СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литература 7 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Литература 7 класс»



Муниципальное общеобразовательное учреждение

Макаровская средняя школа

Утверждена приказом №___

руководителя общеобразовательного учреждения от ___________

Директор школы_____________



Рабочая программа

по литературе


для 7 класса


учитель Болотова Ирина Владимировна


2022-2023

учебный год





















































Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Литература» 7 класс составлена в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N273-ФЗ "Об образовании в РФ", Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, на основе программы для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я.Коровиной (М. «Просвещение») и учебника «Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия» 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. - М.: «Просвещение», 2015г.).

Программа рассчитана на 2 часа в неделю, 68 часов в год.



  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература»

Личностные результаты:

  • Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества, усвоение гуманистических ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;

  • Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  • Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества, участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  • Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими товарищами в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  • Формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

  • Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

  • Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся обстановкой;

  • Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственную связь, строить логическое рассуждение, умозаключение ( индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения познавательных задач;

  • Смысловое чтение, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группах, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций с учетом интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

  • Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности: владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

  • Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты:

  • Понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIIIвека, русских писателей XIX-XXвв., литературы народов России и зарубежной литературы;

  • Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявления заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

  • Умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • Определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание и роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа), владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

  • Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

  • Формирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

  • Умение интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;

  • Понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

  • Восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

  • Умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

  • Написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

  • Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства, эстетическое восприятие произведений литературы, формирование эстетического вкуса;

  • Понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных средств в создании художественных образов литературных произведений.



К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

  • воспроизводить содержание литературного произведения,

  • работать с книгой, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое, выразительное и др.),

  • оценивать характеры героев, их поступки;

  • заучивать наизусть и выразительно читать,

  • выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания в сжатом или развернутом виде;

  • писать сочинения на литературную тему,

  • участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

  • выбирать и использовать выразительные средства языка в соответствии с коммуникативной задачей,

  • составлять план, использовать различные источники информации для решения коммуникативных задач.

Использовать

  • приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

  • овладеть знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни;

  • уметь ориентироваться в окружающем мире,

  • уметь вести диалог, доказывать свою точку зрения, используя различные аргументы;

  • овладеть практическими навыками, необходимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

2. Содержание тем учебного курса

ВВЕДЕНИЕ

Изображение человека как важнейшая идейно-нравст­венная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд пи­сателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Петр и плотник».

Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Киевский цикл былин. Вопло­щение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физиче­ская сила).

Новгородский цикл былин«Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевско­го и Новгородского циклов былин. Своеобразие былин­ного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для само­стоятельного чтения.)

«Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен (для внеклассного чтения)

Пословицы и поговорки. Народная мудрость посло­виц и поговорок. Выражение в них духа народного языка Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов ми­ра. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).

Теория литературы. Гипербола (развитие представлений). Былина. Героический эпос, афори­стические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений)

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «По­весть о Петре и Февронии Муромских». Нравствен­ные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности. Народно-поэтические мотивы в повести.

Теория литературы. Поучение (начальные пред­ставления).

«Повесть временных лет». Отрывок « Похвалы князю Ярославу и книгам». Формирование традиции уважительного отношения к книге.

Теория литературы. Летопись (развитие пред­ставлений).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте. «К статуе Петра Великого»). Прославление Петра Великого и его деяний, воздание ему благодарной памяти.

Теория литературы. Надпись как малый жанр высокой торжественной поэзии, посвященный важным событиям русской истории- рождению или именинам особ царствующего дом, открытию памятников прославленным деятелям России, победам русского оружия, государственным праздникам, спуску кораблей и т.д. по своему содержанию надпись можно назвать краткой свернутой одой (начальные представления)

Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Признание». Размышления о смысле жиз­ни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.

«Зимний вечер», «Во глубине сибирских руд..» Михайловский период в жизни Пушкина. «Зимний вечер». Настроение грусти и одиночества, размышления о собственной судьбе. «Во глубине сибирских руд..» как поэтическое послание. Стремление поэта поддержать ссыльных декабристов.

«Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о ве­щем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мас­терство в изображении исторического прошлого. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности компози­ции. Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

Теория литературы. Баллада (развитие пред­ставлений).

«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Об­раз летописца как образ древнерусского писателя. Мо­нолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного по­вествования и как завет будущим поколениям.

«Станционный смотритель».  Повествование от лица героя как художественный прием. Отношение рассказчика к героям повести и формы их выражения. Образ рассказчика. Судьба Дуни и притча о блудном сыне. Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.

«Барыщня –крестьянка» (для самостоятельного чтения)

Теория литературы. Повесть (развитие пред­ставлений).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устно­го народного творчества. Оценка героев с позиций на­рода. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.

«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молит­ва», «Ангел». Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеаль­ной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памя­ти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.

Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о пи­сателе.

«Тарас Бульба». Прославление боевого товарище­ства, осуждение предательства. Героизм и самоотвер­женность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Пат­риотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в по­вести.

Теория литературы. Историческая и фольклор­ная основа произведения. Роды литературы: эпос (раз­витие понятия). Литературный герой (развитие понятия).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писа­теле.

«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское от­ношение к бесправным и обездоленным. Характер главного героя.Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.

Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека.  «Два богача».

Нравственность и человеческие взаимоотношения.

Теория литературы. Стихотворения в прозе. Лирическая миниатюра (начальные представления).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.

«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»), Исто­рическая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Си­бирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.

«Вчерашний день , часу в шестом…» Печальное, трагическое в судьбе крестьянства как тема поэзии Некрасова.

«Несжатая полоса».Увядание страдающей природы и близкая смерть подневольного крестьянина от непосильного труда – тема стихотворения, решенная в форме баллады с необычным для Некрасова содержанием.

Теория литературы. Жанр баллады (развитие представлений).

«Размышления у парадного подъезда». Боль поэ­та за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия). Историческая поэма как разновидность лиро-эпического жанра (начальные представления).

Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.

«Шепот, робкое дыхание…»- острое переживание высокого чувства, выражение его в «безглагольной форме».

«Как беден наш язык! – Хочу и не могу..» - размышление о возможностях языка и речи для выражения глубоких затаенных чувств.

Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.

Теория литературы. Историческая баллада (развитие представлений)

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Парази­тизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».

«Дикий помещик». Для самостоятельного чтения.

Теория литературы. Гротеск (начальные пред­ставления). Ирония (развитие представлений).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писа­теле.

«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Саввишна», «Маман» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

Теория литературы. Автобиографическое худо­жественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).

.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние тру­сости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической харак­теристики.

«Злоумышленник». Многогранность ко­мического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуж­дения.)

Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).

«Край ты мой, родимый край!» (обзор) Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе. В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благо­вест», «Замолкнул гром, шуметь гроза устала..» . Поэтическое изображение родной природы и вы­ражение авторского настроения, миросозерцания.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каши-рин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображе­ние быта и характеров. Вера в творческие силы народа.

«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»). «Челкаш» (Для внеклассного чтения).

Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя ( развитие представлений).

Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.

«Необычайное приключение, бывшее с Владими­ром Маяковским летом на даче». Мысли автора о ро­ли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворе­ния.

Теория литературы. Лирический герой (на­чальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные пред­ставления)

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Юшка». Главный герой произведения, его непо­хожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юш­ка — незаметный герой с большим сердцем. Осозна­ние необходимости сострадания и уважения к челове­ку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.

«В прекрасном и яростном мире».  (Внеклассное чтение) Труд как нрав­ственное содержание человеческой жизни. Идеи доб­роты, взаимопонимания, жизни для других. Своеоб­разие языка прозы Платонова.

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.

Теория литературы. Сравнение. Метафора (развитие представлений).

Час мужества. Интервью с поэтом — участником Великой Отечест­венной войны. Героизм, патриотизм, самоотвержен­ность, трудности и радости грозных лет войны в стихо­творениях поэтов — участников войны:  К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихо­нова и др. Ритмы и образы военной лирики.

Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте. «Снега потемнеют синие..», «Июль-макушка лета…», «На дне моей жизни.. » Размышление поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа.

Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).

Евгений Александрович Евтушенко. Краткий рассказ о поэте.

«Хотят ли русские войны?» - лирико-публицистическое стихотворение о сугубо мирных устремлениях России. Особенности композиции стихотворения6 развернутый ответ на вопрос, заданный в первом стихе.

Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе.

«О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рас­сказе.

Теория литературы. Литературные традиции.

Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писа­теле. «Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутрен­ней, духовной красоты человека. Протест против равно­душия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной ро­ли прекрасного в душе человека, в окружающей приро­де. Взаимосвязь природы и человека.

Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писа­теле. «Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопо­мощь, взаимовыручка. Особенности характера геро­ев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.

Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.

Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).

Писатели улыбаются.

Григорий Израилевич Горин.

«Почему повязка на ноге?» Иронично-юмористический рассказ-шутка о не очень умном человеке.

«Тихая моя Родина». Стихотворения о Родине, родной природе, собствен­ном восприятии окружающего (В. Брюсов. «Первый снег»., Ф. Сологуб «Забелелся туман за рекой ..», С. Есенин «Топи да болота..», Н. Заболоцкий «Я воспитан природой суровой..», Н. Рубцов «Тихая моя родина». Человек и при­рода. Выражение душевных настроений, состояний чело­века через описание картин природы. Общее и индивиду­альное в восприятии родной природы русскими поэтами.

Песни на слова русских поэтов XX века



А.Н. Вертинский «Доченьки», И.А. Гофф «Русское поле». Б. Ш. Окуджава «По Смоленской дороге». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.

Теория литературы. Песня как синтетический жанр искусства (начальные представления).

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ

Расул Гамзатов. Краткий рассказ об аварском поэте. «Опять за спиною родная земля..», «Я вновь пришел сюда и сам не верю..» (из цикла «Восьмистишия), «О моей родине».

Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к людям разных национальностей. Особенности художественной образности аварского поэта.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Роберт Бернс. Особенности творчества. «Честная бедность». Представления народа о спра­ведливости и честности. Народно-поэтический характер произведения. «Уж не встаю я на заре..». Размышления об отдыхающей природем о невольном отдыхе селянина.

Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Ро­дины.

Японские хокку (трехстишия). Мацуо Басе, Кобаяси Исса. Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единст­ве на фоне круговорота времен года. Поэтическая кар­тина, нарисованная одним-двумя штрихами.

Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).

О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданно­сти. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышен­ное в рассказе.

Теория литературы. Рождественский рассказ (развитие представления).

Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы».

Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выраже­ние стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра



Тематическое планирование


Раздел

Кол-во часов

из них уроков развития речи

Контрольных работ

Проектов

Вн. чтения

Электронные цифровые ресурсы

Дата проведения

1

Введение

1

-

-

-

-



2

Устное народное творчество

5

-

-

-

1



3

Из Древнерусской литературы

3


1

-

-



4

Из русской литературы XVIII века

2

-

-

-

-



5

Из русской литературы XIX века

28

2

2

-

2



6

Произведения русских писателей ХХ века

22

2

1

1

1



7

Зарубежная литература

5

-

-

-

-



8

Итоговый урок

1

-

1

-

-



9

Итого:

68

5

5

1

4































Календарно-тематическое планирование уроков 7 класс (68 часов)

N п/п

Тема урока

Виды деятельности

Дата проведения


1

ВВОДНЫЙ УРОК

(Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.

Чтение и обсуждение статьи учебника «Читайте не торопясь», эмоциональный отклик, выражение личного читательского отношения к прочитанному. Толкование ключевых слов и словосочетаний. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Комментирование специфики писательской деятельности. Объяснение метафорической природы художественного образа, его обобщающего значения и наличия оценочного значения в словесном образе (на примере ранее изученных произведений). Выявление разных видов художественных образов (образ человека, образ природы, образ времени года, образ животного, образ события, образ предмета). Решение тестов и выполнение диагностических заданий.

05.09.2022


2

Предания как поэтическая автобиография народа.

Объяснение специфики происхождения, форм бытования, жанрового своеобразия двух основных ветвей словесного искусства  — фольклорной и литературной. Восприятие текста преданий и их выразительное чтение. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Выявление элементов сюжета в преданиях. Нравственная оценка героев преданий. Выявление их исторической основы и отношения народа к героям преданий. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятия «устная народная проза», «предание». Практическая работа. Прослушивание и рецензирование преданий в актёрском исполнении по заданиям фонохрестоматии. Самостоятельная работа. Письменный ответ на вопрос «Каково отношение народных сказителей к событиям и героям преданий (на примере одного предания)?». Подготовка устного рассказа о собирателе былин на основе самостоятельного поиска материалов о нём с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Чтение былины «Вольга и Микула Селянинович»

07.09.2022


3

Понятие о былине. Былина «Вольга и Микула Селянинович». Прославление мирного труда героя – труженика. Микула Селянинович – эпический герой.

Чтение и обсуждение статей учебника «Былины» и «О  со- бирании, исполнении, значении былин». Составление тези- сов статей. Восприятие и выразительное чтение былины

12.09


4

Новгородский цикл былин. «Садко»

Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевско­го и Новгородского циклов былин.

Выразительное чтение былин (в том числе по ролям). Составление лексических и историко-культурных комментариев. Различные виды пересказа. Выявление элементов сюжета. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Устная и письменная характеристика героев. Сопоставительный анализ былин. Поиск примеров, иллюстрирующих поэтичность языка былин. Обсуждение произведений живописи, книжной графики и музыки на сюжеты былин. Игровые виды деятельности: конкурсы, викторины, решение кроссвордов (см. задания практикума «Читаем, думаем, спорим…»). Практическая работа. Составление устного и письменного портрета героя былины (с использованием цитирования)

14.09


5

Вн. чт.

«Калевала» — карело-финский мифологический эпос.

Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников.

Чтение и обсуждение статьи учебника «Карело-финский эпос „Калевала“». Выразительное чтение и различные виды пересказа. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устные ответы на вопросы (с  использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Устная и письменная характеристика героев (в том числе сравнительная) и их нравственная оценка. Поиск общего и различного в мифологических представлениях разных народов о происхождении и устройстве Вселенной и  человеческого общества. Обсуждение иллюстраций.

19.09


6

Пословицы и поговорки как выражение народной мудрости.


Чтение и обсуждение статьи учебника «Пословицы и поговорки» и составление её плана. Различение пословиц и  поговорок и осмысление их афористического характера. Использование пословиц и поговорок в устных и письменных высказываниях. Выявление смысловых и стилистических особенностей пословиц и поговорок. Объяснение смысловой роли эпитетов, метафор, сравнений в пословицах и поговорках. Устные рассказы о собирателях пословиц и поговорок. Практическая работа. Сопоставительный анализ пословиц разных стран мира на одну тему. Самостоятельная работа. Составление устного рассказа о  пословицах и их собирании. Написание сочинения или составление рассказа по пословице.

21.09


7.

«Повесть временных лет» как памятник древнерусской литературы. «Поучение Владимира Мономаха». Отрывок «О пользе книг»


Чтение и обсуждение статей учебника «Древнерусская литература» и «О  „Повести временных лет“». Выразительное чтение фрагментов древнерусской литературы. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Участие в коллективном диалоге. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Характеристика героя древнерусской литературы.

27.09


8

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» как образец житийного жанра древнерусской литературы.


Восприятие и выразительное чтение повести. Нахождение незнакомых слов и определение их значения. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Характеристика героев повести. Выявление характерных для произведений древнерусской литературы тем, образов и приёмов изображения человека. Составление плана устного и письменного высказывания. Устные и письменные ответы на проблемные вопросы

29.09


10

Контрольная работа №1 по темам: « УНТ и ДРЛ»


Письменный ответ на один из проблемных вопросов: 1. Каковы художественные особенности былин? 2. Что воспевает народ в героическом эпосе? 3. Каковы нравственные идеалы и заветы Древней Руси? 4. В  чём значение древнерусской литературы для современного читателя?

03.10


11

М.В.Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте. К статуе Петра Великого»). Прославление Петра Великого и его деяний, воздание ему благодарной памяти.


Чтение и обсуждение статьи учебника «Михаил Васильевич Ломоносов» и составление её плана. Устный рассказ о поэте. Восприятие и выразительное чтение поэзии Ломоносова. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Нахождение незнакомых слов и определение их значения. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Практическая работа. Поиск в стихах Ломоносова слов высокого штиля и определение их роли

05.10


12

Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Признание». Размышления о смысле жиз­ни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества

Чтение и обсуждение статьи учебника «Гавриил Романович Державин». Устный рассказ о поэте. Восприятие и выразительное чтение стихотворения. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Нахождение в тексте незнакомых слов и определение их значения. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Практическая работа. Составление таблицы «Высокая, устаревшая, просторечная, разговорная лексика в стихах Державина».

10.10


13

А.С.Пушкин. Краткий рассказ о поэте. «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»). Интерес Пушкина к истории России. Мас­терство в изображении исторического прошлого. Выражение чувства любви к Родине.

Чтение и обсуждение статьи учебника «Александр Сергеевич Пушкин» и составление её плана. Устный рассказ о поэте. Обсуждение статьи «Московская квартира Пушкина на Арбате» из раздела учебника «Литературные места России». Восприятие и выразительное чтение фрагмента поэмы «Полтава». Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Нахождение в тексте незнакомых слов и определение их значения. Обсуждение портретов поэта, изображений памятников Пушкину. Обсуждение мозаичной картины Ломоносова «Полтавская баталия».

12.10


14

 «Песнь о ве­щем Олеге».  Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности компози­ции. Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.


Чтение и обсуждение статьи учебника «О  летописном источнике баллады Пушкина „Песнь о вещем Олеге“». Восприятие и выразительное чтение баллады (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Нахождение в тексте незнакомых слов и определение их значения. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Устная и письменная характеристика героев. Нравственная оценка их поступков. Выявление особенностей композиции баллады. Выявление смысла авторской правки текста баллады. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие «баллада». Обсуждение иллюстраций к балладе. Практические работы. Составление плана сравнительной характеристики Олега и кудесника. Устное высказывание по

17.10


15

«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Об­раз летописца как образ древнерусского писателя. Мо­нолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного по­вествования и как завет будущим поколениям.


Чтение и обсуждение статьи учебника «Пушкин-драматург». Восприятие и выразительное чтение фрагмента (по ролям). Нахождение незнакомых слов и определение их значения. Устный и письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Составление рассказа о летописце Пимене. Обсуждение иллюстраций к трагедии. Практическая работа. Подбор цитат из монолога Пимена на тему «Образ летописца как образ древнерусского писателя». Сопоставление начальной и окончательной редакций текста.

19.10


16

«Зимний вечер», «Во глубине сибирских руд..» Михайловский период в жизни Пушкина. «Зимний вечер». Настроение грусти и одиночества, размышления о собственной судьбе. «Во глубине сибирских руд..» как поэтическое послание. Стремление поэта поддержать ссыльных декабристов.


Чтение и обсуждение материалов учебника. Устный рассказ о поэте. Восприятие и выразительное чтение стихотворений. Нахождение в тексте незнакомых слов и определение их значения. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Практическая работа. Составление цитатной таблицы «Черты жанра послания в стихотворении А. С. Пушкина „Во глубине сибирских руд…“».

24.10


17

«Станционный смотритель».  Повествование от лица героя как художественный прием. Отношение рассказчика к героям повести и формы их выражения. Образ рассказчика и притча о блудном сыне. Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.


Чтение и обсуждение статьи учебника «О  „Повестях покойного Ивана Петровича Белкина“». Составление плана статьи. Восприятие и выразительное чтение фрагментов повести. Рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Нахождение в тексте незнакомых слов и определение их значения. Пересказ ключевых фрагментов. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Устная характеристика Самсона Вырина. Обсуждение иллюстраций и статьи «Дом станционного смотрителя» из раздела учебника «Литературные места России».

26.11


18

Отношение рассказчика к героям повести и формы их выражения. Образ рассказчика. Судьба Дуни и притча о блудном сыне. Изображение «маленького человека», его положения в обществе.

Различные виды пересказа. Рассказ о героине повести. Различение образов рассказчика и автора-повествователя. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Сопоставление сюжета повести с библейским первоисточником. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие «повесть». Обсуждение иллюстраций.

07.11


19

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Конфликт и система образов. Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы.

Чтение и обсуждение статей учебника «Михаил Юрьевич Лермонтов» и «Как работал Лермонтов». Устные рассказы о портретах поэта и памятниках ему. Составление плана сообщения о поэте. Восприятие и выразительное чтение фрагментов поэмы. Рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Нахождение в тексте незнакомых слов и определение их значения. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). У

09.11


20

М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»: проблематика и поэтика (урок развития речи 3). Особенности сюжета поэмы. Образы гусляров. Авторское отношение к изображаемому. Оценка героев с позиций народа. Язык и стих поэмы. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества

Выявление элементов сюжета поэмы. Соотнесение содержания поэмы с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Анализ различных форм выражения авторской позиции. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «фольклоризм». Обсуждение произведений книжной графики.

14.11


21

. М. Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива...», «Ангел», «Молитва». Воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных звуках», оставшихся в памяти души, переживание блаженства полноты жизненных сил. Стихотворения в актёрском исполнении. Чудесная сила молитвы, её гармоничность и музыкальность. Проблема гармонии человека и природы. Красота природы и её проявлений как источник

Чтение и обсуждение статьи учебника «Читатели Лермонтова о своих впечатлениях». Восприятие и выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Письменный анализ стихотворений (по группам). Выполнение заданий практикума «Читаем, думаем, спорим…». Практические работы. Составление плана анализа стихотворений. Характеристика их ритмико-метрических особенностей. Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка (поэтическая лексика и синтаксис, тропы, фигуры, фоника и др.) и определение их художественной функции.

16.11


22

Н. В.  Гоголь. «Тарас Бульба»: образ Тараса Бульбы. Краткий рассказ о писателе. Историческая и фольклорная основа повести. Героизм и самоотверженность Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Прославление боевого товарищества, осуждение предатель

Чтение и обсуждение статей учебника «Николай Васильевич Гоголь» и «Как работал Гоголь». Составление их плана (тезисов). Устный рассказ о Гоголе. Восприятие и выразительное чтение фрагментов повести. Рецензирование выразительного чтения одноклассников. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Различные виды пересказа. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Устная характеристика героя. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Анализ фрагмента эпического произведения. Выявление элементов сюжета и композиции повести. Выполнение заданий практикума «Читаем, думаем, спорим…». Практическая работа. Составление плана характеристики Тараса Бульбы. Анализ эпизода «Приезд сыновей из бурсы». Самостоятельная работа. Письменный анализ эпизода «Приезд сыновей из бурсы». Письменный ответ на вопрос «Какие качества характера Тараса Бульбы достойны восхищения?». Подготовка выразительного чтения наизусть речи Тараса о товариществе.

21.11


23

Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба»: Остап и Андрий (урок развития речи 4). Смысл противопоставления Остапа Андрию. Осуждение предательства. Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы. Развитие понятия о литературном герое. Развитие понятия об эпосе

Различные виды пересказа. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Составление плана сравнительной характеристики Остапа и Андрия. Устное и письменное высказывание по плану. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие «литературный герой». Обсуждение произведений книжной графики и киноверсий повести. Практическая работа. Составление плана сравнительной характеристики Остапа и Андрия. Сопоставительный анализ образов героев по плану.

23.11


24

Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба» (урок контроля  1). Контрольная работа. Письменный ответ на один из проблемных вопросов. (1 ч

Самостоятельное составление плана и письменного ответа на проблемный вопрос (по выбору): 1. Какова авторская  оценка образа Тараса Бульбы? 2. Зачем в повести противопоставлены образы Остапа и Андрия? 3. Какова роль картин природы в понимании смысла повести,

28.11


25

И. С. Тургенев. «Бирюк»: автор и герои рассказа. Краткий рассказ о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. Изображение быта крестьян. Фрагменты рассказа в актёрском исполнении. Характер главного героя. Авторское отношение к бесправным и обездоленны

Чтение и обсуждение статей учебника «Иван Сергеевич Тургенев» и «Вся моя биография в моих сочинениях...». Составление тезисов статей. Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Устная сравнительная характеристика и нравственная оценка героев. Практическая работа. Подбор примеров, иллюстрирующих различные формы выражения авторской позиции.

30.11


26

И. С. Тургенев. «Бирюк»: поэтика рассказа (урок развития речи 5). Мастерство И. С.  Тургенева в  изображении картин природы и внутреннего состояния

Различные виды пересказа. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Составление плана анализа эпизода. Обсуждение произведений книжной графики.

05.12


27

И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе «Русский язык», «Два богача». Стихотворения в прозе как жанр. Понятие о лирической миниатюре. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. Стихотворения в прозе в актёрском исполнении. «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения. (1

Восприятие и выразительное чтение стихотворений в прозе. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Выявление нравственного идеала писателя. Практическая работа. Составление таблицы «Темы и проблемы стихотворений в прозе»

07.12


28

Н. А. Некрасов. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Краткий рассказ о поэте. Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осуждёнными мужьями в Сибирь.

Чтение и обсуждение статей учебника «Николай Алексеевич Некрасов» и «О  поэме „Русские женщины“». Составление тезисов статей. Устный рассказ о поэте. Восприятие и выразительное чтение фрагментов поэмы. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Устная и письменная характеристика героини. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Обсуждение иллюстраций к поэме. Практическая работа. Составление плана и устный анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска

12.12


29

Н. А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда» и др. стихотворения (урок внеклассного чтения 4). Своеобразие некрасовской музы. «Вчерашний день, часу в шестом…». Печальное, трагическое сходство судьбы крестьянки и судьбы поэзии. «Несжатая полоса»

Восприятие и выразительное чтение стихотворения «Раз- мышления у парадного подъезда» и других стихотворений. Чтение и обсуждение истории его создания в воспоминаниях А. Я. Панаевой. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллек тивном диалоге. Составление лексических и историко-куль- турных комментариев. Обсуждение иллюстраций к стихотворению. Выполнение заданий практикума «Читаем, дума- ем, спорим…». Практическая работа. Подбор цитат на тему «Риторические вопросы и восклицания и их функция в стихотворении „Размышления у парадного подъезда“». Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих трёхсложные размеры стиха

14.12


30

А. А. Фет. «Шёпот, робкое дыханье…», «Как беден наш язык!  — Хочу и не могу…». Рассказ о поэте. «Шёпот, робкое дыханье…»  — острое переживание высокого чувства в безглагольной форме. «Как беден наш язык!  — Хочу и не могу…»  — размышления о возможностях языка и речи для выражения глубоко затаённых чувств

Чтение и обсуждение статьи учебника. Восприятие и выразительное чтение стихотворений (в том числе наи зусть). Рецензирование выразительного чтения одноклассников. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Письменный анализ стихотворений. Практическая работа. Выявление способов создания поэтических образов в стихотворении «Шёпот, робкое дыханье…»

19.12


31

А. К. Толстой. «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин» как исторические баллады. Краткий рассказ о поэте. Исторические баллады А. К. Толстого. Правда и вымысел.

Чтение статьи учебника «Алексей Константинович Толстой». Устный рассказ о поэте с показом портретов поэта и литературных мест, связанных с его именем. Обсуждение статьи учебника «Село Красный Рог Почепского района Брянской области» из раздела «Литературные места России». Восприятие и выразительное чтение исторических баллад. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Нравственная оценка поступков героев. Выявление особенностей языка баллад. Практические работы. Поиск в балладах эпитетов и сравнений и определение их смысловой роли. Составление сопоставительной таблицы «Шибанов и Калашников».

21.12


32

М. Е.  Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нрав- ственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести…».

Чтение и обсуждение статьи учебника «Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин» и составление её тезисов. Устный рассказ о писателе. Восприятие и выразительное чтение сказки. Рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Составление лексических и историко-куль турных комментариев

26.12


33

М. Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик» (урок внеклассного чтения 5). Смысл названия сказки. Понятие о гротеске.

Восприятие и выразительное чтение сказок. Различные виды пересказа. Устный или письменный ответ на вопрос (с  использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устная и письменная характеристика героев. Нравственная оценка их поступков. Составление плана и устного ответа на проблемный вопрос. Обсуждение произведений книжной графики. Выполнение заданий практикума «Читаем, думаем, спорим…». Игровые виды деятельности: конкурс на лучшее выразительное чтение, иллюстрацию, ответы на вопросы викторины и др.

28.12


34

Л. Н. Толстой. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало литературного творчества). Взаимоотношения детей и взрослых. Развитие понятия об автобиографическом художественном произведении.

Чтение и обсуждение статьи учебника «Лев Николаевич Толстой». Составление тезисов статьи. Восприятие и выразительное чтение фрагментов повести. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Нравственная оценка героев. Составление плана анализа эпизода. Анализ фрагмента эпического произведения. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие «автобиографическое произведение». Практическая работа. Составление плана ответа на вопрос «Что беспокоит Толстого, когда он думает о детстве?».

09.01


35

Л. Н. Толстой. «Детство» (главы). Главный герой повести и его духовный мир (урок развития речи 6). Проявления его чувств, беспощадность к себе, анализ собственных поступков. Развитие понятия о герое-повествователе.

Различные виды пересказа. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Работа со словарём литературоведческих терминов: поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «герой-повествователь». Различение образов рассказчика и автора-повествователя. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Обсуждение произведений книжной графики. Практическая работа. Различение образов рассказчика и автора-повествователя.

11.01


36

Литературный ринг (урок контроля 2). Литературный ринг на тему «Проблемы и герои произведений Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Л. Н. Толстого». Тестирование по произведениям этих писателей

Конкурсы на лучшее выразительное чтение, лучший пересказ, монологические рассказы о писателях и литературных героях. Устные или письменные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Игровые виды деятельности: конкурс на лучшее инсценирование фрагмента, ответы на вопросы викторины. Решение тестов.

16.01


37

А. П. Чехов. «Хамелеон»: проблематика рассказа. Краткий рассказ о писателе.Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа.

Чтение и обсуждение статьи учебника «Антон Павлович Чехов». Составление тезисов статьи. Устный рассказ о писателе. Восприятие и выразительное чтение рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Нахождение в тексте незнакомых слов и определение их значения. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Устная и письменная характеристика героев. Практическая работа. Составление устного рассказа об одном из героев. Составление цитатной таблицы «Речевые характеристики героев рассказа». Самостоятельная работа. Подготовка устного рассказа «Чехов в воспоминаниях современников». Составление устной характеристики одного из героев рассказа. Письменный ответ на вопрос «Как речевая характеристика Очумелова (Елдырина, Хрюкина, толпы) помогает понять сущность этого образа?». Создание сочинения-миниатюры «Очумелов идёт по базарной площади». Пересказ эпизодов рассказа от лица героев

18.01


38

А. П. Чехов. «Хамелеон»: поэтика рассказа (урок развития речи 7). Средства создания комического. «Говорящие» фамилии как средство юмористической характеристики.

Различные виды пересказа. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «комическое». Обсуждение произведений книжной графики. Практическая работа. Составление цитатной таблицы «Средства создания комического в рассказе „Хамелеон“ и их функции».

23.01


39

А. П. Чехов. «Злоумышленник», «Тоска», «Ра змазня» (урок внеклассного чтения 6). Денис Григорьев и следователь: два взгляда на мир, два лица России. Фрагменты рассказов в актёрском исполнении. «Грустный» юмор Чехова. Многогранность комического в его рассказах. Развитие представлений о юморе и сатире как формах комического. (

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Сравнительная и речевая характеристики героев. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «юмор», «сатира». Обсуждение произведений книжной графики. Выполнение заданий практикума «Читаем, думаем, спорим...». Игровые виды деятельности: конкурс на лучшее инсценирование фрагмента рассказа, ответы на вопросы викторины. Практическая работа. Составление плана сравнительной характеристики Дениса Григорьева и следователя. Составление плана характеристики главных героев других рассказов.

25.01


40

«Край ты мой, родимый край!..» (обзор). В. А. Жуковский. «Приход весны». И. А. Бунин. «Родина». А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край!..», «Благовест», «Замолкнул гром, шуметь гроза устала…» (урок развития речи 8). Стихи русских поэтов XIX  века о родной природе. Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания

Восприятие и выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). . Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Определение общего и индивидуального, неповторимого в литературном образе родины в творчестве русских поэтов. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Практическая работа. Составление плана анализа стихотворения и интерпретация стихотворения по плану. Самостоятельная работа. Письменный анализ стихотворения о Родине и родной природе. Письменный ответ на вопрос «Что особенно дорого читателю в стихах о Родине и родной природе?».

30.01


41

М. Горький. «Детство» (главы): тёмные стороны жизни. Краткий рассказ о писателе. Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. Изображение быта и характеров

Чтение и обсуждение статей учебника «Максим Горький» и «Из воспоминаний и писем». Устный рассказ о писателе. Восприятие и выразительное чтение фрагментов повести. Различные виды пересказа. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Практическая работа. Составление плана сравнительной характеристики бабушки и деда. Самостоятельная работа. Подготовка художественного пересказа одного из эпизодов. Подготовка к выразительному чтению фрагментов повести по ролям. Письменная характеристика одного из героев

01.02


42

. М. Горький. «Детство» (главы): светлые стороны жизни (урок развития речи 9). «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алёша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа. Портрет как средство характеристики героя. (1 ч)

Чтение по ролям и инсценирование фрагментов повести. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Выявление элементов сюжета и композиции. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Устная и письменная характеристика героев эпизода. Обсуждение иллюстраций к повести. Практическая работа. Составление плана анализа эпизода. Анализ эпизодов «Пожар», «Пляска Цыганка» (или других по выбору учителя). Подбор материалов и цитатных примеров на тему «Портрет как средство характеристики героя». Самостоятельная работа.

06.02


43

М. Горький. «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко») (урок внеклассного чтения 7). Романтический характер легенды. Мечта о сильной личности, ведущей к свету. Иносказательный характер легенды.

Восприятие и выразительное чтение легенды. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Характеристика особенностей русского романтизма (на уровне образа романтического героя). Работа со словарём литературоведческих терминов. Обсуждение иллюстраций к легенде. Практическая работа. Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «романтическое произведение».

08.02


44

В. В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Краткий рассказ о поэте. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского. Понятие о лирическом герое. Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества.

Чтение и обсуждение статей учебника «Владимир Владимирович Маяковский» и «В  творческой лаборатории В. В. Маяковского». Устный рассказ о писателе. Восприятие и выразительное чтение стихотворения. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Нахождение в тексте незнакомых слов и определение их значения. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Устный анализ стихотворения. Различение образов лирического героя и автора. Обсуждение иллюстраций к стихотворению. Практические работы. Составление таблицы «Происхождение неологизмов Маяковского». Подбор цитат, иллюстрирующих образы лирического героя и автора. Самостоятельная работа. Подготовка выразительного чтения стихотворения наизусть и его письменный анализ

13.02


45

В. В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения. Стихотворение

Восприятие и выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Устный или письменный ответ на вопрос (с  использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Работа со словарём литературоведческих терминов.

15.02


46

А. П. Платонов. «Юшка»: незаметный герой с большим сердцем. Краткий рассказ о писателе. Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Ф

Чтение и обсуждение статьи учебника «Андрей Платонович Платонов». Устный рассказ о писателе. Восприятие и выразительное чтение фрагментов рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Практическая работа. Составление плана и устная характеристика Юшки. Самостоятельная работа. Письменная характеристика Юшки. Подготовка выборочного пересказа

20.02


47

А. П. Платонов. «Юшка»: нравственные проблемы рассказа (урок развития речи 10). Внешняя и внутренняя красота человека. Осознание необходимости сострадания к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности. (

Различные виды пересказа. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Обсуждение произведений книжной графики. Составление плана ответа на проблемный вопрос. Выполнение заданий практикума «Читаем, думаем, спорим…». Практическая работа. Составление плана ответа на проблемный вопрос «Прав ли Юшка, говоря, что его любит народ?»

22.02


48

А. П. Платонов. «В  прекрасном и яростном мире» (урок внеклассного чтения 8). Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова. (

Различные виды пересказа. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Нравственная оценка поступков героев: рассказчика, Мальцева, следователя. Практическая работа. Подготовка сопоставительной таблицы «Черты сходства и различия платоновских героев (Никиты, Юшки, неизвестного цветка, машиниста Мальцева)».

27.02


49

(урок контроля 3). Классное контрольное сочинение на одну из тем

Самостоятельное составление плана и письменный ответ на проблемный вопрос. Классное контрольное сочинение на одну из тем (по выбору). : 1. Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание? (По произведениям русских писателей ХХ века.) 2. В  чём гуманизм произведений М. Горького, В. В. Маяковского, А.  П. Платонова (на материале 1—2 произведений)? 3. В  чём смысл противопоставления двух миров в произведениях М. Горького, В. В. Маяковского, А. П. Платонова (

01.03


50

Б. Л. Пастернак. «Июль», «Никого не будет в доме...». Краткий рассказ о поэте. Картины природы, преображённые поэтическим зрением Пастернака. Стихотворения в актёрском исполнении.

Б. Л. Пастернак. «Июль», «Никого не будет в доме...». Краткий рассказ о поэте. Картины природы, преображённые поэтическим зрением Пастернака. Стихотворения в актёрском исполнении.

06.03


51

Час мужества. Интервью с участником Великой Отечественной войны Ю. Г. Разумовским о военной поэзии. Стихотворения о войне А. А. Ахматовой, К. М.  Симонова, А. А. Суркова, А. Т. Твар дов ского и др. (урок внеклассного чтения 9). Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях. Интервью с поэтом  — участником Великой Отечест вен ной войны. Интервью как жанр публицистики.

Чтение и обсуждение интервью с участником Великой Отечественной войны Ю. Г. Разумовским о военной поэзии. Восприятие и выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге.. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие «интервью». Игровые виды деятельности: конкурс на лучшее исполнение стихотворения, викторина на знание текстов, авторов и исполнителей песен на стихи о войне.

13.03


52

А. Т. Твардовский. «Снега потемнеют синие...», «Июль  — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Краткий рассказ о поэте. Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа. Стихотворения в актёрском исполнении. Развитие понятия о лирическом герое.

Чтение статьи учебника «Александр Трифонович Твардовский» и составление её тезисов. Устный рассказ о поэте. Восприятие и выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие «лирический герой». Практическая работа. Различение образов лирического героя и автора. Анализ разных форм выражения авторской позиции в стихотворениях.

15.03


53

Е. А. Евтушенко. «Хотят ли русские войны?..». Рассказ о поэте. «Хотят ли русские войны?»  — лирико-публицистическое стихотворение о сугубо мирных устремлениях России. Особенности композиции стихотворения: развёрнутый ответ на вопрос, заданный в первом стихе

Чтение и обсуждение статьи учебника. Восприятие и выразительное чтение стихотворений. Рецензирование выразительного чтения одноклассников. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ стихотворения. Практическая работа. Особенности композиции стихотворения.

20.03


54

Ф. А. Абрамов. «О  чём плачут лошади». Краткий рассказ о писателе. Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа. Понятие о литературной традиции. (

Чтение и обсуждение статьи учебника «Фёдор Александрович Абрамов». Составление тезисов статьи. Устный рассказ о  писателе. Восприятие и выразительное чтение рассказа. Различные виды пересказа. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Выявление элементов развития сюжета. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие «литературная традиция». Практическая работа. Составление плана и целостный анализ рассказа.

22.03


55

Е. И. Носов. «Кукла» («Акимыч»). Краткий рассказ о писателе. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Сила внутренней, духовной красоты человека. Нравственные проблемы рассказа. (

Чтение и обсуждение отрывка «Из автобиографии». Устный рассказ о писателе. Восприятие и выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказа. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Нравственная оценка событий и героев. Практическая работа. Составление плана письменной характеристики Акимыча.

03.04


56

И. Носов. «Живое пламя», «Радуга» (урок развития речи 11). Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека. (

Выразительное чтение рассказа. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Практическая работа. Составление плана и целостный анализ рассказа. Самостоятельная работа. Письменный ответ на один из вопросов: 1. О  чём рассказ Е. И. Носова «Живое пламя» и почему он так называется? 2. Что значит прожить жизнь «в полную силу»? (По рассказу «Живое пламя».) 3. Какие душевные качества позволяют людям восхищаться красотой природы? (По рассказу Е. И. Носова «Радуга».)

05.04


57

Ю. П. Казаков. «Ти хое утро». Краткий рассказ о писателе. Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка. Особенности характера героев  — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы

Чтение и обсуждение статьи учебника «Юрий Павлович Казаков». Устный рассказ о писателе. Восприятие и выразительное чтение фрагментов рассказа (по ролям). Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Сравнительная характеристика героев. Обсуждение иллюстраций к рассказу. Нравственная оценка героев. Выполнение заданий практикума «Читаем, думаем, спорим…». Практическая работа. Составление письменной сравнительной характеристики героев.

10.04


58

Д. С. Лихачёв. «Земля родная» (главы). Краткий рассказ о писателе, учёном, гражданине. Духовное напутствие молодёжи

Чтение и обсуждение статьи учебника «Дмитрий Сергеевич Лихачёв». Устный рассказ о писателе. Восприятие и выразительное чтение фрагментов публицистической прозы. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге.

12.04


59

Г. И. Горин. «Почему повязка на ноге?» Краткий рассказ о писателе. Иронико-юмористический рассказ-шутка о не очень умном человеке. Развитие понятий о юморе и сатире.

Знакомство с юмористическими и сатирическими произведениями. Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников.



60

«Тихая моя родина». Стихи В. Я. Брюсова, Ф. Сологуба, С. А. Есенина, Н. М. Рубцова, Н. А. Заболоцкого и др. (урок развития речи 12). Выражение душевных настроений, состояний человека через описание природы.

Краткие сообщения о поэтах. Восприятие и выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Определение общего и индивидуального, неповторимого в литературном образе родины в творчестве русских поэтов.

17.04


61

Песни на слова русских поэтов XX века. А. Н. Вертинский «Доченьки». И. А. Гофф «Русское поле». Б. Ш. Окуджава «По смоленской дороге...». Начальные представления о песне как синтетическом жанре искусства. Лирические размышления о жизни, быстроте

Восприятие и выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Восприятие песен. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос.

19.04


62

(урок контроля 4). Контрольная работа с включением отдельных заданий в формате ГИА по литературе в основной школе. Тестирование.

Письменный сопоставительный анализ лирики и фрагментов эпических произведений. Выполнение тестов в формате ГИА и ЕГЭ по литературе

24.04


63

Расул Гамзатов. «Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришёл сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей родне». Краткий рассказ об аварском поэте. Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского

Чтение и обсуждение статьи учебника «Расул Гамзатович Гамзатов». Устный рассказ о поэте. Восприятие и выразительное чтение стихотворений. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в  коллективном диалоге. Определение общего и индивидуального, неповторимого в литературном образе родины в творчестве поэта. Выявление нравственной проблематики стихотворений. Практическая работа. Поиск художественных образов, характерных для Р. Гамзатова. Составление цитатной таблицы.

26.04


64

Р. Бёрнс. «Честная бедность», «Уж не встаю я на заре…» и другие стихотворения. Краткий рассказ о поэте. Особенности его творчества. «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Стихотворение в актёрском исполнении. Народно-поэтический характер произведений Бёрнса. «Уж не встаю я на заре…». Размышления об отдыхающей природе и о невольном отдыхе селянина

Устный рассказ о поэте. Восприятие и выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Подготовка и презентация страниц устного журнала. Практическая работа. Выявление черт фольклорной традиции в стихотворении, определение художественной функции фольклорных мотивов, образов, поэтических средств. Самостоятельная работа. Подготовка выразительного чтения стихотворения наизусть. Письменный ответ на вопрос «Какие новаторские черты характерны для стихотворения „Честная бедность“»?

03.05


65

Дж. Г. Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!..», «Душа моя мрачна…». Краткий рассказ о поэте. Байрон и русская литература. «Ты кончил жизни путь, герой!..». Жизнь, отданная за свободу и счастье народа, не исчезает: герой остается жить в сердцах людей и слава его

Устный рассказ о поэте. Восприятие и выразительное чтение стихотворения. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Анализ поэтических интонаций. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «романтическое стихотворение». Выполнение заданий практикума «Читаем, думаем, спорим…». Практическая работа. Сопоставление переводов стихотворения Байрона «Душа моя мрачна…»

08.05


66

Японские хокку (трёхстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времён года. Особенности жанра хокку (хайку). Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами. Хокку в актёрском исполнении

Чтение и обсуждение статьи учебника «Японские трёхстишия (хокку)». Составление тезисов статьи. Устные рассказы о мастерах японских хокку. Восприятие и выразительное чтение хокку. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге.

15.05


67

О. Генри. «Дары волхвов». Слово о писателе. Устный рассказ о писателе. Восприятие и выразительное чтение рассказа. Инсценирование фрагмента рассказа. Продолжение 185 Сила любви и преданности. Фрагменты рассказа в актёрском исполнении. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе. Развитие представлений о рождественском рассказе.

Устное рецензирование выразительного чтения и инсценирования одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Устный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие «рождественский рассказ». Обсуждение иллюстраций.

17.05


68

68. Р. Д.  Брэдбери. «Каникулы». Краткий рассказ о писателе. Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на земле. Развитие представлений о жанре фантастики. Мечта о чудесной победе добра

Чтение и обсуждение статей учебника «Рэй Дуглас Брэдбери» и «Радость писать». Составление тезисов статьёй. Устный рассказ о писателе. Восприятие и выразительное чтение рассказа. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Восприятие художественной ус ловности как специфической характеристики искусства в различных формах  — от правдоподобия до фантастики. Практическая работа. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие «фантастический рассказ».

22.05


69

Артур Конан Дойл. «Голубой карбункул». Детек тивная литература как жанр. Краткий рассказ о писателе. «Голубой карбункул»  — торжество справедливости, неотвратимость наказания и заслуженного возмездия за совершённое преступление как признаки детективного жанра. Авторы, сюжеты и герои классических детективов. Художественные особенности детективной литературы

Чтение и обсуждение статьи учебника «Детективная литература». Устные сообщения о писателе. Выразительное чтение по ролям или инсценирование фрагментов рассказа. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Практическая работа. Составление таблицы «Основные черты детективного жанра в литературе».

24.05


70

Итоговый урок (урок контроля 5). Выявление уровня литературного развития учащихся. Итоги года и задание на лето. (

Предъявление читательских и исследовательских умений, приобретённых в 7 классе: выразительное чтение (в том числе наизусть), устный монологический ответ, пересказ, устный рассказ о произведении или герое, иллюстрирование изученных литературоведческих терминов. Письменный ответ на проблемный вопрос. Самостоятельная работа. Чтение произведений из рекомендательного списка «Прочитайте летом»

29.05










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!