Урок литературного чтения во 2 классе. Русские народные песни, потешки
Цели урока: провести диагностику навыков чтения, отрабатывать технику чтения; ознакомить детей с малыми фольклорными жанрами, учить различать жанры; развивать память и внимание, обогащать словарный запас; прививать интерес к чтению.
Оборудование: открытки, на которых представлены изделия из дерева, созданные народными умельцами и ремесленниками; изделия с гжельской, хохломской росписью; учебники; карточки с потешками, песнями.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания. Выразительное чтение
стихотворения Р. Сефа «Читателю»
III. Актуализация знаний
- Откройте учебник на странице 13. Прочитайте название
первого раздела учебника.
Дети читают про себя. Проверяется навык работы с книгой.
- «Устное народное творчество» - это название раздела учеб
ника, который мы начинаем сегодня изучать. Давайте по
пробуем разобраться, что же значит каждое слово в этом
названии.
Устное - означает передачу «из уст в уста», то есть без записи текста, один человек рассказывал другому - отец -сыну, бабушка - внучке и т. д. А так как текст не записывался, то каждый рассказчик мог вносить свои изменения в текст, потому что мы обычно рассказываем так, как запомнили, но своими словами. Творчество- от слова «творить», создавать. Народное - это значит, что создал народ, а не кто-то один. Мы не знаем, кто первым рассказал сказку «Колобок», поэтому считаем, что это народная сказка.
Прочитайте текст на странице 14. (Читает учитель и хорошо читающие ученики.)
Что означает выражение «передавать из уст в уста»? Найдем ответ на странице 213.
Какие произведения, на ваш взгляд, мы будем читать в этом разделе? (Загадки, пословицы, сказки)
Существуют разные национальности и народы (французы, немцы, греки, чехи, словаки, армяне, и т. д.). Мы с вами будем читать сказки разных народов, но этот раздел содержит русские народные сказки, песни, загадки.
IV. Постановка целей урока
Мы познакомимся сегодня с русскими народными песнями. Как вы думаете, о чем могли петь наши предки?
Пели наши предки о том, что было для них самым важным. А что было важным для людей в древности? {Урожай, погода.)
Какие погодные явления вы знаете? (Дождь, ветер, град.)
V. Изучение нового материала
Первичное чтение песен о солнышке, весне и радуге, записанных на доске. Параллельно идет словарная работа.
Первичная проверка понимания.
Если долго лили дожди - звали солнышко, если была засуха - звали дождик. Такие песенки стали называть заклич-ками, от слова «кликать» - звать. Например:
Дождик, дождик, пуще, Дам тебе гущи, Выйду на крылечко, Дам огуречка, Дам и хлеба каравай, Дождик, пуще поливай!
- Какие слова надо выделить голосом, чтобы правильно пе
редать смысл этой песни?
Выразительное повторное чтение.
Знакомство с прикладным народным творчеством.
- А еще наши предки много работали и создавали замеча
тельные изделия.
Учитель показывает изделия и иллюстрации изделий из дерева, глины.
- Люди для работы собирались в больших комнатах - мас
терских - за длинными столами. Кто-то вырезал из дерева,
кто-то разрисовывал узорами готовые туески из бересты,
горшки из дерева, кто-то плел из бересты лукошки и короба (все с показом иллюстраций). Девушки шили и вышивали. Чтобы не было скучно, пели песни.
- Рассмотрите на странице 16 учебника два расписанных
короба. На них изображена рябина. Давайте прочитаем
песню о ней.
Чтение песни на с. 16.
Работа с текстом на с. 17.
- Какие слова повторяются в песне несколько раз? Почему?
- Если заменить «береза моя белая» на «белая береза», «бе-
. реза моя кудрявая» на «кудрявая береза», что изменится?
{Исчезнет напевность, мелодичность, нежность.)
- Как относится человек, который поет эту песню, к березе?
Наверное, поэтому он решил запечатлеть ее на своем изделии, которое теперь украшает его дом.
Как в своих песнях народ называет березу и рябину? Почему?
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение изучения нового материала
- Какие же еще пели песни наши бабушки и прабабушки?
Откройте страницы 18-19 и прочитайте.
1. Чтение колыбельных песен.
Что это за песни? (Колыбельные.)
В последнюю песню вставьте созвучные слова.
Обратите внимание, какие нежные слова использовали в колыбельных. (Люшечьки, люли, гули, дитя.)
Кому из вас пели колыбельные песни? Какие?
2. Чтение потешек на с. 20-21.
Потешки - это веселые народные песенки, название которых происходит от слова потешаться, то есть веселиться.
- Как вы думаете, кого потешали такими песенками? Дет
ские песенки еще называют пестушками и прибаутками.
VII. Итог урока
С какими видами народных песен мы сегодня познакомились?
Когда их пели? Какая песня вам запомнилась?
Домашнее задание
Выучить наизусть любую народную песню или потешку, нарисовать к ней иллюстрацию.
Попробовать сочинить колыбельную песенку.