СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка 4 класс "Безударные окончания глаголов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка 4 класс "Безударные окончания глаголов"»

Тема урока: правописание безударных окончаний глаголов.

Цель урока: формировать умение писать безударные личные окончания глаголов; развивать умение обосновывать правильное написание безударных окончаний глаголов.

Задачи урока:

  • отрабатывать алгоритм определения спряжения глаголов;

  • проверить теоретические знания о глаголе, формировать умение применять эти знания при письме;

  • развивать умение обосновывать правильное написание безударных окончаний глаголов, применять логические операции (анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение);

  • развивать волевые качества, эмоциональную сферу путём подбора интересного материала, использовать нестандартные приёмы

  • развивать интеллект учащихся, познавательные процессы (память, речь, внимание, восприятие, воображение, мышление)

  • работать над повышением уровня мотивации;

  • воспитывать интерес к предмету, умение работать в группах (в парах);

  • учитывать психолого-педагогические особенности учащихся при реализации задач урока.



Оборудование: учебники русского языка, тетради (рабочие и на печатной основе), презентация, интерактивная доска, карточки-помощницы «Спряжение глаголов» (индивидуальные), карточки с буквами (одна на группу), листы с пословицами, толковый словарь Ожигова

На уроке используется здоровьесберегающие технологии (работа стоя, физминутки)



Ход урока

1. Эмоциональный настрой. (30 с)

 Прочитайте эпиграф нашего урока:

«Считают, что успех приходит к тем, кто рано встает. Нет, успех приходит к тем, кто встает в хорошем настроении» Марсель Ашар

- Вы согласны с Марселем Ашаром? Надеюсь, наш урок будет успешным и принесет вам хорошее настроение.



2. Запись в тетради: число, классная работа (30 с)

- Не забывайте следить за посадкой.

3. Актуализация знаний. (1 мин)

- Послушайте, о какой части речи говорится в стихотворении?

Что без меня предметы? Лишь названья. Но я приду – всё в действие придёт: Летит ракета, люди строят зданья, И рожь в полях растёт. (о глаголе)

- Почему? (Глагол обозначает действие предмета или его состояние)

- Что вы знаете ещё о глаголе?

Блиц-опрос:

- Глагол – это …(часть речи)

- Глагол отвечает на вопросы …

- Не с глаголом пишется … (раздельно)

- У глагола нет … (предлогов)

- В предложении глагол чаще всего является … (сказуемым)

- Глагол в начальной форме отвечает на вопросы … (что делать? что сделать?)

- У глагола есть два вида … (совершенный и несовершенный)

- Глагол в начальной форме имеет суффиксы … (ть, ти, чь)

- У глаголов на –ишь и –ешь … (мягкий знак не съешь)

- Спряжение - …. (изменение глагола по лицам и числам и его окончаний)

  1. ЧИСТОПИСАНИЕ (на доске)

- А сейчас внимание на доску.

ем ешь ете ет ут ют

им ишь ите ит ат ят



Что это за соединения?

Как называются эти окончания? (Личные)

– Почему? (Глаголы изменяются по лицам.)



Прочитайте фразеологизм. Не ударить в грязь лицом.



– Как понимаете его значение? (Сделать всё наилучшим образом.)

Запишите этот фразеологизм.

– Применим это выражение к сегодняшнему уроку и постараемся не ударить в грязь лицом.



В каких случаях пишутся окончания 1 строки? (когда глагол 1 спр. )

А второй? ( когда глагол 2 спр)



Девочки записывают окончания 1 спряжения, а мальчики – 2 спряжения.



4. Выявление места и причины затруднения (2 мин)

- Прочтите глаголы.

стро[и]шь работа[и]м

- Ребята, какие трудности в правописании этих глаголов нам встречаются? (Написание безударных окончаний)

- Обсудите в группе как правильно написать безударные личные окончания глаголов?

Дети: Определить спряжение глагола. Для этого нужно поставить глагол в начальную форму. Если глагол оканчивается на –ить (кроме брить, стелить), значит, это глагол II спряжения. В окончании пишем гласную И. Если глагол оканчивается на –еть, ать, оть, уть, ять это глагол I спряжения (кроме глаголов-исключений: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть, слышать, дышать, держать, гнать). В его окончании пишем гласную Е.

Проверка по сигнальным карточкам (и-е) – показывают все группы

стро[и]шь – строить(II) – строИшь

работа[и]м – работать(I) - работаЕм

- Молодцы, ребята! Справились на отлично!

5. Сообщение темы, цели, задачи урока. (1 мин)

- Сформулируйте тему нашего урока. (Правописание безударных окончаний глаголов)

- Какие цели и задачи поставим перед собой? (Учиться правильно писать безударное окончание глагола; применять алгоритм определения спряжения, …)

6. Практическая часть.

(!) Подумайте

- Можно ли определить, как писать безударное личное окончание глагола, если уже известно, к какому спряжению относится этот глагол? (Да)

- Что необходимо знать? (личные окончания глаголов)

- Так от чего зависит безударное окончание глагола? (от спряжения)


Потренируемся определять спряжение.

- Какие спряжения есть у глаголов? (1 и 2)

- запишите глаголы в 2 столбика.

Грозить, укусить, петь, волновать, горевать, дружить, колоть, открыть, хвалить.


петь грозить

волновать укусить

горевать дружить

колоть хвалить

открыть


Взаимопроверка. Самооценка

7. Физминутка. (1 мин)

9. Работа на интерактивной доске. ( 3 мин)

Работа стоя.

Задание: Вставь пропущенную букву в окончания глаголов (объясни)

Е готов..шь И

Е руга..т И

Е ката..те И Е пиш..т И Е нос..шь И Е вер..те И Е чита..м И Е чист..те И


Закрепление.

На столах есть текст. Прочитайте.

- Как можно озаглавить?

- определите главную мысль текста.

- Как понимаете токует глухарь?

- А как вы думаете, какое задание будем выполнять?

Выписать главные члены предложения, вставить пропущенные буквы в окончаниях глагола, доказать.

- Как доказать? (определить спряжение)

Рассвет в лесу.

Конча..тся летняя тёплая ночь. Наступа..т раннее утро. На краю болота току..т глухарь. Далеко раздаётся его громкая песня. Над полянами распространя..тся туман. Роса покрыва..т листву на деревьях. Просыпа..тся птицы. Куку..т кукушка.

Выглян..т солнышко и покат..тся по синему небу. Обсохн..т на солнце роса. Раста..т туман над поляной.

Вот с ночного промысла тороп..тся усталый зайчишка. От всех врагов ушёл ловкий зверёк.

Проверка по образцу. Самооценка.


4) Работа с пословицами – групповая работа (8 мин)

Учитель раздаёт листы, на которых записаны пословицы.

Задание: Запишите пословицу. Глаголы в скобках ставьте в нужную форму. Правильно пишите окончания. Укажите спряжение. Объясните смысл пословицы.

  1. Декабрь год (кончать), а зиму (начинать).

Декабрь – последний месяц года, но первый зимний месяц.

  1. Яблочко от яблоньки недалеко (падать)

Так говорится, когда хотят подчеркнуть, что дети имеют те же недостатки, что и их родители (каков отец, таков и сын)

  1. Собака (помнить), кто её (кормить)

Не только человек, но и собака старое добро помнит.

  1. Язык мал, да всем телом (владеть).

Язык небольшой орган, но много делает (огорчить и порадовать, приласкать

  1. Сам не (знать), где найдёшь, где (потерять).

Говорится тогда, когда человек сталкивается с чем-либо непредвиденным, неожиданным.



9. Рефлексия. Итог урока (1 мин)

на доске "попади в цель"

10. Домашнее задание (30 с)

На выбор 1) упр. 154

2) упр. 155



Конча..тся летняя тёплая ночь. Наступа..т раннее утро. На краю болота току..т глухарь. Далеко раздаётся его громкая песня. Над полянами распространя..тся туман. Роса покрыва..т листву на деревьях. Просыпа..тся птицы. Куку..т кукушка.

Выглян..т солнышко и покат..тся по синему небу. Обсохн..т на солнце роса. Раста..т туман над поляной.

Вот с ночного промысла тороп..тся усталый зайчишка. От всех врагов ушёл ловкий зверёк.



Конча..тся летняя тёплая ночь. Наступа..т раннее утро. На краю болота току..т глухарь. Далеко раздаётся его громкая песня. Над полянами распространя..тся туман. Роса покрыва..т листву на деревьях. Просыпа..тся птицы. Куку..т кукушка.

Выглян..т солнышко и покат..тся по синему небу. Обсохн..т на солнце роса. Раста..т туман над поляной.

Вот с ночного промысла тороп..тся усталый зайчишка. От всех врагов ушёл ловкий зверёк.



Конча..тся летняя тёплая ночь. Наступа..т раннее утро. На краю болота току..т глухарь. Далеко раздаётся его громкая песня. Над полянами распространя..тся туман. Роса покрыва..т листву на деревьях. Просыпа..тся птицы. Куку..т кукушка.

Выглян..т солнышко и покат..тся по синему небу. Обсохн..т на солнце роса. Раста..т туман над поляной.

Вот с ночного промысла тороп..тся усталый зайчишка. От всех врагов ушёл ловкий зверёк.