УДК [792:37]:808.5
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ТЕАТРАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ
Баршивская Дарья Васильевна,
2 курс, магистратура, специальность «Начальное образование», ГОУ ВПО «Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко»
Институт педагогики и психологии
[email protected]
Научный руководитель: Короткова Светлана Владимировна заместитель директора по учебной работе, кандидат педагогических наук, доцент
Актуальность статьи определена важностью создания условий для формирования у младших школьников коммуникативных и социальных навыков, которые являются неотъемлемой частью успешного интеллектуального и гармоничного развития ребенка. Такие условия можно создать посредствам театральной педагогики используя лингвистический подход. Театральная педагогика является целостной системой образования, ее выдающиеся представители есть и в профессиональной театральной школе - это П.Н.Фоменко, О.П.Табаков, С. Женовач и другие, а также в общем образовании - это Е.А. Ямбург, С.З. Казарновский, А.Н. Тубельский и другие.
Определение театральной педагогики дали Е.И. Косинец (педагог и режиссер) и А.Б. Никитина (кандидат искусствоведческих наук): «Театральная педагогика - это система образования, организованная по законам импровизационной игры и подлинного продуктивного действия, протекающих в увлекательных для участников предлагаемых обстоятельствах, в совместном коллективном творчестве учителей и учеников, способствующая постижению явлений окружающего мира через погружение и проживание в образах, и дающая совокупность цельных представлений о человеке, его роли в жизни общества, его отношениях с окружающим миром, его деятельности, о его мыслях и чувствах, нравственных и эстетических идеалах»[1].
Театральная педагогика является частью педагогики искусства. Для понимания этого явления выделяют два основных направления: первое и более узкое – это реализация педагогики на уроках искусства, таких как музыка, изобразительное искусство и других, и более широкое – педагогика, опирающаяся на целостно-образное мышление и практики проживания содержания образования в любых предметных областях.
Театральная педагогика реализуется в школьном пространстве через создание открытой творческой образовательной среды. Использование театральной педагогики и создание необходимой творческой атмосферы на уроках в общеобразовательных учреждениях способствует развитию у учащихся интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей, которые необходимы для дальнейшей самореализации и становления личности ученика. Также дает возможность ребенку проявить себя, преодолевать языковой барьер, выявить собственный творческий потенциал.
Одним из важных подходов в театральной педагогике является лингвистический подход. Лингвистический подход состоит в изучении знаковых средств устной и письменной коммуникации, преимущественно словесных. В нем коммуникация рассматривается как языковое общение, речевая деятельность, которая представляет собой систему действий «по порождению и восприятию речи, в рамках которой (деятельности) осуществляется обмен информацией»[2, с. 255].
Театральная педагогика посредствам лингвистического подхода восполняет пробел между требованиями школьной программы и необходимостью у учащихся в дополнительном языковом материале и использовании приобретенных знаний на практике, а также необходимостью обучающихся реализовать свой творческий потенциал.
Для реализации этой цели можно предложить огромное количество разнообразных форм работы, вовлекающих учащихся в активную деятельность, способствующую пониманию языкового материала и развитию умственной деятельности, приобретению практических навыков самостоятельной деятельности.
Таким образом, театральная педагогика, реализуемая с использованием лингвистического подхода, способствует развитию коммуникативной компетенции обучающихся, преодолению психологического и языкового барьеров, мотивации на дальнейшее увлекательное изучение языка, сплочению коллектива детей, приобретению новых социальных умений. Реализация подобной идеи является сочетанием педагогики и искусства, а приобщение искусства в учебно-познавательный процесс школы является на сегодняшний день потребностью развития нынешней системы образования.
Подобные проекты служат общим целям обучения, воспитания и развития способностей учащихся и направлены на становление эрудированной, разносторонне развитой личности, способной активно использовать полученные навыки и основы эстетического мировоззрения в деятельности.
Список литературы
Косинец, Е.И. Возможности театральной педагогики в контексте новых образовательных стандартов [Электронный ресурс] / Е.И. Косинец, А.Б.Никитина.- Москва: МПГУ, 2014 г. – режим доступа : http://www.studfiles.ru/preview/4470747/.
Словарь по кибернетике / Под общей редакцией В.М. Глушкова. – Киев: Гл. ред. Укр. сов. энциклопедии, 1979. – С. 255.