Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Кадетская морская школа-интернат имени Героя Советского Союза М.И.Гаджиева"
Внеклассное мероприятие в 7 классе
«Математический морской бой»
Провела: Шамсудинова А. М.
учитель математики
МБОУ "Кадетская морская школа-интернат"
Цели игры:
- развитие математических способностей, сообразительности, любознательности, логического мышления;
- развитие и укрепление интереса к математике, расширение кругозора учащихся, повышение уровня их математической культуры;
- развитие коммуникационных способностей, уверенности и раскованности в общении;
- воспитание ответственного отношения к коллективной деятельности.
Оборудование: компьютер; мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация игры, магнитные карточки с изображением корабля, таблички для названия команд (на столах).
Ход игры
Учитель: Ребята, я рада приветствовать вас на игре «Морской бой». Эта игра названа так потому, что пройдет она по правилам известной детской игры «Морской бой». У этой игры простые правила (учитель объясняет правила игры).
Правила игры
Данная игра – обычный «Морской бой». На игровом поле находятся корабли: 4 однопалубных, 3 двухпалубных, 2 трёхпалубных и 1 четырёхпалубный. Корабли на игровом поле расположены вертикально или горизонтально, без изломов, пересечений и не касаются друг друга. Также на игровом поле находятся клеточки с буквами «А», «Г», «ЛЗ», «Ан», «Ч». Каждая буква соответствует определённой теме: «А» - алгебра, «Г» - геометрия, «ЛЗ» - логические задачи, «Ан» - анаграммы, «Ч» - числа.
Перед началом игры учащиеся, желающие принять в ней участие, делятся на две сборные команды.
Команды придумывают себе название и записывают его на табличках, которые заранее приготовлены на столах. Учитель записывает названия команд в таблицу фиксирования результатов игры, заранее заготовленную на классной доске.
В столбцах таблицы ассистент учителя будет фиксировать баллы, набранные командами по ходу игры, а также крепить магнитные карточки с изображением корабля, в случае уничтожения корабля «противника».
Команда называет координаты на игровом поле (например А2, В7, К9 и т.д.). Если команда попадает на пустую клеточку, то ход переходит к другой команде; если на клеточку, на которой находится корабль, то команда получает 2 очка и право хода остаётся у неё; если на клеточку с буквой, то команда должна дать правильный ответ на вопрос по тому предмету, которому соответствует буква. При правильном ответе на вопрос команда получает 2 очка и право следующего хода. При неправильном ответе или отсутствии ответа ход переходит к следующей команде, при этом если какая-либо команда знает ответ на вопрос, то она может заработать себе дополнительно 1 очко.
Игра длится до тех пор, пока не будут сбиты все корабли или не закончится время игры. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество очков.
Вопросы
Алгебра
Б1: Как называется график квадратной функции? (парабола)
Ж1: Зависимая переменная величина? (функция)
Д2: Равенство, справедливое при всех допустимых значениях переменных? (тождество)
З3: Как называется отрезок, соединяющий две точки окружности? (хорда)
А4: Абсолютная величина числа? (модуль)
В5: Первая координата точки? (абсцисса)
К5: Как называется знак корня? (радикал)
Е6: Корень уравнения – это… (значение переменной, которое преобразует это уравнение в правильное числовое равенство)
Ж7: Как называется сотая часть числа? (процент)
Б8: Назовите формулу дискриминанта квадратного уравнения. (D = b2 – 4ac)
Г9: Что называется многочленом? (сумма одночленов)
И10: Равенство с переменной? ( уравнение)
Геометрия
В1: Сколько вершин имеет куб? ( 8 )
Д3: Прямоугольник с равными сторонами? (квадрат)
Ж4: Луч, который делит угол пополам? (биссектриса)
А5: Большая сторона прямоугольного треугольника? (гипотенуза)
И6: Угол меньше прямого? (острый)
В7: Половина диаметра? (радиус)
Е8: Отрезок, который соединяет две точки окружности? (хорда)
Ж10: Граница круга? (окружность)
Логические задачи
И1: Известно, что в январе четыре пятницы и четыре понедельника. На какой день недели приходится 1 января? (на вторник)
А2: Башенные часы отбивают три удара за 12 с. В течение какого времени они пробьют шесть ударов? (30 с, интервал между двумя последовательными ударами составляет 6 с)
Г3: Федя всегда говорит правду, а Вадим всегда лжет. Какой вопрос надо им задать, чтобы они дали на него одинаковые ответы? (например, «Ты лгун?»)
К4: Барон Мюнхгаузен и его слуга Томас подошли к реке. На берегу они обнаружили лодку, способную перевезти лишь одного человека. Тем не менее они переправились через реку и продолжили путешествие. Могло ли так быть? (подошли с разных сторон)
Д5: Пять мальчиков обменялись рукопожатиями. Сколько всего рукопожатий было? (10)
Б7: Сто рыбаков съедают сто рыбок за сто дней. За сколько дней двести рыбаков съедят двести рыбок? (за 100)
И8: Назовите 5 дней недели, не называя ни числа, ни названия этих дней (позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)
В9: Ребята пилят бревно на метровые куски. Отпиливание одного такого куска занимает одну минуту. За какое время они распилят бревно длиной 5 метров? (4 мин)
Анаграммы
З2: ЩАПДЬЛО (площадь)
Б3: ЦИЯПЕТРА (трапеция)
Г4: ТНИКГОЛЬРЕУ (треугольник)
Ж5: МАОТЕРЕ (теорема)
Д7: НИЕЛЕДЕ (деление)
В8: ЧАДАЗА (задача)
И9: ТИМАКАМАТЕ (математика)
А10: СИОМААК (аксиома)
Числа
Е1: Ноль принадлежит к множеству каких чисел? (целых)
И3: Что такое натуральные числа? (числа, которыми пользуются при счете)
Б4: Какое число делится на все числа без остатка? (нуль)
Е4: Во сколько раз увеличивается двузначное число, если справа к нему приписать такое же число? (в 101 раз)
В6: У народов какой страны арабы позаимствовали современные цифры? (Индия)
З6: Назовите число, в котором столько же цифр, сколько букв в его названии? (100)
Ж8: Даны два числа. Если в большем числе отбросить справа один нуль, то числа будут одинаковыми. При этом сумма этих двух чисел равняется 165. Назовите эти числа. (150 и 15)
Д10: Что больше: сумма всех чисел или их произведение? (сумма)
Игровое поле
| А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К |
1 | | | | | | | | | | |
2 | | | | | | | | | | |
3 | | | | | | | | | | |
4 | | | | | | | | | | |
5 | | | | | | | | | | |
6 | | | | | | | | | | |
7 | | | | | | | | | | |
8 | | | | | | | | | | |
9 | | | | | | | | | | |
10 | | | | | | | | | | |
Игровое поле
| А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К |
1 | | А | Г | | | Ч | А | | ЛЗ | |
2 | ЛЗ | | | | А | | | Ан | | |
3 | | Ан | | ЛЗ | Г | | | А | Ч | |
4 | А | Ч | | Ан | | Ч | Г | | | ЛЗ |
5 | Г | | А | | ЛЗ | | Ан | | | А |
6 | | | Ч | | | А | | Ч | Г | |
7 | | ЛЗ | Г | | Ан | | А | | | |
8 | | А | Ан | | | Г | Ч | | ЛЗ | |
9 | | | ЛЗ | А | | | | | Ан | |
10 | Ан | | | | Ч | | Г | | А | |