СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературная грамотность младшего школьника: содержание и пути формирования

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация вебинара «Литературная грамотность младшего школьника: содержание и пути формирования». (04. 04. 2018).

Современное обучение ставит перед учителем ряд актуальных вопросов. Что такое литературная грамотность? Что в неё входит? Как её формировать у обучающихся в начальной школе? На эти и другие вопросы постаралась ответить автор вебинара. Особое внимание уделено рассмотрению специфики работы с текстом, системе заданий, направленных на формирование литературной грамотности младшего школьника как предметного компонента функциональной грамотности.

Автор: Хомякова Ирина Семёновна, к.п.н., доцент, ст.н.с. Центра начального общего образования ФГБНУ Института стратегии развития образования РАО.

***

См.:

Карта сайта

https://multiurok.ru/blog/karta-saita.html

Презентации. Из опыта коллег

https://multiurok.ru/blog/prezentatsii-iz-opyta-kolleg.html

Просмотр содержимого документа
«Литературная грамотность младшего школьника: содержание и пути формирования»

 Литературная грамотность младшего школьника: содержание и пути формирования   Хомякова Ирина Семеновна , к.п.н., доцент, ст.н.с. Центра начального общего образования ФГБНУ  «Институт стратегии развития образования РАО» E-mail: irkhomyakova@mail.ru

Литературная грамотность младшего школьника: содержание и пути формирования

Хомякова Ирина Семеновна , к.п.н., доцент, ст.н.с. Центра начального общего образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»

E-mail: [email protected]

 Система учебно-методического комплекта  по литературному чтению   «Литературное чтение», 1-4 классы Авторы: Н.Ф. Виноградова, И.С. Хомякова, И.В. Сафонова, В.И. Петрова. / Под ред. Н.Ф. Виноградовой Комплект включает:  Программу 1-4 (с СD-диском). Учебники (1-4 классы)+ ЭФУ. Смысловое чтение. Тетрадь для формирования и проверки читательских умений. Книги для учителя: 1-4 классы: Уроки литературного чтения в современной начальной школе. 1

Система учебно-методического комплекта по литературному чтению

«Литературное чтение», 1-4 классы

Авторы: Н.Ф. Виноградова, И.С. Хомякова, И.В. Сафонова, В.И. Петрова. /

Под ред. Н.Ф. Виноградовой

Комплект включает:

  • Программу 1-4 (с СD-диском).
  • Учебники (1-4 классы)+ ЭФУ.
  • Смысловое чтение. Тетрадь для формирования и проверки читательских умений.
  • Книги для учителя: 1-4 классы: Уроки литературного чтения в современной начальной школе.

1

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ :    готовность человека к успешному      взаимодействию с окружающим миром и   с самим собой;    способность решать различные учебные   и жизненные задачи в процессе      разнообразной деятельности;    стремление к самообразованию;    совокупность  умений  строить социальные    отношения в соответствии с нравственными    ценностями социума; 1

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ :

готовность человека к успешному взаимодействию с окружающим миром и с самим собой;

способность решать различные учебные и жизненные задачи в процессе разнообразной деятельности;

стремление к самообразованию;

совокупность умений строить социальные отношения в соответствии с нравственными ценностями социума;

1

 Компоненты функциональной грамотности младшего школьника          Интегративный    Предметный          ( читательская )  (литературная)              1

Компоненты

функциональной грамотности

младшего школьника

Интегративный Предметный

( читательская ) (литературная)

1

Литературная  функциональная  грамотность   как планируемый результат обучения учащегося начальной школы: сформированность мотивации к самостоятельному чтению. Осознание себя как читателя, понимание роли чтения  в успешности обучения и повседневной жизни; овладение процессом смыслового чтения текстов разного типа, прежде всего, художественного текста; ориентирование в особенностях разных жанров фольклора  и художественной литературы; готовность осуществлять творческую деятельность на основе прочитанного текста. 1

Литературная функциональная грамотность как планируемый результат обучения учащегося начальной школы:

  • сформированность мотивации к самостоятельному чтению. Осознание себя как читателя, понимание роли чтения в успешности обучения и повседневной жизни;
  • овладение процессом смыслового чтения текстов разного типа, прежде всего, художественного текста;
  • ориентирование в особенностях разных жанров фольклора и художественной литературы;
  • готовность осуществлять творческую деятельность на основе прочитанного текста.

1

Развитие методики обучения по литературному чтению направлено на мотивационную составляющую, определяя все последующие содержательные аспекты: осознанность чтения как основное качество смыслового чтения; возможность работать с информацией , представленной  в тексте;  интерес к самостоятельной читательской деятельности. 1

Развитие методики обучения по литературному чтению направлено на мотивационную составляющую, определяя все последующие содержательные аспекты:

  • осознанность чтения как основное качество смыслового чтения;
  • возможность работать с информацией , представленной в тексте;
  • интерес к самостоятельной читательской деятельности.

1

1. Формирование мотива чтения Учебная задача Цель предъявления учебной задачи Слушая /Читая сказку, постарайся представить её героев.  (детям не оглашается) Последующее обсуждение поведения, характера героев, мотивации поступков . Читая текст, обрати внимание на его главную мысль. Осмысление темы произведения, идеи и замысла автора Читая басню, обрати внимание, в каких словах выражена мораль. Понимание идеи, нравственной позиции автора, воспитательных возможностей произведения, знакомство с жанровыми особенностями (лиро-эпическими) басни. Читая рассказ, обрати внимание на события, подумай, почему они произошли. Понимание того, как развивается основная сюжетная линия: определение причинно-следственных связей. Читая рассказ, подумай, могли ли эти события произойти в реальной жизни. Понимание особенностей жанра (сказка, рассказ, очерк).

1. Формирование мотива чтения

Учебная задача

Цель предъявления учебной задачи

Слушая /Читая сказку, постарайся представить её героев.

(детям не оглашается)

Последующее обсуждение поведения, характера героев, мотивации поступков .

Читая текст, обрати внимание на его главную мысль.

Осмысление темы произведения, идеи и замысла автора

Читая басню, обрати внимание, в каких словах выражена мораль.

Понимание идеи, нравственной позиции автора, воспитательных возможностей произведения, знакомство с жанровыми особенностями (лиро-эпическими) басни.

Читая рассказ, обрати внимание на события, подумай, почему они произошли.

Понимание того, как развивается основная сюжетная линия: определение причинно-следственных связей.

Читая рассказ, подумай, могли ли эти события произойти в реальной жизни.

Понимание особенностей жанра (сказка, рассказ, очерк).

Учебная задача мотив  рубрика «Разговор перед чтением»  (с 3 класса): подготавливает к серьезному восприятию произведения; знакомит с особенностями исторического времени, когда создавалось произведение; к своеобразному общению не только с героями и самим автором, но и с одноклассниками, все вместе знакомятся с новой частичкой художественной литературы.

Учебная задача мотив рубрика «Разговор перед чтением» (с 3 класса):

  • подготавливает к серьезному восприятию произведения;
  • знакомит с особенностями исторического времени, когда создавалось произведение;
  • к своеобразному общению не только с героями и самим автором, но и с одноклассниками,
  • все вместе знакомятся с новой частичкой художественной литературы.

Д.С. Лихачев  « Русская классическая литература – не развлекательная, хотя увлекательность ей свойственна в высокой мере. Это увлекательность особого свойства: она определяется предложением читателю решать сложные нравственные и общественные проблемы – решать вместе:  и автору и читателям. Лучшие произведения русской классической литературы никогда не предлагают читателям готовых ответов на поставленные общественно-нравственные вопросы. Авторы не морализируют, а как бы обращаются к читателям: «Задумайтесь!», «Решите сами!», «Смотрите, что происходит в жизни!», «Не прячьтесь от ответственности за все и за всех!» Поэтому ответы на вопросы даются автором вместе  с читателями».

Д.С. Лихачев

« Русская классическая литература – не развлекательная, хотя увлекательность ей свойственна в высокой мере. Это увлекательность особого свойства: она определяется предложением читателю решать сложные нравственные и общественные проблемы – решать вместе: и автору и читателям.

Лучшие произведения русской классической литературы никогда не предлагают читателям готовых ответов на поставленные общественно-нравственные вопросы. Авторы не морализируют, а как бы обращаются к читателям: «Задумайтесь!», «Решите сами!», «Смотрите, что происходит в жизни!», «Не прячьтесь от ответственности за все и за всех!» Поэтому ответы на вопросы даются автором вместе с читателями».

«Разговор перед чтением»  (3 кл., А.П. Чехов. Ванька) Многое определяет судьбу человека: где и в какое время он живёт, какая у него семья, чем он занимается. В царской России детей из бедных семей часто отдавали «в люди» – обучаться  у мастера какому-либо ремеслу. Жизнь одного из таких детей описана Антоном Павловичем Чеховым в рассказе «Ванька».

«Разговор перед чтением» (3 кл., А.П. Чехов. Ванька)

Многое определяет судьбу человека: где и в какое время он живёт, какая у него семья, чем он занимается. В царской России детей из бедных семей часто отдавали «в люди» – обучаться у мастера какому-либо ремеслу. Жизнь одного из таких детей описана Антоном Павловичем Чеховым в рассказе «Ванька».

Овладение процессом смыслового чтения В психологии установлены этапы (фазы) чтения. Во-первых, это восприятие  текста (слушаемого или читаемого), установление значений слов, их текстовых связей, узнавание фактов, героев, запоминание фабулы.

Овладение процессом смыслового чтения

В психологии установлены этапы (фазы) чтения.

Во-первых, это восприятие текста (слушаемого или читаемого), установление значений слов, их текстовых связей, узнавание фактов, героев, запоминание фабулы.

 Во-вторых, интерпретация текста. Важно понимать, что интерпретация текста – это перевод (трансформация) ощущений человека, полученных от восприятия произведения, его понимания в информацию , которая запоминается и объясняется субъективно, то есть сравнивается с собственным опытом. Она (интерпретация) является способом выражения понимания «смыслов прочитанного» (по М.М. Бахтину) и играет важнейшую роль при обучении чтению, поскольку показывает, как воспринимает учащийся прочитанный текст, какие аспекты содержания сумел уловить, осознать и готов работать с ними.

Во-вторых, интерпретация текста.

Важно понимать, что интерпретация текста – это перевод (трансформация) ощущений человека, полученных от восприятия произведения, его понимания в информацию , которая запоминается и объясняется субъективно, то есть сравнивается с собственным опытом.

Она (интерпретация) является способом выражения понимания «смыслов прочитанного» (по М.М. Бахтину) и играет важнейшую роль при обучении чтению, поскольку показывает, как воспринимает учащийся прочитанный текст, какие аспекты содержания сумел уловить, осознать и готов работать с ними.

   Третий этап (или фаза) – присвоение добытых в ходе чтения знаний и собственных размышлений по этому поводу с целью создания собственного нового (обновленного) смысла (рассуждения, текста).

  • Третий этап (или фаза) – присвоение добытых в ходе чтения знаний и собственных размышлений по этому поводу с целью создания собственного нового (обновленного) смысла (рассуждения, текста).

Умение интерпретировать как базовое умение для формирования литературной грамотности Учитель обращает особое внимание на: содержательный анализ  текста: тема, главная мысль, сюжет, план текста, характеристика героев, анализ художественных особенностей текста (описание, язык героев, выразительные средства); рефлексивный анализ:  выбор информации для возможной оценки реальных жизненных ситуаций.

Умение интерпретировать как базовое умение для формирования литературной грамотности

Учитель обращает особое внимание на:

  • содержательный анализ текста: тема, главная мысль, сюжет, план текста, характеристика героев,
  • анализ художественных особенностей текста (описание, язык героев, выразительные средства);
  • рефлексивный анализ: выбор информации для возможной оценки реальных жизненных ситуаций.

Динамика развития работы с текстом по определению темы Класс Программное содержание 1 класс 2 класс Действия учащихся Тема произведения: чему посвящено, о чём рассказывает. Тематика художественных произведений. Определяю тему произведения: пытаюсь понять, о чём идёт речь (о жизни детей, об их играх, о природе – времени года) и назвать тему; сравниваю тему и название текста. Разнообразие тем детской литературы. Анализирую текст произведения  и называю тему прочитанного/прослушанного произведения; соотношу с темой урока; объединяю произведения по общей теме. Определяю  тему сказки , устанавливаю сходство тем, нахожу  в тексте слова, подтверждающие тему, Темы бытовых, волшебных сказок: сходство тем сказок разных народов. сравниваю  произведения по теме.

Динамика развития работы с текстом по определению темы

Класс

Программное содержание

1 класс

2 класс

Действия учащихся

Тема произведения: чему посвящено, о чём рассказывает.

Тематика художественных произведений.

Определяю тему произведения: пытаюсь понять, о чём идёт речь (о жизни детей, об их играх, о природе – времени года) и назвать тему;

сравниваю тему и название текста.

Разнообразие тем детской литературы.

Анализирую текст произведения и называю тему прочитанного/прослушанного произведения;

соотношу с темой урока; объединяю произведения по общей теме.

Определяю тему сказки , устанавливаю сходство тем,

нахожу в тексте слова, подтверждающие тему,

Темы бытовых, волшебных сказок: сходство тем сказок разных народов.

сравниваю произведения по теме.

   Продолжение:  Класс Программное содержание 3 класс   Действия учащихся Тема произведения 4 класс  Использую текст для определения  темы – исследую , анализирую  его. Тема произведения  Определяю  значимость темы произведения. Подбираю произведения  на заданную тему.

Продолжение:

Класс

Программное содержание

3 класс

Действия учащихся

Тема произведения

4 класс

Использую текст для определения темы – исследую , анализирую его.

Тема произведения

Определяю значимость темы произведения.

Подбираю произведения на заданную тему.

 Формирование действия сравнения  произведений по теме (примеры заданий)   1 класс. Задание: Определи темы произведений – соедини линией тему и название. «Теремок» «Огурцы» (Н.Носов) О дружбе  «Кот, лиса и петух» О трудолюбии «Морозко»  «Как Маша стала большой» (Е. Пермяк)

Формирование действия сравнения произведений по теме (примеры заданий)

1 класс.

Задание: Определи темы произведений – соедини линией тему и название.

«Теремок»

«Огурцы» (Н.Носов) О дружбе

«Кот, лиса и петух» О трудолюбии

«Морозко»

«Как Маша стала большой» (Е. Пермяк)

Сравнение тем, эмоций  при восприятии произведений 2 класс, примеры: Задание: Сравним по теме стихотворения Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной…», А. Пушкина «Уж небо осенью дышало…»,  а также рассказ Н. Абрамцевой «Осенняя сказка». Обсуждение: Выскажем свое мнение: «Почему одинаковые по теме произведения создают разное настроение?»

Сравнение тем, эмоций при восприятии произведений

2 класс, примеры:

Задание: Сравним по теме стихотворения Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной…», А. Пушкина «Уж небо осенью дышало…», а также рассказ Н. Абрамцевой «Осенняя сказка».

Обсуждение: Выскажем свое мнение: «Почему одинаковые по теме произведения создают разное настроение?»

Детство как важная тема творчества писателей 3 класс Задание: Сравним прочитанные произведения – детство Илюши Обломова (из романа И.А. Гончарова «Обломов») и детство Пепе (из «Сказок об Италии» М. Горького). Рубрика «Обсудим вместе»: Похожи ли мальчики? Как они выглядят? Чем занимаются? Можно ли из текста понять, в каких семьях они живут?

Детство как важная тема творчества писателей

3 класс

Задание: Сравним прочитанные произведения – детство Илюши Обломова (из романа И.А. Гончарова «Обломов») и детство Пепе (из «Сказок об Италии» М. Горького).

Рубрика «Обсудим вместе»:

Похожи ли мальчики? Как они выглядят? Чем занимаются? Можно ли из текста понять, в каких семьях они живут?

Сравнение разных вариантов  одной и той же сказки по теме 4 класс, русская народная сказка «Морозко» – два варианта. Вопросы для обсуждения : Какова тема этих сказок? Почему она важна для простого народа? Какие качества воспитываются у слушателей?  Анализ содержания определение темы сказок связь темы произведения с воспитательными  возможностями текста.

Сравнение разных вариантов одной и той же сказки по теме

4 класс, русская народная сказка «Морозко» – два варианта.

Вопросы для обсуждения :

Какова тема этих сказок? Почему она важна для простого народа? Какие качества воспитываются у слушателей?

Анализ содержания определение темы сказок связь темы произведения с воспитательными возможностями текста.

 Ориентирование в особенностях разных жанров  фольклора и художественной литературы   Особенности рассказа (эпический жанр): в рассказе раскрываются реальные события из жизни людей; героями рассказа могут быть взрослые и дети, люди разного возраста, профессий, характера. Кроме героев (главных действующих лиц) в рассказе есть другие персонажи – второстепенные; действия рассказа происходят в реальном времени  и пространстве; при чтении рассказа у читателя рождается отношение к происходящим событиям, поддержка или осуждение героев .

Ориентирование в особенностях разных жанров фольклора и художественной литературы

Особенности рассказа (эпический жанр):

  • в рассказе раскрываются реальные события из жизни людей;
  • героями рассказа могут быть взрослые и дети, люди разного возраста, профессий, характера. Кроме героев (главных действующих лиц) в рассказе есть другие персонажи – второстепенные;
  • действия рассказа происходят в реальном времени и пространстве;
  • при чтении рассказа у читателя рождается отношение к происходящим событиям, поддержка или осуждение героев .

Рассказ Это повествовательное произведение, в котором есть последовательное развитие событий ( сюжет ). Е. Пермяк. Знакомые следы. (3 кл.)  Рубрика «Наблюдаем: работаем с текстом» «Век живи, век учись…» Вступление (подготовка  к завязке)   «Довелось как-то им Завязка действия возвращаться… через лес…»    ? Кульминация – самый «острый» момент  действия, когда не ясно, как оно « Как мы теперь выберемся?..» будет развиваться.    ?  Развязка , итог событий, заключительный « Домой Никиша пришёл момент действия. усталый, но счастливый .»

Рассказ

Это повествовательное произведение, в котором есть последовательное развитие событий ( сюжет ).

Е. Пермяк. Знакомые следы. (3 кл.)

Рубрика «Наблюдаем: работаем с текстом»

«Век живи, век учись…» Вступление (подготовка к завязке)

«Довелось как-то им Завязка действия

возвращаться… через лес…»

 

? Кульминация – самый «острый» момент

действия, когда не ясно, как оно

« Как мы теперь выберемся?..» будет развиваться.

 

? Развязка , итог событий, заключительный « Домой Никиша пришёл момент действия.

усталый, но счастливый .»

Басня Алгоритм анализа басни для понимания особенностей жанра, определения морали: Определяется главная мысль басни, выясняется, какой человеческий порок осуждается автором. Находится в тексте предложение , которое можно определить как мораль басни . Соотносится  главная мысль басни- предполагаемое предложение = морали . Делается вывод , какова мораль данной басни, чему она поучает, какие качества осмеивает.

Басня

Алгоритм анализа басни для понимания особенностей жанра, определения морали:

  • Определяется главная мысль басни, выясняется, какой человеческий порок осуждается автором.
  • Находится в тексте предложение , которое можно определить как мораль басни .
  • Соотносится главная мысль басни- предполагаемое предложение = морали .

Делается вывод , какова мораль данной басни, чему она поучает, какие качества осмеивает.

Пример Задание : Определи жанр этого произведения. Подчеркни слова, которые передают его основную мысль. Запиши, как она называется в произведениях этого жанра.  Текст басни И.А. Крылова «Лисица и виноград» Основная мысль в _________ – это ___________.  ( басне ) ( мораль )

Пример

Задание :

Определи жанр этого произведения. Подчеркни слова, которые передают его основную мысль. Запиши, как она называется в произведениях этого жанра.

Текст басни И.А. Крылова «Лисица и виноград»

Основная мысль в _________ – это ___________.

( басне ) ( мораль )


Скачать

© 2018 1811 24

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!