СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лингвистический анализ текста.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

План лингвистического анализа текста. Учителям и учащимся.

Просмотр содержимого документа
«Лингвистический анализ текста.»

Лингвистический анализ текста.


  1. Назвать род литературы, к которому принадлежит анализируемый текст: проза, поэзия, драма.

  2. Указать тему (о чем) и основную мысль (идею) текста.

  3. Определить жанр и его основные черты.

  4. Выявить особенности организации (строения) анализируемого отрывка:

  • наличие/отсутствие абзацев в прозаическом тексте, их начало и конец, смысловая особенность;

  • количество строф, их построение, начало и конец; стихотворный размер, ритмика

  • поэтического произведения;

  • соотношение реплик и ремарок, длина реплик, их смысловое соответствие и взаимосвязь в драматическом произведении;

5. Произвести анализ каждой строки (строфы, реплики) по плану:

  • фонетическая организация и ее особенности («звукопись», т.е. наличие аллитераций, повторов и перекличек звуковых рядов или их очевидное отсутствие);

  • морфологическая структура (слова каких частей речи преобладают и почему; в каких формах стоят слова, соотношение форм времени глаголов, взаимосвязь с ними причастий и деепричастий; роль прилагательных и наречий при конкретизации названого существительными или глаголами предмета речи и его действия, состояния);

  • синтаксическая организация (сложные и простые предложения, однотипность/разнотипность частей сложного предложения; наличие союзов и их роль; повторы или пропуски слов и их значение; связь слов в тексте; использование разных по цели высказывания и эмоциональной окраске предложений);

  • образный речевой строй (употребление слов в переносных значениях: использование метафор, в том числе олицетворения, овеществления; использование метонимий, в том числе синекдохи; стилистические фигуры и тропы; приемы, например, градация); употребление стилистически окрашенной лексики (книжные просторечные, разговорные и др.);

  • особенности языка данного автора (излюбленные фразеологизмы, создание индивидуально-авторских неологизмов, опорные ключевые слова).

6. Использовать метод стилистического эксперимента (искусственно заменить, предложив свой вариант слова, словосочетания, оборота, конструкции, порядок частей) для доказательства целесообразности отбора автором и точности применения именно тех изобразительно-выразительных средств, которые служат в анализируемом тексте для воплощения его основной мысли (идеи).






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!