Внеклассное занятие для начальных классов.
«Вежливость – самая необходимая черта человека»
Цели: способствовать нравственному развитию личности учащихся.
Задачи:
– продолжить знакомить детей с понятием «вежливость», «доброта», показать необходимость употребления в речи “вежливых” слов;
– развивать память, внимание, воображение, речь учащихся, расширить кругозор учащихся, способствовать развитию умения сравнивать, анализировать, делать выводы;
– воспитывать культуру общения, формировать уважение и доброжелательное отношение к людям.
Оборудование:плакаты с вежливыми словами, солнышки, тучки.
Ход занятия.
Учитель: Ребята, мы сегодня с вами вспомним правила «вежливости», «доброты», потренируемся употреблять вежливые слова.
В класс вбегает девочка.
Девочка: Эй, пустите меня, пустите!
А что вы здесь собрались?
Учитель: Здравствуй, девочка. Почему ты не здороваешься? Как тебя зовут?
Я – Пеппи. Приветик всем!
Учитель: А мы – гимназисты, наша гимназия – это большая страна Вежливости и Доброты.
Девочка: Какой еще Вежливости?
Какой еще доброты?
Учитель: Доброта, вежливость, дружба... Что означают эти слова?
Сергей Ожегов дал такое определение этим словам:
«Доброта — это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».
«Вежливость — соблюдение правил приличия».
«Дружба — близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов».
Девочка: Ой, какие вы умные!
Учитель: Да, наши ребята много знают о дружбе, и добрых словах.
Ах, как нам добрые слова нужны.
Не раз мы в этом убеждались сами.
А может не слова — дела важны?
Дела — делами, а слова — словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час
Когда они другим необходимы.
Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече
«Добрый день» и «Добрый вечер».
И не зря ведь есть у нас
Пожелание «В добрый час».
Доброта — она от века
Украшенье человека…
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда
Девочка: Может вы еще расскажите, когда ваши слова говорить надо?
Учитель: Конечно, ребята, которые живут на улице Вежливости все об этом знают.
Вежливые слова
Вежливость проявляется прежде всего в словах, а также в тоне, которым они сказаны.
Со взрослыми надо здороваться первым. Если тебе оказали услугу, что-то дали, надо сказать «спасибо». А в ответ, когда говорят «спасибо» тебе, отвечай «пожалуйста». «Пожалуйста» говорят и тогда, когда обращаются с просьбой.
Когда идешь спать, пожелай всем «спокойной ночи». Выходя из-за стола, поблагодари родителей. Не забудь похвалить за заботливо приготовленную пищу.
Если надо обратиться ко взрослым, которые разговаривают, скажи «извините, пожалуйста» и только после этого изложи свою просьбу.
Когда просишь о чем-нибудь, не забудь также слова: «Прошу Вас …» или «Я хочу попросить у Вас …».
Если нечаянно толкнул кого-то, сделал какую-то неловкость, надо извиниться («Извините, пожалуйста», «Простите меня, пожалуйста»).
Уходя, надо прощаться («До свидания», «Всего хорошего»). Очень важно, каким тоном ты говоришь, как обращаешься к человеку, смотришь ли на него, когда с ним разговариваешь. Вежливые слова, сказанные грубо, небрежно, перестают быть вежливыми, тем более если их говорят, отвернувшись от того, кому они адресованы.
Сценка
Учитель: Почему ребята ушли? Что неправильно сделала Рита?
Девочка: Рита поступила правильно, это гости ее какие-то невоспитанные попались.
Учитель: Все так думают?
Девочка: Ну ладно,ладно, может она бы их тортом вкусным угостила, они бы и перестали дуться.
Учитель: А как вести себя за столом ты знаешь?
Девочка: А что тут знать? Налил чай и пей.
Учитель: Ребята, живущие в переулке Гостеприимном расскажут как вести себя за столом.
Дети рассказывают.
Поведение за столом
Садиться за стол можно с чистыми руками. Сидеть надо прямо, не раскачиваясь, не прислоняться к спинке стула. Локти на стол не кладут.
Салфетка служит для того, чтобы вытирать руки и рот во время еды.
Нельзя разговаривать с полным ртом: можно поперхнуться, да и речь будет невнятной, непонятной.
Нельзя долго сидеть за столом, выбегать из-за стола во время еды.
Есть следует так, чтобы не было неприятно сидеть рядом с тобой. Выходя из-за стола, скажи «спасибо».
Учитель: Тебе понятно, как нужно принимать гостей и вести себя за столом?
Игра «Вежливо-невежливо»
Поздороваться при встрече?
Толкнуть и не извиниться?
Помочь поднять упавшую вещь?
Не снять шапку, когда заходишь в школу?
Говорить "Спасибо" за подарок?
Громко разговаривать?
Перебивать во время разговора?
Обозвать обидным словом соседа?
Извиниться за вынужденное опоздание?
Уйти и не попрощаться?
Помогать родителям?
Не уступить место старшим в автобусе?
Бегать по коридорам, сбивая всех с ног?
Стихотворение «Друзья» (читают по ролям 3 ученика)
Кто кого обидел первым?
Он меня...
Нет, он меня...
Кто кого обидел первым?
Он меня...
Нет, он меня...
Вы же раньше так дружили.
Я дружил!
И я дружил!
Что же вы не поделили?
Я забыл.
И я забыл.
Учитель: Ребята, кого можно назвать настоящим другом?
Свободные ответы детей.
Отношения со взрослыми и сверстниками
Культурный человек всегда приветлив, вежлив со всеми, знакомыми и незнакомыми. Если к тебе обращаются с вопросом (как пройти, где аптека и т.д.), постарайся ответить достаточно громко, понятно. Если не можешь ничем помочь, вежливо объясни это.
Когда тебе самому надо обратиться с вопросом, пользуйся «вежливыми» словами: «Скажите, пожалуйста …».
Разговаривая со взрослыми, не держи руки в карманах, держись прямо.
Встречая на улице знакомых, поздоровайся приветливо, ответь на вопросы, если они будут.
Здоровайся с ребятами при встрече, называй их по имени, сам не знаешь имени, спроси, назови себя.
Нехорошо звать товарищей по кличке, дразнить ребят. Если видишь, что товарищ нуждается в помощи, помоги ему. Если помогли тебе, поблагодари. «Вежливые» слова следует говорить не только взрослым, но и своим товарищам.
3-4мин
- Ну вот, пришло время прощаться.
- Мне бы хотелось узнать, ребята, с каким настроением вы уходите с сегодняшнего занятия.
- Я хочу, чтобы вы сами дали оценку нашему занятию. Перед вами лежат солнышки и тучки.
- Кому было интересно на занятии, кто узнал много нового и интересного, у кого хорошее настроение поднимите солнышко, а кто скучал на занятии, кому было неинтересно - поднимите тучку.
- На этом наше занятие окончено. Спасибо за внимание! До новых встреч!