Конспект урока литературы (9 класс)
Тема: «Что есть красота?» (урок внеклассного чтения по рассказам «Красавица» Максима Горького и «Красавица» Ивана Бунина )
Цель: формировать умение анализировать художественное произведение в единстве содержания и формы.
Основные задачи урока:
Совершенствовать умения и навыки определять тему, проблему, роль изобразительно- выразительных средств в художественном произведении.
Расширять и углублять предметную компетенцию.
Способствовать воспитанию личности, убедительно и грамотно выражающей свои мысли.
Тип урока: урок изучения нового материала
Используемое оборудование: таблица «Художественно-изобразительные средства. Тропы. Фигуры речи», раздаточный материал, лист самооценки.
Планируемые результаты: обучающиеся анализируют рассказы, определяют тему, проблему; выявляют авторскую позицию; отмечают изобразительно-выразительные средства, используемые автором, определяют их роль; строят устные высказывания.
Ученик научится ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения задачи, отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации.
.
ХОД УРОКА
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1.Организационнный момент | | | |
2.Актуализация опорных знаний | Учитель демонстрирует лучшие образцы живописи. На полотнах великих художников запечатлены прекрасные женские лица. Затем обращает внимание на высказывания выдающихся людей о красоте. - Ребята, что объединяет полотна великих художников и высказывания философов? | Обучающиеся отмечают, что и полотна художников, и высказывания философов объединяет одно понятие – красота. | Формируем умение устанавливать причинно-следственные связи; умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; |
3.Сообщение темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности. | - Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о красоте. Что есть красота? Этот вопрос волновал во все времена учёных, философов, художников, писателей и поэтов. И мы сегодня тоже попытаемся ответить на этот вопрос. Давайте посмотрим, какое определение красоты дает толковый словарь. Создание проблемной ситуации. | Работа со словарём. Обучающиеся находят определение, записывают его. Обсуждают, высказывают своё мнение. | Формируем умение устанавливать причинно-следственные связи; умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; |
4.Работа над темой урока. | -Итак, мы выяснили, какое определение красоты дает толковый словарь. Интересно понять, как отвечают на этот вопрос великие русские писатели 20 века: Максим Горький и Иван Бунин. Но часто, знакомясь с произведением, читатель не бывает внимательным, и тогда произведение не раскрывается перед ним, а остаётся загадкой. Если же вы сумеете внимательно, вдумчиво, грамотно прочитать произведение, то оно раскроет вам все свои секреты. | Обучающиеся знакомятся с листом самооценки, определяют, какие умения и навыки им понадобятся в процессе выполнения задания. | Формируем умение формулировать собственное мнение и позицию; Формируем умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Формируем умение в коммуникации строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; Умение задавать вопросы; |
5.Закрепление и обобщение знаний и умений обучающихся. | Работа в группах. Класс делится на 3 группы. Учитель выступает в роли консультанта. | 1 группа- анализирует рассказ Максима Горького «Красавица», выясняет, как писатель ответил на вопрос: Что есть красота? 2 группа – анализирует рассказ Ивана Бунина «Красавица», выясняет, как писатель ответил на вопрос: Что есть красота? 3 группа - анализирует высказывания выдающихся людей о красоте, выясняют, как философы ответили на вопрос: Что есть красота? | Формируем умение планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. |
6.Выступление групп. | | Ребята приходят к выводу, что красота, по мнению писателей, это сочетание внешней привлекательности и душевных качеств. Только тогда мы можем говорить об истинной красоте. К такому выводу ребята приходят, анализируя произведения в единстве формы и содержания. Обучающиеся оценивают себя в листке самооценки. | |
7.Рефлексия.Подведение итогов урока. | Учитель просит обучающихся проанализировать свою работу, сделать выводы. | Ребята проводят анализ своей деятельности по листку самооценки, отмечают, что у них получается хорошо, над чем надо ещё работать. | Формируем умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. |
| Не хочется ставить точку в нашем разговоре. Тема красоты – это вечная тема. | Ученик читает стихотворение Николая Заболоцкого «Некрасивая девочка». | |
Приложение
Лист самооценки
| +/- |
1.УМЕНИЕ ОПРЕДЕЛЯТЬ ТЕМУ ПРОИЗВЕДЕНИЯ | |
2.УМЕНИЕ ОПРЕДЕЛЯТЬ ПРОБЛЕМУ, ПОДНЯТУЮ АВТОРОМ В ПРОИЗВЕДЕНИИ | |
3.УМЕНИЕ ДАВАТЬ ХАРАКТЕРИСТИКУ ГЕРОЯМ ПРОИЗВЕДЕНИЯ | |
4.УМЕНИЕ ОБЪЯСНЯТЬ СМЫСЛ НАЗВАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ | |
5.УМЕНИЕ ВИДЕТЬ В ТЕКСТЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО –ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА | |
6.УМЕНИЕ ОПРЕДЕЛЯТЬ РОЛЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО –ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ В ТЕКСТЕ | |
7.УМЕНИЕ ВЫЯВЛЯТЬ АВТОРСКУЮ ПОЗИЦИЮ | |
8.УМЕНИЕ ДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ НА ОСНОВЕ ПРОЧИТАННОГО | |
9.УМЕНИЕ ВЫРАЖАТЬ СОБСТВЕННОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРОБЛЕМАМ, ПОСТАВЛЕННЫМ В ПРОИЗВЕДЕНИИ | |
Общее количество баллов | |
Количество баллов 9 БАЛЛОВ – ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ
5- 8 БАЛЛОВ - ХОРОШИЙ УРОВЕНЬ
3 – 4 БАЛЛОВ – МИНИМААЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
Менее 3 БАЛЛОВ – НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
Раздаточный материал
Группа № 1. Прочитайте рассказ М.Горького «Красавица», выполните следующие задания:
1.Определите тему рассказа. О чём рассказ?
2.Охарактеризуйте героев рассказа.
3.Как вы понимаете смысл названия?
4.Как отвечает автор на вопрос: что есть красота?
5.Какие изобразительно-выразительные средства использует автор? Как они помогают выявить позицию автора?
6.Выскажите своё отношение к проблеме, поставленной автором в произведении.
Индивидуальное задание.
Сопоставьте произведения М.Горького и И.Бунина на основе сходства их проблематики и ответьте на вопрос: В чём сходство позиции писателей?
Раздаточный материал
Группа № 2. Прочитайте рассказ И.Бунина «Красавица», выполните следующие задания:
1.Определите тему рассказа. О чём рассказ?
2.Охарактеризуйте героев рассказа.
3.Как вы понимаете смысл названия?
4.Как отвечает автор на вопрос: что есть красота?
5.Какие изобразительно-выразительные средства использует автор? Как они помогают выявить позицию автора?
6.Выскажите своё отношение к проблеме, поставленной автором в произведении
Раздаточный материал
Группа № 3.Прочитайте афоризмы, выполните следующие задания:
1.Как отвечает автор на вопрос: что есть красота?
2.Какие изобразительно-выразительные средства использует автор? Как они помогают выявить позицию автора?
3.Выскажите своё отношение к проблеме, поставленной автором в произведении.
Афоризмы о красоте
Не может быть красоты в том, в чём нет мудрости.
Этьен Буле, французский архитектор
Красота заставляет сверкать добродетели и краснеть пороки.
Френсис Бэкон, английский учёный-гуманист
Только красота, сочетающаяся со скромностью, имеет право называться красотой.
Мигель Сервантес, испанский писатель
Глупая красота – не красота. Вглядись в тупую красавицу, всмотрись в каждую черту лица, в улыбку её, взгляд – красота её превратится мало-помалу в поразительное безобразное.
Иван Гончаров, русский писатель
Красота души придаёт прелесть даже невзрачному телу, точно так же, как безобразие души кладёт на самое великолепное сложение тела какой-то особенный отпечаток, который возбуждает в нас необъяснимое отвращение.
Готхольд Лессинг, немецкий мыслитель, драматург
Нравственность должна выступать в форме красоты.
Георг Гегель, немецкий философ
Добродетель есть не что иное, как внутренняя красота, красота же – не что иное, как внешняя добродетель.
Френсис Бэкон, английский учёный-гуманист