СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка "Главные и второстепенные члены предложения" (3 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок организован так, чтобы каждый учащийся был вовлечен в активную познавательную деятельность.  Выбрана форма учебной исследовательской деятельности. Использованы групповая технология, работа в парах, проблемное обучение, информационно-коммуникативное обучение.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Главные и второстепенные члены предложения" (3 класс)»

ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКА


Тема урока: Главные и второстепенные члены предложения

Школа: №22

Дата: 16.04.2017 г.

ФИО учителя: Огай Б.В.

КЛАСС: 3 «Б»

Количество присутствующих: 23

Количество отсутствующих: нет

Цель:

знакомство с понятием о предложении как конструкции из слов, которые в составе предложения являются членами предложения

Цели обучения:

  • дать представление о главных членах предложения - подлежащем и сказуемом, общее представление о наличии в предложениях второстепенных членов (те, что вне главных членов);


  • упражнять в нахождении главных членов предложения, в делении «сплошного» текста на предложения.

Ожидаемые результаты:


  • все учащиеся смогут отличать главные члены предложения от второстепенных;

  • большинство учащихся смогут находить главные и второстепенные члены предложения;

  • некоторые учащиеся смогут выполнять синтаксический разбор предложения.

Предыдущее обучение

«Словосочетание и предложение», «Главное и зависимое слово в словосочетании»

План

  1. Организационная часть.

II. Мотивация учебной деятельности.

III . Сообщение темы урока.

IV. Минутка чистописания.

V . Словарная работа.

VI. Актуализация знаний.

VII. Физминутка.

VIII. Закрепление.

IΧ. Обобщение.

Χ. Рефлексия.

ΧI.  Оценивание.

ΧII.  Домашнее задание

Планируемые сроки

Планируемые действия (замените записи ниже запланированными действиями)

Ресурсы

Начало урока


  1. Организационная часть.

- С каким настроением начинаем урок? (покажите смайлики)

II. Мотивация учебной деятельности.

- Какую тему мы изучаем на уроках русского языка? (Предложение.)

- Для чего важно изучать эту тему? (Мы должны правильно строить предложения, чтобы наша речь была понятна.)

- Для чего нам нужны знания о предложениях? (Для решения грамматических задач, без них нельзя выразить мысль.)

- Давайте составим кластер на эту тему. Главное слово «Предложение». Называем все слова, которые вам пришли в голову на эту тему. (Подлежащее, повествовательное, побудительное, восклицательное, вопросительное, невосклицательное, сказуемое, второстепенные члены, определение, точка, слова, распространённое, нераспространенное).

III . Сообщение темы урока.

- А сейчас поиграем. Игра «Найдите лишнее слово». Докажите, что именно это слово лишнее.

Прилагательное, существительное, глагол, подлежащее, местоимение.

Лишнее слово – «подлежащее».

(Ученики объясняют, что все слова, кроме этого, являются частями речи, а подлежащее – это главный член предложения. Вместе со сказуемым составляют грамматическую основу предложения.)

- О чем же будем говорить сегодня на уроке?

(На уроке вспомним, какие члены предложения называются главными, а какие второстепенными членами предложения. Будем учиться находить в предложении грамматическую основу; разбирать предложения по членам предложения; различать  распространённые и нераспространённые предложения.)

IV. Минутка чистописания.

Пропишите заглавную букву Ж в соединении со строчной буквой и слоги: жи, же.

На другой строчке запишите слова «жёлтый, ежи, предложение.

Запомните написание словарного слова пред-ло-же-ни-е.

Укажите цифрой количество слогов в словах.

В словах «жёлтый» и «ежи» объясните написание выделенных букв.

Составьте с этими словами устно предложения.

V . Словарная работа.

1. Чтобы узнать, какие слова мы будем писать сегодня, вам придется отгадать кроссворд.

- Как назвать одним словом все, что здесь написано? (Животные).

- На какие группы можно разделить? (Птицы и звери, домашние и дикие).

- В каком слове букв меньше, чем звуков? (В слове заяц). Почему? ( Буква «я» обозначает 2 звука).

- В каком слове букв больше, чем звуков? (В слове медведь). Почему? (Буква «ь» звука не имеет).

2. Мы между собой разговариваем. Какой должна быть наша речь?

(Грамотной, интересной, правильной, живой).

- Из чего состоит наша речь? (Из предложений).

- Что такое предложение? (Законченная мысль).

-Что является грамматической основой предложения? (Подлежащее, сказуемое).

- А еще из чего состоит предложение? (Из второстепенных членов).

Смайлики












Таблица, кластер






































Кроссворд





























Середина урока

VI. Актуализация знаний.

Вы знаете, что в предложении есть слова, без которых оно не может существовать. Что это за слова?

(Это главные члены предложения – подлежащее и сказуемое.)

Что такое подлежащее?

Подлежащее обозначает, о ком или о чём говорится в предложении. Отвечает на вопросы кто? или что? Подчёркивается одной чертой.

Что такое сказуемое?

Сказуемое обозначает, что говорится о подлежащем. Отвечает на вопросы: что делает? что делал? что сделает? что будет делать? Сказуемое подчёркивается двумя чертами.

Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения.

Рассмотрим предложения стр. 171 упр. 462.

Сравните предложения.

Что в них общего? Чем они различаются?

С помощью каких членов предложения мы узнали, о каких снежинках идёт речь и где они кружатся?

- Каким по составу является первое предложение? (нераспространённым) Почему?

-Каким по составу является второе предложение? (распространённым) Почему?

Делаем вывод: предложения по составу могут быть распространёнными и нераспространёнными.

Предложения, которые состоят только из главных членов, – это нераспространённые предложения.

Предложения, которые состоят из главных и второстепенных членов, – это распространённые предложения.)

Запишите распространённое предложение.

Разберем его по членам предложения. 1 ученик с комментированием.

О чём говорится в предложении?

В этом предложении говорится о снежинках. Что? Снежинки – это подлежащее. Подчёркиваем одной чертой.

Что говорится о снежинках?

Снежинки что делают? кружатся – это сказуемое. Подчёркиваем двумя чертами.)

Обратите внимание!

Одно и то же можно назвать по-разному:

Снежинки кружатся – это грамматическая основа предложения или главные члены предложения, или подлежащее и сказуемое.

А как называются другие члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого?

(Члены предложения, не входящие в грамматическую основу, являются второстепенными членами предложения.)

- Что они делают в предложении?

(Они дополняют и поясняют сведения, которые передают главные члены предложения или другой второстепенный член предложения.)

Обратите внимание!

Разобрать предложение по членам предложения значит найти его главные и второстепенные члены.

Чтобы определить второстепенные члены предложения,  надо (составляют алгоритм): 

  1. Определить грамматическую основу предложения.

  2. Определить слово, к которому можно задать вопрос от подлежащего.

  3. Определить слово, к которому можно задать вопрос от сказуемого.

  4. Определить слово, к которому можно задать вопрос от других второстепенных членов.

VII. Физминутка.

Немного отдохнём. Смотрим внимательно и повторяем движения за ёлочкой.

Физминутка «Елочка» (слайд).

VIII. Закрепление.

Послушаем внимательно задание и выполним его. После выполнения поменяемся тетрадями с соседом, каждый будет в роли учителя. Проверим вместе с доской. Поставим отметку карандашом на полях.

IΧ. Обобщение.

Давайте посмотрим на наш кластер, составленный в начале урока. Можем мы добавить еще какие – то сведения о предложении?

-Ребята, как много мы уже знаем о предложении, но еще осталось много тем, с которыми будем знакомиться на последующих уроках.

- Какой главный член предложения мы определяем в первую очередь? Во вторую. Какой частью речи мы украшаем предложение?

-Какое время года сейчас на улице?

-С чем ассоциируется слово «зима»? (синквейн).

(ответ-снег)

Давайте составим синквейн на тему «Зима».

Вспомним, как составлять синквейн.

1. Существительное

2. Прилагательных

3. Глагола

4. Предложение

5. Синоним

Зима

  • Снег

  • Пушистый, белый

  • Выпал, укрыл, лёг

  • Белый пушистый снег укрыл землю.

  • Холод

Найдем главные и второстепенные члены предложения (устно).

Молодцы! Лес очень доволен, и ваши друзья (звери и птицы) тоже довольны. Как хорошо в лесу, дышите свежим воздухом. В предложении есть главные и второстепенные члены. Лес тоже главный, без него мы не можем жить.





























































Алгоритм













Слайд «Елочка»


















Синквейн





















Конец урока

Χ. Рефлексия.

Перед вами лежат смайлики. Возьмите в руки смайлик жёлтого цвета (весёлый), кому понравился урок! Кто понял тему урока? А кому не понравился урок, кто не понял тему, поднимите голубой смайлик (грустный).

Покажите всем!

ΧI.  Домашнее задание: (по уровням - I уровень: упр. 461; II уровень: упр. 463; III уровень: упр. 464.)

ΧII.  Оценивание.

Сегодня на уроке вы все очень хорошо работали, но мне хотелось выделить … Вы работали на «отлично»! Получаете отметку «5». Спасибо за урок!

Смайлики

Дополнительная информация

Дифференциация.

Как вы планируете поддерживать учащихся?

Как вы планируете стимулировать способных учащихся?

Оценивание.

Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся?

Межпредметные связи
соблюдение СанПиН

ИКТ компетентность
Связи с ценностями

  • В дальнейшем планирую поддерживать учащихся с помощью уровневых заданий, заданий дополнительного характера, больше давать возможности сильным ученикам обучать слабых

  • Учащиеся смогут не только работать самостоятельно, но и обучать учащихся с низкой мыслительной деятельностью. Учащимся рекомендовать мини-проекты, задания творческого характера.

  • Оценивание приобретенных знаний учащихся через формативное оценивание – фишки и использование стратегий «Светофор», «Верно - Неверно», «Лови вопрос», словесная похвала, самооценка деятельности на уроке.

  • Связь с литературным чтением, познанием мира, связь с жизнью

  • СанПиН соблюден.

  • Применяются ИКТ технологии.

Рефлексия

Были ли цели обучения реалистичными?

Что учащиеся сегодня изучили?

На что была направлено обучение?

Хорошо ли сработала запланированная дифференциация?

Выдерживалось ли время обучения?

Какие изменения из данного плана я реализовал и почему?


Используйте пространство ниже, чтобы подвести итоги урока. Ответьте на самые актуальные вопросы об уроке из блока слева.

Цели урока были реалистичными. Учащиеся изучили, какими бывают члены предложения, закрепили умения давать полную характеристику предложениям. Смогли находить главные и второстепенные члены в предложении. Обучение было направлено на то, чтобы учащиеся могли работать в группах, в паре. Учащиеся самостоятельно определяли степень своего понимания материала. Смогли оценить степень сложности самостоятельной деятельности при выполнении практической работы. Хорошо было сработано дифференцированное обучение: задания продуманы таким образом, чтобы каждый учащийся находился в зоне комфорта и выполнил задание. Время обучения было выдержано. Все проведено согласно плану.

Итоговая оценка

Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо (с учетом преподавания и учения)?

1. Сравнительно-сопоставительный анализ;

2. конструирование предложений.

Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок (с учетом преподавания и учения)?

1. организация познавательной деятельности на уроках;

2. работа над развитием речи с каждым учащимся.

Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?

Шевченко Виталий больше стал раскрываться: не только повторяет за учащимися, но и сам делает выводы во время рефлексии и обратной связи.












Комментарии к уроку «Главные и второстепенные члены предложения»

Урок организован так, чтобы каждый учащийся был вовлечен в активную познавательную деятельность. Выбрана форма учебной исследовательской деятельности. Использованы групповая технология, работа в парах, проблемное обучение, информационно-коммуникативное обучение. Виды деятельности: наблюдение, фронтальная беседа, сравнительно-сопоставительный анализ, конструирование предложений. Наглядные методы: схемы, иллюстрации, кроссворд, карточки со словами, кластеры, синквэйны. Учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока включены элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: тему, цели урока определяли сами ученики, исходя из опорных слов. Обучающимся надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и сформулировать новый вывод о синтаксическом разборе предложения, в котором присутствуют не только главные, но и второстепенные члены.

Этапы урока тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. При постановке вопросов и определении заданий учитывались индивидуальные особенности учеников, давалась только положительная характеристика результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке. В процессе обучения школьники отрабатывали грамматический разбор предложения, закрепляли знания о видах предложения по цели высказывания, интонации, составу.

Учебный материал соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников данного класса. Учебная информация привлекательна для детей, за счёт чего повысилась возможность учеников в достижении поставленных целей на уроке. Были проведены физминутка, чередование письменных и устных заданий, работа у доски.

Учебное время использовалось эффективно. На этапе рефлексии подведен общий результат работы на уроке. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей обучающихся.

Выводы: продолжить работу по организации познавательной деятельности на уроках; работать над развитием речи с каждым учащимся; учить адекватной самооценке и оценке своих сверстников.