СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Журнал для родителей "Шаг за шагом" №2

Нажмите, чтобы узнать подробности

Журнал для родителей "Шаг за шагом" №2

Просмотр содержимого документа
«Журнал для родителей "Шаг за шагом" №2»



Шаг за шагом

2

Коррекционно-педагогическая помощь родителям.

Ребенку 2-3 годика.

Ребенок с умственной отсталостью.



























Содержание



  1. От автора……………………………………………….…..3

  2. Рубрика…………………………………………….……..4

1.Что нужно знать о ребенке…………………………...……..4

Что с нашим ребенком?............................................................4

2. В помощь родителям…………………………………….….5

В какой детский сад отдать ребенка?....................................5

3.Консультация для родителей……………………………….6

Нетрадиционные методы рисования с детьми…………….6

4. У особенных родителях особенный ребенок…………….7

5. Игротека…………………………………………………..…8

Развитие речи…………………………………………….……8

Развитие мелкой моторики…………………………………10

Игры на развитие внимания……………………………….11

Игры на развитие памяти…………………………………..12

Развитие мышление………………………………………….13

6.Литература полезная для чтения…………………………15



I.От автора.


Обычно рождение ребенка - это счастливое событие. У нас практически каждая беременность является желательной, тщательно спланированной и строго наблюдается врачами. После стольких месяцев радостного ожидания, наконец, на свет появляется новый член семьи, и все мы очень счастливы.

Но иногда счастье бывает неполным, так как ребенок не соответствует нашим ожиданиям. Нам нужно знать, что 3% всех живых новорожденных имеют тяжелые пороки развития, определяемые визуально во время родов. В любой семье, в любой стране может появиться на свет ребенок с уродствами или умственной отсталостью. Этот так называемый биологический риск сопутствует каждым родам, риск, о котором супруги, ожидающие ребенка, как правило, зачастую не подозревают.

В одних случаях умственная отсталость не устанавливается много лет, и только тогда, когда ребенок начинает ходить в школу, у него обнаруживаются определенные недостатки. В других случаях она проявляется гораздо тяжелее, и уже во время родов у ребенка бывают отмечены особенности, указывающие на его психическую инвалидность, как например, при синдроме Дауна, когда возникают врожденные пороки развития, которые легко отождествляются с этим заболеванием.

В тех или других случаях умственная отсталость ребенка - это всегда тяжелое испытание для родителей. Однако лучше всего как можно раньше примириться с действительностью, чтобы также как можно раньше суметь предоставить ребенку необходимую поддержку.

Со страниц этого журнала мы хотим побеседовать с вами, родители, недавно узнавшие о том, что ваш ребенок страдает умственной отсталостью. Нашем желанием является помочь вам разобраться в своих тревогах, в своих чувствах и, особенно, научить вас, как встретиться лицом к лицу с новой ситуацией и тому, как, исходя из нее, вы сможете помогать своему ребенку. Также нам хочется, чтобы этот журнал сумел разрешить вопросы, которые вы, конечно, ставите перед собой. Большинство их касается детей с синдромом Дауна, так как в этом случае в первый момент у родителей возникает много неясностей.



II. Рубрика

  1. Что нужно знать о ребенке.

Что с нашим ребенком?

В некоторых случаях диагноз бывает ранним, окончательным и полным, что иногда может успокоить родителей. Синдром Дауна устанавливается у новорожденных очень быстро и заключается в нарушении хромосом. У таких детишек есть одна лишняя хромосома в 21 паре, из-за чего общее количество хромосом у них 47. Эта лишняя хромосома 21 пары как раз и вызывает синдром Дауна. Он поражает 1 из 600 новорожденных и может случиться в любой семье. Его характеризует умственная и отсталость ряд внешних признаков:

•  монголоидный разрез глаз; обычно сочетается с наличием вертикальной кожной складки в области внутреннего угла глаза;

  •  маленькие закругленные уши;

  •  уплощенные лицо и затылок; низкая и нечетко выраженная линия роста волос;

  •  меньший, чем обычно, объем ротовой полости, несколько увеличенный в размере язык с поперечной исчерченностью. В связи с этим язык может немного выступать за пределы рта;

  •  короткая шея и укороченные конечности;

  •  короткие и широкие кисти с загибающимся внутрь укороченным мизинцем; часто имеется единственная срединная борозда на ладони;

  •  большое расстояние между большим и указательным пальцами ноги;

  •  гипотония - снижение тонуса мышц.

Дети с синдромом Дауна, психолого -педагогической характеристике зачастую достигают определенных этапов развития в более позднем возрасте. Например, они:

  •  не могут сидеть без опоры до 2,5 лет. В нормальном развитии ребенок самостоятельно сидит в 6 месяцев;

  •  не умеют ходить до четырех лет. В нормальном развитии ребенок начинает ходить без поддержки в 1 год;

  •  не начинают говорить до трех лет. В нормальном развитии ребенок в 1 год знает 10 лепетных слов ;

  •  не способны контролировать физиологические испражнения до семи лет.

  Следует помнить, что, хотя в среднем развитие таких детей замедлено, они могут иметь индивидуальные особенности. Существуют весьма эффективные методы ускорения физического и интеллектуального развития. Большинство таких детей к подростковому возрасту приобретают определенную степень самостоятельности и способны сами мыться и одеваться, а также достаточно внятно разговаривать. Если у пары уже есть ребенок с синдромом Дауна, риск рождения второго ребенка сданной патологией повышается. Поэтому перед планированием повторной беременности важно проведение генетического консультирования.

  1. В Помощь родителям

В какой детский сад отдать ребенка?

Детские сады компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников.

  • МДОУ детский сад компенсирующего вида
    №87 «Петушок» . Адрес: г. Ярославль, ул. Спортивная, д. 2.Телефон/факс: 46-35-75 . Телефон: 48-85-28. E-mail: [email protected]   

  • Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 78. Адрес: г. Ярославль, ул. Угличская, д.16. Адрес сайта http://mdou78.edu.yar.ru. Тел. (4852) 735526, (4852) 735526

  • Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 209. Адрес: г. Ярославль, ул. Блюхера, д.42а. Адрес сайта http://mdou209.edu.yar.ru. Тел. (4852) 550264.

  • Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 4. Адрес: г. Ярославль, ул. Титова, д.8а. Адрес сайта http://mdou4.edu.yar.ru. Тел. (4852) 428250, факс 48-48-21

  • Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 47. Адрес: г. Ярославль, ул. Орджоникидзе, д.4а. Адрес сайта http://mdou47.edu.yar.ru. Тел. (4852) 243232.

  • Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 60. Адрес: г. Ярославль, ул. Красноперекопская, д.5. Адрес сайта http://mdou60.edu.yar.ru. Тел. (4852) 218143.

  • Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 67. Адрес: г. Ярославль, пр-т Ленина, д.4а. Адрес сайта http://mdou67.edu.yar.ru. Тел. (4852) 728969.

  • Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 106. Адрес: г. Ярославль, пр-т Толбухина, д.81. Адрес сайта http://mdou106.edu.yar.ru. Тел. (4852) 736274.

  • Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 121. Адрес: г. Ярославль, ул. Здоровья, д.8. Адрес сайта http://mdou121.edu.yar.ru. Тел. (4852) 384525

  • Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 140. Адрес: г. Ярославль, пр. Доброхотова, д.18. Адрес сайта http://mdou140.edu.yar.ru. Тел. (4852) 245695, (4852) 245695, 24-76-55

  1. Консультации для родителей.

Нетрадиционные методы рисования с детьми.

Рисуем пальчиками

Для рисования пальчиками, прекрасно подойдут баночки, в которых, обычно, пальчиковые краски и продаются. Всей ручкой малыш в них залезть не сможет, поэтому, будет брать краски именно пальчиками. Пальчиками, можно оставлять следы, как ладошками, можно рисовать узоры, или простые «каракули» – все равно будет получаться очень красиво и необычно.

Попробуйте обмакнуть каждый пальчик малыша в разную краску и провести сразу всеми по бумаге, обычно, дети в восторге от такого разноцветного шедевра. Ещё один вариант: когда мама рисует что-либо на бумаге (рисунок не должен быть четким и без мелких деталей), а малыш его раскрашивает. Можно просто обмакивать пальчик крохи и позволить ему «творить» самостоятельно.

Штампы

В некоторых наборах пальчико­вых красок штампы продаются в комплекте, можно сделать их са­мому, например, из обычных гу­бок или очищенного картофеля, вырезав любые фигуры. Можно использовать листья и цветы жи­вых или искусственных растений, пуговицы и т.д. Покажите ребен­ку, как нужно обмакнуть в краску штамп и как оставить отпечаток на бумаге.

Рисование на мокрой бумаге

Плотную бумагу можно смо­чить в миске, под краном или ши­рокой кисточкой. Малышу навер­няка придется по вкусу такое ри­сование, ведь так интересно на­блюдать, как от одного прикосно­вения его пальчика с краской на листе расплывается такое краси­вое пятно. Также в такой технике рисовать можно на бумаге, при­крепленной к мольберту или к окну. В этом случае краски будут стекать вниз.

Пальчиковые краски очень хорошо смешиваются и ложатся друг на друга, поэтому, обязательно поэкспериментируйте с малышом над созданием новых цветов и оттенков. Ещё один вариант – просто вылить несколько разноцветных лужиц на лист и размазывать их руками – получаются очень красивые картины.

Рисовать пальчиковыми крас­ками можно и на кафеле в ван­ной. Это очень удобно для тех ро­дителей, которые боятся, что ма­лыш испачкает мебель. Ванную комнату и отмыть легче, и пере­мазанное чадо тут же сразу мож­но ополоснуть. Не забудьте толь­ко сфотографировать произведе­ние, чтобы было, что показать остальным членам семьи, похвала, как для детей, так взрослых является мощным стимулом продолжения начатой деятельности.

На Западе не так давно стали проводить выставки и аукционы шедевров, написанных пальчика­ми малышей! Эти картины напо­минают картины художников-импрессионистов, которые основаны на интуитивном рисовании. Дети, вообще, намного гениальнее взрослых, потому, как их мозг еще не забит стереотипами, клише, внутренними и внешними уста­новками. Детки дают волю своей безграничной фантазии. И краски они, как правило, используют яр­кие, жизнерадостные. Красота! Давая ребенку все ощутить и по­пробовать самому, мы расширяем границы его познания, творческие горизонты. Ведь испачканного краской малыша легко отмыть во­дой с мылом или влажной салфет­кой, а подавленное в раннем дет­стве желание творить может уже никогда не проснуться.

Давайте поможем нашим детям не растерять своих, природой за­ложенных талантов!

4.У особенных родителях особенный ребенок.


Около недели назад я случайно наткнулась в интернете на такую запись (не дословно), пишет женщина: "Моя племянница родила год назад ребенка с Синдромом Дауна, от девочки отказались в роддоме. Молодая и запуганная мать, не смогла смириться с обрисованными врачами ужасающими перспективами воспитания такого ребенка. Врачи настаивали на отказе, родственники долго плакали, долго совещались, но все-таки приняли решение оставить девочку в роддоме. А я не нахожу себе места, все думаю как там наша девочка? Может ей помощь какая нужна? Помогите разыскать ребенка! Все-таки кровинка!"

Погрузившись с головой в этот сайт, я стала читать разные истории по теме, и наткнулась на дневник мамы, воспитывающей ребенка с Синдромом Дауна. Прочитала его за три дня, и долго потом не могла отойти от прочитанного. То есть этот дневник как бы открыл мне глаза на проблему нашего общества. Так вот эта мамочка пишет, что когда ей сказали, возможно, ее родившийся ребенок - носитель Синдрома Дауна, она не могла ничего вспомнить про эту болезнь, кроме как "дебил". Вот и я тоже раньше так думала, Даун, значит дебил. При этом испытывала к таким людям жалость и страх оказаться ними наедине, как с прокаженными.
В возрате 5 месяцев диагноз Синдрома Дауна подтвердился.
Ребенка, о котором в дневнике идет речь, мама называет Лучик, потому что он и есть Лучик света в ее жизни, в жизни всей их семьи. У них уже есть один взрослый здоровый ребенок. Она не отказалась от него, но и врачи, правда, не настаивали, она стала воспитывать его по системе "После трех уже поздно", то есть давая как можно больше развивающих заданий малышу. Она его безмерно любит, бесконечно спокойна и не унывающа. Молодец, одним словом.

Лучику сейчас уже семь лет, возможно он уже ходит в обычную школу, дневник окончен в 2005 году, не знаю почему она перестала его вести, очень жаль, что перестала. И вот все эти годы ребенок с Синдромом Дауна, оставленный в семье, лишь несколько раз своим видом и поведением вызывал вопрос о своем даунизме, и то - у специалистов! То есть семья, но в основном мама, сделала все, чтобы ее ребенок был максимально приближен к нормальным людям, чтобы он не чувствовал отчуждения со стороны общества, чтобы он ходил в обычный, а не специализированный детсад, общался и играл с обычными здоровыми детьми, а после и в школу нормальную пошел.

5.Игротека

1. Развитие речи

1.Игра "Необычный оркестр"
Цель: развитие слуховаго восприятия
Необходимо: 6 желтых контейнеров из-под киндер сюрприза и несколько видов сыпучего материала (рис, гречка, фасоль, макараны мелкие, песок, бусинки и т.д.)
Важно в парные контейнеры насыпать одинаковое количество содержимого, чтобы звук в точности совпадал. Но звучание одной пары от остальных должно существенно отличаться. Один набор нужно отдать малышу, а другой оставить у себя.
Взрослому следует потрясти любым контейнером, а ребенку выбрать из своего набора точно такой же по звучанию. Увеличивайте количество контейнеров. Придумайте интересные названия своим инструментам: шумелка, бамбешка, звучалка и другие.

2.Потешки

Это короткие стишки (реже песенки), предназначены для развлечения детей младенческого возраста и сопровождающиеся элементарными игровыми движениями: во время проговаривания или пропевания потешки.

Сорока-ворона
Кашку варила,
На порог скакала,
Гостей созывала.
Гости не бывали,
Каши не едали,
Всю свою кашу
Сорока-ворона
Деткам отдала.
Этому дала
Этому дала
Этому дала
Этому дала
А этому не дала:
- Зачем дров не пилил
- Зачем воду не носил


Дождик, дождик, посильней -
Будет травка зеленей,
Вырастут цветочки
На нашем лужочке.
Дождик, дождик, пуще,
Расти, трава, гуще.

Игры и упражнения по развитию артикуляционной моторики.

Упражнение «Лягушки улыбаются»

Квака любит улыбаться Тянуть губы прямо к ушкам

Рот у Кваки до ушей Очень нравится лягушкам

Хоть завязочки пришей. Улыбаются, смеются

А глаза у них, как блюдца.


· Упражнение «Заборчик»

Зубы ровно мы смыкаем и заборчик получаем

А сейчас раздвинем губы – посчитаем наши зубы.


· Упражнение «Хобот слоненка»

Подражаю я слону: губы хоботом тяну…

Даже если я устану, их тянуть не перестану.

Буду долго так держать, свои губы укреплять.


Речевые упражнения для закрепления звуков


Мы шагаем по мосту

Ту-ту–ту, ту–ту–ту мы шагаем по мосту. Дети шагают по кругу

Та–та–та, та-та-та, ах какая высота.

Ты-ты-ты, ты-ты-ты не боимся высоты.

Ат-ат-ат, ат-ат-ат я шагаю как солдат.


Неваляшка.

Динь-дон, дили-дон,

Что за странный перезвон. Дети раскачиваются на прямых ногах

Слышен он со всех сторон. из стороны в сторону

Дили-дили-дили-дон.


Лужи.

Я иду по лужам – шлеп-шлеп-шлеп Дети ритмично постукивают ладонями по коленям

Ой, вода в ботинках – хлюп-хлюп-хлюп Ритмично притопывают ногами.

Ах, мне зонтик нужен – кап-кап-кап. Постукивают ритмично пальчиками по голове

Ох, вода по спинке – оп-оп-оп. Скрещивают руки на груди и ритмично

похлопывают по предплечьям

Бах, упала шапка – буль-буль-буль. Выполняют ритмично пружинку, приседая все ниже.

Ой, кругом вода – ой-ой-ой. Встают и кружатся.

Ах, себя так жалко – да-да-да. Руки на щеки, ритмично кивают.

Одевайтесь в дождь всегда! Погрозить пальчиком в ритм стихотворения.


2.Развитие мелкой моторики


1.Ладушки – ладошки.

Ладушки-ладошки, звонкие хлопошки, Хлопать в ладоши

Хлопали в ладошки, хлопали немножко.

Да! Хлопок руками по коленям

Кашку варили, ложечкой мешали, Водить указательным пальцем правой

Куколку кормили, кошечке давали. руки по левой ладошке

Да! Хлопок по коленям

Кулачки сложили, кулачками били: Сложить кулачки, бить одним

Тук-тук-тук, тук-тук-тук. кулачком по другому.

Да! Хлопок по коленям

Ладушки плясали, деток забавляли. Ритмичные повороты кистей.

Ля-ля-ля, ля-ля-ля.

Да! Хлопок по коленям.

Ладушки устали, ладушки поспали, Сложить ладошки под наклоненную Баю-баю, баюшки. Баю-баю, ладушки. голову.

Да!

2.Яичко.

Маленькая птичка принесла яичко. Дети берут грецкий орех и катают его

Мы с яичком поиграем, мы яичко покатаем. между ладошками.

Покатаем, не съедим, его птичке отдадим.

3. Посади клумбу

Процесс изготовления клумбы:
1. Раскраиваются  из ткани 2 прямоугольника размером 25см.-16см. и 1 прямоугольник из синтепона. На прямоугольник из ткани накладывается выкройка из синтепона и третьим слоем прямоугольник из ткани, все прошивается и края обрабатываем косой бейкой. Клумба готова.
2. Из плотной ткани выкраиваются цветы разного цвета (розового, голубого и желтого) и листочки, в центре листочков и  цветочков  прорезать петельку и обработать края.
3. На клумбу пришить разноцветные пуговицы  по цвету цветочков и листиков.


Правила игры: пристегнуть к пуговице желтого цвета желтый цветок, к пуговице голубого цвета голубой цветок, к  пуговице розового цвета розовый цветок, а к пуговицам зеленого цвета листики.


Ход игры:
1. Ребенку предлагается посадить цветы в клумбе.
2. Ребенок находит и  пристегивает пуговицы  определенного цвета.
3. Воспитатель проверяет правильность выполнения задания. 


4.Игры на развитие внимания


  1. Игра «найди свою игрушку»

Цель : учить внимательно рассматривать игрушки, чтобы потом опознать свою игрушку среди других.

Оборудование : сюжетные игрушки разного назначения, имеющие различные свойства (цвет, форму, величину)2 – 3 игрушки.

Ход игры: Ребёнку дают игрушку из 3-4 . Педагог помогает начать играть этой игрушкой. Остальные игрушки педагог накрывает тряпочкой или небольшим покрывалом. После того как ребёнок запомнил родитель или педагог ставит рядом другие игрушки. Закрывает их тряпочкой. Ребёнок должен найти свою игрушку которой играл. Родитель при этом помогает инструкциями: «Это твоя игрушка или это» родитель помогает ребёнку вспомнить с какой игрушкой он играл.

  1. Мишка спрятался

Цель развивать зрительное внимание и запоминание, учить осматривать пространство.

Оборудование. Игрушка мишка

Ход игры. Педагог или мама показывает ребёнку мишку и говорит, что он хочет поиграть в прятки, ему нужно помочь найти место, где спрятаться. Мама ведет своего ребёнка вдоль одной из стен комнаты, останавливается около отдельных предметов: «Вот шкаф, он большой, мишка наверх не залезет. Это полка, в ней много книг, мишке будет тесно». Наконец находится подходящее место – обязательно открытое, расположенное на уровне роста ребенка. Мама сажает туда игрушку, отводит ребёнка в противоположный конец комнаты. Мама с ребёнком хлопает 2 раза раз в ладоши, и спрашивает, может ли он найти мишку (или предлагает это сделать одному из детей). Если ребенок, затрудняется выполнить задание, помогает ему вспомнить, как они шли, чтобы спрятать мишку, просит снова пройти этот путь.

При повторном проведении игры игрушку прячут в другое место и обход производится по другой стороне комнаты. Можно также сменить и игрушку.

  1. Покорми птичку.

Цель : формирование зрительного и слухового внимания ребёнка.

Оборудование. Игрушка птичка, тарелочка из кукольного сервиза.

Ход игры. Ребёнок сидит перед столом. На столе ничего нет. Затем слышится писк резиновой игрушки. Мама прислушивается, спрашивает у ребёнка: «Кто там? Слышишь, пищит. Давай еще послушаем». С писком появляется птичка. «Это птичка! Вот она!» – радостно восклицает мама. Игрушка прыгает по столу, здоровается с ребёнком, потом снова пищит. «Птичка просит есть,– говорит мама, достает тарелочку, ставит перед игрушкой.– Птичка ест, клюет». Затем птичка благодарит ребёнка и улетает.


4. Развитие памяти


  1. Игра « игрушки спрятались».



Самый простой вариант игры, с которого обычно начинают с двухлетками: берутся три игрушки и кладутся в ряд. Вместе с ребенком нужно «вспомнить» названия всех трех игрушек и проговорить перед началом игры.

Теперь водящий (сначала это взрослый) просит малыша закрыть глаза, и прячет за спину одну из игрушек. Важно: на этом первом этапе в ряду игрушек, на месте спрятанной, остается как бы «дырка»: пробел, пустое место. Это позволит ребенку задействовать дополнительно зрительную память.

Водящий разрешает малышу открыть глаза и спрашивает: «Что я спрятал? Какая игрушка у меня за спиной? Чего у нас тут не хватает? Что тут (показывает на пустое место в ряду) было, а теперь пропало?»

Когда малыш усвоит правила игры, обязательно меняйтесь с ним местами. Пусть он, по очереди с вами, «водит» и прячет от вас игрушку. Открыв глаза, подробно рассказывайте вслух, как вы «вспоминаете»: ага, тут что-то было... Что же тут было у нас? Мишка на месте... Кукла на месте... Знаешь, наверное, это мячик? Да? Покажи...»

  1. Игра запомни узор.

Цель развитие зрительной памяти

Оборудование счётные палочки.

Ход упражнения Родитель перед ребёнком выкладывает узор из счётных палочек и просит ребёнка чтобы тот его запомнил. Сначала родитель показывает сам, а потом просит собрать ребёнка так же как он. Как ребёнок запомнил.

  1. «Кто к нам пришел?».

Цель: развитие памяти

Оборудование : игрушки 3- 4, например зайка ,волк, лиса, кошка.

Ход: взрослый не убирает, а добавляет предмет или несколько предметов .  Показываем ребенку 2 игрушки: зайка и мишка, например, и прячем под коробку. Потом стучим: тук-тук. Подкладываем еще одну игрушку незаметно для ребенка. Открываем и спрашиваем: кто пришел? Я использую набор резиновых игрушек из сказок.

5.Развитие наглядно-действенного мышления

  1. Достань кукле шарик

Цель. Учить анализировать условия практической задачи; использовать вспомогательные средства в тех случаях, когда они не имеют фиксированного назначения.

Оборудование. Кукла, два шарика, стул.

Ход игры. Мама играет с куклой и шариком, а ребенок наблюдает. Затем взрослый просит ребенка достать другой шарик со шкафа и поиграть с куклой. Шарик положен на шкаф так, чтобы, стоя на полу, ребенок не смог достать его. Он должен догадаться использовать стул, находящийся в поле зрения ребенка. Если ребенок не догадается этого сделать, то мама помогает ему проанализировать условия: «Рукой можешь достать шарик? Подумай, что тебе поможет в этом. Что нужно взять?» – жестом указывает на стул. Если и после этого ребенок не выполняет задания, можно показать и тут же объяснить, для чего берется стул. В конце педагог уточняет: «Шарик находился высоко. Ты взял стул, он помог тебе достать шарик



2.Покатай зайку

Цель. Познакомить ребёнка с орудиями, имеющими фиксированное назначение.

Оборудование. Два зайчика и две машинки.

Ход игры мама берет две машины и в каждую сажает зайчика: одна машина с веревкой, а другая без нее. Мама просит ребёнка покатать зайчиков по очереди. И ребёнку без верёвочки неудобно возить машинку. Взрослый обращает на это внимание ребёнка и в присутствии его привязывает веревку ко второй машине. «Теперь будет удобно возить машину»,– говорит мама и показывает, как нужно взяться за веревочку. Дети по очереди возят машину за веревку.

3.Угостим кукол

Цель. знакомить со вспомогательными средствами, имеющими фиксированное назначение.

Оборудование. Две куклы, детская мебель и посуда.

Ход игры мама сажает за стол двух кукол и ставит перед ними столовый сервиз, в котором нет чашек. Мама предлагает напоить кукол чаем с конфетой. Если ребёнок не догадываются взять чашки, мама напоминает: «Из чего мы пьем чай?» Затем просит ребенка принести чашки из буфета и угостить кукол чаем. При затруднении можно использовать действия по подражанию! В конце игры мама уточняет, что чай можно пить из чашек и кукол мы поим из чашек.

4.Достань мишке мячик

Цель. учить анализировать условия практической задачи, использовать орудия в тех случаях, когда они не имеют фиксированного назначения и способ действия не предусматривается.

Оборудование. Мишка, мячик, палка.

Ход игры. Мама , играя с мишкой в мячик, закатывает мячик под шкаф так, что рукой ребенок не может достать его. Задача заключается в том, чтобы ребенок догадался использовать палку, которая находится в поле его зрения. Если он не сделает этого, то мама помогает проанализировать условия: «Мяч далеко. Найди, чем можно его достать. Подумай. (При этом указывает жестом на палку и обобщает действия.) Мы не могли рукой достать мяч. Поискали и нашли палку. Мы достали мяч палкой». В конце игры мама обобщает: «Если рукой достать нельзя, надо искать, что поможет.

6.Литература полезная для чтения

1."Особенная" семья - "Особенный" ребенок. Книга для родителей детей с отклонениями в развитии . Автор: Корельская Н.Г.

2.Педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста с отклонениями в развитии . Автор: Стребелева Елена Антоновна, Мишина Галина Александровна

3.Социальное воспитание детей с отклонениями в развитии . Автор: Скворцова Вероника Олеговна

4.Ваш ребенок от рождения до 6 лет. Выявление отклонений в развитии и их коррекция . Автор: Биттерлих Леонид Ростиславович

5.Развивайся, малыш! Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей . Автор: Закревская Ольга Владимировна



6.Психологичская помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: метод. пособие. Автор: Ткачева Виктория Валентиновна, Левченко Ирина Юрьевна



7. "Особенная" семья - "Особенный" ребенок. Книга для родителей детей с отклонениями в развитии Автор: Корельская Н.Г.


















12