Тетрадь
для самостоятельных работ
ученика 2___ класса
МОУ СОШ № ____
Ф.И._____________________
__________________________
II-III этапы

Самостоятельные работы являются контрольно-измерительными материалами, которые соответствуют структуре рабочей программы «Коррекционно-развивающее обучение учащихся 2 – 4 классов с ФФНР/НВОНР» (по разделам и темам).
Они могут быть использованы учителями-логопедами, родителями, учениками.
Оглавление
КОРЕНЬ СЛОВА. ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА. 4
БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ (Промежуточный тест) 5
БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ (Проверочная работа) 6
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. Образование слов при помощи суффиксов 7
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. Образование слов при помощи приставок 8
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. Состав слова 9
Дифференциация предлогов и приставок 10
Антонимы 11
СИНОНИМЫ 12
Согласование 13
Управление 14
Составление предложений из слов и определение границ предложений. 15
Редактирование текста 16
Деформированный текст 17
Деление текста на части 18
Литература 19
Самостоятельная работа 1.
КОРЕНЬ СЛОВА. ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА.
Выпиши только родственные слова. Выдели корень.
Горный, горевать, гористый, пригорок, горочка, горцы.
______________________________________________
Подберите однокоренные слова с корнем
-дом- _________________________________________
Вставьте в текст однокоренные слова, по смыслу. В однокоренных словах выделите корень.
Сегодня у нас был урок __________________. На берегу реки стоял ____________ мальчик и смотрел вдаль. Я повесил свой ________________ на стену около дивана. Мой брат Саша очень любит ___________________ .
Это была ____________________ на тему «Осень».
Слова для справок: рисунок, рисовать, рисование, зарисовка, рисующий
Прочитайте пары слов. Являются ли эти слова родственными? Подберите к каждому слову, родственные слова, напишите их, обозначьте корень. Составьте предложения.
носить - нос ________________________________
делить – дело ______________________________
Самостоятельная работа 2.
БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ
(Промежуточный тест)
Написание каких безударных гласных требует проверки (подчеркни):
А, Я, О, Ё, Е, У, Ю, И, Ы.
Поставь ударение в словах, подчеркни безударную гласную.
Листок, билет, земля, тарелка, скорый, стальной, бегает, плясал, тяжёлый, весёлый.
Поставь в словах ударение. Обозначь безударную гласную. Подчеркни те слова, которые являются проверочными для выделенного слова.
Моря – море, моряк, морской.
Бежать – бегун, бегать, бегут, бег.
Грибы – грибной, грибник, гриб.
Соедини слова с нужной буквой.
Сп__на
Сн__жок Е
М__сной
Св__нья
П__тёрка И
Бл__ны
Св__ча
Л__сной Я
В__рхушка
Самостоятельная работа 3.
БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ
(Проверочная работа)
Прочитай слова. Поставь ударение. Обозначьте точкой безударные гласные.
Светло, конец, ледок, ковры, пчела, леса, плита, трещит, весна, зима.
Поставьте в словах ударение, обозначьте безударные гласные. Напишите проверочные слова.
страна- _________________ село _______________
носит- __________________ гнездо- _____________
лиса____________________ ряды- ______________
Прочитай текст. Вставь в слова пропущенные буквы. В скобках напиши проверочные слова.
Сказка.
Ехал мужик д__мой (_________). На в__зу (__________) была рыба. Видит мужик: на дороге л__жит (______________) л___са (_______________). Взял он л__су (_________) и положил на воз. Л__са была живая. Ст__ла (_____________) она рыбу с воза бр__сать (________________). Приехал мужик д__мой (________________), а на в___зу (__________) ни л__сы, ни рыбы.
Прочитай слова. Найди допущенные ошибки. Напиши слова правильно.
Баец, постух, гребы, трова, бижал, потикла, бижал. ____________________________________________________________
____________________________________________________________
Самостоятельная работа 4.
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.
Образование слов при помощи суффиксов
1. Образуйте слова с ласкательным значением от имён Петя, Валя, Саша, Оля.
Нужно использовать суффиксы:
- еньк- ________________________________________
- ечк - ________________________________________
2. Образуйте слова с ласкательным значением от слов лист, дуб, мел, угол.
Нужно использовать суффиксы:
- ок - __________________________________________ - ик - _________________________________________
- чек - _________________________________________
3. Образуйте слова при помощи суффиксов – ёнок -, - онок -, обозначающие детёнышей кошки, коровы, свиньи, ежихи.
__________________________________________________________________________________________
Самостоятельная работа 5.
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.
Образование слов при помощи приставок
1. Образуйте глаголы, от слова шёл при помощи приставок:
во- ___________________ до-_____________________
подо-_________________ вы - ____________________
пере __________________________________________
2. Образуйте слова с данными приставками. Приставки обозначьте.
на -: писать, рисовать, тереть, красить;
____________________________________________________________________________________________
по -: дарить, работать, гостить, бежать;
____________________________________________________________________________________________
про-: скакать, гладить, мелькнуть;
____________________________________________________________________________________________
3. В каком слове есть приставка под - ? Выдели эту приставку.
Подводник; подарок; подвиг; поделка.
Самостоятельная работа 6.
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. Состав слова
Соедините линиями слова каждой группы с соответствующей схемой.
Город |  |
Городок |
Пригород | |
Лесник | |
Флажок |
Поезд | |
Бег | |
Разбег |
Восстанови нужный порядок морфем в каждом слове, запиши получившееся слово.
к, за, стёж, а | _________________________________ |
ый, вод, н | _________________________________ |
ов,груз, ой | _________________________________ |
дач, за, ник | _________________________________ |
лёт, н,пере, ый | _________________________________ |
Самостоятельная работа 7.
Дифференциация предлогов и приставок
Вставьте предлоги в предложения.
Охотник спрятался ____ дерево. С
Лида идет ____ братом. У
Картофель убрали ____ подвал. ЗА
Малыши бегают ____ площадке. В
Внучка гостила ____ бабушки на даче. НАД
Птица летит ____ городом. ПО
____ озеру подошли туристы ОТ
____ причала отходит лодка К
Запишите, раскрывая скобки.
Образец: слететь (с)ветки – слететь с ветки
(по) солил_____________________________________
(за) брата______________________________________
(у) лётчика_____________________________________
(за) бежал_____________________________________
(до) стать (до)яблока____________________________
(про) читал (про) собаку__________________________
Самостоятельная работа 8.
Антонимы
Из данных ниже слов подобрать парами слова, противоположные по значению:
смех находить
широкий низкий
день плач
высокий ночь
терять узкий
Прочитайте, найдите и подчеркните в каждом предложении антонимы.
В молодости не научишься работать, в старости останешься с пустыми руками.
Злой плачет от зависти, а добрый – от радости.
На прошлой неделе я встретил на вокзале друга, а сегодня проводил его.
Закончите предложения:
Куст низкий, а дерево ___________________.
Летом тепло, а _________________ холодно.
Смелый там найдёт, где робкий __________________.
Самостоятельная работа 9.
СИНОНИМЫ
Из данных ниже слов подобрать парами слова, близкие по значению, хотя и различные по звуковому составу:
азбука грусть
печаль алфавит
твёрдый доктор
врач любезный
вежливый жесткий
льётся течёт
Прочитайте, выберите в каждом ряду по три слова-синонима. Подчеркните.
одноклассник, друг, ровесник, товарищ, приятель;
храбрый, звонкий, смелый, отважный;
работа, дело, забота, труд, перерыв.
Прочитайте стихотворение, найдите и подчеркните слова-синонимы.
Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мёрзнет в жару.
(И. Токмакова)
Самостоятельная работа 10.
Согласование
Соедини линией слово из первого столбика с подходящим словом из второго.
осенний солнце
звёздная лист
яркое ночь
ласковый роза чайная утро доброе ветерок
Вставьте пропущенные буквы.
Кофта больш___ Син___ небо
Платье больш___ Прохлад___ вечер
Свитер больш___ Добр___ утро
Вставь пропущенное слово.
Мальчик написал ___________________ письмо другу.
Мама купила Кате ______________________ конфеты.
______________ бабочки летают над цветущим лугом.
На улице идёт _______________________ дождь.
Слова для справки: вкусные, сильный, длинное, красивые, шоколадные.
Самостоятельная работа 11.
Управление
Записать словосочетания, подобрав парами слова из двух данных групп. Указать вопрос (от глагола к существительному).
А ) | | Б) |
Решили | | на лыжах |
Поймали | | яблоки |
Встретились | | зайчонка |
Бегут | | гостю |
Собирают | | с лесником |
Мечтали | | задачу |
Обрадовались | | с другом |
Помирились | | о поездке |
Прочитать данные словосочетания, записать, изменяя слова в скобках соответственно вопросам.
Образец: Удивлялся силе брата. Восхищался силой брата.
Набраться (чего?) | (силы) | _________________ |
Собраться (с чем?) | _________________ |
Начать (что?) | (работа) | _________________ |
Приступить (к чему?) | _________________ |
Желать (чего?) | (успех) | _________________ |
Стремиться (к чему?) | _________________ |
Применять (что?) | (правило) | _________________ |
Пользоваться (чем?) | _________________ |
Платить (за что?) | (проезд) | _________________ |
Оплатить (что?) | _________________ |
Самостоятельная работа 12.
Составление предложений из слов и определение границ предложений.
Составьте предложения из слов, данных в начальной форме.
в, птенцы, гнездо, сидеть _________________________
есть, малыши, хотеть_____________________________
к, ним, мама, летать _____________________________
она, маленький, носить, червяк ____________________
птенцы, накормить, птичка, свои ___________________
Разделите текст на предложения. Поставьте в конце каждого предложения нужный знак.
Вьюга.
Утром Коля вышел из дома дул сильный ветер выла вьюга малыш боялся идти в школу один он заметил Сашу тот испугался пурги и стоял под липой мальчики взялись за руки и побежали в школу дети были рады.
(По Сухомлинскому)
Самостоятельная работа 13.
Редактирование текста
Задание: Прочитайте текст. Замените повторяющиеся слова синонимами (близкими по значению словами). Запишите текст.
***
У нас живёт пушистый кот Васька. Наш кот большой проказник. Однажды кот заметил на берёзе грача. Мгновенно кот полез на берёзу. Но грач увидел кота. Грач клюнул кота в лоб. Кот бросился в дом.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Самостоятельная работа 14.
Деформированный текст
Расставить предложения в нужной последовательности и записать.
Ливень.
В воздухе пахло цветами и медом.
От земли после дождя шел пар.
Набежала темная туча.
Стоял жаркий день.
Хлынул ливень.
Первые капли дождя упали на землю. (26)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Самостоятельная работа 15.
Деление текста на части
Раздели текст на части по готовому плану.
Лиса.
Кто живет в лисьей норе?
Как лисица ухаживает за своими маленькими детенышами?
Как мама учит лисят охотится?
В лесу живет лиса. Там под деревом у нее глубокая нора, а в норе — маленькие лисята. С малышами так много хлопот! Нужно их накормить, согреть. Лисица старательно вылизывает мордочки своих детенышей, их хвостики, их животики, и пушистая шерстка лисят всегда чистая. А подросли лисята, тут у лисицы другие заботы появляются. Настало время их к охоте приучать. Вот и тащит лиса своим детям то мышку, то птицу, то зайца. Отдаст лисятам, сядет в сторону и следит, как они добычу ловить учатся.
(М. Нечаев)
Литература
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: ВЛАДОС, 2001.
Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР/ Практическое пособие для логопедов. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2003.
Козырева Л.М. Путешествие в страну падежей. Тетрадь для логопедических занятий № 5.– Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001.
Козырева Л.М. Секреты прилагательных и тайны глаголов. Тетрадь для логопедических занятий № 6.– Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001.
Козырева Л.М. Как образуются слова. Тетрадь для логопедических занятий № 7.– Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001.
Козырева Л.М. Слова-друзья и слова-неприятели. Тетрадь для логопедических занятий № 8.– Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001.
Мазанова Е.В. Логопедия. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза, и аграмматическая дисграфия: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Тетрадь 3. М.: ООО «Аквариум БУК, 2004.»
Мазанова Е.В. Логопедия. Аграмматическая форма дисграфии: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Тетрадь 4. М.: ООО «Аквариум БУК, 2004.»
Мазанова Е.В. Учусь работать с текстом. Альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза / Е.В.Мазанова. М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2007.
Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников.
Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. – М.: АРКТИ, 2007.
29