Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5 Трунов-
ского муниципального района Ставропольского края
РАССМОТРЕНО
на заседании педсовета
Протокол №1
от 9 августа 2017 года
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по BP _____________ Г.П.Власенко
8 августа 2017 г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Занимательная химия»
Направление деятельности: общеинтеллектуальное
Возраст школьников: 15 лет
Количество часов по учебному плану: всего 35 часов в год;
1 час в неделю
Рабочую программу составила: учитель биологии и химии высшей категории Плужник Валентина Григорьевна
с. Подлесное, 2017
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ СШ №1 р.п. Кузоватово
СБ. Михайлова
Приказ Щ126 от9августа2017г.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная химия», составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС ООО). Элективный курс рассчитан на 35 часа, рекомендован для учащихся 8 - 9 классов.
Данный курс направлен на развитие общей культуры учащихся, расширение и углубление предметных знаний по химии, на развитие общеучебных приемов интеллектуальной деятельности и познавательной активности; предназначен для ознакомления учащихся с дополнительными знаниями по химии. В процессе занятий предполагается приобретение учащимися опыта поиска информации, совершенствование умений подготовки сообщений по предлагаемым проблемам.
На занятиях выполняется ряд практических работ, направленных на развитие познавательного интереса у учащихся к предмету химии.
Данная программа реализует общеинтеллектуальное направление во вне- урочной деятельности. Внеурочная деятельность в 8- 9 классе по курсу «Занима- тельная химия» нацелена:
на расширение кругозора школьников
развитие мыслительных процессов, склонностей, способностей учащихся:
формирования умения самостоятельно получать знания;
воспитание любознательности, интереса к химии;
оказание помощи в выборе профиля дальнейшего образования.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
в направлении личностного развития: формирование представлений о химии как науки о веществах;
в метапредметном направлении формирование общих способов интеллектуальной деятельности;
в предметном направлении:
включение обучающихся в проектную и исследовательскую деятельность;
выработка навыков безопасного и грамотного обращения с веществами;
Личностные:
формирование ответственного отношения к учению, способности обучающихся к саморазвитию, самообучению на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению индивидуальной траектории образования;
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
формирование коммуникативных компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками педагогами;
формирование универсальных учебных действий, развитие творческого мышления учащихся.
Метапредметные результаты:
Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы,
проводить эксперименты, описывать и анализировать полученные данные, делать выводы из исследования;
Умение организовывать совместную деятельность в рамках учебного сотрудничества, работать индивидуально и в группе;
Формирование умений работать с различными источниками информации: печатными изданиями, научно -популярной литературой, справочниками, ЭОР, формирование ИКТ- компетенции.
Предметные:
Формирование знаний о роли химии в решении жизненно важных вопросов, позволяющих осознать процессы в окружающем нас мире;
Овладение учащимися методами химической науки (наблюдение, описание процессов, постановка экспериментов и объяснение их результатов.
Содержание курса внеурочной деятельности
Вещества и материалы в нашем доме (14)
История развития бытовой химии. Удивительные свойства воды. Вода в природе, быту, производстве. Соли в быту, их многообразие, свойства, применение. Строительные материалы и их использование при ремонте жилых помещений. История создания спичек, виды спичек, вещества в их составе.
Канцелярские принадлежности глазами химика. История создания материалов для письма: папирус, пергамент, бумага. Графитовые карандаши, чернила, краски. Мыла и синтетические моющие средства (СМС). Чистящие препараты и пятновыводители. Клеи, их состав и действие на разные материалы.
Средства бытовой химии в доме и техника безопасности при работе с ними.
Демонстрации
1. Физические свойства солей, используемые в быту.
2. Фильтрование загрязненной воды и показ ее прозрачности.
3. Образцы природных и искусственных строительных материалов.
4. Различные виды спичек.
5. Чернила для тайнописи.
6. Получение мыла.
7. Чистящие средства, пятновыводители и клеи.
Лабораторные опыты
1.Жесткость воды и способы ее устранения в домашних условиях. Удаление накипи с внутренней поверхности эмалированной посуды.
2. Рассмотрение кристаллов солей с помощью лупы.
3. Распознавание солей по характерным свойствам.
4 Затвердевание цемента при смешивании с водой.
5. Сравнение мыла и СМС по образованию пены. Подбор СМС, подходящих для определенного вида ткани и загрязнения.
6. Подбор средств для выведения пятен жира, ржавчины, фруктового сока с тканей.
7. Подбор клеев по справочной таблице для склеивания различных материалов.
Практические работы
1. Как подобрать необходимые СМС для стирки в домашних условиях.
2. Удаление пятен с ткани с помощью предложенных чистящих средств.
3. Приготовление клея и склеивание двух одинаковых и двух разных материалов.
Тема II
Геохимические циклы в природе: вечное движение химических элементов на Земле (6)
Предмет геохимии. Оболочка Земли. Химический состав земных сфер. Процессы рассеяния вещества в жидкостях, газах, в твердых телах. Вода - необходимое условие всех природных химических процессов. Геохимические процессы в океане. Круговороты углекислого газа, азота, кислорода.
Биогенные элементы - связующее звено между живой и неживой природой.
Демонстрации
1. Горные породы и минералы.
2. Растворение в воде солей, газов( углекислого газа, аммиака).
3. Обнаружение кислорода, выделяемого зеленым растением на свету.
Лабораторные опыты
1. Взаимодействие оксида углерода(4) с гидроксидом кальция в растворе.
2. Получение гидрокарбоната кальция и разложение его при нагревании.
3. Обнаружение карбонатов в горных породах.
Тема III
Химия - наука экспериментальная (14ч.)
Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности
Правила безопасной работы в кабинете химии, изучение правил техники безопасности и оказания первой помощи, использование противопожарных сред-
ств защиты. Игра по технике безопасности.
Знакомство с лабораторным оборудованием. Ознакомление учащихся с классификацией и требованиями, предъявляемыми к хранению лабораторного оборудования, изучение технических средств обучения, предметов лабораторного оборудования. Техника демонстрации опытов (на примерах одного - двух занимательных опытов).
Практическая работа. Ознакомление с техникой выполнения общих практических операций наливание жидкостей, перемешивание и растворение твердых веществ в воде.
Нагревательные приборы и пользование ими. Знакомство с правилами пользования нагревательных приборов: плитки, спиртовки, газовой горелки, водяной бани, сушильного шкафа. Нагревание и прокаливание. .
Практическая работа. Использование нагревательных приборов. Изготовление спиртовки из подручного материала.
Взвешивание, фильтрование и перегонка. Ознакомление учащихся с приемами взвешивания и фильтрования, изучение процессов перегонки. Очистка веществ от примесей
Практическая работа
1. Изготовление простейших фильтров из подручных средств. Разделение неоднородных смесей.
2.Перегонка воды
Химические реакции вокруг нас. Показ демонстрационных опытов.
"Вулкан" на столе
"Зелёный огонь"
"Вода-катализатор"
«Звездный дождь»
Разноцветное пламя
Вода зажигает бумагу.
Практикум-исследование «Моющие средства для посуды»
Работа с этикеткой.
Опыт 1. Определение кислотности.
Опыт 2. Определение мылкости.
Опыт 3. Смываемость со стакана.
Анкетирование.
Социологический опрос.
Практикум - исследование «Чипсы».
Выступление ученика с докладом «Пагубное влияние чипсов на человека».
Работа в группах. Для исследования берется не мене 3 разных упаковок чипсов (лучше, если дети принесут их сами). Все результаты заносятся в таблицу. Определяется объект и предмет исследования. Опыт 1. Работа с этикетками Опыт 2. Изучение физических свойств чипсов:
в "Вода-катализатор"
Практикум"Вода-катализатор"
«Звездный дождь»
Разноцветное пламя
Вода зажигает бумагу.
Далее группы готовят 5 вопросов для социологического опроса учеников школы.
Практикум - исследование «Мороженое»
Выступление ученика с докладом «О пользе и вреде мороженого»
Работа в группах. Для исследования берется не мене 3 разных видов мороженого. Все результаты аналогично заносятся в таблицу. Определяется объект и предмет исследования.
Опыт 1. Работа с этикетками.
Опыт 2. Изучение физических свойств мороженого. Учащиеся могут сами предложить эксперимент.
Опыт 3. Ксантопротеиновая реакция.В пробирку помещают мороженое, добавляют азотную кислоту и нагревают. Появление желтого окрашивания показывает наличие белка (наличие ароматических аминокислот).
Опыт 4. Обнаружение углеводов. В пробирку помещают мороженое, добавляют 1мл. гидроксида натрия и несколько капель сульфата меди (II), перемешивают. Появление ярко-синего окрашивания свидетельствует о наличии многоатомных спиртов. Полученный раствор нагревают на спиртовке. Гидроксид меди (II) при этом восстанавливается до оранжевого CuOH, который затем разлагается до Cu2O красного цвета. В ходе реакции может образоваться и медь («медное зеркало»).
Практикум - исследование «Шоколад»
Выступление ученика с докладом «О пользе и вреде шоколада».
Работа в группах. Для исследования берется не мене 3 разных видов шоколада. Все результаты аналогично заносятся в таблицу. Определяется объект и предмет исследования.
Опыт 1. Работа с этикетками .
Опыт 2. Изучение физических свойств шоколада.
Цвет, запах, вкус, ломкость, растворимость в воде
Обнаружение жиров - разминаем шоколад на бумажной салфетке, наличие жирного пятна указывает на наличие непредельных жиров.
Опыт 3. Обнаружение в шоколаде углеводов. Насыпаем в пробирку тёртый шоколад и приливаем воды. Встряхиваем содержимое пробирки несколько раз и фильтруем. Добавляем к фильтрату 1 мл едкого натра NaOH и 2-3 капли раствора сульфата меди(11) CuSO4. Встряхиваем пробирку. Появляется ярко-синее окрашивание. Такую реакцию даёт сахароза, представляющая собой многоатомный спирт.
Опыт 4. Ксантопротеиновая реакция. Насыпаем в пробирку тёртый шоколад и приливаем 2-3 мл воды. Встряхиваем содержимое пробирки несколько раз и фильтруем. Приливаем к фильтрату, соблюдая осторожность, концентрированную азотную кислоту HNO3. Нагреваем полученную смесь. Наблюдаем жёлтое окрашивание, переходящее в оранжево-жёлтое при добавлении 25%-ного раствора аммиака. Такую реакцию дают остатки ароматических аминокислот, входящие в состав белков шоколада.
Практикум - исследование «Жевательная резинка»
Выступление учеников с докладами: «История жевательной резинки», «Жевательная резинка: беда или тренинг для зубов?»
Работа в группах.
Опыт 1. Работа с этикетками.
Опыт 2. Изучение физических свойств:
Проверка на растяжимость. Жевательную резинку необходимо хорошо разжевать, затем максимально растянуть и измерить линейкой.
Проверка на долговременность вкуса. В группе ученики одновременно начинают жевать разные жевательные резинки, и засекают время пока вкус не пройдет.
Опыт 3. Наличие красителей.
Жевательную резинку нарезают кусочками и опускают в воду. Перемешивают. При наличии красителей, вода окрашивается.
Опыт 4. Определение кислотности.
В пробирки из опыта 3 помещают универсальную индикаторную бумажку. По результатам окрашивания определяют среду.
Опыт 5. Обнаружение подсластителей. В пробирку помещают порезанную жевательную резинку и приливают 5 мл 96 % этилового спирта. Пробирку закрывают пробкой и интенсивно встряхивают в течение 1 мин. Затем смесь фильтруют и в фильтрате определяют присутствие подсластителей (сахарозы, сорбита, ксилита, маннита), являющихся многоатомными спиртами. Для этого к раствору приливают 1 мл раствора NaOH и 1-2 капли раствора CuSO4. Смесь взбалтывают. Появляется характерное ярко-синее окрашивание (качественная реакция на многоатомные спирты).
Тайны воды
Самое необыкновенное вещество - вода. Вода - основа жизни. Аномалии и тайны воды. Изучение воды японским ученым Масару Эмото: умение воды слушать музыку, добрые слова и молитвы, умение отрицательно реагировать на загрязнения, сквернословия, компьютеры и мобильные телефоны. Живая и мертвая вода. Лечимся водой.
Практикум исследование «Газированные напитки»
Выступление ученика с докладом «Влияние газированных напитков на здоровье человека»
Работа в группах. Для исследования берется не мене 3 разных видов напитков. Все результаты аналогично заносятся в таблицу.
Опыт 1. Работа с этикетками
Опыт 2. Обнаружение сахара выпариванием.
Опыт 3. Определение кислотности.
Определяем с помощью универсальной индикаторной бумажки.
Опыт 4. Опыт с куриным мясом
№ п/п | Содержание | Количество часов |
1 | Вещества и материалы в нашем доме | 14 |
2 | Геохимические циклы в природе: вечное движение химических элементов на Земле. | 6 |
3 | Химия - наука экспериментальная | 15 |
Всего: | 35 |
Тематическое планирование (35ч.)
1