Начало урока | «Нестандартный вход в урок» | Учителю нужно продемонстрировать и обсудить с учениками важнейшие признаки живых организмов. Поскольку многие из этих признаков недоступны для понимания детьми, следует ограничиться несколькими, поддающимися непосредственному наблюдению. Это произвольное движение, размножение, рост и развитие, питание и дыхание. Учитель демонстрирует падающий камень, текущую из стакана в миску воду, а также ползущее вверх какое-либо насекомое, например таракана, обсуждает с детьми возможности живых существ двигаться в гору. Дети делают вывод, что неживые объекты движутся лишь сверху вниз, а живые могут двигаться снизу вверх. Произвольное движение – движение живых существ против действующих на них внешних сил – необходимо дать детям пронаблюдать. Учитель демонстрирует движение пушинок (вата, перышки и т.п.) в потоке воздуха (можно использовать вентилятор или фен). Обсуждает с детьми движение неживых предметов: снежинок, капель дождя, облаков и т.п. Задает вопросы: могут ли они двигаться против ветра? А птицы, насекомые? Дети делают вывод, что живые существа могут двигаться против ветра, а неживые – не могут. Побуждаем детей сформулировать общий вывод: живые существа преодолевают силу ветра, силу тяжести, движутся активно, а неживые – лишь под действием внешних сил. |
Актуализация/мотивация | «Я начну, а ты заканчивай» | • Сегодня по дороге в школу я видел... • Возле школы растет... • Нашу землю днем освещает... • Ночью я видела на небе... • Мы пьем... • Рыбы живут в... • Мы дышим… |
Контроль/самоконтроль | «Сенкан» | Природа. Завораживающая,прекрасная. Манит,вдохновляет, захватывает. Природа-сокровище всего человечества. Жемчужина мира. |
Рефлексия | «Что лишнее? Почему?» | • Небо, Луна, вода, звезды, песок, карта. • Дуб, камень, Солнце, воздух. • Ветер, река, белка, радуга, дождь. • Волк, лисица, лягушка, чашка, комар. |