I Орг.момент (эмоциональный настрой) II Определение темы и цели урока. Цель: мотивация обучающихся к изучению объявленной темы УУД: личностные - проявление интереса к теме урока, удовлетворённость работой на уроке; регулятивные -умение работать по предложенному плану, оценивать уровень своих первоначальных знаний. познавательные -развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью III Актуализация знаний. IvФизкультминутка УУД: личностные: - формирование установки на здоровый образ жизни V Подведение итогов. VI Рефлексия. | Ребята, сегодня мы проводим открытый урок литературного чтения. К нам на урок пришли гости. Давайте посмотрим на них и улыбнёмся друг другу. Для работы на уроке вы заранее разделились на команды, потому что наш урок будет проходить в игровой форме. В течение игры каждая команда дружно обсуждает задание, а затем пробует дать правильный ответ. За каждый правильный ответ команда получает жетон. В конце урока мы подсчитаем жетоны. Победит команда, набравшая их большее количество. Кроме этого каждая команда в конце урока назовёт своего лучшего игрока. Учитель: каждая команда получает кроссворд в конверте под №1. Его необходимо разгадать. Если кроссворд будет разгадан правильно, то вы сможете прочитать слово в выделенных клетках. СЛАЙД 1 1.Имя стрижонка. (Скрип). 2.Лохматая собака из рассказа Куприна. (Барбос). 3.Река, с берегов которой приехала Вьюшка. (Бия). 4.Кем была Выскочка? (Сорока). 5.Озеро, где жил Приёмыш. (Светлое). 6.Каким животным был Приёмыш? (Лебедь). 7.Кто учил стрижонка летать? (Вожак). В выделенных клетках получится слово: ПРИРОДА. Проверка производится через совместное разгадывание кроссворда на доске. Учитель: Какое же слово у вас появилось в выделенных клетках. Верно, это слово – природа. Кто же из вас догадался, по теме какого раздела мы проведём урок-обобщение? СЛАЙД 2 Учитель: Верно, ребята, по теме: «Природа и мы». А с какой целью мы проводим этот урок? Учитель: Сегодня мы выясним, кто из вас лучше всех усвоил этот раздел учебника и готов дальше изучать новые произведения. 2 конкурс – Эрудит. Учитель: Ребята, в литературе мало уметь бегло и правильно читать, надо знать писателей и поэтов, знать, какие произведения ими написаны. Как вы думаете для чего это надо? Учитель: Достаньте задание из конверта №2. Каждой команде дан листок, на котором стрелками надо соединить фамилию и имя отчество каждого писателя. На интерактивной доске (страница №2) записаны фамилии и имена отчества изучаемых авторов. СЛАЙД 3 1.Михаил Михайлович Чарушин Астафьев 2.Евгений Иванович Пришвин 3.Виктор Петрович 4.Александр Иванович Мамин-Сибиряк 5.Дмитрий Наркисович Куприн В процессе проверки выясняется, какая команда правильно соединила всех авторов. Учитель выдаёт жетоны. Учитель: Конечно, ребята, мало знать имя отчество писателя, надо знать ещё и то, что отличает его от других писателей, чем интересно творчество каждого конкретного автора. 3 конкурс – Узнай, Кто это?СЛАЙД 3 Учитель: В этом конкурсе я зачитаю вам некоторые отрывки биографии каждого писателя. Ваша задача: вам даны номера, на экране вы видите всех авторов. Вам необходимо будет поднять жезлы от 1 до 6. 1.Семья этого писателя жила довольно скромно, но в доме было много книг, и любовь к чтению, интерес к литературе уже в детстве был привит мальчику во многом под влиянием отца. За свою жизнь он написал около 150 рассказов, сказок, очерков, повестей для детей, самые интересные из них написаны на Урале и посвящены уральской жизни. 5. Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк 2.Этот писатель разносторонне одарённый: играл на скрипке, изобретал, увлекался актёрством, занимался живописью и скульптурой. Он был не только писателем, но и художником. С равным искусством владел он словом, карандашом и кистью. 2 Евгений Иванович Чарушин 3.Детство и юность этого писателя прошли за Полярным кругом – в детском доме посёлка Игарка. После Великой Отечественной войны работал слесарем, чернорабочим, грузчиком, плотником. На Высшие литературные курсы поступил только в возрасте 35 лет. 3. Виктор Петрович Астафьев 4.На заре воздухоплавания этот писатель одним из первых поднялся на воздушном шаре, а несколько позднее – на самолёте и едва не погиб, когда самолёт начал неожиданно падать. Он любил русскую природу, превосходно знал характер и повадки птиц и животных. Он написал много рассказов о собаках, кошках, обезьянах, птицах и слонах. 4. Александр Иванович Куприн 5.Этот писатель получил хорошее естественнонаучное образование. Работал агрономом, в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекарем. Писать он начал в 30 лет, этому предшествовал длительный период накопления впечатлений, когда писатель путешествовал по северным краям. Он был влюблён в свою Родину, в её красоту, в леса и поля, реки и озёра, в её птиц и зверей. 1 Михаил Михайлович Пришвин Учитель выдаёт жетоны тем командам, которые в процессе конкурса дают правильные ответы. 4 конкурс - Назови автора. Учитель: Откройте конверт №3. Каждой команде выдаётся листок с заданием, на котором необходимо соединить автора и его произведение. На интерактивной доске такое же задание СЛАЙД 4 Д.Н.Мамин-Сибиряк Выскочка М.М.Пришвин Кабан Е.И.Чарушин Стрижонок Скрип В.П.Астафьев Барбос и Жулька Е.И.Чарушин Приёмыш В процессе проверки выясняется, какая команда всё сделала верно. Учитель выдаёт жетоны за правильные ответы 5 конкурс – Инсценирование. Учитель: Каждая команда подготовила для вас небольшой отрывок из прочитанных произведений. Вам необходимо отгадать из какого произведения этот отрывок и кто его автор. Учитель выдаёт жетоны командам, которые смогли назвать произведения и их авторов. - Пришло время провести физкультминутку. Встали «Земля, вода, воздух, огонь» По команде учителя «земля» дети опускают руки вниз, «воздух» - дети поднимают руки вверх, «вода» - разводят руки в стороны, «огонь» - крутятся вокруг себя 6 конкурс «Трудные слова» Слайд 5-8 -Сталактит (имеющий форму сосульки, спускающейся с потолка пещеры, известковый нарост). - Яр (крутой берег, обрыв). - Сайма (рыбацкая стоянка). - Фестон (один из выступов зубчатой каймы по краям штор, занавесок, отделки женского платья, белья). За каждый правильный ответ получают жетон. 7 конкурс - Угадай героя. Учитель: Почти в каждом прочитанном произведении этого раздела действующим героем является собака или птица. Перед вами на доске клички собак и птиц, возле каждой указан номер. Ваша задача: выслушав описание собаки или птицы, которое я зачитаю, вы должны будете угадать её и поднять жезл с правильным номером. СЛАЙД 9 Соболько Барбос Жулька Вьюшка Выскочка Приёмыш Учитель читает описание собак и птиц. 1.«Весёлая эта собачка, всем нравится: ушки как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок». (Вьюшка) 4 2«Летом этот пёс с головы до конца хвоста был унизан колючими «репяхами», осенью же клоки шерсти на его ногах, животе, извалявшись в грязи, а потом, высохнув, превращались в сотни коричневых болтающихся сталактитов». (Барбос) 2 3.«Пёстрая собачонка только виляла пушистым хвостом, облизывалась и нетерпеливо взвизгивала». (Соболько) 1 4.«Она принадлежала к породе маленьких собачек с гладкой чёрной шерстью и жёлтыми подпалинами над бровями и на груди. Основной чертой её характера была деликатная, почти застенчивая вежливость». (Жулька) 3 5.«Гордая, настоящая царская птица. Помани его кормом, да не дай другой раз и не пойдёт. Свой характер тоже имеет, даром что птица…» (Приёмыш) 6 6.«Из всей семьи она вышла не то чтобы совсем глупенькая, а как-то с заскоком и с пыльцой в голове». (Выскочка) 5 8 конкурс - Найди лишнее. Учитель: Откройте конверт под №4. Перед вами на листочках в четыре столбика записаны герои разных произведений. Ваша задача: узнать произведение по его героям и в каждом столбике найти лишнего героя, т.е. героя не из этого произведения. Под каждым столбиком подпишите название произведения и автора. Тарас | Выскочка | Кабаны | Вожак | Приёмыш | Вьюшка | Ягуар | Феня | Соболько | Стриж | Марал | Мальчишки | Выскочка | сороки | Василий | Стрижонок Скрип | В результате проверки командам, давшим правильные ответы, учитель выдаёт жетоны 9 конкурс - Народная мудрость. Учитель: Перед вами пословицы о природе. Ваша задача: подобрать к началам пословиц их вторые части. Если вы всё сделаете правильно, то из буквенных сочетаний, расположенных возле вторых частей, составится фраза. Лес и вода - лето кончается. ОД Худо лето, у поля – глаза. У! Ласточка весну начинает, Родные брат и сестра. ЛЮ Одна ласточка когда солнца нету. БИ Отщебетали пичужки – не делает весны. ИР У леса есть уши, а соловей кончает. ПР Слайд10 Учитель: Какая фраза у вас получилась? Учитель: Мне бы хотелось, чтобы в конце нашей игры вы прочитали замечательные слова Константина Георгиевича Паустовского из повести «О лесах». (Страница №6). Эти слова являются хорошим напутствием вам, ребята. СЛАЙД 11 « Что воспитывает широту духа, как не эта природа! Её нужно беречь, как мы бережём самую жизнь человека. Потомки никогда не простят нам опустошения земли, надругательства над тем, что по праву принадлежит не только нам, но и им!» К.Г.Паустовский. Учитель: Как вы думаете, какой главный смысл произведений, которые включены в раздел «Природа и мы»? Учитель: Верно, ребята. Каждый автор этого раздела донёс до нас идею большой любви к природе. Подсчитаем количество заработанных жетонов. Учитель: - Назовите произведения этого раздела, которые вам особенно понравились. - Чем запомнился сегодняшний урок? - Оцените свою работу на уроке. Кто в вашей группе был самым лучшим игроком? - Какое задание было самым интересным? Учитель: А теперь прочитайте, как вы поработали на уроке. Читайте только русские буквы. ЗGFАLRМZVЕIUЧWQАDТJЕFGЛZЬRНWО! СЛАЙД 12 | Проверяют готовность к уроку. Также кроссворд дети видят на интерактивной доске. Каждая команда разгадывает кроссворд, затем все вместе сверяют свои ответы с ответами на интерактивной доске. Обучающиеся: «Природа и мы» Обучающиеся: Повторить и обобщить изученный материал, вспомнить авторов и произведения, которые вошли в этот раздел. Обучающиеся: Можно посоветовать прочитать какое-нибудь произведение своему товарищу; придя в библиотеку не только назвать автора, но и произведение, которое вам необходимо. Обучающие достают из конверта задание №2 Проверка производится с использованием интерактивной доски. Команды по очереди соединяют имена и отчества с фамилиями писателей. Каждая команда поднимает жезлы , которые соответствуют правильному ответу. После выполнения задания команды проверяют с использованием интерактивной доски. Команды по очереди соединяют названия произведений с их авторами. (Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш»; А.И.Куприн «Барбос и Жулька»; М.М.Пришвин «Выскочка»; Е.И.Чарушин «Кабан»; В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип»; ). 1команда инсценируют отрывок из произведения 1.«Не скучно тебе, дедушка? Жутко одному-то в лесу?» 2.«Одному? Тоже скажет… Я тут князь князем живу. Всё у меня есть… И птица всякая, и рыба, и трава. Конечно, говорить они не умеют, да я-то понимаю всё. Сердце радуется в другой раз посмотреть на божью тварь». Команды отвечают: Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш» команда. 1.«Скачи назад». 2.«Скачи как надо». 3.«Как всему сорочьему обществу надо!» 4.«Скачите, как надо, а я – как мне самой хочется». Команды отвечают: М.М.Пришвин «Выскочка Обучающие повторяют ритмичные движения за ведущим. Во время проведения физкультминутки ведущий старается запутать игроков. . Обучающиеся , которые запутались при выполнении действий, садятся на место, остаются играть самые внимательные. Команды после размышлений делают вывод. Высказывают и обосновывают свою точку зрения. Каждая команда поднимает жезлы , которые соответствуют правильному ответу. Обучающиеся: в 1 столбике лишняя Выскочка, произведение Д.Н.Мамина-Сибиряка «Приёмыш»; во 2 столбике лишний Стриж, произведение М.М.Пришвина «Выскочка»; в 3 столбике лишний Василий, произведение Е.И.Чарушина «Кабан»; в 4 столбике лишняя Феня, произведение В.П.Астафьева «Стрижонок Скрип». Команды собирают пословицы из разрезных карточек. Команды : (читают хором) Люби природу! Команды читают хором Обучающиеся: Необходимо любить природу, беречь её, не забывать того, что мы являемся её частью. Команды называют понравившийся им произведения, оценивают свою работу и каждая команда называет лучшего игрока. Команды читают слово «Замечательно!» |