Конспект занятия по познавательному развитию во второй младшей группе «В мире комнатных растений»
Цель: Закрепить знания детей о комнатных растениях.
Программное содержание:
- Закреплять умение поливать растение из лейки, рыхлить землю в горшке.
-Учить протирать листья влажной тряпочкой, пользоваться опрыскивателем.
- Продолжать формировать у детей интерес к растениям.
-Развивать познавательную активность, внимательность, речь, память.
-Воспитывать бережное отношение к растениям, желание ухаживать за ними.
Материал к занятию:
Комнатные растения: фиалка (цветущая и не цветущая., фикус; Леечка с водой, палочка для рыхления, опрыскиватель для цветов, тряпочка для протирания листьев, молоток игрушечный, ложка; Кукла Машенька; Телефон, белый халат; Заготовки из цветной бумаги, ватман клей, кисти, клеенки.
Предварительная работа: 1) Наблюдения за комнатными растениями, знакомство с способами ухода за цветами.
2) Выполнение детьми трудовых поручений.
Ход занятия.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, к нам в гости пришла Машенька. Машенька, а что у тебя в руках?
Машенька: Да сама даже не знаю, что это такое. Подарили на праздник, сказали, что это цветок. Только вот разве бывают такие цветы? Это больше похоже на обычную траву в горшке. Вот пришла к вам, может, вы мне поможете разобраться, что же это такое? Может и правда цветок такой.
Воспитатель: Машенька, ну конечно, это цветок. Это комнатное растение. Ребята, растут ли сейчас на улице зеленые растения?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Почему не растут?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, растения зеленеют сейчас только в комнате, в тепле. И называются поэтому –комнатными.
Их маленькими сажают в горшочек, за ними ухаживают, а потом они вырастают большими и красивыми. Давайте все вместе покажем, как растут комнатные растения.
Физкультминутка: дети приседают, медленно встают и тянутся вверх, изображая, как растет растение. Потом растение набирает бутончик и распускается цветок. (пальчиковое упражнение «Цветок»)
Вот бутоны,вот цветки
Распускают лепестки.
Повторить 2 раза.
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: Машенька, твой цветок называется фиалка. Ребята, давайте все вместе скажем, как называется Машенькин цветок.
(Фронтальное, индивидуальное, фронтальное закрепление названия комнатного растения.)
Воспитатель: Ну вот, Машенька, запомнила, как называется твое растение?
Машенька: Ну вроде запомнила: фиалка
Воспитатель: Машенька, посмотри, ведь у нас тоже есть фиалка!
(на стол ставится цветущая фиалка)
Машенька: - Но, это же совсем другое растение. Вон на нем цветочки есть, а на моем нет.
Воспитатель: - ребята, давайте все вместе внимательно посмотрим на эти два растения. Посмотрим на их листочки: одинаковые у них листочки или разные?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: - Вот видишь, Машенька, это тоже фиалка, просто на ней уже появились цветы.
Машенька: - А моя фиалка тоже будет цвести?
Воспитатель: - ну, конечно, Машенька. Просто за ним надо правильно ухаживать. Наши ребятки тебе сейчас об этом расскажут. Ребята, как надо ухаживать за растением, чтобы оно росло большим, красивым, чтобы на нем появились цветы?
Дети отвечают, что растение надо поливать.
Воспитатель: Извините,пожалуйста! У меня срочный звонок! Кто говорит? Ой,здравствуйте уважаемый, Доктор Айболит. Внимательно слушаю! Да-да,обязательно передам!
Воспитатель пересказывает разговор с Доктором Айболитом, который позвонил и напомнил о том, как правильно ухаживать за цветами, чтобы они не болели.
Дети переходят в «больницу для комнатных растений»
Опыт:
Воспитатель показывает, какие цветы надо протирать от пыли влажной тряпочкой, какие – опрыскивать. Знакомит с новым инструментом – опрыскивателем. Дети пробуют сами.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что почва в одном горшке твердая, плотная.
-Что делать? Есть секретное оружие от твердой почвы! Рыхлитель!
Воспитатель показывает новый инструмент, демонстрирует, как им пользоваться.
Демонстрирует, как правильно поливать, напоминает, что много воды не нужно лить. Дети называют знакомый инструмент-лейку.
Проводится индивидуальное участие в уходе за комнатными растениями, по схемам, которые показывает воспитатель.
Машенька: - я буду стараться, ухаживать за моим цветочком. Ой, только я опять забыла, как называется мой цветок.
Воспитатель: - Ребята, давайте все вместе напомним Машеньке, как называется ее цветок.
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: - Ну, что, Машенька, теперь запомнила как называется твой цветок?
Машенька: - Вроде запомнила – фиалка. Ну, я побегу, буду свой цветок поливать, землю рыхлить. Спасибо вам, ребятки.
Машенька прощается с ребятами, уходит.
Итог занятия: - Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили? Кто приходил к нам в гости? Что Машенька нам принесла? Как называется ее цветок? (Дети отвечают) Как вы думаете, Машеньке понравилось у нас?
Дидактическая игра «Что лишнее»