая работа.
Кликать
Восклицать
Восклицательный (к//ц)
Эмоция .эмоции (ж.р) –Душевное переживание ,чувство./ прил Эмоциональный.
Тренировочные упражнения (распечатаны для каждого ученика).
а) Прочитайте текст, вставляя пропущенные буквы и ставя знаки препинания. Знаете ли вы украинскую ночь О,вы (не) знаете украинской ночи. Всм..тритесь в нее. С середины неба гл..дит месяц. Необ.ятный небесный свод раздвинулся еще необ.ятнее. Горит и дыш..т он Земля вся в серебристом свете.
Для более сильных учащихся предлагается дополнительное задание.
Спишите текст, расставляя знаки препинания. Над предложениями укажите их вид по цели высказывания и интонации.
Хорошо в лесу ранней весной В полдень идешь по тропинке между зазеленевших деревьев Но что это Лес оглашается птичьим гомоном. Это пернатые спешат устроить свои жилища Берегите птиц Не разоряйте леса и гнезда.
5. Итог урока. Слайд.
У:Молодцы,ребята, благодарю за активную работу на уроке!
Выставление оценок.
Домашнее задание : Слабо успевающим учащимся предлагаю записать 3-5 восклицательных предложения , а более сильным – мини-сочинение по картинке с использованием восклицательных предложений.