Правовая викторина
«Права для человека, человек для права»
для воспитанников 8 – 11 классов
Какое определение соответствует понятию «права человека»:
А) это законы, по которым живет человек;
Б) это охраняемая государством естественная возможность что-то делать, осуществлять;
В) это те нормы, которые человек придумал для себя?
Свобода человека – это:
А) возможность делать абсолютно всё, что хочется;
Б) это отсутствие каких либо ограничений, стеснений в чём либо;
В) это возможность делать что-то «от сих до сих», не запрещенное законом.
3. День прав человека отмечается во всём мире:
А) 1 мая;
Б) 1 июня;
В) 10 декабря?
4. Кому принадлежат слова о том, что мировая гармония не стоит ни одной слезы ребенка:
А) А.П. Чехову;
Б) М. Горькому;
В) Ф.М. Достоевскому?
5. В каком году Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка:
А) в 1966 г.;
Б) в 1982 г.;
В) в 1989 г.?
6. В чем заключается значение Конвенции о правах ребенка:
А) в ней права ребенка приобретают силу норм международного права;
Б) она является обязательной на будущее;
В) она впервые описывает права ребенка?
7. Какие различия могут обусловить неодинаковое использование детьми своих прав:
А) национальная принадлежность;
Б) состояние здоровья;
В) нет таких различий?
8. Что такое гражданство:
А) почетное звание, присвоенное за особые заслуги;
Б) обозначение принадлежности к определенному слою общества;
В) устойчивая правовая и политическая связь человека с государством?
9. Где дети имеют право свободно выражать свое мнение:
А) только в семье;
Б) среди своих друзей;
В) во всех сферах жизни и деятельности?
10. Являются ли постоянные споры с учителем проявлением свободы выражения мнений учащегося:
А) Да;
Б) Нет;
В) все зависит от страны, культуры, конкретного законодательства?
11. Согласно ст. 13 Конвенции о правах ребенка осуществление права свободно выражать своё мнение может подвергаться некоторым ограничениям в случае:
А) нежелания взрослых выслушивать несовершеннолетних;
Б) необходимости уважения прав и репутации других лиц;
В) плохой успеваемости учащихся.
12. Для несовершеннолетних в возрасте от 16 до 18 лет в РФ установлена сокращенная продолжительность рабочего времени:
А) 24 ч в неделю;
Б) 36 ч в неделю;
В) 38 ч в неделю.
13. В чём выражается эксплуатация детского труда:
А) в том, что дети убирают свою комнату;
Б) в том, что детей заставляют работать как взрослых, а платят меньше;
В) в том, что детям не выдают зарплату?
14. Государство должно защищать ребенка от экономической эксплуатации и работы:
А) которая не указана в специальных справочниках;
Б) которая мешает образованию и вредит здоровью;
В) которая не соответствует интересам и склонностям ребенка.
15. О чем нужно помнить детям, если они сталкиваются с попытками их эксплуатировать:
А) о том, что есть правительство, которое их защитит;
Б) о том, что существует трудовое законодательство;
В) о том, что труд облагораживает человека?
16. Куда следует обращаться в случае нарушения трудового законодательства:
А) в профессиональный союз;
Б) в полицию;
В) в суд?
17. Отметьте особенности уголовного наказания несовершеннолетних в РФ:
А) недопустимость смертной казни;
Б) недопустимость исправительных работ;
В) недопустимость лишения свободы на срок более 10 лет.
18. Дети должны содержаться под стражей в случае совершения правонарушения:
А) вместе со взрослыми;
Б)отдельно от взрослых;
В) это не имеет существенного значения.
19. Основные положения прав человека в российском законодательстве представлены:
А) в Декларации прав человека и гражданина;
Б) в Меморандуме о правах человека;
В) в Конституции РФ.
20. Какой международный документ имеет характер рекомендаций, не обладает юридической силой:
А) декларация;
Б) конвенция;
В) пакт?
21. Какие международные договоры имеют обязательную силу для государств, подписавших их?
А) декларация;
Б) конвенция;
В) пакт?
22. Какое действие противоречит принципу презумпции невиновности:
А) наказание по суду человека, совершившего преступление;
Б) название человека преступником до приговора суда;
В) название человека преступником после приговора суда?
23. Писатель Фазиль Искандер назвал «пульсацией Бога внутри нас»:
А) религиозные убеждения;
Б) страх перед Божьей карой;
В) совесть.