Литературная грамотность младшего школьника: содержание и пути формирования
Хомякова Ирина Семеновна , к.п.н., доцент, ст.н.с. Центра начального общего образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»
E-mail: [email protected]
Система учебно-методического комплекта по литературному чтению
«Литературное чтение», 1-4 классы
Авторы: Н.Ф. Виноградова, И.С. Хомякова, И.В. Сафонова, В.И. Петрова. /
Под ред. Н.Ф. Виноградовой
Комплект включает:
- Программу 1-4 (с СD-диском).
- Учебники (1-4 классы)+ ЭФУ.
- Смысловое чтение. Тетрадь для формирования и проверки читательских умений.
- Книги для учителя: 1-4 классы: Уроки литературного чтения в современной начальной школе.
1
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ :
готовность человека к успешному взаимодействию с окружающим миром и с самим собой;
способность решать различные учебные и жизненные задачи в процессе разнообразной деятельности;
стремление к самообразованию;
совокупность умений строить социальные отношения в соответствии с нравственными ценностями социума;
1
Компоненты
функциональной грамотности
младшего школьника
Интегративный Предметный
( читательская ) (литературная)
1
Литературная функциональная грамотность как планируемый результат обучения учащегося начальной школы:
- сформированность мотивации к самостоятельному чтению. Осознание себя как читателя, понимание роли чтения в успешности обучения и повседневной жизни;
- овладение процессом смыслового чтения текстов разного типа, прежде всего, художественного текста;
- ориентирование в особенностях разных жанров фольклора и художественной литературы;
- готовность осуществлять творческую деятельность на основе прочитанного текста.
1
Развитие методики обучения по литературному чтению направлено на мотивационную составляющую, определяя все последующие содержательные аспекты:
- осознанность чтения как основное качество смыслового чтения;
- возможность работать с информацией , представленной в тексте;
- интерес к самостоятельной читательской деятельности.
1
1. Формирование мотива чтения
Учебная задача
Цель предъявления учебной задачи
Слушая /Читая сказку, постарайся представить её героев.
(детям не оглашается)
Последующее обсуждение поведения, характера героев, мотивации поступков .
Читая текст, обрати внимание на его главную мысль.
Осмысление темы произведения, идеи и замысла автора
Читая басню, обрати внимание, в каких словах выражена мораль.
Понимание идеи, нравственной позиции автора, воспитательных возможностей произведения, знакомство с жанровыми особенностями (лиро-эпическими) басни.
Читая рассказ, обрати внимание на события, подумай, почему они произошли.
Понимание того, как развивается основная сюжетная линия: определение причинно-следственных связей.
Читая рассказ, подумай, могли ли эти события произойти в реальной жизни.
Понимание особенностей жанра (сказка, рассказ, очерк).
Учебная задача мотив рубрика «Разговор перед чтением» (с 3 класса):
- подготавливает к серьезному восприятию произведения;
- знакомит с особенностями исторического времени, когда создавалось произведение;
- к своеобразному общению не только с героями и самим автором, но и с одноклассниками,
- все вместе знакомятся с новой частичкой художественной литературы.
Д.С. Лихачев
« Русская классическая литература – не развлекательная, хотя увлекательность ей свойственна в высокой мере. Это увлекательность особого свойства: она определяется предложением читателю решать сложные нравственные и общественные проблемы – решать вместе: и автору и читателям.
Лучшие произведения русской классической литературы никогда не предлагают читателям готовых ответов на поставленные общественно-нравственные вопросы. Авторы не морализируют, а как бы обращаются к читателям: «Задумайтесь!», «Решите сами!», «Смотрите, что происходит в жизни!», «Не прячьтесь от ответственности за все и за всех!» Поэтому ответы на вопросы даются автором вместе с читателями».
«Разговор перед чтением» (3 кл., А.П. Чехов. Ванька)
Многое определяет судьбу человека: где и в какое время он живёт, какая у него семья, чем он занимается. В царской России детей из бедных семей часто отдавали «в люди» – обучаться у мастера какому-либо ремеслу. Жизнь одного из таких детей описана Антоном Павловичем Чеховым в рассказе «Ванька».
Овладение процессом смыслового чтения
В психологии установлены этапы (фазы) чтения.
Во-первых, это восприятие текста (слушаемого или читаемого), установление значений слов, их текстовых связей, узнавание фактов, героев, запоминание фабулы.
Во-вторых, интерпретация текста.
Важно понимать, что интерпретация текста – это перевод (трансформация) ощущений человека, полученных от восприятия произведения, его понимания в информацию , которая запоминается и объясняется субъективно, то есть сравнивается с собственным опытом.
Она (интерпретация) является способом выражения понимания «смыслов прочитанного» (по М.М. Бахтину) и играет важнейшую роль при обучении чтению, поскольку показывает, как воспринимает учащийся прочитанный текст, какие аспекты содержания сумел уловить, осознать и готов работать с ними.
- Третий этап (или фаза) – присвоение добытых в ходе чтения знаний и собственных размышлений по этому поводу с целью создания собственного нового (обновленного) смысла (рассуждения, текста).
Умение интерпретировать как базовое умение для формирования литературной грамотности
Учитель обращает особое внимание на:
- содержательный анализ текста: тема, главная мысль, сюжет, план текста, характеристика героев,
- анализ художественных особенностей текста (описание, язык героев, выразительные средства);
- рефлексивный анализ: выбор информации для возможной оценки реальных жизненных ситуаций.
Динамика развития работы с текстом по определению темы
Класс
Программное содержание
1 класс
2 класс
Действия учащихся
Тема произведения: чему посвящено, о чём рассказывает.
Тематика художественных произведений.
Определяю тему произведения: пытаюсь понять, о чём идёт речь (о жизни детей, об их играх, о природе – времени года) и назвать тему;
сравниваю тему и название текста.
Разнообразие тем детской литературы.
Анализирую текст произведения и называю тему прочитанного/прослушанного произведения;
соотношу с темой урока; объединяю произведения по общей теме.
Определяю тему сказки , устанавливаю сходство тем,
нахожу в тексте слова, подтверждающие тему,
Темы бытовых, волшебных сказок: сходство тем сказок разных народов.
сравниваю произведения по теме.
Продолжение:
Класс
Программное содержание
3 класс
Действия учащихся
Тема произведения
4 класс
Использую текст для определения темы – исследую , анализирую его.
Тема произведения
Определяю значимость темы произведения.
Подбираю произведения на заданную тему.
Формирование действия сравнения произведений по теме (примеры заданий)
1 класс.
Задание: Определи темы произведений – соедини линией тему и название.
«Теремок»
«Огурцы» (Н.Носов) О дружбе
«Кот, лиса и петух» О трудолюбии
«Морозко»
«Как Маша стала большой» (Е. Пермяк)
Сравнение тем, эмоций при восприятии произведений
2 класс, примеры:
Задание: Сравним по теме стихотворения Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной…», А. Пушкина «Уж небо осенью дышало…», а также рассказ Н. Абрамцевой «Осенняя сказка».
Обсуждение: Выскажем свое мнение: «Почему одинаковые по теме произведения создают разное настроение?»
Детство как важная тема творчества писателей
3 класс
Задание: Сравним прочитанные произведения – детство Илюши Обломова (из романа И.А. Гончарова «Обломов») и детство Пепе (из «Сказок об Италии» М. Горького).
Рубрика «Обсудим вместе»:
Похожи ли мальчики? Как они выглядят? Чем занимаются? Можно ли из текста понять, в каких семьях они живут?
Сравнение разных вариантов одной и той же сказки по теме
4 класс, русская народная сказка «Морозко» – два варианта.
Вопросы для обсуждения :
Какова тема этих сказок? Почему она важна для простого народа? Какие качества воспитываются у слушателей?
Анализ содержания определение темы сказок связь темы произведения с воспитательными возможностями текста.
Ориентирование в особенностях разных жанров фольклора и художественной литературы
Особенности рассказа (эпический жанр):
- в рассказе раскрываются реальные события из жизни людей;
- героями рассказа могут быть взрослые и дети, люди разного возраста, профессий, характера. Кроме героев (главных действующих лиц) в рассказе есть другие персонажи – второстепенные;
- действия рассказа происходят в реальном времени и пространстве;
- при чтении рассказа у читателя рождается отношение к происходящим событиям, поддержка или осуждение героев .
Рассказ
Это повествовательное произведение, в котором есть последовательное развитие событий ( сюжет ).
Е. Пермяк. Знакомые следы. (3 кл.)
Рубрика «Наблюдаем: работаем с текстом»
«Век живи, век учись…» Вступление (подготовка к завязке)
«Довелось как-то им Завязка действия
возвращаться… через лес…»
? Кульминация – самый «острый» момент
действия, когда не ясно, как оно
« Как мы теперь выберемся?..» будет развиваться.
? Развязка , итог событий, заключительный « Домой Никиша пришёл момент действия.
усталый, но счастливый .»
Басня
Алгоритм анализа басни для понимания особенностей жанра, определения морали:
- Определяется главная мысль басни, выясняется, какой человеческий порок осуждается автором.
- Находится в тексте предложение , которое можно определить как мораль басни .
- Соотносится главная мысль басни- предполагаемое предложение = морали .
Делается вывод , какова мораль данной басни, чему она поучает, какие качества осмеивает.
Пример
Задание :
Определи жанр этого произведения. Подчеркни слова, которые передают его основную мысль. Запиши, как она называется в произведениях этого жанра.
Текст басни И.А. Крылова «Лисица и виноград»
Основная мысль в _________ – это ___________.
( басне ) ( мораль )