II. Актуализация знаний. | Начнем с небольшого опроса, чтобы проверить, как хорошо вы усвоили материал по предыдущий материал. – Что называется местоимением? (на этот же вопрос отвечает несколько учеников)
– Как изменяются местоимения? (на этот же вопрос отвечает несколько учеников)
– Какими членами предложения могут быть местоимения? (на этот же вопрос отвечает несколько учеников)
- А теперь попробуйте дать полное определение того, что называют местоимением.
– Когда к личным местоимениям 3-го лица прибавляется Н?
Хорошо, а теперь проверим, как хорошо вы научились определять падеж у личных местоимений. Ученикам раздаются карточки. Они их подписывают и выполняют задание. (Раздаются карточки) |
Местоимение – это часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.
Местоимения изменяются по падежам. Есть местоимения, которые, изменяются по родам и числам.
В предложении местоимения обычно бывают подлежащими, дополнениями и определениями.
Местоимение – это часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их. Местоимения изменяются по падежам. Есть местоимения, которые, изменяются по родам и числам.В предложении местоимения обычно бывают подлежащими, дополнениями и определениями.
После предлогов у местоимений 3-го лица появляется Н – у него, возле них, около неё.
Ученики выполняют задание на карточках |
III. Введение в тему урока. | Теперь открываем свои тетради. Записываем число, классная работа. Давайте с вами запишем предложение. Вы в тетрадях, а Катя на доске. Крупные снежинки закружились в воздухе, и они превратились в большие мохнатые хлопья. Объясни постановку знаков препинания. Хорошо, составьте схему предложения. Найдите местоимение и определите его разряд. Определите синтаксическую роль местоимения.
|
Катя выходит к доске.
Я поставила запятую, потому что здесь 2 грам. основы. [ ], и [ ]. Мест. они –личное. Местоимение они в предложении является подлежащим, связывает два простых предложения в составе сложного. |
IV. Открытие нового знания. | А теперь разберите по составу глаголы данного предложения.
Какая начальная форма у этих глаголов? Что такое –сь(ся) ? Что обозначает суффикс –СЯ?
Хорошо, местоимение, с которым мы сегодня познакомимся очень себялюбивое и живет в одиночестве. А называется оно так же как глаголы с суффиксом –ся. Каково тема нашего урока? Так, кто еще как думает? Молодец, Снежана. Итак, тема нашего урока возвратное местоимение себя. | Закружились, превратились(глаголы разбираются по составу учеником у доски) Закружиться, превратиться Это суффиксы. Возвратность глагола. Это действие, которое переходит на себя. Грамматическая примета – постфикс –СЯ(СЬ).
Возвратные местоимения.
Возвратное местоимение, потому что оно одно. |
V. Чтение правила. | Откройте учебники на странице 69 и прочитайте правило. Что вы узнали об этом местоимении? Хорошо, давайте составим с вами схему нашего одинокого местоимения. род СЕБЯ число И.п. Верная схема? Почему нет?
Хорошо, молодцы, зачеркиваем. род СЕБЯ число И.п. | Ученики читают правило.
У него нет И.п, рода и числа.
Нет. Потому что у этого местоимения нет И.п., рода и числа, нужно зачеркнуть их. |
VI. Развитие учебно-языковых и речевых умений. | Упражнение 445 на странице 70. Прочитаем задание. Сколько раз повторяется местоимение себя? В каком падеже стоит это местоимение? Хорошо, кто такой питон? А почему он пишется с большой буквы?
Хорошо, а теперь давайте попробуем посмотреть, как будет выглядеть местоимение себя в других падежах. К доске выходит один человек, а вы записываете в тетрадочках склонение местоимения себя. У доски поработает Никита. Проверяем.
Все согласны в Никитой? Хорошо. Все верно. Теперь попробуем применить эти знания на практике. Упражнение 446. (не забудьте, что в тексте у вас стоит цифра 3). Проверяем. Первое предложение разберет Леша.
Хорошо, дальше Лера.
Хорошо, следующий Даня. Так, Даня, в твоем предложении над словом шутки стоит цифра 3, так что выходи к доске и разбирай это слово. Какой разбор тебе предстоит сделать?
Пока Даня работает у доски. Проверяем следующее предложение. Семен, пожалуйста.
Хорошо, теперь давайте проверим Даню.
Ты молодец. Все верно. Сейчас я раздам вам карточки. Но для начала, скажите, что такое фразеологизм? Хотя наше местоимение живет одно в своем разряде, оно очень знаменитое. Оно входит в состав многих фразеологизмов. Ваша задача своими словами объяснить значение фразеологизмов с местоимением себя. Это будет вам небольшая подсказка к домашней работе. | Ученики читают задание.
4 раза. В В.п.
Это змея. Потому что в данном тексте это имя собственное. И. | — | Р. | себя | Д. | себе | В. | себя | Т. | собой | П. | о себе |
Да.
Для себя жить – тлеть, для семьи –гореть, а для народа-светить. Здесь мест.себя стоит в Р.п. Гореть-вставляем –о, потому что без ударения, а под ударением –а. Светить-вставляем-е, проверочное слово-свет. Не кричи о себе, пусть другие о тебе хоть тихо скажут. О себе-стоит в Пр.п., не кричи-пишем раздельно, потому что не с глаголом пишется раздельно. Нет лучше шутки. Чем над собой. Над собой-Тв.п.
Мне нужно сделать морфологический разбор существительного.
Кто только о себе хлопочет, тот о других и знать не хочет. О себе-стоит в Д.п. Не хочет –не с глаголом пишем раздельно, окончание –ет, т.к. глагол 1 спряжения. Шутки-сущ. I. Н.ф.-шутка II.ПМП-нариц.,неод.,ж.р.,1-е скл. НМП-Р.п., ед.ч. III.Нет(чего?) шутки –дополнение.
Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов.
Ученики устно объясняют значение фразеологизмов. |
VII. Подведение итогов.
| И в заключение давайте немного поиграем. Попробуйте отгадать загадки про личные местоимения. 1) Какие два личных местоимения мешают движению по дорогам? 2) Сколько личных местоимений в слове семья? 3) Первый слог – личное местоимение, второй – детская болезнь. Все вместе получается слово, обозначающее предмет, который помогает кораблю держаться на месте? 4) Какие местоимения самые чистые? А теперь подведем итоги. -С каким местоимением вы сегодня познакомились? -Каковы грамматические особенности возвратного местоимения? -Каким членом предложения оно является? |
ЯМЫ
Семь Я
ЯКОРЬ
ВЫМЫТЫ
С возвратным местоимением себя. У него нет И.п, рода и числа.
В предложении является дополнением. |