СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитание интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рисование занимает особое место в жизни маленького ребенка – в этих занятиях ребенок приобретает опыт творчества, развивает и уточняет свои восприятия, знакомится с окружающим миром, учиться чувствовать и любить красоту, учиться выражать свои эмоции, учиться понимать творчество других людей – и все это легко, радостно в игре.

Просмотр содержимого документа
«Воспитание интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста»

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения

«Кемеровский детский клинический

психоневрологический санаторий «Искорка»»







Воспитание интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста







Подготовила: Щека Л.М., педагог

доп. образования, отд. №1









Кемерово 2020 г

Воспитание интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста


Интерес к рисованию у детей появляется рано. Взрослые рисуют, пишут при детях, и ребенок тянется к карандашу. Рисуют почти все дети. Одни больше, другие меньше. Рисование занимает особое место в жизни маленького ребенка – в этих занятиях ребенок приобретает опыт творчества, развивает и уточняет свои восприятия, знакомится с окружающим миром, учиться чувствовать и любить красоту, учиться выражать свои эмоции, учиться понимать творчество других людей – и все это легко, радостно в игре.

Чтобы малыши не потеряли интереса к рисунку, на занятиях мы знакомимся с простейшими и доступными способами изображения. Сначала мы рисуем карандашами штрихи: «дождик», «водичка льется из леечки», «зернышки для цыплят», потом линии горизонтальные и вертикальные: «нитки к шарам», «дорожки», «лесенки», «заборчики».

Для того, чтобы у детей возникло желание выполнить задание, проводится работа по формированию игровой мотивации. Например, кратко, но убедительно, рассказываю вымышленную историю о проблемах какого-либо игрового персонажа (зайчика, клоуна и т.д.) и побуждаю им помочь.

Главное – вызвать доброе отношение к игровым персонажам, желание помогать им. Важно обязательно узнать хотят ли дети помочь сказочному герою, только после утвердительного ответа продолжаю занятие. Например, коллективная работа по аппликации «Царство грибов» дети помогают старичку - Лесовичку собрать полную корзину грибов (вырезать и наклеить).

При этом игровые действия можно совершать даже по ходу создания рисунка. Нарисовал ребенок несколько ступенек – зайчик забрался на них, но, к сожалению, еще не видит маму. Надо еще выше лесенку сделать. Осуществляя промежуточное игровое действие, отдохнет рука ребенка, и малыш получит дополнительное побуждение к продолжению работы.
Для того чтобы ребята активно включились в работу по созданию изображения, объясняю, что для персонажа необходим именно тот предмет, который предстоит нарисовать. Например, чтобы котенок не плакал, нужно нарисовать ему клубочки для игры. Получается, что с одной стороны дети играют, а с другой действуют не «понарошку», а реально трудятся, накладывая один виток за другим. Маленькому ребенку, как и любому человеку, нужно знать, что он трудится не напрасно, и то, что он делает кому-то необходимо. Поэтому очень важна оценка детских работ именно тем персонажем, помощь которому дети решили. Зайчата поблагодарили детей за лесенку, цыплята довольные и сытые, ведь их накормили малыши, а котенок улыбается, потому что наигрался с клубочками.

Каждая работа оценивается только положительно, корректные замечания возможны только во время работы, иногда исходящие от игрового персонажа. Важным моментом в конце занятия является настроение ребенка, его эмоциональное состояние.

На своих занятиях также использую художественное слово. Короткие стихотворения, произведения фольклора помогают эмоционально воспринимать игровые образы, вызывают у детей чувство радости, удовольствия. Художественное слово способно активизировать детей, вызвать у них желание ритмично действовать рукой во время рисования.

Большое внимание в своей работе уделяю приобретению детьми сенсорного опыта. Здесь внимание направлено на получение детьми впечатлений от цветового пространства. Это, во-первых, разные фоны. Во-вторых, это разнообразные формы бумаги: квадрат, круг, полоса, различные силуэты, в зависимости от изображаемого объекта. И, в-третьих, это разные по цвету краски, карандаши. Для закрепления сенсорного опыта проводим с малышами дидактические игры. Они помогают лучше познакомить детей с формой, цветом и величиной: «Грибочки, по местам», «Подбери чашку к блюдцу по цвету» и т.д.

Все дети любят рисовать. Творчество для них - это отражение душевной работы. Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно, открывая перед ним новые возможности. Однако рисование карандашами, кистью и красками требует от ребенка высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков рисования предметов и знания приемов рисования, а также приемов работы с различными красками. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку получаемый в результате его усилий рисунок получается непривлекательным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить. Для успешного обучения детей рисованию использую нетрадиционные техники.

Чем же хороши нетрадиционные техники? Для работы во многих из них не требуется владение привычными инструментами – не нужны кисти и карандаши. Оригинальное, нетрадиционное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов.

Приобретая соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и таким образом преодолевая страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы с кистью и красками, будет беспрепятственно переходить к обучению технике рисования. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка

Дети воспринимают художественные занятия, как новый, необычный и интересный опыт. Их, по началу, мало интересует результат, а интересен сам процесс. Тем не менее, даже совсем крошки способны понять, по-своему оценить прекрасное и готовы создать собственное произведение искусства.

Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования использую особенные техники и приемы.

Так, для детей младшего дошкольного возраста при рисовании уместно использовать технику «рисование руками» (ладонью, ребром ладони, кулаком, пальцами), оттиск печатями из картофеля.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:

  • тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном;

  • печать пробками;

  • восковые мелки + акварель;

  • отпечатки листьев;

  • рисунки из ладошки;

  • рисование ватными палочками;

  • волшебные веревочки (ниткография).

А в старшем дошкольном возрасте дети осваивают еще более трудные методы и техники:

  • рисование мыльными пузырями;

  • рисование мятой бумагой;

  • кляксография с трубочкой;

  • печать по трафарету;

  • монотипия предметная;

  • кляксография обычная;

  • пластилинография.

Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:

  • мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

  • пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

  • внимания и усидчивости;

  • мышления;

  • изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;

  • кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.

Занимаясь с детьми рисованием, стараюсь вкладывать в свою работу фантазию, изобретательность и выдумку. Для возникновения интереса и развития изобразительной деятельности ребенка созданы все условия:

  • обеспеченность детей материалом;

  • рассматриваем с ними иллюстрации в книгах, предметные картинки;

  • рисую на глазах у детей простейшие изображения;

  • часто хвалю малышей, радуюсь и удивляюсь тому, что у него получилось, внушая и поддерживая веру ребенка в свои силы;

  • учу простейшим способам изображения, способам действия с материалом.

Таким образом, необходимыми условиями воспитания интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста являются творческий подход к организации занятий с детьми и к использованию разнообразных методов и приемов работы в этом направлении.