| Уровни Название уровня | Показатели сформированности |
Учебно-познавательный интерес | 1 уровень -отсутствие интереса | Интерес практически не обнаруживается (исключение: положительные реакции на яркий и забавный материал) |
2 уровень -реакция на новизну | Положительные реакции возникают только на новый материал, касающийся конкретных фактов (но не теории ) |
3 уровеньлюбопытство | Положительные реакции возникают на новый теоретический материал (но не на способы решения задач) |
4 уровень ситуативный учебный интерес | Интерес возникает на способы решения новой частной единичной задачи (но не системы задач) |
5 уровень устойчивый учебно-познавательный интерес | Интерес возникает на общий способ решения целой системы задач (но не выходит за пределы изучаемого материала) |
6 уровень обобщенный учебно-познавательный интерес | Интерес возникает независимо от внешних требований и выходит за рамки изучаемого материала. Непременно ориентирован на общие способы решения системы задач |
Целеполагание | 1 уровень - отсутствие цели | Может принимать простейшие (не предполагающие промежуточные) цели – требования. Плохо различает учебные задачи разного уровня |
2 уровень - принятие практической задачи | Принимает и выполняет только практические задачи (но не теоретические), |
3 уровень - переопределение познавательной задачи в практическую | Принятие познавательной задачи, осознание её требований, включение в процесс её решения, но при этом происходит подмена познавательной задачи в практическую .Познавательные цели неустойчивы |
4 уровень - принятие познавательной цели | Принятая познавательная цель сохраняется при выполнении учебных действий и регулирует весь процесс их выполнения; чётко выполняется требование познавательной задачи |
5 уровень - переопределение практической задачи в познавательную | Столкнувшись с новой практической задачей, самостоятельно формулирует познавательную цель и строит действие в соответствии с ней. Познавательная цель сохраняется, есть анализ своей деятельности после решения познавательной задачи |
6 уровень - самостоятельная постановка учебных целей | Самостоятельно формулирует познавательные цели без стимуляции извне (в т.ч. выходя за пределы требований программы) |
Учебные действия | 1 уровень - отсутствие уч. действ. как целостных единиц деятельности | Выполнение учеником лишь отдельных операций, отсутствие планирования и контроля; копирование действий учителя, подмена учебной задачи задачей буквального заучивания и воспроизведения |
2 уровень - выполнение уч. дейст. в сотрудничестве с учителем | Ученику необходимы разъяснения для установления связи отдельных операций и условий задачи, самостоятельное выполнение действий возможно только по уже усвоенному алгоритму |
3 уровень - неадекватный перенос уч. дейст | Самостоятельно применяет усвоенный способ действия к решению новой задачи, но применяет его «слепо», не соотнося с условиями задачи |
4 уровень - адекватный перенос уч. дейст. | Умеет обнаружить несоответствие новой задачи и усвоенного способа действия |
5 уровень-самостоятельное построение уч. дейст. | Решая новую задачу, самостоятельно строит новый способ действия или модифицирует известный способ |
6 уровень- обобщение уч. дейст. | Опирается на принципы построения способов действия и решает новую задачу «с хода», выводя новый способ из этого принципа, а не из модификации известного |
Оценка | 1 уровень - отсутствие оценки | Отсутствие потребности в оценке |
2 уровень -неадекватная ретроспективная | Не умеет, не пытается и не испытывает потребности оценивать свои действия – ни самостоятельно, ни по просьбе учителя |
3 уровень - адекватная ретроспективная | Умеет самостоятельно оценить свои действия и содержательно обосновать правильность или ошибочность результата, соотнося его со схемой действия |
4 уровень - неадекватная прогностическая | Решая новую задачу, пытается оценить свои возможности, однако при этом учитывает лишь факт – знает он её или нет, а не возможность изменения известных ему способов действий |
5 уровень - потенциально-адекватная прогностическая | Приступая к решению новой задачи, может с помощью учителя оценить свои возможности для её решения, учитывая изменения известных ему способов действий |
6 уровень - актуально-адекватная прогностическая | Приступая к решению новой задачи, может самостоятельно оценить свои возможности в её решении, учитывая изменения известных способов действия |
Контроль | 1 уровень - отсутствие контроля | Не контролирует учебные действия, не замечает допущенных ошибок |
2 уровень - контроль на уровне непроизвольного внимания | Контроль носит случайный непроизвольный характер, заметив ошибку, ученик не может обосновать своих действий |
3 уровень - потенциальный контроль на уровне произвольного внимания | Осознаёт правило контроля, но затрудняется одновременно выполнять учебные действия и контролировать их; исправляет и объясняет ошибки |
4 уровень - актуальный контроль на уровне произвольного внимания | При выполнения действия ориентируется на правило контроля и успешно использует его в процессе решения задач, почти не допуская ошибок |
5 уровень - потенциальный рефлексивный контроль | Решая новую задачу, применяет старый неадекватный способ, с помощью учителя обнаруживает это и пытается внести коррективы |
6 уровень - актуальный рефлексивный контроль | Самостоятельно обнаруживает ошибки, вызванные несоответствием усвоенного способа действия и условий задачи, и вносит коррективы |