VI. Актуализация знаний. Вы знаете, что в предложении есть слова, без которых оно не может существовать. Что это за слова? (Это главные члены предложения – подлежащее и сказуемое.) Что такое подлежащее? Подлежащее обозначает, о ком или о чём говорится в предложении. Отвечает на вопросы кто? или что? Подчёркивается одной чертой. Что такое сказуемое? Сказуемое обозначает, что говорится о подлежащем. Отвечает на вопросы: что делает? что делал? что сделает? что будет делать? Сказуемое подчёркивается двумя чертами. Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения. Рассмотрим предложения стр. 171 упр. 462. Сравните предложения. Что в них общего? Чем они различаются? С помощью каких членов предложения мы узнали, о каких снежинках идёт речь и где они кружатся? - Каким по составу является первое предложение? (нераспространённым) Почему? -Каким по составу является второе предложение? (распространённым) Почему? Делаем вывод: предложения по составу могут быть распространёнными и нераспространёнными. Предложения, которые состоят только из главных членов, – это нераспространённые предложения. Предложения, которые состоят из главных и второстепенных членов, – это распространённые предложения.) Запишите распространённое предложение. Разберем его по членам предложения. 1 ученик с комментированием. О чём говорится в предложении? В этом предложении говорится о снежинках. Что? Снежинки – это подлежащее. Подчёркиваем одной чертой. Что говорится о снежинках? Снежинки что делают? кружатся – это сказуемое. Подчёркиваем двумя чертами.) Обратите внимание! Одно и то же можно назвать по-разному: Снежинки кружатся – это грамматическая основа предложения или главные члены предложения, или подлежащее и сказуемое. А как называются другие члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого? (Члены предложения, не входящие в грамматическую основу, являются второстепенными членами предложения.) - Что они делают в предложении? (Они дополняют и поясняют сведения, которые передают главные члены предложения или другой второстепенный член предложения.) Обратите внимание! Разобрать предложение по членам предложения значит найти его главные и второстепенные члены. Чтобы определить второстепенные члены предложения, надо (составляют алгоритм): Определить грамматическую основу предложения. Определить слово, к которому можно задать вопрос от подлежащего. Определить слово, к которому можно задать вопрос от сказуемого. Определить слово, к которому можно задать вопрос от других второстепенных членов. VII. Физминутка. Немного отдохнём. Смотрим внимательно и повторяем движения за ёлочкой. Физминутка «Елочка» (слайд). VIII. Закрепление. Послушаем внимательно задание и выполним его. После выполнения поменяемся тетрадями с соседом, каждый будет в роли учителя. Проверим вместе с доской. Поставим отметку карандашом на полях. IΧ. Обобщение. Давайте посмотрим на наш кластер, составленный в начале урока. Можем мы добавить еще какие – то сведения о предложении? -Ребята, как много мы уже знаем о предложении, но еще осталось много тем, с которыми будем знакомиться на последующих уроках. - Какой главный член предложения мы определяем в первую очередь? Во вторую. Какой частью речи мы украшаем предложение? -Какое время года сейчас на улице? -С чем ассоциируется слово «зима»? (синквейн). (ответ-снег) Давайте составим синквейн на тему «Зима». Вспомним, как составлять синквейн. 1. Существительное 2. Прилагательных 3. Глагола 4. Предложение 5. Синоним Зима Найдем главные и второстепенные члены предложения (устно). Молодцы! Лес очень доволен, и ваши друзья (звери и птицы) тоже довольны. Как хорошо в лесу, дышите свежим воздухом. В предложении есть главные и второстепенные члены. Лес тоже главный, без него мы не можем жить. |